"Тратьте средства на нужды общины": Марина Порошенко о создании медиатек и ресурсных комнат
"Первым нашим шагом было, безусловно, воплощение инклюзивной формы в школах"
Жена президента много лет возглавляет Благотворительный фонд Порошенко, который заботится о детях с особыми образовательными потребностями. И, надо признать, работает очень плодотворно и эффективно. Цель команды первой леди — сделать максимум для воспитания нового поколения украинцев, для которого инклюзия станет частью мировоззрения, и обеспечить гарантию реализации права каждого ребенка на качественное образование. Новый взгляд на работу с особыми детьми требует много усилий. Это и реформа образования, и сотрудничество с местными общинами и создания сети инклюзивно-ресурсных центров, и подготовка специалистов.
Марина Порошенко рассказала о реформе инклюзивного образования: что когда будет такой масштабный и объемный проект, он охватит еще столько смежных направлений, без изменения которых невозможно вообще двигаться дальше.
"Именно благодаря международной классификации функций мы сейчас можем более целенаправленно подходить к коррекции учебного процесса ребенка, потому что работаем уже с нарушением функций", - считает супруга президента.
Когда педагоги работают только с нарушениями каких-то функций, это совсем другой подход. Мы не говорим: "ребенок болен, он не сможет учиться". Нет, мы должны подходить с той позиции, что ребенок может сделать и что мы можем развить в ней. То есть исходить из ее возможностей, а не из недостатков.
"Кстати, мы вместе с Международным фондом "Возрождение" сейчас разрабатываем учебник для студентов высших учебных заведений. Для этого создали рабочую группу, куда вошли украинские специалисты, ученые, педагоги. Надеюсь, что с 1 сентября это будет обязательный курс для будущих учителей. Чтобы они знали, как работать с ребенком с особыми образовательными потребностями, как составлять индивидуальный план развития, сотрудничество должно быть со специалистами інклюзивно-ресурсных центров (они, кстати, обязательно будут сопровождать ребенка с двух до восемнадцати лет, независимо от того, ходит она до школы, детского садика или до других учебных заведений; это обязательное требование) То есть это командная работа", - сказала Марина Порошенко.
А еще Фонд подписал меморандум с Министерством регионального развития, строительства и ЖКХ.
"Мы предложили им разработанные нами типичные проекты медиатек, ресурсных комнат для детей с особыми образовательными потребностями, которые обязательно должны быть в каждой школе. Мы разработали типовые проекты инклюзивно-ресурсных центров, которые предлагаем для реализации в областях. Их два. Один — на базе опорных школ. Это более экономный и удобный для использования вариант. Там школьников сопровождают специалисты с инклюзивно-ресурсных центров, которые могут также консультировать учителей. Все рядом, в одном помещении. Второй вариант — отдельное здание центра. Есть типичный проект. Мы все продумали. Предоставили перечень оборудования, прописали требования по работникам (понятно, что там надо чуть больше персонала) и условия конкурса, по которым их должны туда набирать. Приоритет сейчас — приобщить таких детей к обучению, чтобы они уверенно чувствовали себя в обществе и друзей", - заметила она.
"Первым нашим шагом было, безусловно, воплощение инклюзивной формы в школах. Не менее важен следующий шаг — привлечь к этому процессу дошкольное образование. Потому что, чем быстрее и раньше специалисты обратят внимание на ребенка, тем лучше результаты мы получим в будущем", - сообщила Порошенко.
"Обязательно надо понимать и то, что ребенок еще должен освоить профессию. Поэтому важно целенаправленно внедрять специализированное обучение. Мы знаем, что эти дети очень талантливые. Они и рисуют, и пишут стихи и поют. Они борются за свою жизнь. Нам надо им только немного помочь. Считаю, что, когда весь этот процесс станет системным, будет результат", - отметила первая леди.
"Мы также запланировали приобрести пакет методических разработок с комплексным тестированием детей с особыми образовательными потребностями. Это самые современные тесты, используемые в Соединенных Штатах Америки, Канаде, адаптированные для вербальных и невербальных детей. По результатам тестирования можно оценить как уровень развития, так и ментальный уровень ребенка. Затем программа обрабатывает эти данные, чтобы максимально избежать погрешностей. На основе полученных результатов специалисты напишут рекомендации по коррекционно-обучающей программе для каждого ребенка индивидуально", - сказала Марина.
"У меня вообще мечта, чтобы он никогда не заканчивался", - ответила Порошенко, когда у нее спросили, планирует ли она закончить проект инклюзии.
Напомним, что декларация Порошенко с'явилася в открытом доступе