ua en ru

Украинские фильмы: новинки с кинофестиваля в Одессе

Украинские фильмы: новинки с кинофестиваля в Одессе Фото: Главную роль в картине "Моя бабушка Фанни Каплан" сыграл знаменитый режиссер Мирослав Слабошпицкий
Автор:

Пять полнометражных картин, в том числе две документальные, действительно смогли удивить публику - к сожалению, местами неприятно

Национальный конкурс, включающий исключительно украинские фильмы, появился на Одесском кинофестивале лишь спустя два года после основания киносмотра - в 2012 году. На седьмом ОМКФ уже было и что посмотреть, и что оценить.

"Гнездо горлицы"

Как и ожидалось, представленные в Одессе украинские фильм затрагивают самые актуальные для украинцев вопросы. Так, с проблемой трудовой эмиграции в другие страны, вроде Италии, Испании и прочих, жители нашей страны знакомы не понаслышке.

Режиссер ленты "Гнездо горлицы" Тарас Ткаченко заставил задуматься каждого, кого посещали мысли об отъезде на заработки. Стоит ли овчинка выделки? Уезжая, человек покидает не только свою страну, но и семью. Героиня "Гнезда горлицы" Дарья по напутствию подруги едет в солнечную Италию - убираться у семьи, состоящей из матери и взрослого сына. Между сыном и Дарьей (Рима Зюбина) разгорается роман, следствием которого становится нежелательная беременность. И все бы хорошо, но дома, в Украине, женщину ждет не просыхающий муж и дочь, которая также носит под сердцем ребенка.

Тарас Ткаченко вынимает из пыльного сундука то, о чем с неохотой говорят в обществе. На заработки уезжает женщина, которая на своих плечах тащит всю семью. В ее родном селе работы давно нет. Муж от безысходности поддается традиционным слабостям, а дочь, оставленная без присмотра родителями, быстро входит во взрослую жизнь, не осознавая последствий своих поступков.

Съемки этого украинского фильма длились с 2013 года. Его сценарий переписали, чтобы сохранить последнюю работу Виталия Линецкого, ушедшего из жизни в 2014 году. Возможно, если бы "Гнездо горлицы" осталось таким, как задумывалось первоначально, в нем отсутствовали бы некоторые огрехи и сцены, откровенно "приклеенные" для пущего драматического эффекта. Именно благодаря этим сценам картина получилась более телевизионной, чем фестивальной. Впрочем, это не помешало жюри признать его лучшим из украинских фильмов, представленных в национальной конкурсной программе ОМКФ.

"Моя бабушка Фанни Каплан"

Картину Алены Демьяненко, как и ленту Тараса Ткаченко, зрители и критики ждали три года. Главную роль в ней сыграл один из самых известных режиссеров Украины, создатель получившей мировое признание ленты "Племя" Мирослав Слабошпицкий.

Премьерный показ украинского фильма в рамках ОМКФ вызвал настоящий ажиотаж. Желающие увидеть "Мою бабушку Фанни Каплан" выстраивались в длинную очередь за час до сеанса в надежде занять лучшие места. Не каждому из желающих в итоге посчастливилось попасть в прохладный кинозал центра "Родина", поэтому фильм, сценарий к которому написал Дмитрий Томашпольский, было решено продемонстрировать повторно. И снова не обошлось без аншлага.

В 1990 году были рассекречены архивы КГБ, содержавшие информацию о романтической связи между братом Ленина Дмитрием Ульяновым и покушавшейся на жизнь Ильича Фанни Каплан. Эта история и стала главным нарративом нового украинского фильма "Моя бабушка Фанни Каплан".

Лента хоть и не была удостоена главной награды киносмотра, но благодаря ей Мирослав Слабошпицкий получил приз в номинации "Лучший актер".

"Varta 1. Львов. Украина"

Пожалуй, это самый незрительский украинский фильм из всей программы фестиваля. Несоответствие друг другу аудиальной и визуальной составляющих ленты способно отвадить от просмотра потенциальную аудиторию, но в то же время делает картину необычной и уникальной.

Режиссер "Varta 1. Львов. Украина" Юрий Грицына смонтировал звуковую дорожку из записей переговоров активистов автомобильных патрулей времен Евромайдана, сопроводив диалоги, споры, перебранки и рассказы невыразительными кадрами спальных районов и дорог.

Этот украинский фильм передает атмосферу, царящую на улицах два года назад, и взывает к пережитым в ту пору эмоциям. Поднимая вопрос о самоорганизации населения, функционировании добровольческих структур, берущих на себя управление городом в кризисный момент, режиссер плавно переходит к глобальной теме природы революции, ее начала и конца, ее влияния на массы. По сути, Грицына представил фильм не как производственный продукт, а как собственное мнение, которое, очевидно, рифмуется с мнениями многих. На ОМКФ лента получила диплом ФИПРЕССИ.

"Холодный Яр. Интро"

Основным конкурентом "Гнезда горлицы" в национальном конкурсе считалась лента Алины Горловой "Холодный Яр. Интро". Именно эти два украинских фильма боролись за главный приз.

Горлова сделала ставку на конкретное место, централизовав его как главного героя картины. Холодный Яр побуждает жителей говорить о нем - эти разговоры и складывают канву фильма, пусть и очень сумбурную, и местами не доработанную. Для звания завершенного "Холодный Яр. Интро" должен получить еще минимум полчаса экранного времени.

И, тем не менее, логично возникает вопрос: "А зачем же тогда его привезли?" А затем, чтобы показать, что в любом фильме, будь то документальная или игровая лента, украинские кинематографисты любят изображать из себя непонятых философов, добавляя в картинку глубокомысленные метафорические образы. Увы, зачастую они не несут под собой ничего, оказываясь пустой безделушкой. Впрочем, есть еще вероятность, что полная версия этого украинского фильма покажется более приемлемой для просмотра, чем интро.

"Голубое платье"

Напоследок мы припасли художественный фильм Игоря Минаева, чтобы показать: судить о кино можно иногда и в сравнении. Если описанные выше украинские фильмы вызывают больше вопросов и претензий, чем восторгов, лента "Голубое платье" как бы говорит "это вы еще меня не видели".

На показ фильма Минаева собралось так много зрителей, что многим из них пришлось занимать ступеньки зала. Но уже через 15 минут после начала ленты киноманы начали массово покидать зал. И отнюдь не потому, что сидеть на ступеньках не очень удобно.

Начнем с того, что синопсис этого украинского фильма явно не соответствовал увиденному. Предполагалось, что мы узнаем историю женщины, недавно ушедшей из жизни, чей сын, копаясь в старых вещах, обнаруживает интересные подробности из прошлого. На деле "Голубое платье" оказывается реанимацией нереализованных амбиций режиссера, который тут и там утыкал фильм отрывками из своих ранних работ "Телефон", "Чайка" и "Серебряная даль".

Смотреть на весь этот сумбур было действительно сложно – порой хотелось последовать за толпами, выходящими из темного кинозала на свет. Всю картину непризнанный гений Минаев будто плачется в жилетку, жалуясь на советскую систему, которая не пропустила его кино, и оглядывается в прошлое. И хотелось бы его пожалеть, да очень уж фальшиво звучат режиссерские жалобы.

Кстати, ранее Styler писал о лучших фильмах международной программы Одесского кинофестиваля.