Штраф за "иностранцев": Стоит ли паниковать владельцам авто с "еврономерами"
Какие существуют легальные схемы ввоза "беспошлинных" иномарок и почему не решается проблема с нарушениями при их использовании, - в материале Styler
На днях многие автолюбители обеспокоились - появились новости о массовом штрафовании водителей за использование "литовских номеров". Примером стал водитель Mersedes’а, которому пришлось заплатить 1,6 млн гривен. Из текста решения суда становится понятно, что наказали водителя не за сам факт использования иностранных номеров, а за нарушение таможенных правил. Он не имел права пользоваться Mersedes’ом, так как ввозил в Украину эту иномарку иностранец во временном режиме. А по правилам, на территории Украины пользоваться иномаркой в течении одного года без необходимости платить за растаможивание мог только этот иностранец.
Решение по водителю Mersedes’а суд вынес в конце мая. Но только сейчас начали говорить о возможных будущих массовых наказаниях водителей. Одни эксперты успокаивают, что целеустремленной охоты на водителей нет - суды выносят решения как в пользу Государственной фискальной службы, так и в пользу водителей. Другие жалуются на отсутствие реальной борьбы с нарушителями использования "временных" машин.
"Штраф" за литовские номера
4 июня 2016 из Беларуси в Украину по "зеленому коридору" в Черниговской области заехал автомобиль Mersedes-Benz E320. На машине - литовские номера JEE221. За рулем - молдаванин. А значит, он имел право пользоваться иномаркой в Украине в течение одного года.
21 сентября 2016 года этот же автомобиль остановили черкасские патрульные. На автомобиле "висели" все те же литовские номера JEE221. Но за рулем - украинец. Позже он будет возмущаться, что никаких правил дорожного движения не нарушал, а потому патрульные не имели права его останавливать. Протокол полицейские не составили, зато пришлось ехать в Черкасскую таможню и письменно объяснять, что на самом он деле купил автомобиль.
Спустя несколько месяцев водитель узнал, что Черкасская таможня наложила на него штраф - 1, 681 млн грн за нарушение таможенных правил. Он не согласился со штрафом и пошел в суд. В режиме видеоконференции владелец авто объяснял суду, что пользовался иномаркой по доверенности жительницы литовского города Каунас. Также оправдывался, что ничего не знал о каких-либо таможенных обязательствах, потому что не перевозил свой автомобиль через границу Украины. Каневский суд признал водителя невиновным. Но таможенники не сдались, и Киевский апелляционный административный суд 24 мая все же признал вину водителя.
Ввоз автомобиля во временном режиме – одна из легальных схем использования в Украине иностранных машин. Согласно правилам Стамбульской конвенции (Конвенция о временном ввозе 1990 р., - ред.), на автомобиле с иностранными номерами можно ездить год. К нему применяется условное полное освобождение от ввозной пошлины, налогов на добавленную стоимость и акцизных налогов.
Вторая легальная схема – такую машину можно "задекларировать" как транзитную. Водителям приходится каждые пять дней пересекать границу через одну и ту же таможню. Поэтому, большое количество "иностранцев" можно увидеть как раз в приграничных районах.
Согласно информации Государственной фискальной службы Украины, каждый год стремительно растет количество автомобилей, завезенных во временном режиме гражданами других стран и не вывезенных в оговоренный срок. Если на начало 2015 года таких машин было почти 18,5 тыс, то на начало 2016-го – почти 32 тыс. По состоянию на 1 января 2017-го – их было уже более 72 тыс. А к середине 2017 года в Украине было зарегистрировано более 138 тыс. автомобилей, завезенных их других стран.
Транзитные "беспошлинные" автомобили более популярны среди украинцев, чем среди иностранных граждан. По состоянию на 30 июня 2017 года, в Украине - более 12 тыс. таких машин. А еще в начале 2015-го их было почти 4,5 тыс.
История со штрафом водителя Mersedes'а за последние несколько дней получила широкую огласку. Причина - заоблачная сумма взыскания. Причем, в новостных заголовках чаще всего указывается, что наказали водителя за литовские номера. Но Киевский апелляционный суд в своем решении разъяснил: "временными" автомобилями могут пользоваться лишь те, кто их ввозил в Украину. Судьи признали действия украинского водителя противоправными. Тот с толкованием суда согласился.
Многие высказывались, что подобные наказания имеют массовый характер. В судебном реестре можно найти достаточно решений, по которым водителей штрафуют за нарушения провоза "иностранцев".
10 февраля 2017 года Черниговская таможня оштрафовала водителя "транзитного" Opel Astra с литовскими номерами, когда тот пересекал границу. В феврале также Сосновский райсуд Черкасс признал законным штраф водителю нерастаможенного Audi A4 на польских номерах. Ему пришлось заплатить 443 тыс. грн.
