Команда мультфильма "Никита Кожемяка": "Хотелось бы донести до международного зрителя идею, что геройство не в физической силе, а в силе духа!"
Styler побывал на студии, где рождается уникальная для Украины анимационная лента
Мультфильм "Никита Кожемяка", премьера которого в Украине и в мире намечена на октябрь, посвящен приключениям сына популярного сказочного героя Кирилла Кожемяки. По сюжету 3D-истории, простой мальчик с головой погружается в мир волшебства и магии, чтобы стать таким же сильным, как его легендарный отец.
Как выяснилось, в процессе производства первой в Украине полнометражной картины, созданной "от и до" с помощью компьютерной графики, ее авторов ждали не менее яркие "приключения": решение проблем с финансированием, борьба с чередой кризисов, постоянные поиски инвесторов... Если бы не увлеченность членов команды своим делом и не горячее желание создать достойный анимационный мультфильм в Украине, "Никита Кожемяка" мог бы остаться одним из тысяч нереализованных проектов.
Как рассказал продюсер картины Дмитрий Белинский и показала небольшая экскурсия по студии Panama Grand Prixа, создание мультфильмов – дело сложное и кропотливое. На один кадр у целой команды профессионалов уходит минимум полчаса, а 10-секундная анимация может занять несколько дней.
Мультфильм снят по мотивам книги Антона Сияника "Никита Кожемяка". Чему она учит читателя?
Идея заключается в том, что пришло время особенных детей, которые за счет своей доброты меняют к лучшему мир вокруг себя. Сюжет книги насыщен удивительными приключениями Никиты – сына известного богатыря Кирилла Кожемяки, однажды победившего дракона. Только вот Никита – это обычный мальчик. Он не обладает физическими сверхспособностями своего отца, но мечтает стать таким же знаменитым героем. Никита уверен, что сможет каким-то образом себе эти силы "наколдовать".
Фото: Продюсер анимационного фильма "Никита Кожемяка" Дмитрий Белинский (Виталий Носач, Styler.rbc.ua)
С помощью мультфильма хотелось бы донести до международного зрителя идею, что геройство не в физической силе, а в силе духа.
"Никита Кожемяка" – это ведь первый полнометражный украинский 3D-мультфильм?
В Украине и до этого выпускались полнометражные мультфильмы. Но это действительно первый в нашей стране полнометражный мультфильм, сделанный полностью с помощью компьютерной графики.
Когда стартовал проект?
В 2007 году. Лично я тогда еще не работал над этим фильмом - пришел в проект позднее. А вот в 2007-ом совместно с командой энтузиастов над созданием мультфильма начал работать сам автор книги Сергей Гаврилов (ред. – пишет под псевдонимом Антон Сияник).
Бюджет у команды был?
Бюджет был. Один из украинских банков решил профинансировать этот проект. Тогда команда собрала большой коллектив. Фактически половина участников сегодняшней отечественной анимационной индустрии или сферы компьютерной графики так или иначе работали над фильмом "Никита Кожемяка". Это был действительно хороший профессиональный старт для многих людей.
Но фильм тогда не смогли закончить. Одна из причин – финансовый кризис. В 2009 году инвестор прекратил финансирование проекта. А чуть позже банк закрылся. Поэтому проект остановился, и команду пришлось распустить.
А чем на тот момент занимались вы?
Работал в банке - и поэтому многое знал о проекте "Никита Кожемяка". Наверное, с того момента я и влюбился в анимацию. Со своей стороны всячески пытался сохранить проект. Выкупил права на сценарий у Сергея Гаврилова.
Когда удалось "оживить" начатую в 2007 году работу?
В ноябре 2011 года государство решило профинансировать создание этого фильма. В тот момент как раз удалось найти еще одного инвестора. Но в 2012 году у него случился кризис, и производство фильма в очередной раз пришлось приостановить. Только через два года, в 2014-ом, мы вновь смогли вернуться к проекту.
