ua en ru

Одесский кинофестиваль: лучшие фильмы международной программы

Одесский кинофестиваль: лучшие фильмы международной программы Фото: Лучшие фильмы международной программы ОМКФ (коллаж Styler.rbc.ua)
Автор:

В этом году международный конкурс ОМКФ эксперты назвали сильнейшим за 7 лет существования киносмотра. Из 12 представленных работ Styler выбрал пять фаворитов

Международная программа традиционно считается главной частью Одесского кинофестиваля. В 2016 году очень разные режиссеры заявили на конкурс 12 работ. Одни поднимали общечеловеческие темы, другие брались за анализ различий между культурами, а третьи умудрялись смешать в одном "флаконе" все разнообразие жанров - причем весьма успешно.

По итогам киносмотра, сразу несколько авторитетных экспертов назвали международную программу самой удачной за все время существования Одесского кинофестиваля.

Styler посмотрел все представленные в рамках конкурса ленты и составил собственный список фаворитов из разных уголков мира.

Очень большой фильм

Первоначально у зрителя создается впечатление, что он смотрит арабскую криминальную драму о трех братьях, у двоих из которых систематически возникают неприятности с законом. Спустя добрую часть фильма ливийский режиссер Мир-Жан Бу Шаая отводит это ощущение в сторону, а затем подталкивает зрителя к финальному аккорду "Очень большого фильма", который, будто заправский мошенник, скрывал усмешку в кулаке.

Один из братьев отсидел за другого пять лет в тюрьме, пока виновник проворачивал мелкие наркосделки, расфасовывая порошки в пакетики из-под специй в своей же пиццерии. Третий член семейства - хороший парень, - отчаянно боится, что родственнички продадут отчий дом и он останется без крыши над головой. В один прекрасный день старший Зияд решает провернуть крупную операцию по контрабанде запрещенного вещества. От знакомого киношника он услышал историю о съемочной группе, которая провозила препараты в коробках от непроявленной кинопленки - ее якобы не сканируют в аэропортах. Загвоздка в том, что для этой авантюры необходимо получить специальное разрешение, подтверждающее, что вы действительно снимаете кино. Этим герой и собирается заняться.

Смерть от смерти

Черно-белая трагикомедия бельгийского режиссера Ксавье Серона стала одной из самых запоминающихся лент, продемонстрированных в рамках Одесского кинофестиваля. Ее удостоили приза за лучшую режиссуру. Серон легко донес до зрителя такие непростые темы, как принятие человеком себя самого, осознание смертности собственной и окружающих, болезненная привязанность взрослого ребенка к родителям.

Главный герой картины Мишель влачит свое существование рядом с красивой девушкой, время от времени работая актером, играющим смерть. Смерть при этом неотступно следует за героем, крепко держа за руку его больную раком мать. В итоге парень и сам начинает "примерять" болезнь, отождествляя таким образом себя с матерью.

Интересно, что в качестве главного инструмента для раскрытия такой невеселой темы бельгийский режиссер выбрал юмор. Улыбаясь, Ксавье Серон раскрывает для зрителя унылую жизнь Мишеля и его полную неспособность ею управлять. "Смерть от смерти" - картина о кризисе 30-40-летних, потерявших жизненные ориентиры, амбиции и желания.

Кто горит, горит, горит

Британская драматическая комедия Чании Баттон стала явным фаворитом среди зрителей и вполне ожидаемо получила Гран-при фестиваля. Как правило, на утренних сеансах зрители полуспят, однако на этот раз в зале то и дело раздавался смех - сквозь слезы, - а бланки с оценками закидывались в боксы растроганными людьми с покрасневшими глазами и носами.

Дэн рано покинул этот мир из-за рака, записав перед смертью своеобразное видеозавещание для двух своих близких подруг. Согласно с ним, девушки должны развеять прах парня в четырех знаковых для него местах, и на каждой такой остановке включать следующий ролик. Таким образом Дэн заставляет девушек не только исколесить половину Британии, но и открыться друг другу, понимая, что больше никогда не сможет им помочь.

Фильм наполнен специфическим британским юмором, не оставляющим равнодушных.

Привет из Фукусимы

Картина немки Дорис Дерри продолжает тему принятия себя и взросления личности, которая привыкла убегать от сложностей, но по итогу должна с ними столкнуться в том или ином виде. В центре сюжета - молодая немка, сбежавшая в другую страну после разрыва отношений. Уезжает девушка в далекую Японию, где становится клоуном в приюте для престарелых, расположенном недалеко от места известной трагедии. Шутки у беглянки не очень-то и смешные – большинство постояльцев не воспринимают ее, зато Мари заводит дружбу с бывшей гейшей. Вдвоем они переселяются в заброшенный родной дом Сатоми, где учатся сосуществовать.

Дерри сталкивает культуру Запада и Востока лицом к лицу. С одной стороны - юная современная европейка, с другой - пожилая японка, живущая прошлым, крепко держась ручонками за традиции и обычаи даже тогда, когда всем вокруг давно не до этого. Она чинно попивает чай двумя руками, медленно вдыхая его аромат и лишь после делая глоток. Поджимает под себя ноги, как подобает благовоспитанной японке. Бывшая гейша то и дело норовит передать свои знания неуклюжей немке, которая ее раздражает каждым своим жестом. Очевидно, что рано или поздно женщины примирятся с фактом существования друг друга, но никогда не изменятся.

Незаконные

Румынское кино характерно своей остросоциальной направленностью, и четвертый фильм режиссера Адриана Ситару не стал исключением. Интересно, что "Незаконные" оказались хорошо подготовленной импровизацией. Первоначально сценарий отсутствовал вовсе, а главная тема была выбрана спонтанно. Здесь могло не быть инцеста, зато присутствовать банальное ограбление или наркомания. Тем не менее, актеры вжились в роль настолько, что продолжали свои диалоги далеко за пределами съемочной площадки. Они проживали жизнь своих персонажей в квартире, напичканной камерами, в постоянном присутствии оператора, который смог с одного дубля отснять все необходимые сцены и уложиться в 21 час рабочего материала. Бюджет картины - 7000 евро.

В семье, состоящей из четверых детей и отца, нередко разгораются ссоры и недопонимания из-за конфликта поколений. Взрослые дети отказываются принимать мнение главы семьи как единоверное и всячески противоречат ему. На одном из общих обедов разгорается скандал вокруг причастности отца к запрету на аборты десятилетия назад. И тему бы закрыли, если бы двойняшки (брат и сестра) не собирались стать родителями общего ребенка.

История обнажает целый пласт проблем, начиная от вопроса отцов и детей, заканчивая историческим подтекстом, общечеловеческими убеждениями и предубеждениями. Румынская "новая волна" продолжает завоевывать просторы, и не удивительно, что лента получила признание, как лучший фильм ОМКФ.

Кстати, за последние полгода в Украине выпустили 14 полноценных фильмов, а прокатчики уверены: украинское кино способно обыграть голливудских конкурентов. Детали - в нашем материале.