Ученые впервые расшифровали ДНК древнеегипетских мумий

Ученые впервые расшифровали ДНК древнеегипетских мумий Фото: Мумия (pixabay.com/ESD-SS)

Палеогенетики полностью восстановили ДНК около 100 мумий людей

Ученые полностью восстановили и расшифровали ДНК почти ста древнеегипетских мумий людей, которые жили в разные исторические эпохи, от Среднего царства и до Римской империи. Об этом сообщается в журнале Nature Communications.

"То, что ДНК может дожить до наших дней в таких условиях, всегда вызывало скептицизм у нас. Жаркий климат Египта, высокий уровень влажности во многих гробницах и химикаты, которые использовались для мумификации, - все это способствует разрушению ДНК и делает шансы на сохранение ее обрывков минимальными", - рассказала известный палеогенетик из университета Тюбингена Йоханнес Краузе.

За последние 10 лет ученые совершили множество прорывов в восстановлении ДНК давно умерших людей, в частности они восстановили геномы неандертальцев, денисовцев и кроманьонцев по обрывкам генетического кода в их костях.

Также ведущие генетики и археологи восстановили и изучили ДНК известных мумий - альпийского "ледового человека" Етци и древнейших на Земле мумий из культуры чинчорро в Чили.

Это помогло ученым раскрыть тайны миграций народов в Европе и Америке, понять, чем болели и от чего умирали люди в далеком прошлом, и существуют ли их потомки сегодня.

В частности, они выяснили, что ближайшие потомки Етци живут на Сардинии, а мумия девочки-инка помогла ученым раскрыть ранее неизвестную антропологам популяцию индейцев в Перу, почти полностью уничтоженную конкистадорами во времена покорения Южной Америки.

По словам Краузе, древнеегипетские мумии фактически никогда не подвергались подобному анализу по двум причинам: во-первых, условия их "приготовления" и захоронения не способствуют сохранению ДНК, а во-вторых, большинство известных мумий безнадежно испорчены чужой ДНК из-за неправильного обращения с ними в XIX и XX веках.

По этим причинам, в лучшем случае ученым были известны отдельные обрывки древнеегипетской ДНК, а генетические тайны египтян оставались недоступными для изучения.

В связи с этим Краузе и его коллегам пришлось потратить колоссальное количество времени на поиск мумий, не тронутых руками археологов и при этом сохранивших в себе обрывки ДНК в достаточном количестве, чтобы геном можно было полностью восстановить.

Кстати, в Киеве показали древнеегипетские мумии, которым более 2 тыс. лет.