О том, что раздражает в Стамбуле и можно ли зайти в "Википедию" в Турции - в тревел-материале Styler
Когда я говорила друзьям или коллегам о том, что собираюсь полететь в отпуск в Стамбул, меня несколько раз спрашивали: “Ого, а не страшно? Там же была попытка переворота, там чрезвычайное положение ввели!”. Нет, лететь туда было не страшно. Поволноваться заставила разве новость о том, что Турция заблокировала работу сервиса Booking.com на своей территории, потому что именно через него я и бронировала отель. Но с бронированием все было в порядке, поэтому мы с мужем упаковали рюкзаки и двинулись в Стамбул.
В интернете по запросу “Стамбул” можно найти десятки, да что там, сотни красивых фотографий и картинок этого города. Старые кварталы, мечети, Босфор, чайки, ретро-трамвайчик... Мечта для путешественника. Таким ли на самом деле оказался Стамбул, как казалось на картинках? И да, и нет.
Важно четко осознавать, что Стамбул - один из крупнейших городов мира. Это крупнейший город Турции и Европы, по переписи 2016 года здесь живет более 14 миллионов жителей. И примерно столько же туристов посещают Стамбул ежегодно. Поэтому будьте готовы, что прохождение паспортного контроля в аэропорту может растянуться на час, а тихим уединенным местом на время путешествия для вас будет разве что номер в отеле.
Самый удобный способ добраться до Стамбула - самолетом. Со Львова в Стамбул дешевые перелеты выполняет авиакомпания Pegasus, из Одессы - турецкая авиакомпания Onur Air. Из Киева летают Turkish Airlines и МАУ. Из Харькова - Pegasus Airlines и Atlasglobal. Дешевые авиабилеты можно найти от Azerbaijan Airlines, но они предполагают пересадку, а ожидание следующего рейса будет длиться 6-9 часов, в зависимости от маршрута. Для покупки авиабилетов действует, пожалуй, универсальное правило - чем раньше вы начнете планировать путешествие и покупать билеты, тем дешевле они вам обойдутся. Иногда авиакомпании устраивают распродажи билетов по акционным ценам. Их можно отслеживать или непосредственно на сайтах перевозчиков, или на специализированных сервисах, которые агрегируют данные от всех авиакомпаний и предлагают рассчитать выгодные варианты перелета.
В Стамбуле есть два действующих аэропорта - Международный аэропорт Ататюрк и Аэропорт Стамбул-Сабиха Гекчен. В планах Турции построить в городе Новый аэропорт Стамбула, который должен стать крупнейшим аэропортом в мире. Сейчас большинство рейсов прибывают в аэропорт Ататюрк, который расположен на так называемом “европейском берегу” города. Добраться от аэропорта Ататюрк в город можно на такси, рейсовым автобусом до центральной площади Таксим или на метро. В аэропорту есть указатели, по которым довольно просто спуститься в метрополитен и доехать до центра города. На входе в метро есть автоматы, в которых можно купить Istanbul Card - карту для проезда в общественном транспорте Стамбула. Она стоит 6 турецких лир - это примерно 44 гривны. Одна поездка в метро стоит 4 лиры (почти 30 гривен). По нашим наблюдениям, если ездить в общественном транспорте по этой карте, то действует система скидок. Например, каждая пятая поездка оплачивается со скидкой от 0,5 до 1,5 лиры. Для сравнения, такси до аэропорта от исторического района Султанахмет стоит 80-100 лир, в зависимости от того, как вам удастся договориться.
Все автоматы возле остановок общественного транспорта по умолчанию настроены на турецкий язык. Ее можно изменить на русский или английский, чтобы меню стало немного понятнее. Украинского, к сожалению, найти не удалось. И хоть язык в автомате мы изменили, он продолжал отчаянно кричать что-то на турецком. За нами уже начала собираться приличная очередь, но "адская машина" проглотила 20 лир, выплюнула Istanbul Card и продолжила свои крики. Я решила, что время попросить кого-то из окружающих о помощи. Из четырех опрошенных английского никто не знал. В конце концов в ход пошел старый добрый язык жестов. Мужчина, который стоял за нами в очереди, показал, что карту уже можно забрать, а все средства зачислены на нее. “You - go, go, metro”, - для пущей убедительности добавил он. Карта сработала и на метро из аэропорта мы поехала в район Фатих, где мы собирались жить ближайшую неделю.
