“Франшиза – хороший тест-драйв для первого бизнеса”: советы известного маркетолога о том, как начать собственное дело

“Франшиза – хороший тест-драйв для первого бизнеса”: советы известного маркетолога о том, как начать собственное дело
Фото: Надежда Перевизнык (из личного архива)

Главные ошибки начинающих бизнесменов, полезные советы об открытии первого бизнеса и о том, почему многие украинцы до сих пор не научились быть предпринимателями - в интервью эксперта для Styler

Надежда Перевизнык – независимый специалист сферы, которую традиционно называют “реклама-маркетинг-пиар”. С 2006 года Надя прошла весь возможный опыт в украинском маркетинге: работала в топовых рекламных агентствах и бизнесах. Также имеет многолетний опыт работы в ресторанной сфере, в частности, является соучредителем заведения “PR Bar” на столичном Подоле.

Сейчас Надя Перевизнык консультирует тех, кто решил начать собственный бизнес. По ее словам, в последнее время интерес к экспертной мысли в Украине высок, и это - хорошая тенденция.

На форуме ресторанного франчайзинга Franchithink, который состоялся в Киеве на днях, Надежда Перевизнык рассказывала о роли бренда для франшизы. На одной площадке во время Franchithink встретились представители ресторанных франчайзинговых сетей Украины и мира, а также инвесторы (владельцы заведений) франчайзи, поставщики и другие эксперты ресторанного рынка.

Во время форума мы пообщались с Надей о том, в каком положении сейчас находится украинский бизнес и почему франшиза - это лучший вариант для начинающих бизнесменов. Также эксперт перечислила дня нас наиболее распространенные ошибки при открытии собственного дела и поделилась собственными рецептами-советами для тех, кто начинает бизнес впервые в жизни.

"Когда смотришь на вывеску знаменитого в мире бренда, твои рецепторы сразу "чувствуют", как пахнет и вкусный бургер или кофе"

По словам Нади Перевизнык, франшиза - это именно тот вид бизнеса, где брендирование - крайне важное.

“Роль бренда в франшизе - чрезвычайная. Бренды уже стали символами нового мира. Надпись “Пепси” в пластиковой бутылке понимают и в Буэнос-Айресе, и в Жмеринке. Это уже не просто названия, но и символические элементы глобального мира. Бренд имеет много определений, но во франчайзинге мне больше всего нравится, что бренд – это обещание качества.

Потому что когда ты в Азии и не знаешь, можно ли съесть сэндвичи на улице, то в первый день пойдешь в общеизвестное заведение. У меня когда-то было именно так. Я впервые была в Бомбее, увидела Subway и сразу же побежала туда. Конечно, потом и местные самосы на улице я ела. Но все равно: когда ты смотришь на вывеску знаменитого в мире бренда, то твои рецепторы сразу "чувствуют", как пахнет и вкусный бургер или кофе”, - пояснила Перевозчик.

“Франшиза – хороший тест-драйв для первого бизнеса”: советы известного маркетолога о том, как начать собственное дело“Франшиза – хороший тест-драйв для первого бизнеса”: советы известного маркетолога о том, как начать собственное дело“Франшиза – хороший тест-драйв для первого бизнеса”: советы известного маркетолога о том, как начать собственное дело
 

Фото: На форуме Franchitnink эксперты обсудили новейшие тренды отрасли (facebook.com/franchithink)

Владельцу франшизы в любом случае надо разбираться в брендинге, уверена эксперт. Это - обязательный пункт, от которого зависит будущее бренда.

“Оглядываясь на свой первый опыт бизнеса, понимаю: покупка франшизы для “первого раза” – это очень удачный вариант. Если вы не знаете, предприниматель вы или нет в принципе, то франшиза – именно то, что вам нужно. Она минимизирует очень много рисков. Но, конечно, не гарантирует успеха. Потому что если вы не умеете составлять и контролировать бизнес-процессы, не умеете договариваться с людьми, не разбираетесь в финансах, то будет очень сложно. И франшиза – это хороший тест-драйв, который это вам покажет. Потому что, может, на самом деле вместо предпринимательства вам надо преподавать или заниматься чем-то творческим. Собственное дело – это отдельный вид человеческой деятельности”, - подчеркивает она.

Но, по ее словам, франшиза – это не магия, и не надо рассчитывать, что успех с ней будет обязательным, молниеносным. Франшиза - это бизнес, которым надо заниматься, просто рисков прогореть чуть меньше, говорит Перевозчик.

“Смотрю на предприятие и понимаю: через шесть-девять месяцев, вероятно, закроется”

Часто у начинающих бизнесменов бывают завышенные ожидания относительно их нового дела, замечает эксперт. Особенно это касается людей, которые ни дня не работали в той сфере, в которой собираются зарабатывать.

“Например, приходит человек с финансов. Скажем, аналитик среднего звена. Хочет кофейню. Но он никогда в жизни не руководил даже двумя-тремя людьми, совсем не знает гастрономической сферы. Он просто работал в компании, где ему хорошо платили, и это позволило ему отложить пару тысяч долларов, и сейчас он хочет кофейню. Когда я спрашиваю, а зачем в вашей кофейне будут дополнительно именно книги, ответа нет. Говорю ему: "похоже, вы через шесть-девять месяцев закроетесь, потратив накопленные 10 тысяч долларов”, - рассказывает Надя Перевизнык.

“Франшиза – хороший тест-драйв для первого бизнеса”: советы известного маркетолога о том, как начать собственное делоФото: "Часто у начинающих бизнесменов бывают завышенные ожидания относительно их нового дела" - Надежда Перевизнык (из личного архива)

Эксперт советует: нужно постоянно следить за тенденциями в бизнесе.

