"Один в поле не воин":

Как молчаливая безразличность людей приводит к нарушениям прав пассажиров

Фото: Столичные маршрутки
Фото: Столичные маршрутки

О пассажирах-льготниках, взаимопомощи и солидарности военных-добровольцев и о том, почему добиться справедливости можно даже в самых сложных на первый взгляд случаях – в колонке Styler

Как-то один уважаемый человек сказал в интервью, что армии помогает вся Украина. И выразил мнение, что у нас вся страна – волонтеры. Но каждый день во всех уголках страны происходят сотни и тысячи случаев, которые позволяют убеждаться в кардинально противоположном.

"Порошенку своє посвідчення показуй"

Маршрутка №587, следующая от проспекта Правды до Контрактовой площади в Киеве – одна из тех, которой я пользуюсь чаще всех на протяжении нескольких лет.

В пятницу, 3 марта, в этом транспорте я стала свидетелем случая, который заставил в очередной раз более детально взглянуть на проблемы, с которыми сталкиваются пассажиры столичного транспорта. Впрочем, не только столичного.

Утро пятницы, маршрутка №587. На одной из остановок в автобус вошел мужчина и сразу же предъявил водителю удостоверение участника АТО. Реакция маршрутчика не заставила себя ждать: он сразу начал кричать и материться.

Диалог был буквально такой:

- Посвідчення учасника бойових дій.
- Воно мені нах**й не треба. Герой України, чи шо?
- Да, герой!, - вступилась женщина рядом. Все остальные стояли с каменными лицами.
- Порошенку своє посвідчення показуй. Ше раз кажу - воно мені нах**й не треба.

altФото: "Та самая" маршрутка и ее водитель 

Фраза "Герой, чи шо" словно ножом ударила. Я сразу же вспомнила о тех ребятах, которые защищали нашу страну, но больше не вернутся с фронта. Я вспомнила Женю Яцину, моего однокурскника по "ИнЯзу", который погиб в Донецком аэропорту. Вспомнила Богдана "Варга", который ушел на войну добровольцем в составе Нацгвардии и погиб в Иловайске. И фотографа Виктора Гурняка, который больше не вернется к своей жене и дочке.

Вспомнилась и моя прошлогодняя поездка в Ужгород, куда мы в качестве журналистов поехали вместе с женами и матерями погибших в АТО добровольцев батальона "Донбасс", во время которой со мной делились историями о своих мужьях и сыновьях.

И задумалась также о том, что бесплатный проезд в общественном транспорте – это самый минимум для тех, кто вернулся и привыкает к жизни в мирном Киеве. Но и этот минимум не всегда удается отвоевать.

Выслушав диалог на повышенных тонах между водителем и военным, пассажиры в маршрутке №587 продолжали молча стоять. И только одна женщина негромко и как-то стеснительно сказала "Да, герой". Но поддержки никакой не получила. Появилась стойкая уверенность в том, что ежедневные сводки о пострадавших в зоне АТО этих людей совершенно не волнуют.

"Налоги и сборы фирмы перевозчики не платят, и спокойно работают так годами"

Спустя время совершенно иная категория людей проявила себя мгновенно после того, как я описала эту историю на своей Facebook-странице.  Это были те, кому не все равно.

Посыпался буквально шквал сообщений с предложением разобраться с водителем. Одни хотели "набить морду", другие интересовались, как можно найти владельца автопарка, чтобы прислать ему жалобу или поговорить с ним напрямую. Третьи утверждали, что водитель не виноват, ведь и сам он – работяга и заложник ситуации, в которую его ставит перевозчик-работодатель.

Один из пользователей соцсети рассказал мне, что уже не раз отправлял жалобу на водителей других "частников". Но подобные жалобы, как правило, не приводят ни к какому результату.

altФото: Мой давний знакомый-военнослужащий, который одним из первых обратил внимание на проблему и решил принять меры

"Надо делать видеозапись и вызывать полицию, с требованием составить протокол в 131-1 "Нарушение правил перевозки". И так - три раза. Только после этого они уволят водителя. КГГА, с моей точки зрения, никак не реагировала на мое обращение. Как видите из ответов, они не знают, кто в городе работает на маршрутах. Вывод - налоги и сборы фирмы перевозчики не платят, и спокойно работают так годами!", - рассказал киевлянин.

Далее он озвучил то, о чем думают в последнее время многие:

"Большинству все равно. У меня был случай, когда женщина мне в глаза заявила, что я купил удостоверение ради льгот. Шокированный, я просто вышел. Война продолжается, и ребята снова и снова идут на "передок". И будут идти, потому что воюют не за власть, не за Порошенко, а за будущее без отбросов. Пафосно? Наверное. Но по-другому нельзя".

altФото: Жалоба на другого перевозчика, которую ранее отправлял в КГГА ветеран АТО (предлоставлено автором жалобы)

Мне оперативно написали помощники двух народных депутатов, которые увидели в своей ленте пост о нерадивом водителе, также предлагая разобраться, как минимум написав  депутатский запрос. Как оказалось позже, такая помощь не понадобилась. Всю ситуацию решили бывшие военные. 

Обращались и юристы. Они советовали в таких случаях звонить напрямую к перевозчику, который дает работу этому водителю. Ведь именно перевозчик – это тот, кто несет ответственность за соблюдение закона и прав пассажиров. О которых, к слову, сами пассажиры часто просто не знают.

"Задолбали уже, вас тут таких полно"

Конечно, отказывают в льготном проезде не только военным. Наверно, все мы время от времени становимся свидетелями случаев, когда бабушку, которая еле поднялась по ступенькам в автобус, тут же заставляли или выходить, или платить.

