ua en ru

"Космос, прием": чего ждать от космической отрасли Украины и когда "наши" отправятся на МКС

"Космос, прием": чего ждать от космической отрасли Украины и когда "наши" отправятся на МКС Коллаж РБК-Украина

Космическая отрасль Украины сегодня работает скорее не за, а вопреки

Несмотря на постоянное недофинансирование и отсутствие заказов на свои услуги со стороны госструктур, украинские космические предприятия все еще занимают почетные позиции в мировой космонавтике.

При этом сегодня на орбите нашей планеты представлено всего два достаточно примитивных спутника от Украины, "обслуживающих" чисто образовательные интересы студентов столичного "КПИ". У нашей страны все еще нет возможности независимого выхода в космос. А первым и пока что единственным космонавтом независимой Украины был Леонид Каденюк, ушедший из жизни 31 января 2018 года.

Ко Дню космонавтики, который ежегодно отмечается 12 апреля, STYLER решил разузнать о текущей ситуации отечественной космической отрасли. В Государственном космическом агентстве Украины (ГКАУ) утешают: все не так плохо, а "космические перспективы" у нашей страны колоссальные. Хотя эта сфера в Украине функционирует зачастую на энтузиазме и "ловкости" наших специалистов, которые различными способами пытаются отыскать финансирование на свои программы.

Кроме того, своим мнением также поделился "украинский марсианин" Сергей Якимов - один из сотни претендентов, которые могут создать первую колонию на Марсе.

На крыльях "Мрии"

Ан-225 Мрия

АН-225 "Мрия" (фото: РБК-Украина)

Уважаемый статус космического государства Украине позволяют поддерживать не только былые достижения. Однако и забывать о вкладе отечественных инженеров-конструкторов в развитие мировой космической промышленности не стоит.

Так, в Днепре с 1944 года функционирует одно из крупнейших предприятий по производству ракетно-космической техники "Южмаш", а также конструкторское бюро "Южное", на мощностях которых было произведено более 400 искусственных спутников Земли.

Украинские инженеры принимали участие в разработке первого советского орбитального корабля-ракетоплана "Буран". На базе конструкторского бюро "Антонов" в Киеве был создан легендарный АН-225 "Мрия" – один из самых больших и мощных самолетов в мире, предназначенный для транспортировки "Бурана". Более того, сверхтяжелую "Мрию" планировали использовать в качестве первой ступени системы воздушного старта космического корабля.

Космический корабль Восток

Модель космического корабля "Восток", экипаж - 1 человек (фото: wikipedia.org)

Под руководством известного украинского инженера-конструктора Сергея Королёва была спроектирована целая серия космических кораблей "Восток", один из которых в апреле 1961 впервые поднял человека – космонавта Юрия Гагарина – в космическое пространство.

Более того, под руководством того же Королёва разрабатывались многоместные транспортные пилотируемые корабли "Союз", с помощью которых сегодня можно доставлять космонавтов на околоземную орбиту, а также на МКС. К слову, на современных "Союзах" установлена система управления украинской разработки.

Уже в период независимости Украины "Южмаш" и КБ "Южное" присоединились к реализации международного проекта "Морской старт" (предусматривал запуск ракет с плавучего космодрома в Тихом океане). В проекте использовали ракету "Зенит-2" – совместную украинско-российскую разработку.

В 1995 году был представлен первый украинский космический аппарат – спутник "Сич-1". А на базе космических предприятий Украины все еще производятся востребованные ракета-носители ("Циклон", "Зенит", "Днепр") и космические аппараты (спутники "Сич", "Микрон"). Интересно, что Украина в 2007 году разработала для Египта первый спутник дистанционного зондирования Земли.

Космическая отрасль Украины: разрабатываем ракеты-носители и запускаем их в космос

Ракета-носитель Антарес

Ракета-носитель "Антарес" (фото: i-hls.com)

Как выяснилось, на данный момент Украина активно сотрудничает с США и некоторыми странами ЕС по проектам создания ракет-носителей (предназначены для доставки на Земную орбиту небольших по массе космических аппаратов, грузов на Международную космическую станцию).