Можно сказать, что поиски инвестора – это тоже своеобразные "приключения Никиты Кожемяки"?
Вообще, найти инвестора сложно по многим причинам. Признаться, я был удивлен, что нам все же удалось его встретить в 2014 году, когда на востоке Украины начался вооруженный конфликт.
Фото: Режиссер фильма "Никита Кожемяка" Манук Депоян выбирает кадр, где смех Кирилла Кожемяки наиболее удачен (Виталий Носач, Styler.rbc.ua)
Встретился человек, по достоинству оценивший то, что мы делаем, и решил поддержать нас. Он любит говорить, что все и всегда делает для своих детей. Поэтому ему важно завершить этот проект.
Вы говорили, что многие украинские аниматоры начинали карьеру с работы над фильмом "Никита Кожемяка". По сути, вы были одними из законодателей новой "анимационной моды" в Украине. Насколько в нашей стране развита эта индустрия?
Желание делать анимацию в Украине огромное. Да и профессионалов действительно много. Но есть свои особенности работы с полнометражными лентами.
Мне кажется, для того, чтобы сделать большой анимационный фильм, быть одним только творцом недостаточно. В этом вопросе важно иметь некую "организационную особенность" характера. Фильм можно так никогда и не закончить, если всецело погрузиться в творчество. Ведь пределу совершенства нет! Художники – очень требовательные к себе и своей работе люди. Они каждый раз видят какой-то изъян.
Фото: "Фактически половина участников сегодняшней отечественной анимационной индустрии или сферы компьютерной графики таки или иначе работали над фильмом "Никита Кожемяка" - Дмитрий Белинский (Виталий Носач, Styler.rbc.ua)
К сожалению, более половины анимационных проектов, которые начинались в Украине, так и не выходили из подготовительного периода. Потому что в какой-то момент художники не могли сказать себе "стоп".
Еще одна особенность работы с полнометражной анимацией – понимание того, что это долгосрочное производство. Даже если у вас нет проблем с финансированием, производство такого фильма займет минимум два года. Все это время люди не просто работают, а фактически живут вместе. Мы по 10-14 часов находимся в одном помещении. А это очень сложно. Нужно, чтобы сработались характеры.
То, что мы научились работать в команде, оставляя свои амбиции за порогом, – тоже своеобразное достижение. Мы слышим друг друга и пытаемся делать то, что нам всем нравится.
Другими словами, у многих проектов не было административного звена, который контролировал бы все процессы создания фильма?
Да. Тут очень важно найти баланс между творчеством, возможностью производства и сроками, когда проект должен быть закончен.
Нашей команде удалось найти баланс этих трех сил. Поэтому у нашей работы есть положительный результат.
В 2011 году государство частично профинансировало проект "Никита Кожемяка". Насколько легко подобным анимационным лентам заручиться государственной поддержкой?
Знаете, государство у нас любит анимацию и регулярно такие проекты поддерживает. Более того, у нас выпускается достаточно много анимационных фильмов. Но здесь важно подчеркнуть, что фильмы эти в большинстве своем авторские. То есть художник сам выступает режиссёром, он самостоятельно принимает решения и определяет, каким образом он хочет показывать свою анимацию публике.
Так как это авторские фильмы, то зачастую показывают их на тематических фестивалях. И на "голубые экраны" они так и не попадают.
Почему так?
Это задача продюсера. Государство, финансируя авторское кино, выступает также его продюсером. По идее, именно государство должно дальше продвигать и показывать широкой публике фильмы, которое профинансировало. Почему этого не происходит, я сказать не могу.
Вернемся к "Никите Кожемяке". Бюджет проекта составил четыре миллиона долларов. Это много или мало для такого фильма?
Я бы назвал "Никиту Кожемяку" малобюджетной картиной по всем параметрам. Конечно, лидерами отрасли по производству анимационных лент выступают американские студии. У них средний бюджет составляет 100-150 млн долларов.