Но далеко не все суды становятся на сторону фискалов. 13 июля 2016 года одесский апелляционный административный суд оправдал водителя BMW 525 TDS с болгарскими номерами. В этом случае суд вынес противоположенное решение: водитель не является декларантом машины и ответственным лицом за соблюдение режима временного ввоза, плательщиком таможенных платежей. Поэтому тот не хотел уклонятся от уплаты таможенных платежей. В этом деле есть одна существенная деталь - водитель работал экспедитором в болгарской компании "Геронда", которая и владела BMW.
Согласно данным Государственной фискальной службы Украины, за I полугодие 2017 года таможенники выявили 180 случаев нарушений правил при перемещении автомобилей через границу Украины. При этом изъято 183 единицы на общую сумму более 27,5 млн грн. Большинство из этих случаев (161) касаются нарушений при ввозе автомобилей в Украину (изъято 164 единицы на сумму более 22, 9 млн грн).
Замкнутый круг
Лидер организации "АвтоЕвроСила" Олег Ярошевич считает, что пока рано говорить о массовом характере штрафования водителей нерастаможенных автомобилей с иностранными номерами. Он предполагает, что решения судов органы власти могут в дальнейшем как использовать, так и нет.
"На сегодняшний день несостоятельность наших законов, попытка государственных органов найти способ давления на граждан, владеющих транспортными средствами иностранного регистрации и такой прецедент, - заявил он Styler. - Все должны знать статус автомобиля, права и обязанности".
Юрист Святослав Бартош, который занимается решением таможенных споров, в комментарии Styler говорит, что проблема с такого рода штрафами водителей раздута. Он отметил, что массовый характер наказания владельцев пока не имеют. Также нельзя пока говорить, что в дальнейшем суды будут выносить решения в пользу Государственной фискальной службы.
На границе же предупредить нарушителя невозможно, говорит Бартош. Когда иностранец выезжает обратно без автомобиля, то его трудно заподозрить в нарушениях. Он не обязан отчитываться, что именно он сделал с машиной.
"Он должен вывезти автомобиль через определенное время. Можно повторно не пускать иностранца с новым автомобилем. Но это сократит количество въезжающих. Есть соответствующие разъяснения таможни, согласно которым можно ввозить только один автомобиль без растаможивания", - рассказывает Бартош.
Юрист объясняет, почему схема временного ввоза машин иностранными гражданами столь популярна. Если этим займется украинец, ему нужно будет предоставить финансовую гарантию.
"То есть нужно внести средства на счет таможни в размере всех таможенных платежей, подлежащих уплате за растаможивание автомобиля. А потом, если ты придерживался правил и уехал, то ты забираешь деньги, - говорит он. - Ну вот за растаможку Mercedes’а надо было заплатить примерно 500 тысяч гривен".
Существование на украинских дорогах большого количества автомобилей с иностранными номерами возможно из-за отсутствия эффективного контроля со стороны правоохранителей. Кроме того, многие начинают даже зарабатывать деньги на "беспошлинных" машинах. Это Styler подтвердил президент таксомоторной ассоциации Украины Андрей Антонюк. По его словам, работать в такси на "временных" автомобилях запрещено.
"В такси за последний год пришло много таких машин. Кто-то покупал машину по 10-15 тысяч с учетом растаможивания, а кто-то хитрый купил за 2 тысячи долларов. То же рабочее место, другие возможности, другие вложения, у кого доход больше, у кого-то меньше, - говорит он. - Я был в Василькове. Стоянка такси - три машины, и все три стоят с "прибалтийскими номерами". А это законом прямо запрещено. Коммерческая деятельность на этих машинах запрещена".
Волну последних наказаний Антонюк приветствует. По его словам, это признак того, что патрульные начинают выполнять свои обязанности. Но из-за отсутствия достаточной реакции на наличие нарушителей в ассоциации все равно собрались судиться с Нацполицей - хотят признания бездействия правоохранителей незаконным.
"Нарушение правил дорожного движения - то, что составляет наша полиция - 500-700 гривен штрафа. За эксплуатацию автомобиля на иностранных номерах с коммерческой деятельностью - там штраф в 100 000 гривен. Это уже не выписывают, - жалуется Антонюк. - Полиция не наложила ни один админштраф за незаконное предпринимательство по такси".
По словам Антонюка, при использовании таких автомобилей в коммерческой деятельности штраф составляет - до 100 тыс. грн. За незаконное предпринимательство - от 17 до 34 тыс.
В пресс-службе Нацполиции Styler заявили, что для выявления нарушителей проводят совместные рейды с представителями Государственной фискальной службы. Но этого недостаточно, поскольку у полицейских нет формальных причин, по которым они могут проверить водителей.
"Нацполиция здесь ни при чем. У полиции нет доступа к базе ГФС", - объясняют в пресс-службе.
Олег Ярошевич из "АвтоЕвроСила" говорит, что проблему может решить снижение акциз на ввоз иномарок из Европы, упрощение процедуры их регистрации. Таким образом, по идее, украинцы перестанут хитрить, чтобы дешевле купить иномарку.