"Совместно с США была создана ракета-носитель "Антарес", с ЕС – "Вега". При этом "Антарес" уже совершила 7 успешных полетов, а "Вега" – 11. Первая ступень "Антареса" была создана в Украине, в Днепре. На четвертой ступени "Веги" стоят разработанные в Украине двигатели", - говорит советник Председателя Государственного космического агентства Украины Эдуард Кузнецов.

Запуск ракеты Антарес

Запуск ракеты "Антарес" (фото: nasa.gov)

В Агентстве также объясняют, что еще один важный источник заработка – организация пусковых услуг для других стран. "Схема" следующая: к украинским специалистам обращаются иностранные заказчики с просьбой организовать от "А" до "Я", скажем, запуск их спутника на орбиту. Для таких услуг нередко может использоваться украинская ракета-носитель.

"За 26 лет независимости Украины наши специалисты по заказу 24 стран мира совершили пуски 150 ракет-носителей (в основном отечественного производства) и запустили 375 космических аппаратов. То есть нашими услугами воспользовались 24 страны для запуска своих спутников. При этом наши ракета-носители стартовали с шести космодромов мира. Это и "Байконур", и "Плесецк", "Ясный" в России, и с плавучей платформы "Одиссей". С космодрома "Куру" во Французской Гвиане мы запускаем ракету-носитель "Вега", с острова Уоллопс в США совершается запуск "Антареса"… Руководители наших предприятий всегда ищут возможность зарубежных заказов на подобные услуги, так как специалисты у нас действительно очень хорошие, а техника надежная", - гордо рассказывает о достижениях космического направления Украины Эдуард Кузнецов.

Сапожник без сапог

Запуск ракета-носителя Вега

Запуск ракета-носителя "Вега" (фото: nasaspaceflight.com)

А вот ответ на вопрос, когда же Украина сможет запустить в космос свой спутник, который бы обслуживал наши потребности, оказался менее утешительным.

"Мы подсчитали, что при текущем финансировании Агентства мы сможем запустить наш спутник не ранее 2020 года. Это будет или спутник "Сич-2-1", или "Микросат". Эти спутники находятся все еще в процессе создания, движемся пока что медленно", - сетуют в ГКАУ.

Для справки:

  • Спутник "Сич-2-1" предназначен для получения цифровых изображений поверхности Земли в видимом и инфракрасном диапазонах длин электромагнитных волн, и передачи информации полученных изображений наземному информационному комплексу космической системы.
  • Спутник "Микросат" предназначен для проведения наблюдения динамических процессов в ионосфере Земли и технологических экспериментов в условиях космического пространства по отработке бортовых приборов и элементов перспективных космических аппаратов.

Космический аппарат Сич-2

Космический аппарат "Сич-2" (фото: nkau.gov.ua)

При этом в Агентстве объясняют, что создание спутника Украина еще потянут, но вот его запуск – это совсем другая "цена вопроса".

"За те небольшие средства, которые нам поступают каждый год, мы еще можем создать спутник. А вот организовать его пуск будет ну очень сложно. К примеру, запуск спутника на нашей ракете-носителе "Зенит" обойдется минимум в 80 млн долларов. Если мы будем запускать наш спутник на иностранной ракете (а она стоит еще дороже), то нам придется заплатить около 100-120 млн долларов.

Также мы очень надеемся, что хотя бы в этом году возобновится проект "Морской старт". Тогда мы сможем запустить наш спутник на нашей ракете-носителе "Зенит-3SL", которая будет стартовать с морской платформы.... Этот проект стартовал в 1999 году, за время его работы с морской платформы было осуществлено 32 пуска. Однако около трех лет назад проект приостановился. Сегодня начали понемногу возобновлять финансирование", - говорит Эдуард Кузнецов.

Проблема одна – недостаток финансирования

В космическом агентстве Украины дают понять, что потенциал у этой отрасли в нашей стране очень большой: кадры есть, производство в принципе налажено, институты работают. Мы готовы к активной работе. Но проблема "традиционна" – недостаток финансирования космической деятельности нашей страны. Цифры говорят сами за себя.

В 2017 году ГКАУ получило из госбюджета 25 млн грн, в 2018-м побольше – 87 млн грн (чуть больше 3 млн долл.).