К примеру, если не отслеживать, как часто в Украине меняется регуляторная политика и не оптимизировать налоги, можно на прибыль вообще не выйти.

“Современный мир живет в хаосе, в турбулентности - это единственное стабильное утверждение”

Также стоит слушать практикующих бизнесменов, говорит Надежда. Если они говорят, что рентабельность того или иного бизнеса - год-полтора, то это значит, что очень маловероятно, что он окупится раньше этого срока.

"И не стоит думать, что во всех бедах неудачного бизнеса виновата экономическая и политическая ситуация в Украине", - подчеркивает эксперт.

“Свежие статистические данные: несмотря на безвиз, 69% украинцев не были за рубежом. Большинство думает, что в западном мире – все чуть ли не идеально. Но там есть свои проблемы. В этом “идеальном мире” Apple таскают по судам Евросоюза за сокрытие налогов в Еврозоне на миллионы долларов. Идеального мира нет, и в каждой стране - своя специфика. Конечно, в северной и центральной Европе больше подспорья для стабильного бизнеса, но и это - не панацея”, - объясняет она.

В Украине “совок” отбил понятие частной собственности и ответственности”

“Украинцы сейчас снова учатся делать бизнес, потому что у нас все “отбила” советская власть. Мы довольно-таки трудолюбивая нация, которая в силу исторического процесса пострадала. В Украине “совок” отбил понятия частной собственности и ответственности за нее. Сейчас мы возвращаем себе этот ген, когда постепенно возрождается уважение и понимание к имуществу. Нашу ситуацию можно сравнить с тем, какие процессы происходили в Европе и в Америке после Второй Мировой. Мы сейчас – это 1960-е, 70-е, максимально - 80-е капиталистического мира. Но точно не 90-е”, - делится мнением эксперт.

Несмотря на то, что украинцы до сих пор не очень умеют вести бизнес, переживать за это не стоит: за последние годы парадигма бизнеса не изменилась: то, как он делался в 90х - к глобализации, к интернету, распада СССР и – эта эпоха уже ушла.

“Франшиза – хороший тест-драйв для первого бизнеса”: советы известного маркетолога о том, как начать собственное делоФото: “Перед тем, как делать бизнес, надо сделать достаточно “домашней работы”, поговорить с действующими бизнесменами в этой сфере, с юристами, с бухгалтерами" - Надежда Перевизнык (facebook.com/nadya.pereviznyk)

“Поэтому наше незнание, в принципе, не является таким критичным. Нам сейчас надо очень быстро учиться делать бизнес в новом мире – в мире четвертой научно-технической революции, в мире ценностей. И это плюс. Но пока многие украинцы не умеют делать бизнес, и не хотят учиться. Это то, что меня беспокоит”, - говорит она.

“Перед тем, как открыть заведение, вы несколько месяцев предстоит работать над ним, как каторжники”

Украинцы часто считают нужным не прорабатывать базу для нового бизнеса перед тем, как запустить его, говорит Надежда Перевизнык.

Зато в Украине чаще действует правило: “давайте начнем, потом разберемся“.

“Перед тем, как делать бизнес, надо сделать достаточно “домашней работы”, поговорить с действующими бизнесменами в этой сфере, с юристами, с бухгалтерами. Прочитать от трех и больше книг по теме. Выспрашивать цифры, интересоваться новыми данными. Все эти шаги при открытии бизнеса осуществляют далеко не всегда. Перед тем, как открыть заведение, вы должны 3-9 месяцев готовиться, как каторжники! А потом уже говорить, что кофейня-книжный магазин открывает свои двери”, - подчеркивает она.

С другой стороны, сейчас в Украине есть большой запрос на экспертное мнение, бизнес-консалтинг. И это - хорошая тенденция, говорит Надежда.

Часто даже тем, кто не вовлечен в бизнес детально, может заметить: ведение собственного дела в крупных городах и районных центрах Украины много в чем отличается. Заметно, что в меньших городах предприниматели проявляют мало активности, говорит она.

“Франшиза – хороший тест-драйв для первого бизнеса”: советы известного маркетолога о том, как начать собственное делоФото: Franchithink - платформа для общения бизнесменов с опытом и начинающих предпринимателей (facebook.com/franchithink)

“Я не понимаю, почему именно так в маленьких городах все происходит. Ведь интернет у всех везде один: можно пройти онлайн-курсы новых бизнес-школ, не выходя из дома. Ты приезжаешь в Киев на семинар, возвращаешься в свой город, и... ничего не делаешь! Вводить что-то новое и полезное можно, живя в небольшом городе. Вон в моем родном Стрые, Львовской области, знакомый предприниматель открыл кафе с трендовым свежеобжаренным кофе. Все это реально. Но многое зависит от человека. Есть страх, есть опасения. Это нормально, но это - в голове. Поэтому Предприниматели – это отдельный вид людей, которые их, страхи, преодолевают. Обычно это проактивные люди, ответственные и бесстрашные”, - говорит эксперт.

“Главное – не бояться начинать. Надо достаточно работать, пробовать. Не бояться поражений: падать, вставать, падать и снова вставать. Можно начинать с малого и потом, оглядываясь на себя, увидеть: вы достигли многого! Мыслить глобально, действовать локально”, - подчеркивает она.

On Top
Продолжая просматривать www.rbc.ua, вы подтверждаете, что ознакомились с Правилами пользования сайтом, и соглашаетесь c Политикой конфиденциальности
Пропустить Соглашаюсь