В Винницкой области археологи обнаружили находки времен Трипольской и Черняховской культур (фоторепортаж) Фото: Археологические работы проходят в Винницкой области (РБК-Украина)

Работы ускоренными темпами проходят в Винницкой области в зоне капитального ремонта магистрального газопровода "Уренгой — Помары — Ужгород"

Сразу четыре археологических памятника времен бронзового века и Черняховской культуры удалось обнаружить сотрудникам научно-исследовательского центра "Спасательная археологическая служба" Института археологии НАН Украины.

В рамках экспедиции, археологи зафиксировали два поселения и могильник Черняховской культуры III-IV вв. н. е. А также поистине ценные находки, датируемые приблизительно 1-м тысячелетием до н.э., которые команда археологов относит к Трипольской культуре.

Преодолевая холод и повышенную влажность, несколько десятков археологов "вкапываются вглубь истории" посреди широких полей возле села Поповка Липовецкого района и населенных пунктов Тягун и Троща Ильинецкого района. Styler отправился в Винницкую область, чтобы посмотреть, как проходят раскопки, что уже удалось найти археологам и попытаться представить быт поздних скифов, готов и ранних славян III-IV вв.

Археологические раскопки в Винницкой областиФото: Раскопки проходят вдоль магистрального газопровода "Уренгой — Помары — Ужгород" в Винницкой области. На переднем плане – поселение и могильник Черняховской культуры "Поповка 1", вдалеке видим раскопки поселения "Поповка 2" (РБК-Украина)

Дорога от Винницы до небольшого села Поповка заняла пару часов. Однако, преодолев несколько пересадок и больше 50 км, скажем так, не самого гладкого пути, мы все еще были не на месте. Руководитель экспедиции, археолог Тарас Милян посоветовал не расслабляться. До места раскопок нужно было проехать еще несколько километров, а затем "на своих двоих" прошагать по полю дополнительно 2 км.

"Зато полюбуетесь нашими краями и свежим воздухом подышите", - улыбались археологи.

Надо было торопиться: серое небо над головой обещало дождь. Скептически оценив обувь журналистов, сотрудники спасательной археологической службы только вздыхали, мол, если пойдет дождь, как бы нам не "потерять" свои ботинки в плодородных украинских черноземах. К счастью, обошлось без осадков.

Винницкая область, Украина Фото: Место раскопок находится среди живописных полей в Винницкой области (РБК-Украина)

Пока шли по полю, пытались узнать, что конкретно нас ждет на раскопках. Но археологи умеют держать интригу до последнего. Руководитель экспедиции только и говорил, что мы все увидим на месте. И это "все" нас впечатлит. Так и было!

Кладбище III-IV вв. "Люди того времени жили в среднем 30-35 лет"

Археологические работы растянулись на несколько сот метров вдоль газопровода. Раскопки стартовали в середине февраля, а изучить местность нужно до 7 апреля.

Времени для более скрупулезной работы не так много, как хотелось бы. Но и за эти пару месяцев исследователи проделали колоссальную работу.

Черняховская культура Фото: Сотрудники Института археологии проводят фотофиксацию находки, а также в масштабе переносят расположение костей на бумагу (РБК-Украина)

Мы побывали на месте древних поселений времен Черняховской культуры. Участники экспедиции условно назвали их "Поповка 1" (поселение и могильник) и "Поповка 2" (поселение). Датируются эти находки концом III – началом IV веков нашей эры.

Черняховская культура - позднеримская археологическая культура, которая была распространена на территории Украины в III-IV веках н. е. Свое название она получила от села Черняхов (Киевской области), где в 1900 году Викентий Хвойка исследовал одно из первых погребальных полей этой культуры. В Европе Черняховская культура была распространена на соседних с Украиной территориях Молдавии и Румынии.