Фото: Остановка автобусов в аэропорту Ататюрк, которыми можно добраться до центра города (РБК-Украина)
В общем, для большего погружения в город, мы выбрали вариант ходить пешком и ездить на общественном транспорте. Расстояния, которые на карте кажутся весьма значительными, в реальности оказываются вопросом пешей прогулки в 15-20 минут, что в удобной обуви и комфортной, не жаркой погоды не составляет проблемы.
Общественный транспорт в Стамбуле - это метро, трамваи, фуникулеры и паромы. Наземный транспорт удобный и быстрый, если для него выделена отдельная линия проезда. Например, автобус, который двигался от площади Таксим до крепости Румели Хисар (Rumeli Hisarı) по узеньким улочкам вместе со всеми другими авто, продвигался со скоростью сонной черепахи.
Стамбул поделен пополам проливом Босфор: большая часть города расположена на “европейском берегу”, а меньшая - на “азиатском”. Между берегами есть пять мостов и автомобильный тоннель под Босфором, который в свое время обошелся турецкому правительству в 1,2 миллиарда долларов. Поэтому система паромов здесь является очень важной частью инфраструктуры. Муниципальные кораблики плавают по четкому расписанию, если не портится погода. На всех причалах есть остановки, с которых можно уплыть в почти любую точку города, заплатив за проезд все той же Istanbul Card.
Кстати, объявление о движении транспорта и остановки транслируются на турецком языке. Поэтому стоит позаботиться об офлайн-карте на смартфоне, которые помогут сориентироваться в городе.
Фото: Корабли направляются с европейского берега Стамбула до азиатского (РБК-Украина)
Если первая карта, которую стоит купить в Стамбуле - это Istanbul Card, то вторая - Istanbul Museum Card, или как еще ее называют Museum Pass Istanbul. Она стоит 85 лир (примерно 633 гривны) и на пять дней дает бесплатный вход в ряд самых популярных музеев города: Ая-Софию, дворец Топкапы, дворец Долмабахче, Археологический музей, крепость Румели Хисар.
Ах, Museum Pass, если бы мы знали о твоем существовании, мы могли бы сэкономить несколько сотен лир на билетах в музеи!
Среди “must see” объектов мы для себя определили: Ая-София, Голубая мечеть (или Мечеть Султанахмет), подземное водохранилище Цистерна Базилика, Пристань Эминоню, Галатский мост и Галатскую башню, дворец Долмабахче, Гранд базар и Египетский базар, площадь Таксим и улицу Истикляль, Принцевы острова в Мраморном море.
Отдельно был намечен гурманский тур: съесть знаменитое местное блюдо балык экмек (дословно переводится как "рыба-хлеб") на пристани Эминеню, попробовать кьофте, лахмаджун, фаршированные мидии и жареные каштаны. И, конечно же, выпить кофе по-турецки, местного чая в милых маленьких стаканчиках и айран. Алкоголь в Стамбуле продается, но не везде и дорого.
Фото: Продавец балык экмеков на пристани. Здесь блюдо стоит 10 лир, но если отойти подальше от туристических районов, его можно попробовать и за 7 лир (РБК-Украина)
Фото: Фаршированные мидии с лимонным соком - вкуснятина! (РБК-Украина)
Фото: Продавец каштанов на набережной в Каракое (РБК-Украина)
Самые выдающиеся архитектурные достопримечательности Стамбула сосредоточены в районе Султанахмет. Здесь и Ая-София, и Голубая мечеть, и Цистерна Базилика и дворец Топкапы. Лучше не лениться, встать пораньше и прийти сюда утром. Большинство музеев и достопримечательностей начинают работать с 9 часов утра. Чем раньше придете, тем больше шансов спокойно побродить по мечети или дворце и меньше времени потратить в очередях.
