Школьная реформа: есть ли у нас шанс?
Министр образования представила в Кабмине проект концепции "Новая школа". Реакция общества впечатляет: от бравурного "Наконец-то европейское образование в Украине!" до истеричного "Мы похоронили образование! Наших детей хотят сделать дебилами!"
Адекватная оценка документа, обнародованного 18 августа Лилией Гриневич, лежит, как обычно, где-то между крайними мнениями. При этом сразу видно, читал человек проект или нет.
Ознакомившиеся с 40-страничным документом оценивают его более оптимистично, чем приверженцы принципа "не читал, но осуждаю". Собственно, ничего нового: чем меньше человек знаком с первоисточником, тем более он уязвим для манипуляций и фейков. А уж тема школьной реформы – поле для фейков практически безбрежное.
Сам по себе этот документ – необычный. Впервые общество получает хорошо структурированное и написанное понятным языком описание того, где мы сейчас находимся, и что мы собираемся предпринимать, чтобы преодолеть кризис в украинском образовании. Первое, что бросается в глаза – удобная структура, ясно отраженная в дизайне и верстке, сдержанное элегантное оформление. Тот случай, когда ясность содержания прекрасно передана ясностью формы. Кому-то это может показаться незначимым, но качество исполнения документа говорит о том, что его готовили профессионалы с любовью к делу и пониманием сути. А это именно то, без чего невозможен успех в любом деле, тем более в образовании.
Детально пересказывать небольшой, в общем-то, документ, нет смысла – тот, кто хочет разобраться, уделит полчаса на прочтение. Основные тезисы очень просты: украинское образование пребывает в системном кризисе. И кризис этот прежде всего цивилизационный. Мир ушел вперед, а мы застряли в советской школе: содержательно, социально, организационно, юридически.
Документ в очень доступной форме дает ответы на ключевые вопросы:
- Зачем нам образование? Каким мы видим выпускника средней школы? Каким – выпускника вуза?
- Чему нужно учить ребенка на каждом этапе его взросления? Каким должно быть содержание образования?
- Как мы достигнем этих результатов? Что нам нужно сделать? Какие ресурсы нам нужны – и есть ли они у нас?
Информация меняется быстро, а ученик советской - простите, современной украинской - школы не умеет с ней работать. Школа набивает головы детям тоннами разрозненной информации, но не учит продуктивной работе с ней. И что самое печальное – не учит тому, что необходимо в жизни.
А в жизни необходимы не знания сами по себе, а то, что называется "компетенция": не только знать, но и уметь применять знания в новых условиях. Цель образования - сформировать такие компетенции (их в документе определено 10). Из этих десяти наиболее важными представляются компетенции социальные и информационные. Первые определяют, насколько человек умеет строить общение и взаимодействие с другими людьми: в семье, на работе, в социальной коммуникации вообще. А вторые - насколько человек может искать, анализировать, использовать информацию, насколько он защищен от разного рода фейков.
Как выйти из кризиса
Когда определена глобальная цель, нужно искать пути и инструменты ее достижения. По словам Лилии Гриневич, "нам необходим не тюнинг в образовании, а перезапуск системы".
При этом Гриневич вполне откровенно и четко сформулировала совершенно справедливую мысль о том, что "нынешней школе 12 лет обучения не нужны". Это – правильно. Еще год набивать детям головы окрошкой из разрозненных знаний – точно не нужно: ни самим детям, ни обществу.
Пути выхода из кризиса и необходимые для этого инструменты также описаны в документе - практически исчерпывающе. Они содержат 8 базовых компонентов:
1. Новое содержание образования.
2. Педагогика, основанная на партнерстве между учеником, учителем и родителями.
3. Мотивированный учитель, который имеет свободу творчества и развивается профессионально.
4. Ориентация на потребности ученика в образовательном процессе, детоцентризм.
5. Сквозной процесс воспитания, формирующий ценности.
6. Новая структура школы, которая позволяет хорошо усвоить новое содержание и приобрести компетентности для жизни.
7. Децентрализация и эффективное управления, реальная автономия школы.
8. Справедливое распределения публичных средств, которое обеспечивает равный доступ всех детей к качественному образованию.
Других важные задачи также описаны в документе.
Есть ли у нас шанс?
Ну а теперь главное: есть ли у этой концепции шанс быть реализованной?
Мы уже видели, без преувеличения, десятки таких "концепций", "проектов", "перспективных планов" и прочего. И что? Образование не выходит из кризиса вот уже четверть века. Не станет ли и этот документ очередным "кодексом пустых намерений"?
Многое обещалось – но так и осталось в обещаниях. Невеселый опыт предыдущего состава Министерства образования, которое громко заявило о серьезных реформах, но в итоге создало детям, родителям и школе много неприятых проблем, еще слишком свеж в памяти.
И вот тут лично я – намного больший оптимист, чем мог бы быть, скажем, три месяца назад.
Что же изменилось за три месяца? Впервые в украинском образовании мы стали не только свидетелями, но и непосредственными участниками решительных и быстрых изменений. Пока лишь в одном секторе образования - в начальной школе. Это наиболее консервативный и наиболее "советский" сектор, где накопилось множество нелепостей, нестыковок программы и явных глупостей.
Фото: Острее всего потребность в переменах ощущали ученики младшей школы
Изменения в программе начальной школы были остро необходимы - и они стали результатом беспрецедентно открытого обсуждения на образовательной Интернет-платформе EdEra, в котором приняли участие более четырех тысяч учителей, родителей, ученых, внесших более восьми тысяч предложений.
4 августа Коллегия МОН утвердила эти изменения, а 11 августа на сайте Министерства образования и науки были изложены обновленные программы.
С тем, что именно изменилось, и как эти изменения будут реализовываться, можно ознакомиться на сайте МОН.
Очень интересно видеть, что же предлагали учителя и родители, которые хотят учить детей современно и экологично по отношению к детской психике.
Именно при внесении предложений и их обсуждении имели место самые интересные дискуссии, которые показали, что в Украине накопилась "критическая масса" активных учителей. Эти педагоги не просто жалуются на тяжелую жизнь и несостоятельность устаревших норм, но и готовы уделять собственное время, опыт и знания, чтобы менять нашу школу на пользу маленьким украинцам.
Эти изменения стали первым шагом на пути к обновлению украинского образования.
Обнародование Концепции новой украинской школы и открытое ее публичное обсуждение – следующий шаг. Далее - новые стандарты и новые программы: на этот раз - для всех классов.
И, наконец, почему у нас есть шанс. Потому что мы впервые в современном украинском образовании увидели то, о чем долго говорили и чего нам так не хватало: политическую волю к переменам.
Нет иллюзий, что все будет легко и просто, что все "в едином порыве" ринутся обновлять школу. Разумеется, нет. Общество разнородно, мнений – великое множество. Кто-то искренне убежден, что нам ничего не нужно менять, что "советская школа была лучшей". Для кого-то решительные изменения – болезненный удар по амбициям или финансовым интересам. Кому-то "все по барабану". Но важно то, что количество людей, принявших для себя решение создать новую школу, достигло критического значения. И уже крайне сложно будет этот процесс остановить.
Этот вариант концепции – не окончательный. МОН приглашает присоединиться к обсуждению и направить свои предложения novashkola@mon.gov.ua. В теме письма указывайте "Обсуждение Концепции", а в самом письме - название разделов, абзацы и номера страниц, о которых идет речь.