Археолог Олег ПетраускасФото: Старший научный сотрудник и заведующий отделом археологии ранних славян и региональных исследований Института археологии НАН Украины, кандидат наук Олег Петраускас (РБК-Украина)

"Ареал распространения Черняховской культуры занимает очень большую территорию. Это и современная Украина, и Молдавия, Румыния, а также часть России. Культура полиэтничная, то есть она состояла из нескольких этносов. К основным причисляют племена восточных германцев, поздних скифов, готов, сарматов, ранних славян, даков", - рассказывает старший научный сотрудник и заведующий отделом археологии ранних славян и региональных исследований Института археологии НАН Украины, кандидат наук Олег Петраускас.

Наибольший интерес исследователей вызывает древний могильник, в котором обнаружили 18 захоронений. При этом, археологи нашли останки как взрослых, так и детей.

Могильник Черняховской культурыФото: В "черняховском могильнике" III-IV веков н.э. нашли 18 захоронений (РБК-Украина)

Кости сохранились не очень хорошо из-за высокой влажности грунта, его химического состава. В останках некоторых черепов практически отсутствуют зубы: возможно, люди тогда болели цингой.

Археологи объясняют, что без предварительного изучения антропологами нельзя сказать, от чего умерли эти люди, чем болели, к какому полу относятся те или иные останки и т.д. Известно только, что в те времена люди жили в среднем до 40 лет. Однако опираясь на предыдущие исследования и находки, уже сейчас можно узнать о необычных погребальных обрядах "черняховцев".

"Для таких могильников характерно несколько видов захоронений. Это трупосожжение и трупоположение (ингумация). При этом кости ориентированы либо четко на запад, или на север (ред. – то есть тела укладывали головой на запад или север). Соответственно каждая группа захоронений имеет свои особенности инвентаря", - говорит Олег Петраускас.

"Детей они обожали... Возможно, был демографический кризис"

Обряды Черняховской культурыФото: В ориентированных на запад захоронениях практически нет инвентаря, кроме нашейных украшений (РБК-Украина)

Археолог объясняет, что захоронения, ориентированные на север, максимально нагружены инвентарем. Людей в могилы клали одетыми, с украшениями, посудой, иногда встречается оружие, различные орудия труда, к примеру, женщины "забирали с собой" пряслица.

Основная же часть найденных в Винницкой области останков людей – это захоронения, ориентированные на запад.

"У них, что называется, редуцированный погребальный инвентарь: нет посуды, каких-то орудий труда. И все же украшения, к примеру, ожерелья мы находим", - рассказывает Олег Петраускас.

В могильнике были найдены и останки детейФото: В могильнике были найдены и останки детей (РБК-Украина)

"Интересный факт найденных захоронений. Детей они также украшали. Я не знаю, что на тот момент (ред. – находки датируются III-IV веками н. е.) у них произошло, но детей, как мы можем судить, они обожали. Дети ориентированы на север. Их могилы просто перегружены инвентарем. Возможно, на тот момент в этом поселении случился какой-то демографический кризис", - объясняет Петраускас.

Также исследователи делают предположение: быть может, более богатые на находки захоронения могли принадлежать, скажем, зажиточным людям того времени. Однако это всего лишь гипотеза.

"Ужасные обряды": Биритуализм и ритуальное разрушение

Захоронения времен Черняховской культуры в УкраинеФото: Представители Черняховской культуры использовали сразу несколько ритуальных обрядов (РБК-Украина)

"Черняховцы" исповедовали биритуализм, то есть для них было привычным использование нескольких ритуальных обрядов.

При этом особенности этих обрядов современного человека ввели бы в ужас.

"Кремация проходила прямо на месте захоронения. То есть не было какого-то отдельного крематория. После того, как костер догорал, люди забирали кости, а пепел оставляли. Конечно, все это смотрелось странно", - говорит Олег Петраускас.

Аспирант Института археологии НАН Украины Марьяна Авраменко Фото: Аспирант Института археологии НАН Украины Марьяна Авраменко (РБК-Украина)

"Был у "черняховцев" и обряд ритуального разрушения. Через полгода-год люди возвращались к захоронению… Чаще всего вынимали покойному грудную клетку. Могли по нескольку раз перекладывать кости. Есть разные теории, зачем они это делали. Я больше склоняюсь к версии, что в такой способ помогали выйти душе из тела покойного. Конечно, можно представить, что выглядело все это ужасно: мягкие ткани еще не до конца разложились, был соответствующий запах, все это находилось на поверхности земли. Но таковы были их верования", - рассказывает аспирант Института археологии НАН Украины Марьяна Авраменко.