Одна из пожилых женщин, которая часто сталкивается с такой ситуацией – киевлянка Валентина Пастушенко. Она уже десять лет на пенсии. Денег не хватает даже не элементарное. Зарабатывает на жизнь работой консьержа в одном из многоквартирных домов на Виноградаре. По словам Валентины Георгиевны, водители маршрута №587 не раз отказывали ей в бесплатном проезде по льготному удостоверению.

"Есть документ, который подтверждает, что я – "ребенок войны". Эту категорию льгот в Киеве не отменили. Было несколько случаев, после которых вообще не хочу садиться в эту маршрутку", - вспоминает женщина.

Как утверждает Валентина Георгиевна, разные водители на этом маршруте отказывали ей в бесплатном проезде, но при этом так и не смогли точно ответить на ее вопрос, есть ли в салоне другие льготники.

altФото: Один из конструктивных комментариев о проблеме 

"Как-то видела, что в маршрутку зашел военный в форме. Он потерял ногу на войне. Водитель отказал в проезде, сказав: "Задолбали уже, вас тут таких полно", - с возмущением рассказывает пенсионерка.

К слову, многие ветераны АТО часто стесняются пользоваться своими льготами, мол, я здоровый мужчина и как-то неловко показывать удостоверение. Тем более, что государство, установив льготы, не настроено компенсировать их перевозчикам.

Эта проблема видится намного большей, если касается перевозок на междугородних маршрутках: там льготников вообще берут редко. С другой стороны, известно о нескольких инициативах, когда в какой-то один из дней недели пассажиров-льготников возят неограниченно и безо всяких препятствий. Поэтому многое зависит от владельца маршрута и его желания помочь людям.

"Главное – не шуметь и не кричать"

Кстати, реальная помощь не заставила себя ждать. Военные ВСУ пообещали лично пообщаться с водителем, заверив, что все будет мирно и чинно-благородно. "Разъяснительная работа" с водителем была проведена уже на следующий день, в субботу.

Как рассказал мне глава Киевского городского союза ветеранов АТО Дарницкого района Павел Якимчук, военные пообщались и с перевозчиком, и с самим водителем.

Видео предоставлено Союзом ветеранов АТО Подольского района Киева

"Нормально все прошло. Пришло 12 человек на одну конечную,  двое - на другую. Дождались красавца там, где было 12 человек. Он постоял с закрытыми дверями, посмотрел, и попробовал убежать. Диспетчер сказала, что он "поломался" и поехал в парк. Но нам все-таки удалось с ним пообщаться", - цитирует Павел сообщение другого военного.

"Мы созвонились с директором маршрута, договорились встретиться на конечной остановке и все вместе туда поехали. Там состоялась дискуссия. Подтянулась полиция. Вникнув в ситуацию, полицейские предложили оштрафовать  водителя хотя бы за переход улицы в неположеном месте на 540 гривен, мы поблагодарили и отказались".

altФото: Ответы на жалобы граждан выглядят как стандартные "отписки" (предоставлено автором запроса)

"В результате дискуссии договорились, что еще хоть один подобный случай на маршруте, и меры будут радикальные. Минимум до лишения лицензии. Полицейские сказали, что поддержат. К концу беседы нас уже было человек двадцать. Некоторые - с детьми", - продолжил он.

По словам еще одного участника событий, бывшего бойца 12 батальона Ярослава Соловьева, перевозчик пошел на диалог и сказал, что готов уволить водителя. Но военные решили дать ему шанс и взяли с водителя обещание, что таких случаев больше не повторится.

Видео предоставлено Союзом ветеранов АТО Подольского района Киева

"Я уже на дембеле. И сам дважды сталкивался с подобным. Главное в таких ситуациях – не шуметь и не кричать. У меня – десять лет консалтинга за спиной, так что могу убедить любого", - говорит боец.

"Лишь тогда можно прийти к конструктивному решению. Ведь существует абсолютно законный путь решения проблемы, другое дело, что не все о нем знают. Нужно вызывать полицию, фиксировать правонарушение. И обязательно нужно самому фиксировать происходящее на видео, чтобы иметь доказательства", - рассказывает Ярослав Соловьев.

Но это еще не было концом истории. Еще одна быстрая реакция пришла от других участников АТО. Как оказалось, совершенно незнакомых с ребятами из ВСУ, которые ранее уже пообщались с водителем.

Добровольцы из Союза ветеранов войны с Россией также пообщались с водителем и настояли на том, чтобы подобного больше не повторялось.

Пожалуй, объективнее всего происходящее в нашей стране описывает комментарий фотографа Сергея Ристенко, который написал: "Мне кажется, эти типы за рулем не перестроились в реальность, либо не думают, что кто-то за кого-то будет добиваться справедливости".

Как показывает практика, "не перестроились" не только водители, но и многие другие окружающие нас люди.

Думаю, это может быть частичным объяснением молчания пассажиров маршруток, когда за военного никто не вступается. Потому что "справедливости пусть добивается кто-то другой, а не я". Решил ли этот случай проблему пассажиров-льготников? Нет. Но таких случаев будет теперь точно на порядок меньше.

altФото: К такой реплике Ирины Шевченко мне и добавить нечего

Остается надеяться, что этот пример взаимопомощи и солидарности военных, готовых в любое время суток прийти на помощь друг другу, хоть немного уменьшит количество случаев, когда нарушаются права пассажиров, а в адрес добровольца АТО нецензурно выражаются.

Что же желать? Меняться. Учиться ценить тех, кто рядом и тех, кто нас защищает. И добиваться справедливости самому, во что бы то ни стало, даже если ваши действия на первых порах не встретят поддержки.

Напоминаем, не забудьте выбрать свой способ читать новости.
Messenger Telegram Chrome
On Top