ua en ru

4 самых дорогих российских стартапа, которые лопнули

4 самых дорогих российских стартапа, которые лопнули Фото: Даже личные усилия Дмитрия Медведева не помогли российскому смартфону найти своего покупателя

Общенациональный размах стартапа в России скорее гарантирует поражение, чем победу

К сожалению, грандиозный замысел отнюдь не всегда перерождается в грандиозную реальность. По статистике, лишь одному из десяти стартапов удается отвоевать себе успех и место на рынке - это мировая статистика. В России процент еще ниже.

А если стартап относится к дорогостоящим сферам - таким как автомобилестроение и высокие технологии, - на них можно потерять баснословные суммы. В нашей подборке - четыре российских стартапа национального масштаба, которые прогорели вместе с вложенными в них сотнями миллионов.

1) Ё-мобиль

Проект российского гибридного автомобиля, в разработку которого вложили 250 млн евро. Заявленная разработчиками стоимость машины составляла, в зависимости от комплектации, от 450 до 490 тыс. рублей.

4 самых дорогих российских стартапа, которые лопнули

Старт промышленного производства был запланирован на 2015 год, однако всего лишь четыре автомобиля в итоге увидели свет. Впрочем, выпущенная модель - Ё-Crossback EV - сильно отличалась от того, что было заявлено в проекте. Она имела не пятидверный, а трёхдверный кузов, но самое главное - силовая установка была не гибридной, а электрической.

4 самых дорогих российских стартапа, которые лопнули

В апреле 2014-го проект закрыли. Одним из четырех выпущенных раритетов сегодня владеет местный одиозный политик Владимир Жириновский.

2) Поисковик "Спутник"

Примерно $60 млн бюджетных средств поглотили прогоревшая российская национальная государственная поисковая система и интернет-портал "Спутник", запущенные компанией "Ростелеком" в мае 2014 года.

4 самых дорогих российских стартапа, которые лопнули

В первые дни после запуска количество переходов с поисковика "Спутник" на сайты составило около 5 млн, однако уже к сентябрю этот показатель снизился до 16,6 тыс. человек. Сегодня, согласно статистике, сайт "Спутника" ежедневно посещают менее тысячи человек.

3) YotaPhone

$50 млн инвестиций получила российская компания Yota Devices на разработку смартфонов YotaPhone и YotaPhone 2.

4 самых дорогих российских стартапа, которые лопнули

Первый аппарат увидел мир в декабре 2013 года. Он был оснащен двумя независимыми экранами: первый - традиционный ЖКИ, второй - дисплей по технологии электронных чернил.

4 самых дорогих российских стартапа, которые лопнули

В декабре 2014 года вышла следующая версия гаджета - YotaPhone 2, однако коммерческого успеха, увы, не последовало. За первый месяц удалось продать всего лишь около 600 экземпляров. В настоящее время смартфон можно купить, однако низкие показатели продаж особой радости инвесторам доставляют.

Ситуацию не спасла даже реклама от самого Дмитрия Медведева.

4 самых дорогих российских стартапа, которые лопнули

4) Автомобильная компания Marussia Motors

Эта компания по производству спортивных автомобилей была основана в 2007 году российским шоуменом-гонщиком Николаем Фоменко и предпринимателем Ефимом Островским.

4 самых дорогих российских стартапа, которые лопнули

В разработку одного из концепт-каров компании было вложено около 100 млн евро, однако проект, предложенный командой Marussia, оказался нежизнеспособным, и в серию так и не воплотился.

4 самых дорогих российских стартапа, которые лопнули

В феврале 2014 года российское правительство объявило, что выделит 3,6 млрд руб Marussia Motors и ФГУП НАМИ на создание автомобиля для первых лиц государства в рамках проекта "Кортеж". Эти деньги планировалось распределить в 2014 - 2016 годах.

4 самых дорогих российских стартапа, которые лопнули

Планам так и не удалось сбыться. В апреле 2014 года компания объявила себя банкротом, а всё ее имущество распродали.

Тем временем компания Google планирует разводить генетически модифицированных комаров