Захоронения Черняховской культурыФото: Археологи обнаружили 16-е по счету захоронение. На фото видна черепная кость (РБК-Украина)

Ученые объясняют, что разнообразие ритуальных обрядов лишь подчеркивает – Черняховская культура была полиэтничной. Поэтому вполне нормально, что представители разных племен придерживались и разных обычаев своих предков.

Мода III-IV столетий: стеклянные бусы, раковины каури и бронзовые пряжки

Наиболее часто в древних захоронениях находят бисер и стеклянные бусы. Археологи улыбаются, мол, женщины всегда остаются женщинами и хотят выглядеть хорошо.

Бисер на раскопкахФото: Еще не очищенные от грязи стеклянные бусины и бисер, найденные на месте раскопок в Винницкой области (РБК-Украина)

Сердоликовая бусинаФото: Сердоликовая бусина (РБК-Украина)

Основная часть находок – мелкий стеклянный бисер синего цвета. Порой в одном месте встречается до 300 единиц бисеринок. Также находят крупные геометрические бусины из стекла, кораллов, сердолика.

Сердолик привозили из Кавказа, кораллы – с Красного моря, стекло – из Римской империи.

Изделия из стекла могли привозится из Римской империиФото: Изделия из стекла могли привозить из Римской империи, а также создавать в рамках Черняховской культуры (РБК-Украина)

Однако археологи обращают внимание, что изделия из стекла производили также и "черняховцы".

Так, единственный центр стеклянных изделий Черняховской культуры III-IV вв., расположенный на территории современной Украины, археологи нашли на Днестре возле села Комаров, Черновицкая область.

Раковина каури, найденная на раскопках Фото: Раковины каури использовали в качестве украшений (РБК-Украина)

На месте раскопок в Винницкой области нашли раковину каури, привезенную из теплых морей. Кстати, на некоторых островах Тихого океана такие раковины служили разменной монетой.

Как оказалось, для представителей Черняховской культуры это довольно привычное украшение, которое носили на поясе.

Бронзовая застежка III-IV ст. н.э.Фото: Бронзовая застежка III-IV ст. н.э. (РБК-Украина)

Нашлись и фибулы (застежки для одежды), а также ременные и обувные пряжки из бронзы. Судя по размерам, эти пряжки использовались для небольших ремней.

"Это скорее так – показать, что у тебя есть модная вещь. В то время бронза была импортным материалом", - объясняет научный сотрудник отдела ранних славян и археологических исследований Киевского института археологии НАН Украины Юрий Башкатов.

Римские монеты – украшения и деньги

Однозначно ответить на вопрос, как именно рассчитывались за товары племена Черняховской культуры сложно. Одни историки полагают, что люди того времени преимущественно обменивались по бартеру. Другие говорят, что могли использоваться римские монеты. Быть может, была смешенная система расчетов.

Римские монеты II ст. нашей эрыФото: Римские монеты II ст. н.э. (РБК-Украина)

На месте раскопок в Винницкой области археологи нашли несколько римских монет приблизительно 150 года чеканки.

В некоторых монетах сделаны небольшие отверстия. Скорее всего, монетки использовали в качестве украшений. Но существует теория, что в такой способ их проще было носить с собой: такой вид отделки одежды как карманы еще не был особо распространен.

"Друзья – черные археологи"

Территория археологических раскопок в Винницкой области

Фото: Защитить территорию раскопок от "черных археологов" практически невозможно, да и привлечь их к ответственности также сложно. На фото вдали – поселение и могильник "Поповка 2" (РБК-Украина)

К сожалению, место раскопок не особо балует металлическими находками, что, безусловно, мешает археологам делать правильные выводы о быте "черняховцев".

Исследователи ничего не могут поделать с "черными археологами", которые орудуют на месте раскопок с металлоискателями. По закону, необходима видеофиксация таких поисков и, главное, фиксация нахождения "черным археологом" определенной ценной вещи. А иначе правонарушение никак не доказать.

