ua en ru

Бэтмен против Кожемяки

Украинские супергерои находят личное счастье в борьбе за счастье обиженных, а женские персонажи оберегают собственную материальную независимость

Фестиваль "День украинского супергероя", который впервые стартует в Киеве 21-22 мая, призван ближе познакомить детей с героями украинских сказок. Цель организаторов мероприятия - предложить альтернативу зарубежным комиксам и супергероям. Как рассказывает доцент кафедры фольклористики Института филологии Киевского национального университета им. Тараса Шевченко Олеся Наумовская, сказка – это источник закодированной информации отдельно взятого народа, которая передается из поколения к поколению.

По словам Наумовской, украинские сказки и супергерои не менее уникальны, чем персонажи DC Comics. Котигорошко, Кирило Кожемяка, Стрелец Молодец и целая плеяда других украинских героев отличаются своей смелостью, умом и благородством.

С нашим Змеем можно договориться

мей/ящер в украинской сказке – самый архаичный персонаж

Фото: Змей/ ящер в украинской сказке – самый архаичный персонаж (chytanka.com.ua)

Главный антагонист во многих сказках не только Украины, но и других народов мира, - это Змей, воплощение первичного хаоса. Соответственно, герой, который борется со Змеем, символизирует собой процесс творения мира.

В славянской мифологии змей-ящер считался могущественным тотемом. Он глотал солнце, пропускал его в течение ночи по своему чреву, после чего вновь "отпускал" светило на небо.

При этом в украинских сказках Змей выступает не таким уж "абсолютным злом".

"Наш Змей – особенный и очень классный персонаж. С ним можно договориться", - подчеркивает Олеся Наумовская.

Змей в украинских сказках предстает в разных образах

Фото: Змей в украинских сказках предстает в разных образах. Он мог даже влюбляться в своих жертв (about-ukraine.com)

Еще одна черта нашего антагониста – любвеобильность. К примеру, в западноевропейских сказках Змей, как правило, "над златом чахнет". Меркантильному коллеге из соседних стран противопоставляется падкий на девушек Змей из украинских сказок.

Кстати, как отмечает Наумовская, в таком развитии событий читается древний ритуал жертвоприношений. Змея, проглатывавшего солнце, нужно было задабривать. Поэтому в жены ему предлагали лучших девушек. При этом сами жертвы не воспринимали это как нечто ужасное. Стать женой божества считалось большой честью. Вот почему в большинстве наших сказок не отыскать описаний горя и печали будущих "змеевых невест". Обратите внимание на еще один важный момент! Как правило, в украинской сказке Змей не прилетает в деревню и не отбирает там себе девушек – они сами приходят к нему, не противясь решению общины.

Любовь Змею также не чужда. Часто злодей влюбляется в свою жертву, предлагая ей стать его женой.

Что общего между Змеем, Чертом и Мачехой?

"Зміївна" (дочка Змея) также шла по следам отца

Фото: "Зміївна" (дочка Змея) также шла по следам отца (artfile.ru)

Олеся Наумовская разделяет Змея на два типа. Внешний облик и характер главного антагониста меняется вместе с развитием представлений людей об окружающем мире.

Первый тип – Змей архаичный. Это такой себе ящер, иногда с несколькими головами, который живет на своей территории, охраняя ее границы.

"Змей-охранник никогда не посягает на чужие земли. Обратите внимание, что основные действия сказки разворачиваются именно на территории Змея. Главный герой сам приходит к злодею. При этом Змей зачастую обладает чертами рыцарского благородства. Он никогда не инициирует бой, даже уточняя у пришедшего героя, действительно ли тот хочет биться или все же мириться? Когда бой начинается, Змей первым предлагает отдохнуть ("Ти з батьком в полі орав? – Орав! – А він тобі перепочити давав? – Давав! – То давай і ми перепочинемо"). Даже есть тексты, в которых Змей приглашает героя отобедать, просит его обучить каким-нибудь новым навыкам. Нашего Змея нельзя назвать подлым и коварным", - говорит филолог Олеся Наумовская.

Черт в украинской сказке – один из образов Змея

Фото: Черт в украинской сказке – один из образов Змея. Как и Ящер, Черт также может помогать героям (liveinternet.ru)

Со временем Змей принимает антропоморфные черты. В сказках, где Змей дает герою различные испытания, а не просто вступает с ним в бой, антагонист предстает в образе обычного мужчины. Он любит сидеть у себя на крыльце, попивать отвар. При этом его продолжают задабривать девушками, а герои приходят этих девушек отвоёвывать.

"Опять-таки в новом образе Змея сложно назвать подлым. Когда герой сказки выполняет все задания злодея, последний сдерживает свое слово и отдает девушку победителю", - объясняет Наумовская.