В то же время НАСА (США) на свои проекты выделяет больше 19 млрд долларов, Россия – около 5 млрд долларов в год. Украина со своими миллионами также отставать не хочет.

Нашли выход – международные космические проекты

Интересно, что при настолько низком уровне финансирования космическая отрасль Украины "научилась" зарабатывать и приносить в госбюджет деньги.

Только в 2017 году предприятия космического агентства Украины заработали больше 2 млрд грн, отчислив при этом в бюджет страны около 718 млн грн в виде налогов.

В ГКАУ снизывают плечами – а что делать, приходится как-то выкручиваться! Ведь 3 млн долл. в год – совсем мизерная сумма для настолько мощной отрасли.

"В космической отрасли сосредоточена элита ученых, инженеров, конструкторов. Нельзя ее запускать. Поэтому мы в свое время выбрали путь участия в международных космических программах. Где мы может не только сотрудничать, но и зарабатывать. Эти средства позволят нам немного развиваться. Тратим заработанные деньги на оборудование, системы управления, комплектующие, различные материалы и т.д. А вот выделяемые из бюджета деньги, те 3 млн долларов, тратим на разработку новых спутников ("Сич-2-1", "Микросат"). Мы могли бы запустить их уже в следующем году, но так как средств мало, то и работы ведутся очень медленно", - объясняет ситуацию Эдуард Кузнецов.

Независимой Украине независимый выход в космос

Космодром Уоллопс

Космодром Уоллопс в США (фото: nasa.gov)

Пока что уровень финансирования космической деятельности Украины не позволяет разворачивать более масштабные проекты, нежели создание спутников и ракета-носителей. А двигаться есть куда.

К сожалению, на данный момент у нашего государства нет независимого выхода в космос. То есть нашей стартовой площадки, откуда мы могли бы запускать наши ракета-носители. При этом построить такую площадку в Украине невозможно из-за плотности населения и сложности гарантировать безопасное падение ступеней ракеты-носителя во время пуска.

"Когда-то обсуждалась возможность строительства такой площадки на территории Бразилии. Но не сложилось. Сегодня рассматривается сотрудничество с Канадой. Это могла бы быть площадка совместного украинско-канадского пользования. Но пока что это далекая перспектива", - говорят в космическом агентстве Украины.

Да и говорить о строительстве пусковой площадки не приходится, так как сегодня на Земной орбите от Украины элементарно нет спутников "гражданского назначения".

"Когда-то на орбите работали наши спутники, с помощью которых мы могли определять наводнения, лесные пожары, вырубку леса хорошо видели и т.д. Всю эту информацию мы направляли в ГСЧС. Сегодня спутника нет, так как нет денег и нет госзаказа на его создание и запуск. Все наши спутники уже давно отработали, их срок работы – около 5 лет. Сейчас летают небольшие спутники от столичного "КПИ". Они выполняют примитивные измерения атмосферы", - рассказывает Эдуард Кузнецов.

Космодром Куру

Космодром Куру, Гвианский космический центр (фото: esa.int)

По словам эксперта, Агентство также планирует построить космический аппарат для нужд украинского агросектора, который позволил бы определять урожайность, уровень снежного покрова, рек, опустынивания земли, даже помогать искать полезные ископаемые.

А вот для отечественных теле- и радиокомпаний можно было бы запустить телекоммуникационный спутник. Ведь ежегодно за аренду различного иностранного оборудования такого типа украинские телекомпании платят до 20 млн долларов.

"Знаете, даже в столь непростое сейчас для Украины время мы не получали госзаказ на создание спутника для разведки или что-то такого типа. Конечно, мы выходим из ситуации, помогаем нашим военным, как можем. Но это только благодаря нашим отношениям с иностранными партнерами… Мы постоянно ищем какие-то пути, но ведь это не совсем правильно. Так как государство должно быть заинтересовано в том, чтобы финансировать свое космическое направление", - разъясняют ситуацию в Государственном космическом агентстве Украины.

В ближайшие 5 лет украинские космонавты в космос не полетят, но такая возможность также рассматривается

Как известно, первым и на сегодняшний день единственным космонавтом независимой Украины, совершившим полет в космос, был Леонид Каденюк.

