ua en ru

Как живет Киев без парковщиков

Как живет Киев без парковщиков Фото: В Киеве уже больше недели оплата за парковку - на совести водителей (РБК-Украина)

Привыкли ли водители столицы к нововведению, платят ли они за парковку при отсутствии парковщиков, - в репортаже Styler

С 10 августа в Киеве изменились правила парковки. Уже больше недели парковщики не имеют права собирать деньги. Вместо этого водители должны самостоятельно оплатить услуги парковки четырьмя доступними бесконтактными способами.

Киевская власть решила провести этот эксперимент, пока парламент не примет законопроект №5364 по упорядочению парковки. Документ поможет наказывать водителей, которые безвозмездно располагают свои машины в отведенных для этого местах. Пока же на площадках бывшие парковщики и инспекторы выполняют только сервисную функцию – помогают правильно парковаться и объясняют водителям о необходимости оплатить услугу.

Парковщики "вне закона"

Максим – инспектор, который с 10 августа наблюдает за парковкой машин в Киеве. Когда большинство киевских водителей в 8 утра только добираются на работу, Максим уже следит за автомобилями в центре столицы.

- Вот. Правда, одна штука осталась. Хотя сразу пачку дали.

Максим из сумки достает два буклета. На последнем буклете - предупреждение водителям со списком правил дорожного движения, которые они нарушили. Среди них – неуплаченное парковки.

В отличие от обычных парковщиков, которые выделяются одеждой с яркими элементами, Максим едва приметный – в белой футболке, черных очках и с сумкой. Только вблизи можно понять, что он не обычный прохожий, который кого-то ждет. На одежде – надпись "инспектор" и эмблема "Центр организации дорожного движения". На футболке – видеокамера.

Больше недели парковщики в столице – "вне закона". Они не могут брать деньги у водителей, которые оставляют машины в отведенных для этого местах. В столице почти 3 тысячи определенных паркомест. По мнению мэра Виталия Кличко, таким образом будет минимизирован человеческий фактор в сфере парковки, это станет предохранителем проявлений коррупции, а деньги из парковочного сбора не пойдут "на лево".

Эксперимент власть решила сделать еще до принятия парламентом закона относительно упорядочения парковки. От документа, который сейчас в Раде прошел лишь первое чтение, ожидают возможность штрафовать владельцев, хаотично расставляющих машины, и эвакуировать автомобили.

Пока же местная власть объявила конкурс и набирает новых инспекторов, которые смогут полноценно работать после введения в действие закона. Работа нынешних временных инспекторов - сервисная.

У водителей есть свобода действий. Они могут оплатить парковку четырьмя способами: через паркомат, SMS, мобильное приложение или купить талон в пунктах реализации.

alt

Фото: На ул. Прорезная за день паркуется до 100 машин (РБК-Украина)

Платят даже водители с номерами ВР

Зона ответственности Максима - часть улицы Пушкинская. Это – центр столицы. 10 августа улица стала еще и центром внимания – сюда показательно приходил во время инспекции парковочных площадок с журналистами директор Департамента транспортной инфраструктуры КГГА Сергей Симонов. Он хотел продемонстрировать, как будет действовать новая система.

Инспектор Максим насчитал: за день на всей улице в отведенных местах паркуется около ста машин. Почти половина владельцев оставляют автомобили на весь день. По его наблюдению, водители не уклоняются от оплаты. Большинство платит все таки с помощью мобильного приложения.

- Даже машины с номерами ВР, и еще какие-то крутые автомобили...водители все понимали. Никаких нареканий не было за неделю.

Максим говорит, что неплохо бы иметь еще и рабочий планшет, с помощью которого можно было проверять, оплатил ли водитель свою стоянку. Пока же приходится звонить в "Киевтранспарксервис" с собственного телефона. Однако так можно лишь проверить, заплатили ли за парковку через мобильное приложение. Все три другие возможности, оплата через паркомат, SMS и с помощью талона - "белое пятно".

- Может, водитель оплатил и забыл положить талон. Или ветер подул – упало.

alt

Фото: С 10 августа киевские водители оплачивают парковку с помощью паркомата, SMS, мобильного приложения и талона (РБК-Украина)

Об особенностях парковки с Максимом говорим на тротуаре возле перекрестка Прорезной и Пушкинской. В этом месте территория парковки полностью заполняется еще до десяти утра, когда приезжают на работу работники офисов. После 10:00 места для легальной парковки нет. Водители становятся хаотично - на дороге, где остановка запрещена, а также на тротуарах.

- Парковаться на тротуарах не запрещено, но они нарушают другое правило дорожного движения - движение по тротуару, - говорит Максим и в этот момент нам приходится отходить, потому что по тротуару прямо на нас едет Toyota.

