Из ДНК человеческого эмбриона впервые удалили ген заболевания

Из ДНК человеческого эмбриона впервые удалили ген заболевания Фото: ДНК (pixabay.com/qimono)

Ученые нашли способ избавления от редкого смертельного сердечного заболевания

В США группа американских и южнокорейских ученых успешно удалила из ДНК человеческого эмбриона ген с мутацией, который отвечает за развитие заболевания. Исследование было опубликовано в журнале Nature, сообщает Associated Press.

С помощью инструмента редактирования генома CRISPR-Cas9 ученым удалось вырезать ген с мутацией, которая вызывает гипертрофическую кардиомиопатию - заболевание сердца, которое встречается у одного из 500 человек и может стать причиной внезапной смерти.

Эксперимент удался в 42 случаях из 58 (то есть в 72% случаев). Эмбрионы были уничтожены после пяти суток развития.

В ходе эксперимента ученые оплодотворили спермой мужчины, в генах которого есть соответствующая мутация, яйцеклетки 12 здоровых женщин. Одновременно они вводили в яйцеклетки CRISPR-Cas9, который вырезал из мужской ДНК мутировавший ген. Затем ученые ввели в яйцеклетку материал для "починки" ДНК с помощью искусственно созданного здорового гена, однако эмбрионы "использовали" вместо него здоровый ген из материнской ДНК.

"Мы обнаружили, что эмбрионы сами чинят себя, если есть здоровая копия гена", - заявил один из ученых Шухрат Миталипов.

Таким образом, менять гены человека с помощью CRISPR-Cas9 и создавать детей с определенным цветом глаз, фигурой и так далее гораздо сложнее, чем считалось до этого исследования. Специалисты утверждают, что не зафиксировали никаких нежелательных изменений ДНК, хотя подобные изменения произошли в аналогичных экспериментах, ранее проведенных в Китае.

Кстати, названы вредные привычки, которые передаются по наследству.