Каденюк был одним из членов экипажа миссии STS-87. Вместе с еще пятью космонавтами Леонид Константинович провел на орбите Земли 16 дней (с 19 ноября по 5 декабря 1997 года). Украинский космонавт осуществлял биологические эксперименты по изучению влияния состояния невесомости на растения. В рамках миссии STS-87 Каденюк изучал "поведение" трех видов растений: рапс, соя и мох.

Кроме этих экспериментов Каденюк выполнял эксперименты Института системных исследований человека по тематике "Человек и состояние невесомости".

В 1997 году Украина не могла позволить себе профинансировать отправку своего космонавта на Международную космическую станцию. После ряда договоренностей на высшем уровне США взяли на себя все расходы. При этом, все по той же договоренности, Украина должна была делиться со Штатами результатами проводимых Каденюком экспериментов.

Леонид Каденюк

Леонид Каденюк изучает влияние невесомости на развитие паростков репы (фото: nasa.gov)

Сегодня, уже в 2018 году, ситуация не изменилась - Украина по-прежнему не может себе позволить отправить в космос своего космонавта. Однако в этот раз покрывать расходы за нас никто не планирует.

"Где-то 8 лет назад мы думали над тем, чтобы отправить на МКС нашего космонавта. Но нам была озвучена сумма – около 140-150 млн долларов. При этом панировалось, что он пробудет на станции три месяца. Но это слишком дорого для нас. Хотя сумма вполне оправданная. Ведь на борт нужно доставить оборудование, еду, одежду для космонавта. В принципе чтобы обеспечить его работу и проживание на МКС, понадобится отправить еще один грузовой корабль. Плюс еще несколько тонн оборудования. А каждый отправленный в космос килограмм – это расходы до 20 тыс. долларов. В общем, с этим проектом решили повременить", - объясняют в Агентстве.

Однако возможность все же когда-нибудь отправить украинского космонавта на МКС в космическом агентстве не отрицают.

"В ближайшие лет пять полетов не будет точно. Быть может, после 2025 года. Но как все это будет происходить, на каких принципах – не знаю. Хотя в концепции реализации государственной политики в сфере космической деятельности на период к 2032 году такая возможность предусмотрена", - успокаивает Эдуард Кузнецов.

По словам эксперта, Украина заинтересована в том, чтобы продолжить начатые больше 20 лет назад эксперименты Леонида Каденюка в сфере космической ботаники, биологии.

"Это перспективное направление для всех стран, которые заинтересованы в длительных космических миссиях. Тем более, что в последнее время активно говорят о реализации полетов на Марс, Луну. А это очень длительные перелеты. Необходимо знать, как же быстро выращивать растения для питания. Все это перспективное направление космической ботаники. Поэтому нам все еще интересно изучать его. Хотя, возможно, нам будет интересно испытать на МКС какие-то новые виды двигателей, материалов. Это уже задача наших ученых. Но пока что полет очень дорогостоящий. И человека для этой миссии мы даже не начинали искать", - рассказывает советник главы ГКАУ Эдуард Кузнецов.

Сергей Якимов: "У нашего государства пока что нет такой цели – вывести свою космическую отрасль на достойный уровень"

Также STYLER удалось пообщаться с Сергеем Якимовым, которого в СМИ успели прозвать "украинским марсианином". Инженеру из Житомира удалось попасть в сотню претендентов частного проекта "Mars One", в рамках которого в 2020 году планировалось отправить 24 первых колониста на Марс.

Сергей Якимов

Сергей Якимов (фото: facebook.com/sergii.iakymov.9)

С детства Сергей мечтал стать космонавтом и улететь в космос. Для этого Якимов окончил национальный технический университет "КПИ", успел поработать в Институте космических исследований и даже учувствовал в разработке украинского спутника "Микросат". Однако в определенный момент Сергей понял, что реализовать свою "космическую" мечту здесь, в Украине, ему не удастся… Уже чуть больше года "украинский марсианин" живет в Лос-Анджелесе, работает инженером в одной из компаний авиатехнической промышленности и планирует получить гражданство США.

Дело в том, что полноценный старт программы "Mars One" постоянно откладывается из-за отсутствия должного финансирования. Сергею Якимову, как и другим отобранным претендентам, приходится ждать.

