О пассажирах-льготниках, взаимопомощи и солидарности военных-добровольцев и о том, почему добиться справедливости можно даже в самых сложных на первый взгляд случаях – в колонке Styler
Как-то один уважаемый человек сказал в интервью, что армии помогает вся Украина. И выразил мнение, что у нас вся страна – волонтеры. Но каждый день во всех уголках страны происходят сотни и тысячи случаев, которые позволяют убеждаться в кардинально противоположном.
Маршрутка №587, следующая от проспекта Правды до Контрактовой площади в Киеве – одна из тех, которой я пользуюсь чаще всех на протяжении нескольких лет.
В пятницу, 3 марта, в этом транспорте я стала свидетелем случая, который заставил в очередной раз более детально взглянуть на проблемы, с которыми сталкиваются пассажиры столичного транспорта. Впрочем, не только столичного.
Утро пятницы, маршрутка №587. На одной из остановок в автобус вошел мужчина и сразу же предъявил водителю удостоверение участника АТО. Реакция маршрутчика не заставила себя ждать: он сразу начал кричать и материться.
Диалог был буквально такой:
- Посвідчення учасника бойових дій.
- Воно мені нах**й не треба. Герой України, чи шо?
- Да, герой!, - вступилась женщина рядом. Все остальные стояли с каменными лицами.
- Порошенку своє посвідчення показуй. Ше раз кажу - воно мені нах**й не треба.
Фраза "Герой, чи шо" словно ножом ударила. Я сразу же вспомнила о тех ребятах, которые защищали нашу страну, но больше не вернутся с фронта. Я вспомнила Женю Яцину, моего однокурскника по "ИнЯзу", который погиб в Донецком аэропорту. Вспомнила Богдана "Варга", который ушел на войну добровольцем в составе Нацгвардии и погиб в Иловайске. И фотографа Виктора Гурняка, который больше не вернется к своей жене и дочке.
Вспомнилась и моя прошлогодняя поездка в Ужгород, куда мы в качестве журналистов поехали вместе с женами и матерями погибших в АТО добровольцев батальона "Донбасс", во время которой со мной делились историями о своих мужьях и сыновьях.
И задумалась также о том, что бесплатный проезд в общественном транспорте – это самый минимум для тех, кто вернулся и привыкает к жизни в мирном Киеве. Но и этот минимум не всегда удается отвоевать.
Выслушав диалог на повышенных тонах между водителем и военным, пассажиры в маршрутке №587 продолжали молча стоять. И только одна женщина негромко и как-то стеснительно сказала "Да, герой". Но поддержки никакой не получила. Появилась стойкая уверенность в том, что ежедневные сводки о пострадавших в зоне АТО этих людей совершенно не волнуют.
Спустя время совершенно иная категория людей проявила себя мгновенно после того, как я описала эту историю на своей Facebook-странице. Это были те, кому не все равно.
Посыпался буквально шквал сообщений с предложением разобраться с водителем. Одни хотели "набить морду", другие интересовались, как можно найти владельца автопарка, чтобы прислать ему жалобу или поговорить с ним напрямую. Третьи утверждали, что водитель не виноват, ведь и сам он – работяга и заложник ситуации, в которую его ставит перевозчик-работодатель.
Один из пользователей соцсети рассказал мне, что уже не раз отправлял жалобу на водителей других "частников". Но подобные жалобы, как правило, не приводят ни к какому результату.
"Надо делать видеозапись и вызывать полицию, с требованием составить протокол в 131-1 "Нарушение правил перевозки". И так - три раза. Только после этого они уволят водителя. КГГА, с моей точки зрения, никак не реагировала на мое обращение. Как видите из ответов, они не знают, кто в городе работает на маршрутах. Вывод - налоги и сборы фирмы перевозчики не платят, и спокойно работают так годами!", - рассказал киевлянин.
Далее он озвучил то, о чем думают в последнее время многие:
"Большинству все равно. У меня был случай, когда женщина мне в глаза заявила, что я купил удостоверение ради льгот. Шокированный, я просто вышел. Война продолжается, и ребята снова и снова идут на "передок". И будут идти, потому что воюют не за власть, не за Порошенко, а за будущее без отбросов. Пафосно? Наверное. Но по-другому нельзя".
Мне оперативно написали помощники двух народных депутатов, которые увидели в своей ленте пост о нерадивом водителе, также предлагая разобраться, как минимум написав депутатский запрос. Как оказалось позже, такая помощь не понадобилась. Всю ситуацию решили бывшие военные.
Обращались и юристы. Они советовали в таких случаях звонить напрямую к перевозчику, который дает работу этому водителю. Ведь именно перевозчик – это тот, кто несет ответственность за соблюдение закона и прав пассажиров. О которых, к слову, сами пассажиры часто просто не знают.
Конечно, отказывают в льготном проезде не только военным. Наверно, все мы время от времени становимся свидетелями случаев, когда бабушку, которая еле поднялась по ступенькам в автобус, тут же заставляли или выходить, или платить.