С приходом христианства Змей перевоплощается в Черта. Затем Черт становится Гайгаем, Охом. "Залізоноса Баба" - это тоже еще одна сущность архаичного злодея – Змея. При этом Баба ничем не отличается от обычного человека – у нее только нос железный. Потом этот персонаж становится Мачехой, которая также обладает злодейскими чертами. Со временем Змей "стал человеком", оставив позади чешую и сверкающие огненные глаза. С человеческим лицом он стал более понятен нашим предкам.

Мускулистые змееборцы, нарушители запретов, жертвы – характер украинских супергероев менялся с ходом истории

Силач супергерой, который на равных сражается со Змеем, - самый старый сюжет украинской сказки

Фото: Силач супергерой, который на равных сражается со Змеем, - самый старый сюжет украинской сказки (vjn.dreamwidth.org)

Вместе с антагонистом изменяется и представление об идеальном герое. Супергероев украинских сказок Олеся Наумовская также разделяет на несколько категорий.

1. Змееборцы – наиболее архаичные герои. Их также несколько. Первый тип – герои-силачи (Котигорошко, Ведмеденко, Иван Сученко, Иван-ветер), которые не пользуются магией. Их считают "чудорожденными", из-за чего они обладают невероятной силой. Их борьба со Змеем – это честный бой двух атлантов, в котором хаос проигрывает.

"У змееборцев-силачей нет никаких волшебных предметов, только оружие, подчеркивающее их силу: булава, палка, камень, меч. В отличие от западных супергероев, наши герои уязвимы. Они все смертны. Единственное, что может им помочь – это "живая" вода. При этом о невероятном уме и смекалке этих героев сказка умалчивает. Можем предположить, что во время появления мифа/сказки больше ценилась физическая сила", - делится своими исследованиями Наумовская.

Герой украинской сказки Кирило Кожемяка в российском варианте именуется Никитой Кожемякой

Фото: Герой украинской сказки Кирило Кожемяка в российском варианте именуется Никитой Кожемякой (gblor.ru)

Далее появляются умные силачи-змееборцы (Кирило Кожемяка – переходной герой между первым и вторым типом, Логай, Козак Мамарига). Важную роль играет смекалка героя. На помощь ему приходят другие персонажи, магические предметы, а также женские советы, что очень важно. Ведь отличительная черта таких сказок – появление женских персонажей. Люди стали задумывать о роли женщины в обществе, о браке.

Сказка "Царівна-жаба" рассказывает о герое-нарушителе табу

Фото: Сказка "Царівна-жаба" рассказывает о герое-нарушителе табу (artvertep.com)

2. Нарушители табу. Главный герой нарушает определённый запрет, что приводит к негативным последствиям, которые он должен самостоятельно исправить. К примеру, сказка о Царевне Лягушке, когда главный герой бросает кожу лягушки в огонь. Кстати, сюжет этой старой истории полон символов. Сжигание кожи символизирует переход Царевны в потусторонний мир. Другими словами, она умирает. А главный герой, отправляясь на поиски своей любимой, фактически соглашается на добровольную смерть (все ради того, чтобы исправить проступок). Он переходит в потусторонний мир, где справляется с испытаниями и забирает Царевну обратно.

Таким героям на помощь приходят различные волшебные предметы или тотемные божества (животные), которые должны быть представителями троих миров: верхнего, среднего и нижнего. Затем тотемных помощников замещают антропоморфные герои: Вернидуб, Ломайкамень, Вернигора и т.д. Мифологическая основа также меняется, помощников может быть не трое (сакральное число), а несколько – в зависимости от количества испытаний главного героя.

"Летучий корабль" - украинская народная сказка

Фото: "Летучий корабль" - украинская народная сказка (we.org.ua)

3. Виктимные герои ("герои-жертвы"). Они представляются обиженными или обделенными. Таких героев в сказке называют "дурачками", но к их умственным способностям это никак не относится. Просто персонажи не такие, как все, общество их не всегда понимает. Виктимный герой отличается острым умом, честностью, благородством, готовностью прийти на помощь. Им движет невероятная доброта. Таких персонажей можно встретить в сказках "О пшенице, что дважды в год родила", "Про Янка, котрий вмів гарно грати на сопілці", "Летючий корабель" (подчеркнем, что это украинская сказка).

Личное счастье украинские супергерои находят в борьбе за счастье обиженных

Украинская сказка воспитывает доброту и благородство

Фото: Украинская сказка воспитывает доброту и благородство (indragop.org.ua)

К какому бы типу не относились супергерои украинских сказок, есть одна очень важная черта, которая их объединяет.