Археолог Тарас МилянФото: Руководитель экспедиции, заместитель директора НИЦ "Спасательная археологическая служба" Института археологии НАН Украины, кандидат исторических наук Тарас Милян (РБК-Украина)

"Мы нашли всего три монеты и те не в лучшем состоянии. Нам еще повезло, потому что наши "друзья – черные археологи" нашли тут практически все. Могильник, к счастью, не ограблен, но нарушен. Ситуация с этими искателями сокровищ просто фатальная", - сетует руководитель экспедиции, кандидат исторических наук Тарас Милян.

Каменный очаг на улице и система подземных хранилищ: Быт представителей Черняховской культуры

Сотрудники НАН Украины нашли фрагмент комплекса хозяйственных сооружений, а также фрагменты жилья. Конечно, система хозяйствования в III-IV ст. еще не была хорошо развита, но и назвать обустройство быта "черняховцев" хаотичным также нельзя, уверены археологи.

Быт представителей Черняховской культурыФото: Все эти ямки свидетельствую о том, что в них были найдены определенные артефакты. Они свидетельствуют о расположенных когда-то здесь хозяйственных постройках (РБК-Украина)

Дома строили из дерева. Вырывали углубление в земле и достраивали его деревянными брусками. При этом дома не были очень высокими. Хотя исследователи еще дискутируют по этому вопросу.

Был ряд хозяйственных сооружений для хранения различных припасов: мяса, зерна и т.д. О чем свидетельствуют углубления в земле разной величины – что-то вроде погребов. В таких ямах находят немало фрагментов керамики, посуды, кости животных.

Остатки открытого очага времен Черняховской культурыФото: Остатки открытого очага времен Черняховской культуры (РБК-Украина)

Есть остатки открытого очага, выполненного из камня. Кстати, добывали камень на местных речках. К примеру, неподалеку от места раскопа протекает река Соб, где когда-то были каменные карьеры.

Зимой жители найденных поселений пользовались открытым огнем в домах, а летом – вот такими очагами на улицах. Также пользовались жаровнями, специальными конструкциями, на которых сушили зерно.

"Как мы знаем, печки в домах появляются намного позже – где-то со средины первого тысячелетия н.э. на Днестре. Их использование было характерным для славян", - объясняет Тарас Милян.

Кости, найденные на раскопках в ВинницеФото: Костей различных животных археологи нашли немало. Теперь все это нужно систематизировать и изучить (РБК-Украина)

Занимались "черняховцы" земледелием, разводили скот. Хорошо были знакомы с агрокультурами (выращивали полбу, пшеницу, горох, чеснок и т.д.). К тому же, между племенами существовал обмен продуктами, семенами.

Археологи нашли очень много костей на месте раскопок – как диких, так и домашних животных.

Преимущественно жители найденных поселений разводили быков. Но были в хозяйстве свиньи, козы, овцы, а также кони и собаки. Исследователи объясняют, что охота теряет свой смысл, так как прокормить с ее помощью тысячи жителей поселений очень сложно.

Одна и та же кость быка разного времениФото: Одна и та же кость быка разного времени. Первая (большая) относится к периоду Трипольской культуры. Вторая (поменьше) – к Черняховской. "Между ними 5 тыс. лет разницы. Видим, что постепенно, пройдя процесс одомашнивания, животные мельчают", - говорит археолог Татьяна

Глиняный грузик для веретенаФото: Глиняный грузик для веретена. Черняховская культура (РБК-Украина)

Железный нож сохранился не очень хорошо. Точилка для ножа сделана из сланца

"Вишенка на торте" - находки времен Трипольской культуры

Исследователям "Спасательной археологической службы" Института археологии НАН Украины раскопки в Винницкой области преподнесли неожиданный подарок.

Вместе с поселениями и могильником времен Черняховской культуры команда археологов обнаружила находки бронзового века. В основном это керамика.

Более того, сегодня ученые осмелились предположить, что найденные артефакты относятся к раннему периоду появления Трипольской культуры на территории современной Украины – начало 1-го тысячелетия до н.э.

