4 самых дорогих российских стартапа, которые лопнули
Фото: Даже личные усилия Дмитрия Медведева не помогли российскому смартфону найти своего покупателя
Общенациональный размах стартапа в России скорее гарантирует поражение, чем победу
К сожалению, грандиозный замысел отнюдь не всегда перерождается в грандиозную реальность. По статистике, лишь одному из десяти стартапов удается отвоевать себе успех и место на рынке - это мировая статистика. В России процент еще ниже.
А если стартап относится к дорогостоящим сферам - таким как автомобилестроение и высокие технологии, - на них можно потерять баснословные суммы. В нашей подборке - четыре российских стартапа национального масштаба, которые прогорели вместе с вложенными в них сотнями миллионов.
1) Ё-мобиль
Проект российского гибридного автомобиля, в разработку которого вложили 250 млн евро. Заявленная разработчиками стоимость машины составляла, в зависимости от комплектации, от 450 до 490 тыс. рублей.

Старт промышленного производства был запланирован на 2015 год, однако всего лишь четыре автомобиля в итоге увидели свет. Впрочем, выпущенная модель - Ё-Crossback EV - сильно отличалась от того, что было заявлено в проекте. Она имела не пятидверный, а трёхдверный кузов, но самое главное - силовая установка была не гибридной, а электрической.

В апреле 2014-го проект закрыли. Одним из четырех выпущенных раритетов сегодня владеет местный одиозный политик Владимир Жириновский.
2) Поисковик "Спутник"
Примерно $60 млн бюджетных средств поглотили прогоревшая российская национальная государственная поисковая система и интернет-портал "Спутник", запущенные компанией "Ростелеком" в мае 2014 года.

В первые дни после запуска количество переходов с поисковика "Спутник" на сайты составило около 5 млн, однако уже к сентябрю этот показатель снизился до 16,6 тыс. человек. Сегодня, согласно статистике, сайт "Спутника" ежедневно посещают менее тысячи человек.
3) YotaPhone
$50 млн инвестиций получила российская компания Yota Devices на разработку смартфонов YotaPhone и YotaPhone 2.

Первый аппарат увидел мир в декабре 2013 года. Он был оснащен двумя независимыми экранами: первый - традиционный ЖКИ, второй - дисплей по технологии электронных чернил.

В декабре 2014 года вышла следующая версия гаджета - YotaPhone 2, однако коммерческого успеха, увы, не последовало. За первый месяц удалось продать всего лишь около 600 экземпляров. В настоящее время смартфон можно купить, однако низкие показатели продаж особой радости инвесторам доставляют.
Ситуацию не спасла даже реклама от самого Дмитрия Медведева.

4) Автомобильная компания Marussia Motors
Эта компания по производству спортивных автомобилей была основана в 2007 году российским шоуменом-гонщиком Николаем Фоменко и предпринимателем Ефимом Островским.

В разработку одного из концепт-каров компании было вложено около 100 млн евро, однако проект, предложенный командой Marussia, оказался нежизнеспособным, и в серию так и не воплотился.

В феврале 2014 года российское правительство объявило, что выделит 3,6 млрд руб Marussia Motors и ФГУП НАМИ на создание автомобиля для первых лиц государства в рамках проекта "Кортеж". Эти деньги планировалось распределить в 2014 - 2016 годах.

Планам так и не удалось сбыться. В апреле 2014 года компания объявила себя банкротом, а всё ее имущество распродали.
Тем временем компания Google планирует разводить генетически модифицированных комаров