На входах в большинство публичных мест стоят рамки с металлоискателями и люди с оружием, часто они даже не в форме, а просто в джинсах и футболках, поверх которых - бронежилеты. Такое себе напоминание, что режим чрезвычайного положения в стране до сих пор действует.
Фото: Дворик Голубой мечети (РБК-Украина)
Голубая мечеть (она же Мечеть Султанахмет) знаменита своими голубыми плиточками ручной работы, которыми она отделана внутри. Фабрике, которая их изготавливала, султан Ахмед I запретил продавать их на экспорт. Поэтому вскоре фабрика пришла в упадок и вынуждена была закрыться. Эта мечеть действующая, но и свободна для посещения туристов, если они соответственно одеты.
Фото: В части Голубой мечети для тех, кто пришел помолиться, почти пусто (РБК-Украина)
На входе в мечеть Султанахмет для туристов есть специальный работник, который оценивает одежду всех - и мужчин, и женщин. Если одежда не подходит для мечети, он выдает специальное широкое и длинное одеяние, или шарф. Впрочем, как показал мой опыт, в джинсах, реглане и с шарфом на голове в мечеть можно зайти без проблем. Также перед входом есть стойка с пакетами: в обуви внутрь заходить нельзя, поэтому надо разуться, а обувь можно забрать с собой в пакетике.
По данным 2007 года в Стамбуле насчитывалось 2944 действующих мечети. Пять раз в день из минаретов раздается призыв муэдзина к молитве. Представьте, какое стерео звучание в четыре утра, когда из всех них начинают транслировать молитвы! Хотя через несколько дней привыкаешь и уже не просыпаешься.
Фото: Площадь перед музеем Ая-София (РБК-Украина)
Внешний вид здания Ая-Софии выдает ее почтенный возраст. Одни стены новые, другие старые, есть пристройки совершенно другого цвета. Внутри пороги и вытертые плиты пола в местах, где чаще всего ходили люди. Возле входа видны вытертые в мраморном полу ямки, где стояли часовые. В Стамбуле очень много кошек, иногда они находятся в очень неожиданных местах. Так, в мечетях есть минбар - кафедра или трибуна, с которой имам читает проповедь. В Ая-Софии возле минбара установлена подсветка, в которой, очевидно, использовали лампы накаливания. Лампы нагреваются, а на них, прижавшись боками, дремлют коты. Животных никто не прогоняет. Возле многих стамбульских магазинов даже ставят у порога миски с едой и водой для уличных котов.
Фото: Коты в Ая-Софии (РБК-Украина)
Еще одно замечательное место в Стамбуле - Цистерна Базилика, подземное водохранилище. К сожалению, сейчас здесь ремонт, часть хранилища закрыта, а воду спустили. В целом водохранилище рассчитано на 80 000 кубических метров воды. В отдельном круглом резервуаре работники Базилики собрали всю рыбу, пока ремонт не закончат. Кстати, именно здесь снимали финал фильма "Инферно" по мотивам одноименной книги Дэна Брауна.
Фото: Потолок Цистерны Базилики поддерживают 336 колонн (РБК-Украина)
Что раздражает в Стамбуле - это или полное отсутствие тротуаров, или если даже есть тротуарчик, сантиметров 30 шириной, то он обязательно заставлен товарами на продажу. Пройти от точки А до точки Б и не быть сбитым автомобилем, мотороллером или развозчиком чая - это искусство. Только вечером на улицах прекращается торговля и становится безлюдно, так что до отеля можно спокойно прогуляться, не лавируя между продавцами, автомобилями и прохожими. Если честно, то созерцая идеальные туристические фото из Стамбула, я не была готова оказаться в реальном Стамбуле, с его толпами, трафиком, запахами и привычкой местных жителей выбрасывать мусор прямо себе под ноги.