Одна из пожилых женщин, которая часто сталкивается с такой ситуацией – киевлянка Валентина Пастушенко. Она уже десять лет на пенсии. Денег не хватает даже не элементарное. Зарабатывает на жизнь работой консьержа в одном из многоквартирных домов на Виноградаре. По словам Валентины Георгиевны, водители маршрута №587 не раз отказывали ей в бесплатном проезде по льготному удостоверению.
"Есть документ, который подтверждает, что я – "ребенок войны". Эту категорию льгот в Киеве не отменили. Было несколько случаев, после которых вообще не хочу садиться в эту маршрутку", - вспоминает женщина.
Как утверждает Валентина Георгиевна, разные водители на этом маршруте отказывали ей в бесплатном проезде, но при этом так и не смогли точно ответить на ее вопрос, есть ли в салоне другие льготники.
"Как-то видела, что в маршрутку зашел военный в форме. Он потерял ногу на войне. Водитель отказал в проезде, сказав: "Задолбали уже, вас тут таких полно", - с возмущением рассказывает пенсионерка.
К слову, многие ветераны АТО часто стесняются пользоваться своими льготами, мол, я здоровый мужчина и как-то неловко показывать удостоверение. Тем более, что государство, установив льготы, не настроено компенсировать их перевозчикам.
Эта проблема видится намного большей, если касается перевозок на междугородних маршрутках: там льготников вообще берут редко. С другой стороны, известно о нескольких инициативах, когда в какой-то один из дней недели пассажиров-льготников возят неограниченно и безо всяких препятствий. Поэтому многое зависит от владельца маршрута и его желания помочь людям.
Кстати, реальная помощь не заставила себя ждать. Военные ВСУ пообещали лично пообщаться с водителем, заверив, что все будет мирно и чинно-благородно. "Разъяснительная работа" с водителем была проведена уже на следующий день, в субботу.
Как рассказал мне глава Киевского городского союза ветеранов АТО Дарницкого района Павел Якимчук, военные пообщались и с перевозчиком, и с самим водителем.
Видео предоставлено Союзом ветеранов АТО Подольского района Киева
"Нормально все прошло. Пришло 12 человек на одну конечную, двое - на другую. Дождались красавца там, где было 12 человек. Он постоял с закрытыми дверями, посмотрел, и попробовал убежать. Диспетчер сказала, что он "поломался" и поехал в парк. Но нам все-таки удалось с ним пообщаться", - цитирует Павел сообщение другого военного.
"Мы созвонились с директором маршрута, договорились встретиться на конечной остановке и все вместе туда поехали. Там состоялась дискуссия. Подтянулась полиция. Вникнув в ситуацию, полицейские предложили оштрафовать водителя хотя бы за переход улицы в неположеном месте на 540 гривен, мы поблагодарили и отказались".
"В результате дискуссии договорились, что еще хоть один подобный случай на маршруте, и меры будут радикальные. Минимум до лишения лицензии. Полицейские сказали, что поддержат. К концу беседы нас уже было человек двадцать. Некоторые - с детьми", - продолжил он.
По словам еще одного участника событий, бывшего бойца 12 батальона Ярослава Соловьева, перевозчик пошел на диалог и сказал, что готов уволить водителя. Но военные решили дать ему шанс и взяли с водителя обещание, что таких случаев больше не повторится.
Видео предоставлено Союзом ветеранов АТО Подольского района Киева
"Я уже на дембеле. И сам дважды сталкивался с подобным. Главное в таких ситуациях – не шуметь и не кричать. У меня – десять лет консалтинга за спиной, так что могу убедить любого", - говорит боец.
"Лишь тогда можно прийти к конструктивному решению. Ведь существует абсолютно законный путь решения проблемы, другое дело, что не все о нем знают. Нужно вызывать полицию, фиксировать правонарушение. И обязательно нужно самому фиксировать происходящее на видео, чтобы иметь доказательства", - рассказывает Ярослав Соловьев.
Но это еще не было концом истории. Еще одна быстрая реакция пришла от других участников АТО. Как оказалось, совершенно незнакомых с ребятами из ВСУ, которые ранее уже пообщались с водителем.
Добровольцы из Союза ветеранов войны с Россией также пообщались с водителем и настояли на том, чтобы подобного больше не повторялось.
Пожалуй, объективнее всего происходящее в нашей стране описывает комментарий фотографа Сергея Ристенко, который написал: "Мне кажется, эти типы за рулем не перестроились в реальность, либо не думают, что кто-то за кого-то будет добиваться справедливости".
Как показывает практика, "не перестроились" не только водители, но и многие другие окружающие нас люди.
Думаю, это может быть частичным объяснением молчания пассажиров маршруток, когда за военного никто не вступается. Потому что "справедливости пусть добивается кто-то другой, а не я". Решил ли этот случай проблему пассажиров-льготников? Нет. Но таких случаев будет теперь точно на порядок меньше.
Остается надеяться, что этот пример взаимопомощи и солидарности военных, готовых в любое время суток прийти на помощь друг другу, хоть немного уменьшит количество случаев, когда нарушаются права пассажиров, а в адрес добровольца АТО нецензурно выражаются.
Что же желать? Меняться. Учиться ценить тех, кто рядом и тех, кто нас защищает. И добиваться справедливости самому, во что бы то ни стало, даже если ваши действия на первых порах не встретят поддержки.