Фото: Проработка мимики главного героя мультфильма "Никита Кожемяка" (Виталий Носач, Styler.rbc.ua)
Создание такого фильма в европейских студиях обходится в среднем в 10 млн евро. В Китае – 5-6 млн долларов.
У нас получилось дешевле, потому что, по-первых, зарплаты мы платим в гривнах. Во-вторых, на некоторых вещах нам приходилось сильно экономить.
На что уходит больше всего денег?
На зарплаты. При этом нужно учитывать, что над созданием фильма работают не только аниматоры. Привлечено большое количество людей разных профессий. У нас в студии сейчас работает 91 человек, из них лишь 30 – аниматоры.
Режиссером "Никиты Кожемяки" выступает Манук Депоян (создатель анимационного фильма "Приключения бравого солдата Швейка", Ялта-Фильм).
Да, с Мануком мы познакомились в 2014 году. Мы как раз искали режиссера на "Никиту Кожемяку".
Вначале мы посмотрели его работу – авторский фильм "Халабудка". Это история о том, что нельзя забывать свои корни. Фильм очень добрый, он красиво показан. И мы поняли, что хотим работать с Мануком.
Какую прибыль планируете получить?
В настоящий момент мы планируем вернуть вложения инвесторов. И в этом плане позитивно смотрим в будущее, так как нам удалось покрыть международный рынок.
Вы планируете "отбить" какую-то сумму с проката фильма на следующие проекты?
Сегодня нам важно на своем примере показать, что анимацией в нашей стране можно заниматься, что это дело может быть прибыльным, что есть интересные проекты и их можно реализовывать.
Фото: За движние волос и шерсти героев фильма "Никита Кожемяка" отвечает отдельный человек. И это тоже сложно (Виталий Носач, Styler.rbc.ua)
К нам уже сейчас подтягиваются инвесторы, готовые финансировать следующие проекты. И здесь важно отметить, что это украинские инвесторы.
В каких еще странах кроме Украины покажут "Никиту Кожемяку"?
На сегодняшний день мы знаем, что в кинотеатральном прокате фильм выйдет в Англии, Японии, Китае, Южной Корее, Польше, Турции.
Однако остаётся часть территории, где прокатчики ждут окончания производства фильма. Уже просмотрев финальный результат, они смогут принять решение на тему кинотеатрального проката.
Но даже если фильм не попадет в кинотеатры и его просто покажут по ТВ, то это все равно будет очень хорошо.
Есть информация, что фильм "Никита Кожемяка" увидят и в США.
Америка – особенная страна. Мы пока не беремся фантазировать на тему кинотеатрального проката в США, что очень дорого с точки зрения маркетинга. Для того, чтобы фильм хоть как-то просмотрели зрители США на больших экранах, необходимо минимум вложить 10 млн долларов в его раскрутку.
В ином случае вера американских кинодистрибьюторов в то, что фильм действительно качественный, должна быть просто огромной, чтобы они решились "за просто так" его показывать. А так как бизнес очень циничный, то, скорее всего, этого не случится.
Почему языком оригинала фильма решили сделать английский?
Это особенность международного рынка. Все дело в том, что международный язык кинодистрибьюции – английский. И если ты хочешь, чтобы твой фильм посмотрели в других странах, то правильно делать его изначально на английском языке.
Американский зритель привык к липсингу – тому, как герои произносят слова, как они при этом шевелят губами. Фактически в США даже нет, как таковой, культуры дублирования фильмов. Исторически так уж сложилось.
Фото: "В настоящий момент мы планируем вернуть вложения инвесторов. И мы уже в этом плане позитивно смотрим вперед" - Дмитрий Белинский (Виталий Носач, Styler.rbc.ua)
С другой стороны, у американцев по-другому произносятся и конструируются фразы, их длительность также отличается. К примеру, многие фразы на английском короче произнесенных на русском или украинском языке. В этом плане украинский язык намного мягче и гибче.