Фото: На местных базарах можно купить, пожалуй, все - от флага Турции или портрета Ататюрка до пряностей, вкусностей, газовых баллончиков или Кольца всемогущества (РБК-Украина)
Фото: Напряженный день возле Гранд базара (РБК-Украина)
Если позволяет время, то стоит выделить отдельный день и сплавать на Принцевы острова. Это группа небольших островов в Мраморном море. Добраться до них можно на пароме с пристани Эминеню. Сначала корабль делает остановку на азиатском берегу в Кадикое, а затем по очереди на каждом из крупных островов: Киналиади, Бургазаде, Хейбелиади и крупнейшем из них Буйюкади. Собственно, на последнем из них мы и решили сойти с корабля.
Здесь на авто могут ездить только муниципальные службы (полиция, “скорая”), остальной разрешенный транспорт на острове - или велосипеды, или маленькие електроскутери, или лошади. Ситуация со ступеньками для пешеходов оказалась ничем не лучше, чем в Стамбуле. Только здесь риск попасть под колеса авто заменен на риск попасть под копыта лошадей.
После нескольких дней в большом городе острова воспринимаются очень контрастно, с их зелеными склонами, ярко синим морем и отсутствием автомобилей.
Фото: Самый большой из Принцевых островов - Бююкада. На пароме до него от причала Эминеню плыть два часа (РБК-Украина)
Фото: Остров Бююкада застроен очень красивыми домами, в основном деревянными (РБК-Украина)
Фото: Пассажиры паромов любят швырять чайкам куски хлеба или булки-экмека. Поэтому за кораблями всегда летают большие стаи чаек (РБК-Украина)
На острове мы также познакомились с владельцем ресторанчика, который в отличие от многих своих соотечественников хорошо говорил по-английски.
“Украина, Россия... очень жаль”, - развел он руками.
При этом он успевал зазывать новых посетителей, следить за выполнением заказов и болтать с нами. Когда он вводил мне пароль к сети в смартфон, спросил: "Здесь у вас все на украинском в телефоне? О, я вижу, что все начало меняться!". А когда принес наш заказ, то извинился, что называет названия блюд на русском.
С доступом к публичным wi-fi сетям в Турции все не так просто. В сеть можно попасть только через платформу Wispotter, которая любезно спросит у вас номер телефона и профиль в Facebook. И нелюбезно вас в интернет не пустит, если вы ей эти данные давать откажетесь. Из любопытства я добавила в Wispotter свой аккаунт в Facebook - в сеть меня пустили на несколько минут, после чего соединение пропало, а Wispotter начал требовать и номер телефона, чего я решила ему не сообщать. Поэтому интернетом мы пользовались преимущественно в гостинице или в заведениях, которые были готовы отдельно давать своим посетителям пароли от своих сетей. И... да, "Википедия" в Турции заблокирована.
Фото: Вечерний Стамбул, пристань Эминеню (РБК-Украина)
Фото: Улочка в квартале Фатих. Около семи вечера торговцы начинают убирать товары и закрывать свои лавочки (РБК-Украина)
Фото: Туристы фотографируются на Галатском мосту (РБК-Украина)
Удивительной также может быть градация цен: например, бутылка 0,5 л минералки в обычном сетевом супермаркете стоит 35 курушей (1 лира = 100 курушей). В магазинчиках в центре города или вблизи туристических объектов такая же бутылка воды стоит 1-1,25 лиры. Сюрпризы могут преподнести и ресторанные меню: выставленный на улице образец меню может значительно отличаться от того, которое вам подадут внутри. Цены в нем могут оказаться на 5-7 лир выше.
В общем, Стамбул мне понравился за пролив Босфор, залив Золотой Рог, за два моря - Черное и Мраморное, - за архитектуру и за вкусную еду. Не понравился за толпы, сумасшедший трафик, приставания торговцев и попытки содрать с туристов как можно больше денег. Поэтому если вы готовы продемонстрировать ловкость ниндзя чтобы только пересечь улицу и финансовую интуицию бухгалтера с 20-летним опытом, чтобы купить сладостей на гостинцы друзьям и не переплатить за них астрономическую сумму, можете рассматривать Стамбул как цель для путешествия.