Итоги фестиваля Startup Kultur: Советы, как создать собственный проект
Немецкие и украинские эксперты по вопросам дизайн-мышления, урбанизма, бизнеса, финансов, авторского права и пиара провели более 30 лекций, мастер-классов и консультаций, чтобы раскрыть секрет успеха для молодого проекта
Более 100 культурных и социальных проектов собрались на столичном фестивале Startup Kultur, который проходил под эгидой Goethe-Institut.
"На проведение фестиваля Startup Kultur нас вдохновил Tech Open Air Berlin, ― говорит Илона Демченко, ассистент отдела специальных культурных программ Goethe-Institut в Украине, организатор фестиваля. ― Нашей целью было объединить бизнес и креативные индустрии, и мы ее достигли, собрав на одной площадке более 2 000 гостей, специалистов из разных сфер, представителей стартапов, журналистов, которые на протяжении двух дней сотрудничали во время дискуссий, воркшопов и персональных консультаций. Мы рады, что идея понравилась аудитории, и обязательно повторим проект в следующем году".
Фото: Илона Демченко (пресс-служба)
Советы, как создать собственный проект:
Анализируйте каждый шаг
Фото: Анна Рёш (пресс-служба)
Анна Реш, внештатный бизнес-аналитик в Tom Spike GmbH i.G., специалист по финансам в Impact Hub Berlin:
"Социальные идеи так часто бывают инновационными, что определить для них универсальную бизнес-модель, которая послужит образцом, невозможно. Единственное, что вы можете, это сделать первый шаг и внимательно следить, что происходит дальше. Профессор экономики Сарас Сарасвати долгие месяцы наблюдала за руководителями инновационных проектов, среди которых был и Илон Маск. Результаты ее исследований показали, что у всех руководителей есть одно общее качество: визия необходимости следующего шага. Каждый ваш следующий шаг может полностью изменить бизнес-план, поэтому каждый раз спрашивайте себя: "Действительно ли я помогаю проекту? Действительно ли я меняю ситуацию к лучшему? Или я просто трачу время?"
Меняйте подход
Светлана Бовкун, координатор мейкерского сообщества Kyiv Maker Faire, консультант по коммуникациям, тренер-фасилитатор по нетворкингу:
"Существует стереотип, что стартапы – это только сфера IT. Но мир говорит о креативной экономике, и я это вижу на мировых Market Fair. Украине это еще нужно понять. Наша главная цель ― рассказать креативным людям, что есть множество точек, к которым можно приложить свой талант. Уровень идей и проектов в Украине такой же, как и в Западной Европе и Америке, но нам не хватает коммуникационных навыков, умения презентовать свою идею и вести бизнес. Художники, музыканты, архитекторы могут зарабатывать деньги, но нужно изменить подход, например, прекратить рисовать Андреевский спуск и начать заниматься арт-скраббингом или сканировать памятники и с целью их сохранения переносить в 3D, как проект из Одессы Pixelated Realities".
Защитите свою идею юридически
Фото: Юрген Эннингер (пресс-служба)
Юрген Эннингер, эксперт по вопросам культуры и креативных индустрий администрации Мюнхена:
"Мюнхен занимает 10 место в мире среди городов стартапов не только потому, что в Баварии сильная экономика и самые большие автоконцерны, как BMW, а еще и потому, что после Второй мировой войны Мюнхен был определен правительством Германии как культурная столица страны. Это сформировало благоприятные условия для людей искусства создавать свои бизнес-проекты. Но не стоит рассчитывать только на государственную поддержку. Я советую обращаться к обществу, для которого и существует тот или иной проект, ― пользуйтесь краудфандингом. Полгода назад мы создали такую платформу для креативных проектов, чтобы подтолкнуть людей искусства думать про свои финансы. За это время имеем 15 успешно реализованных проектов и доверие аудитории. И еще один совет: подумайте о защите интеллектуальной собственности, в противном случае ― забудьте про бизнес. Авторское право ― один из ключевых факторов развития креативной экономики".
Думайте про свою аудиторию
Наталья Астаулова, психолог, бизнес-тренер, автор тренингов по развитию soft skills и креативности:
"Как презентовать свою идею так, чтобы она привлекла потенциальную аудиторию? Думайте про свою аудиторию: какие у нее приоритеты в жизни, интересы, где бывает, что делает. Акцент должен быть на пользе и на эмоциональной связи с жизнью каждого конкретного человека. Инвесторы же хотят услышать не только то, как ваша идея изменит мир, но и конкретный план действий по воплощению идей в жизнь, сколько потенциальной прибыли принесет идея и за какой срок. Главная рекомендация для стартапов: идея должна быть четкой, поражать воображение и откликаться в сердце. Важно уметь, даже проснувшись среди ночи, идеально презентовать главный меседж своей жизни, свой любимый проект ― это must для нас всех".
Пользуйтесь краудфандингом
Светлана Колодий, краудфандинговый эксперт, координатор инициативы по созданию общественных организаций на востоке Украины GoEast, соосновательница общественного ресторана Urban Space 500 в Киеве:
"Если идея проекта касается большого количества людей (будь то издание книги или создание культурной площадки), стоит воспользоваться краудфандингом. Это соберет вокруг вашей идеи единомышленников, которые смогут поддержать проект. Если ваша идея долгосрочная и нуждается в разработке, например, программного обеспечения, то лучше искать инвесторов. Есть пример киевского проекта мастерской Ostriv Lab на Соломенке ― пространство, объединяющее творческих студентов-архитекторов, дизайнеров, инженеров и активных горожан, – который привлек 100 тысяч гривен и 118 благотворителей. Есть общенациональные краудфандинговые платформы, как например "Спільнокошт", но есть и локальные в Одессе, Черкассах, Львове, на которых легче найти поддержку городской инициативе. Есть и специализированные, такие как GoFundEd, для инновационных проектов учителей".
Будьте быстрыми
Мириам Ясбай, эксперт по инновациям, креативный консультант, преподаватель и амбассадор престижной Школы дизайн-мышления Института имени Хассо Платтнера (Германия):
"Дизайн-мышление сегодня в тренде, потому что метод работает как в бизнесе, так и в жизни. Он помогает увидеть, где есть неиспользованный потенциал, и найти простые решения для сложных проблем. Во-первых, дизайн-мышление учит фокусироваться на потребностях аудитории, работать вместе людям из разных сфер и быть быстрыми. Делайте первый шаг, тестируйте свое бизнес-решение, получайте фидбэк и двигайтесь дальше. Самая большая ошибка ― думать, что чем больше времени, тем лучше идея".
Ищите незанятую нишу
Фото: Андрей Клен (пресс-служба)
Андрей Клен, сооснователь одного из самых успешных украинских стартапов Petcube:
"Мы создаем камеры для наблюдения и общения с домашними любимцами, но наша глобальная цель – подключить всех животных к интернету и научиться их понимать. На сегодня мы продали более 100 тысяч камер, у нас есть офисы в Киеве, Сан-Франциско и Шэньчжэне. Мы стали одним из самых успешных стартапов Украины, потому что были первыми. Придумывайте новое и ищите незанятую нишу. За время ведения бизнеса я выучил одну важную вещь: идея – ничто без усилий и храбрости. Только действия имеют настоящую ценность".