"Я не хочу ставить свою жизнь в режим ожидания. Решил двигаться дальше. И на данный момент у меня один вариант реализовать свою мечту – получить гражданство США и стать космонавтом НАСА", - говорит украинский инженер.

Якимов также соглашается с разъяснениями космического агентства Украины – в ближайшей перспективе у нашей страны нет возможности отправить своего человека в космос.

"Должны совпасть два важных момента. Первое – должна быть цель этого запуска. Какая-то научная программа, испытание нового оборудования, медицинский эксперимент и т.д. Второе – на это должны быть средства. Если даже рассматривать полет человека в космос без какой-либо научной программы, а просто в качестве туриста, то эта затея обойдется в 35 млн долларов. Но даже этой суммы для подобной идеи у Украины нет и не ясно, когда появится. Поэтому я решил попробовать свои силы в США. Так как в Украине, к сожалению, для меня просто нет перспектив", - рассказывает Якимов.

"Космос, прием": чего ждать от космической отрасли Украины и когда "наши" отправятся на МКС

Проект колонии Mars One

Собственно, именно финансовые проблемы заставили Сергея уйти из Института космических исследований (далее - Институт).

"После окончания "КПИ" мне удалось попасть в Институт, где я проработал до 2014 года. Первое время была неплохая зарплата, мне хватало. Но в последние годы финансирование Институту урезали, а цены взлетели вверх. Моя зарплата перед уходом составляла где-то 1,5 тыс. грн. При этом я и до этого пытался совмещать две работы, только чтобы не уходить из Института. Но это было сложно. Поэтому мне пришлось уехать обратно в Житомир, там я изучил программирование, работал на фрилансе. И вот со временем оказался в США", - делится своей историей Сергей Якимов.

"У нашего государства пока что нет такой цели – вывести свою космическую отрасль на достойный уровень, где она могла бы себя показать. Была бы цель – и финансирование бы нашлось. В конце концов, есть международные программы и т.д. К примеру, пока я работал в Институте, каждый отдел пытался найти возможность поучаствовать в каких-то международных проектах, получить от них средства на свои задачи.

Но в Украине все пока что упирается в катастрофическую нехватку денег. Я также был причастен к проекту создания спутника "Микросат", состоял в группе подготовки научных экспериментов. Как все происходило. От государства в год поступала определенная сумма, которую нужно было реализовать, скажем, на пять конкретных пунктов. А выделенных денег хватало только на пол пункта. Во такая ситуация. Где-то приходилось договариваться на услуги подешевле, находить средства в других проектах, что-то урезать", - вспоминает Якимов.

"Мне не страшно! Я очень хочу получить подобный опыт"

Пока космическая отрасль Украины пытается хоть как-то встать на ноги, такие, как Сергей Якимов, вынуждены добиваться своих целей в других странах.

Сегодня потенциальный "марсианин" всецело посвятил себя реализации мечты, которая осуществится либо с проектом "Mars One", либо с помощью программ НАСА.

"На данный момент у меня нет никакого влияния на ход проекта "Mars One". А вот отбор в НАСА – здесь уже по большей части многое зависит от меня. Но время играет не в мою пользу. Ведь помимо получения гражданства, мне еще желательно получить американское образование (а это немалые деньги), неплохо было бы поучаствовать, к примеру, в экспедиции в Антарктиде и получить опыт работы в экстремальных условиях. Цепочка сложная. Думаю, мне еще 10 лет понадобится, чтобы выполнить все задуманное, прежде чем подаваться в астронавты НАСА. Но я буду делать все возможное.

А что касается полета на Марс, думаю, что в ближайшие 15 лет эта перспектива вполне реализуема. Осталось преодолеть две ступени: наладить защиту от космической радиации во время перелета и процесс посадки крупных объектов, как космический корабль, на поверхность Красной планеты… Многие спрашивают, не страшно ли мне было бы туда полететь, ведь это по сути "билет в один конец" – колонист останется уже там. Но я не рассматриваю это как некую "смерть". Наоборот я смотрю на это с точки зрения вложения своего потенциала в развитие человечества, помощь продвинуться дальше – в космос. Нет, мне не страшно! Я очень хочу получить этот опыт", - подытожил Сергей Якимов.