"Все наши супергерои понимают, что личное счастье они могут найти только в борьбе за счастье обиженных. Эта черта отличает наших героев от современных западных супергероев, которыми зачастую движет эгоизм, личная выгода. Так, у них толчком к развитию действий является личное оскорбление, месть. У Человека-Паука убивают дядю, у Бэтмена – родителей. Ими движет жажда мести, и уже потом приходит стремление бороться за добро. Наши герои готовы добровольно жертвовать собой ради других", - подчеркивает Олеся Наумовская.

Мудрая и всемогущая: героиням украинских сказок принцы не нужны

Мачеха, ее дочка и падчерица – популярный сюжет не только для украинской сказки

Фото: Мачеха, ее дочка и падчерица – популярный сюжет не только для украинской сказки (liveinternet.ru)

Как говорит исследовательница сказок, украинская героиня – история отдельная и абсолютно уникальная. Героини украинских и западноевропейских сказок – два разных женских архетипа.

Наша героиня – умная, работящая (и это едва ли не главная ее черта), скромная, вежливая, с хорошим нравом.

"В западноевропейской сказке основная черта девушки – ее неземная красота. Для наших героинь внешность – вопрос не столь важный. Наши девушки априори красивые", - улыбается Олеся Наумовская.

Основной женский персонаж украинских и западноевропейских сказок – девушка-сиротка. У нее есть мачеха-антагонист. При этом в западной сказке мачеха, как правило, женщина не старая и тоже красивая. Поэтому она соперничает с сироткой за звание лучшей красавицы, а это значит, что между ними есть конкуренция за внимание мужчин. Это очень важный момент, к которому мы вернемся немного позже.

Западноевропейские сказочные красавицы ценили свою красоту и ждали принца

Фото: Западноевропейские сказочные героини ценили свою красоту и ждали принца (old.subscribe.ru)

В украинской же сказке мачеха вполне может быть немолодой женщиной. О красоте речи вообще не идет. Но обязательно у мачехи есть своя родная дочь. И именно между сводной и родной дочерью происходит "скрытая борьба" за имущество. Да-да! Не за красоту, принца или внимание мужчин, а именно за материальное благосостояние.

На территории Украины когда-то существовала так называемая материзна – имущество, которое передавалось исключительно по женской линии. Для наших женщин очень важно было оставаться материально, а значит и социально, защищённой. Женщина могла принимать участие в общественных сборах, она имела право голоса. Материальная обеспеченность позволяла ей быть независимой.

В свою очередь, западноевропейские женщины были зависимы от мужчин.

Сказка о Девочке-семилетке рассказываем о смекалке наших героинь

Фото: Сказка о Девочке-семилетке рассказывает о смекалке наших героинь (forum.olgagavva.com)

Вот почему в наших сказках девушка предстает благородной, честной и работящей. Красота для нее не столь важна. Поэтому у мачехи есть родная дочка, которая может претендовать на имущество сиротки. Западную же красавицу всегда спасает принц, который в дальнейшем обеспечивает ее и от которого она остается зависима до конца дней своих.

Второй тип супергероинь в украинских сказках – это умные девушки. Яркий пример – сказка о Девочке-семилетке. Кроме того, сказка дает хорошее представление о загадке как системе испытания ума. У наших предков загадке отводилось сакральное значение. Перед боем главы военных отрядов загадывали друг другу загадки, если кто-то не отгадывал, то считалось, что и драться не стоит. Важность загадки мы встречаем в древних свадебных обрядах, когда жена невесты испытывает ум жениха загадками.

Третий тип – всемогущая женщина. Героиня не просто выступает как помощница или советчица, она берет на себя обязанность выполнения заданий главного героя. Пример – сказка "Яйце-райце". Героини подобных сказок – такие себе греческие Медеи. Герой получает задание, а его возлюбленная укладывает его спать и сама все решает. При этом, как правило, такие героини остаются безымянными. Их способности относятся ко всем женщинам, которые должны быть умными, работящими, добрыми и готовыми к свершению подвигов.

Илья Муромец жил под Черниговом, а Кирило Кожемяка – в Киеве: в чем разница меду украинскими и российскими сказками?

Никита Кожемяка царя уважает и боится

Фото: Никита Кожемяка царя уважает и боится (uaua.info)

Как оказалось, исконно русских сказок существует не так и много, если сравнивать с пластом сказок украинских. Наиболее полный перечень русских рассказов можно найти в сборниках Александра Афанасьева. При этом автор не скрывал, что большинство текстов были предоставлены украинскими фольклористами. Кроме того, под некоторыми сюжетами указано, что это "малоросские рассказы". Поэтому нужно признать, что сюжеты многих русских сказок были позаимствованы у других народов.

Взять, к примеру, героические сказания былины, которые передают жизнь героев времен Киевской Руси. Что уже говорит об их происхождении на территории нынешней Украины.