Поэтому было принято решение делать фильм на английском. С нами работала нью-йоркская компания, которая помогала адаптировать сценарий. Они прописывали какие-то шутки, диалоги.
Украинский зритель заметит все эти особенности на большом экране?
Очень внимательные уже замечают. Но когда будет сделан украинский дубляж, думаю, разницу мало кто заметит.
Когда сюжет интересный, ты погружаешься в историю. Выходишь за рамки профессии и не обращаешь внимание на липсинг или текстуры. Наша задача – погрузить зрителя в историю, чтобы он не отвлекался на разные технические моменты. Зритель должен проникнуться сюжетом – вот это самое важное.
Кто будет озвучивать героев в украинской версии фильма?
Руслана Писанка, Сергей Сивохо, Виктор Андриенко, Василий Вирастюк, которому досталась роль Кирилла Кожемяки. А вот с главным героем - Никитой - мы еще не определились. Это должен быть мальчик 12 лет. Поэтому будем проводить кастинг.
А кого будет озвучивать Руслана Писанка?
Это очень сложная роль. Среди героев мультфильма есть ведьма. В ней живет дух дракона. Кирилл Кожемяка победил дракона, но дух его остался жив – такая вот особенность волшебного мира. Для того, чтобы возродиться, дух должен где-то обитать. Вот он и поселился в волшебнице, которая стала ведьмой. И определенные драконьи повадки в ней остались. Поэтому Руслане Писанке будет сложно. Ей нужно будет голосом передать особенности характера женщины, в которой живет дракон. Руслана, конечно же, справляется. Она – человек-энергия.
Кто озвучивал героев на английском языке?
Это профессиональные актеры, живущие в Нью-Йорке. Наш зритель их не знает, но в США они хорошо известны.
Поступит ли "Никита Кожемяка" в российский прокат?
Пока не знаем. Но мы не против. Хотелось бы донести до российского зрителя идею, что физическая сила – это не главное. Мне кажется, что сегодня это очень важный посыл.
Фото: Работа над созданием мультфильма "Никита Кожемяка" кипит (Виталий Носач, Styler.rbc.ua)
Сейчас мы ведем переговоры с рядом американских компаний, которые готовы взять на себя роль дистрибьюторов нашего фильма на российском рынке.
К слову, за последние несколько лет вышло много российских анимационных фильмов.
Там очень мощная государственная поддержка. И студий достаточно много сформировалось. Анимацию они действительно научились делать. Кстати, там работает много ребят из Украины, которые сейчас стучатся к нам. Хотят работать в нашей студии, применить свой опыт и знания здесь. Мы как раз для следующих фильмов планируем расширять команду.
Что же это будут за фильмы?
Второй фильм будет про инопланетян, их взаимодействие с землянами. Это будет абсолютно современный фильм. Сценарий написал украинец, который обучался в нью-йоркской киноакадемии. Мы с ним сотрудничали по ряду проектов. Нам понравился сюжет его истории, поэтому планируем второй фильм делать по его сценарию.
А третий фильм, по моему мнению, для нас будет своеобразным вызовом. Потому как технологически его будет сложно реализовать.
Если мы говорим про особенность украинской анимации, то, по моему личному убеждению, почерк украинской анимации – это фильмы режиссёра-мультипликатора и сценариста Давида Черкасского ("Приключения капитана Врунгеля", "Доктор Айболит", "Остров сокровищ"). Это особенная, узнаваемая во всем мире анимация.
Так вот мы сейчас работаем с Черкасским над сюжетом третьего фильма. Это будет история про животных - полностью сделанная с помощью компьютерной графики, но в стиле мульфильмов Давида. В качестве режиссёра планируем пригласить актера Виктора Андриенко.
Каким вы видите будущее своего фильма?
Телевизионщики уже покупают права на показы. Зрительский успех "Никиты Кожемяки" проложит дорогу для создания других фильмов студии.