Максим говорит, что по улице время от времени ездит патрульная машина, и полицейские делают замечания водителям. Но за полтора часа нашего разговора ни один патруль не проехался по этой улице.

- Если они будут писать протоколы, то им понадобится, я думаю, не один день, - объясняет он.

Во время разговора подходит мужчина и спрашивает, как оплатить парковку. Максим указывает на паркомат, который находится в 20 метрах от "синей зоны" остановки. Сначала идет вместе с водителем, чтобы помочь с оплатой. Когда оказывается, что у водителя нет 10 грн, Максим направляет водителя к киоску "Союзпечати". Паркомат сдачу не выдает. Киоск с продажей талонов единственный на всей улице.

- Большинство водителей берут талоны на месяц, - признается продавщица киоска и уточняет, что это явление не массовое. - Еще не все знают.

Еще в продаже – карта для оплаты через мобильный. Максим просит у продавщицы посмотреть, что это за карточка и как ею пользоваться, но та отказывает:

- Сказали в руки не давать. Потому что у нас сейчас такие фокусники.

Другой водитель - из Ивано-Франковска - захотел оплачивать в паркомате. После командировки в столицу ему нужно будет отчитаться об использованных средствах. Мужчине тоже помогает Максим – вносит деньги в аппарат вместо водителя, который привык платить парковщикам.

- Они тоже чеки выдавали, - говорит он.

- Где в Киеве проще всего парковаться? –задаю мужчине на первый взгляд простой вопрос.

Но он на мгновение задумывается, как-то неуверенно называет улицу Владимирская и бульвара Тараса Шевченко, а потом добавляет:

- Думаю, что таких мест нет. Машину можно поставить, но это будет либо с нарушением правил дорожного движения, или с неудобствами для других водителей.

altaltalt
alt

Фото: Водители оставляют машины не только на парковках, но и на тротуарах (РБК-Украина)

Под видом "скажите спасибо, что помог припарковаться"
С лидером "Автомайдана" Алексеем Гриценко встречаемся в КГГА на следующий день. "Убрать" парковщиков он предлагал городским властям еще два года назад. Об этом он объявлял во время заседания комиссии Киевского городского совета по вопросам транспорта, связи и рекламы.

- Они надеялись еще тогда, что скоро будет принят законопроект. – говорит он. - Если бы законопроект был принят, вопрос сам собой бы решился.

Законопроект, о котором говорит Алексей, - именно тот документ, непринятие которого и оправдывал мэр Киева Виталий Кличко перед внедрением эксперимента. Принятие законопроекта, который будет регулировать ответственность за неуплату за парковку в городах, ожидается осенью. Если за документ проголосуют депутаты, то ситуация с парковкой окажется на распутье, прогнозирует Гриценко.

- Один путь – это сознание киевлян и увеличение поступления за просто понимание, куда оно идет легально в бюджет, и потом оно тратится на обустройство этих самых парковок, - рассуждает он. - Второй путь - это определенный хаос в системе парковки. Особенно зимой, когда некому будет нормально расчищать парковочные площадки. Тогда под давлением людей состоится принятие законопроекта.

С Алексеем идем по центральным улицам, в частности, Прорезной и Пушкинской. На обеих улицах инспекторов нет. На Пушкинской возле одного из паркомест на скамейке сидит человек в старой форме парковщика. Правда, без мобильного терминала в руках. Алексей объясняет, что после начала вынужденного эксперимента бывшие парковщики на своих местах работают, но официально выполняют работы по благоустройству парковочных площадок. Хотя вспоминает, как в другой части центра города на ул. Большая Васильковская стал свидетелем того, как водители заплатил деньги мужчине в форме "Киевтранспарксервис".

- Они сейчас это делают под видом "скажите спасибо, что помог припарковаться, - сколько не жалко".

Гриценко возмущается, что столичная патрульная полиция не помогает наказывать нарушителей.

- Я понимаю, что у них ограниченные ресурсы, но показательно хотя бы нескольких парковщиков нужно наказать. Суммы небольшие – это понятно. Но по этому надо реагировать.

Кто же будет контролировать уплату за парковку, пока - тайна. Гриценко убеждает, что определить субъект контроля нужно взвешенно. Чтобы впоследствии в судах не было обжалований этого решения.

- Это могут быть представители какого-то коммунального предприятия, например, "Киевдорсервиса". Или это будет, когда в будущем примут законопроект, муниципальная полиция. В принципе, по логике, они этим должны заниматься.

Пока же лидер "Автомайдана" прогнозирует город будет терять поступления парковочного сбора.