Так, Илья Муромец мог добраться до Киева из Чернигова всего за несколько часов. Многих историков это подталкивает к пониманию, что городок Муромск (в котором жил богатырь), скорее всего, находился под Черниговом.

Богатырь Кирило Кожемяка жил в Киеве. В российской сказке мы встречаем его под именем Никита Кожемяка. При этом Кирило и Никита несколько отличаются.

Когда княжна попадает к Змею, она спрашивает, кто же может его побороть. Змей отвечает, что есть такой Кирило Кожемяка, который разом 12 шкур мнет. Тогда княжна пишет записку (это говорит о том, что она умеет писать) и голубем отправляет ее своим родителям. Князь отправляет к Кирилу старцев, чтобы они попросили его спасти княжескую дочку. Но богатырь отказывается. Тогда к нему присылают детей, которые на коленях просят силача вызволить княжну. Этот момент настолько растрогал Кожемяку, что он все же соглашается.

Русские сказки все же отличаются от украинских

Фото: Русские сказки все же отличаются от украинских (nkozlov.ru)

В русской сказке сюжет отличается следующим. После всех просьб и отказов к Никите приходят лично царь с царицей. "Как увидел он царя с царицей, как испужался! Руки его задрожали и порвал он 12 шкур". В таком, казалось бы, незначительном сюжете уже прослеживается различие между идеалами украинцев и россиян.

"Иванушко" - еще одна сказка, которая хорошо раскрывает особенности характера русского персонажа. Советуем к прочтению.

Исследуя украинские и русские сказки, Олеся Наумовская выделяет еще одно различие. Обратите внимание на сказки "Золотая рыбка", "По щучьему велению", "Двое из ларца". Здесь фигурируют персонажи, наделенные волшебной силой, которые готовы выполнять любые приказания главного героя.

Сказки для взрослых: о мужской силе и эротике

Сказка "Пан Коцький" изначально считалась неприличной историей

Фото: Сказка "Пан Коцький" изначально считалась неприличной историей (dok.znaimo.com.ua)

Исследователь сказок отмечает, что изначально сказка не считалась развлекательным текстом. Сказка – это продолжение мифа, а миф имеет в своей основе определенные реальные события. Изначально сказка создавалась как магический текст.

К примеру, аборигены Австралии перед началом охоты рассказывают друг другу сказки о животных (тотемах), чтобы выслужиться перед тотемным божеством и попросить у него разрешение на охоту. При этом дети и женщины даже не имеют права эти сказки слушать.

Фольклор многих народов мира, и Украина не является исключением, базируется на двух основных "китах": эротике и смерти. Со временем сказки приобрели развлекательный характер, а некоторые их "взрослые" смыслы пришлось завуалировать.

К примеру, сон во многих сказках подразумевает смерть, переход в потусторонний мир.

А вот сказка "Пан Коцький" изначально считалась неприличной историей. Сюжет этой сказки повествовал о "мужской силе". Вот, старого Кота выгнали из хаты, он пошел в лес, где встретил Лисичку, рассказал ей свою историю и Лисичка позвала Кота к себе домой. Во-первых, зачем Лисичка предложила Коту перебраться к себе? Затем Лиса демонстрирует гостя остальным зверям, рассказывая всем, какой он могучий. Звери изподтишка смотрят, как Кот грозно "ест" и удивляются его силе.

Конь и волк – главные тотемные животные украинцев

Конь считался символом солнца

Фото: Конь считался символом солнца (uarp.org)

Конь фигурирует во многих украинских сказках. Для этого есть свои причины.

Все дело в том, что конь был символом солнца. На древних картинах и рисунках можно увидеть, как по небу перемещается конь, а змей-ящер заглатывает его. При этом в славянской мифологии у коня не было крыльев. Кроме того, в традиции наших предков он оставался безымянным.

В украинских сказках конь относится не только к "верхнему", но и к "нижнему" миру, помогая герою добраться в потусторонний мир.

Поэтому наши предки прибивали над дверью подкову – символ солнца и мощный оберег.

Следующим по значимости идет волк, иногда исполнявший также функции коня. Коза – еще одно тотемное животное украинцев. Не следует забывать о "представителях верхнего мира" - птицах (орлы, соколы).

Как учит сказка: мудрость и ум помогут побороть чиновничий беспредел

Социально-бытовые украинские сказки могут научить многому, к примеру, как бороться с чиновниками и олигархами.

Наглого пана украинский супергерой побеждает умом, сообразительностью и хорошим чувством юмора. Персонаж создает такую ситуацию, когда пану больше ничего не остается, как смириться со своим поражением.

Кстати, в Киеве в Киеве открылся международный фестиваль культур "ЭтноМир".