Трипольская культураФото: Археологи нашли много керамических фрагментов, сохранившихся со времен ранней Трипольской культуры (РБК-Украина)

"Это как раз тот период, когда Трипольская культура появляется на территории современной Украины, когда сюда начинают переселяться люди с территории Молдавии, Румынии. Определенная балканская волна ранних земледельцев…. Это довольно неожиданные находки. Так как ранняя Трипольская культура преимущественно охватывает территорию Днестра. Удивительно найти ее в бассейне Южного Буга" - рассказывает научный сотрудник отдела ранних славян и археологических исследований Киевского института археологии НАН Украины Юрий Башкатов.

Археолог Юрий БашкатовФото: Юрий Башкатов показывает, как сходятся фрагменты Трипольской керамики (РБК-Украина)

Юрий объясняет, что находка ценна для археологов, так как может позволить расширить известный сегодня ареал распространения ранней Трипольской культуры на территории Украины.

Кстати, Юрий Башкатов придерживается версии, что племена Трипольской культуры были вынуждены сами покинуть обжитые земли.

"По некоторым подсчетам в одном поселении могли проживать тысячи людей. Для того времени это огромное количество. Но ведь тогда еще не было "агронауки", землю обрабатывали, как могли. Это было экстенсивное земледелие. Соответственно, должен был наступить "земельный кризис". К тому же, нужно понимать, что во времена Трипольской культура на территории современной Украины только начинает формироваться чернозем, его было сантиметров 10. Поэтому, скорее всего, племена между собой начали выяснять отношения за землю. Могла наступить черта голода, которая заставляла людей менять место проживания. Есть и такая теория", - объясняет Юрий Башкатов.

Верхняя часть керамических сосудов времен ТрипольяФото: Верхняя часть керамического сосуда времен Триполья (РБК-Украина)

На видео показано, как эти два элемента подходят друг другу

На вопрос, а как Трипольская культура могла быть связана с Черняховской, у археологов ответ простой: "Никак".

"Дело в том, что Украина – это же благословенная земля, где люди жили постоянно. И такое явления в нашей археологии как однослойный памятник - большая редкость. Очень часто в одном месте раскапываем сразу несколько находок разных времен", - объясняют ученые.

Трипольская культура Фото: Декорировали готовые изделия "трипольцы" подручными материалами. Три кружочка на фрагменте керамики – отпечатки пальцев, узорные полоски созданы с помощью шнура (РБК-Украина)

Вся керамика времен Триполья – полностью ручная работа. В то время еще не было гончарного круга. Чтобы глина во время обработки не разваливалась и хорошо держала форму, к ней добавляли толченый камень или шамот (обожженная, измельченная глина).

Керамика Черняховской культуры Фото: А это уже хорошо сохранившаяся керамика времен Черняховской культуры. Предметы создавались с помощью гончарного круга (РБК-Украина)

"Это феноменально. Дело в том, что гончарный круг вместе с античностью попал на юг (Крым, Причерноморье). И только во время Черняховской культуры использование гончарного круга получило достаточно широкое распространение. Фактически вся территория украинской лесостепи была обеспечена такой керамикой. Исчезает Черняховская культура – и на территории Украины, кроме юга, исчезает гончарная керамика. И восстанавливается у славян на границе VIII-IX веков. Почти на 300 лет навыки были утрачены", - рассказывает Тарас Милян.

фрагмент красно-лаковой керамикиФото: Ценная находка, еще одно свидетельство римского импорта – фрагмент красно-лаковой керамики (импорт из империи на территорию варваров). Такие изделия считались статусными. Быть может, это часть небольшой мисочки или кубка (РБК-Украина)

кремниевая ножеподобная пластинаФото: Орудие труда "трипольца" - кремниевая ножеподобная пластина. Такими ножами могли резать кожу, к примеру (РБК-Украина)

Острие стрелы из кремнияФото: Острие из кремния (РБК-Украина)

Раскопки в Винницкой области: будущее находок

По плану раскопки еще будут продолжаться до начала апреля. После исследований все найденные артефакты будут переданы Винницкому краеведческому музею.