Трассу М-15 называют худшей дорогой Украины. Однако в 2015 году местные чиновники активно взялись за ремонт многострадальной магистрали. Styler узнал, что изменилось за это время и выполняются ли обещания
Сегодня трасса Одесса-Рени считается одной из наиболее запущенных дорог Украины. Судя по отзывам, плачевное состояние этой стратегической для нашей страны магистрали не только раздражает украинских водителей, но также способно отбить у иностранных туристов всякое желание посещать Украину.
В 2015 году трасса М-15 "ожила". О ней вновь заговорили в положительном свете, мол в скором будущем эта важная для Одесской области "артерия" будет отремонтирована и станет образцом для других дорог Украины. Губернатор области Михаил Саакашвили за это время успел себе сделать внушительный пиар.
Styler отправился в утомительное, но при этом увлекательное путешествие из Киева в Одессу, чтобы узнать, действительно ли чиновники выполняют свои обещания и как проходят ремонтные работы на трассе Одесса-Рени.
Кажется, что громкое и непривлекательное звание закрепилось за этой трассой навсегда. По крайней мере, на автофорумах водители не спешат рекомендовать магистраль Одесса-Рени для комфортных путешествий, из года в год награждая многострадальную дорогу негативными отзывами. Хотя бы потому, что автомагистраль предназначена для скоростного движения автомобилей. Но на сегодняшний день преодолеть около 300 км разбитой дороги удастся за 5-6 часов. Можно и быстрее, если не пожалеете своего "железного коня".
"Не фонтан", "позорище", "и это такой дорогой мы встречаем иностранцев" – все "оды" о ней, трассе международного значения М-15, пролегающей от Одессы через Измаил и Рени до границы с Румынией. Кроме того, печально известная трасса также является частью европейского автомобильного маршрута Е-87, соединяющего Одессу (Украина) с Анталией (Турция).
Сегодня М-15 – одна из наиболее запущенных автотрасс Украины. Имея стратегическую важность и в связи с этим большую загруженность, за многие годы эксплуатации (построена в 1940-1950-х гг.) она исчерпала свой ресурс и пришла в полную непригодность.
Фото: Трасса Одесса-Рени вошла в ТОП-10 самых худших автомагистралей Украины (2-е место). По состоянию на 2015 год, 77% дороги нуждается в срочном ремонте (slovoidilo.ua)
За высокие холмы и глубокие ямы, в которых можно оставить колеса, подвеску автомобиля и всякое терпение, трассу Одесса-Рени называют худшей в Украине – такой себе "символ коррупции и бездеятельности власти". Хотя за первенство в рейтинге худших с М-15 соперничают еще несколько дорог.
В 2015 году о трассе вновь активно заговорили. Обнадеживающие заголовки новостей обещали, что дорогу полностью отремонтируют, вернув ей былую честь.
Именно в прошлом году Верховная Рада решила провести эксперимент по финансированию реконструкции и ремонта автодорог государственного значения в Волынской, Львовской и Одесской областях, приняв соответствующий закон о внесении изменений в Бюджетный кодекс. Задумка следующая: в специальные фонды областных бюджетов будут направлять 50% от суммы поступлений таможенных платежей, которые взымаются при оформлении товаров на территории соответствующих областей. Эксперимент продлится до 1 января 2017 года.
Уже в марте 2016 года губернатор Одесской области Михаил Саакашвили объявил о начале реконструкции трассы М-15, что ознаменовало старт запутанной детективной истории со своими героями и антагонистами, праведном гневе, провокациями, Facebook-атаками и – есть надежда – положительным финалом.
Фото: Ремонтные дороги на трассе Одесса-Рени ведутся активно (Виталий Носач, РБК-Украина)
Взявшись исследовать ситуацию, возникшую вокруг реконструкции трассы М-15, будет сложно определиться, с чего же начать. Ситуация запутанная и неоднозначная.
В начале 2016 года, на радостях, Михаил Николозович опрометчиво пообещал, что за пару лет отремонтируют все 295 км трассы. Однако позже пришлось уточнить: пока что речь идет о ремонте наиболее запущенных участков. Посчитав, местные чиновники запланировали ремонт 80 км дороги. Посчитав еще раз, поняли, что это им обойдется минимум в 1 млрд грн. Во сколько выльется ремонт всех 300 км – решили не прикидывать, чтобы не огорчать ни себя, ни общественность. Да и на обещанные километры ровной дороги денег критически не хватало. Одесские службы, при поддержке кредитных возможностей Укравтодора, одесской таможни, Фонда регионального развития и дружбы с Гройсманом, могли себе позволить только 56-60 км хорошей трассы.
В очередной раз занижать планку было бы не комильфо, поэтому Михаил Саакашвили решил не обходиться полумерами и сухими официальными запросами. "В бой" пошли пламенные речи, гневные посты в соцсетях и, конечно же, харизма.
По словам самого губернатора Одесской области, мало того, что из госбюджета деньги выделяются вяло, так еще и Минфин пытается вернуть в этот самый бюджет обещанную на ремонт дороги часть поступлений от одесской таможни. Кроме того, Петр Порошенко поручил во что бы то ни стало отремонтировать плохие участки до конца 2016 года.
И понеслась! После длительных споров, скандалов и взаимных обвинений, вспыльчивый губернатор применил "спецсредство". 7 июня на трассе Одесса-Рени появился оригинальный рабочий кабинет Саакашвили – палатка с надписью "Временный кабинет главы Одесской ОГА Михаила Саакашвили на строительстве дороги Одесса-Рени". Сам Михаил Николозович сообщил, что будет работать в этой палатке до тех пор, пока не получит полноценное финансирование ремонта трассы.
Дальше – бесчисленные статьи, интервью и громкие заявления. Как бы там ни было, но оригинальный популизм сработал. Даже Порошенко оценил подход, потребовав от всех причастных к скандалу наконец разрешить спор и пообещав лично помочь с решением проблемы.
В начале августа Саакашвили радостно отписал на своей Facebook-странице: "Окончательно выделены 1 миллиард 100 миллионов гривен на восстановление дороги Одесса-Рени, и развернут полный фронт работ на нескольких десятках поврежденных участков. До конца осени все работы должны быть завершены, а в будущем году мы должны соединить хорошей дорогой весь север области и Одессу".
Палатка свернута, все счастливы и ремонт продвигается в ускоренном режиме… Правда, уже в сентябре Министр инфраструктуры Украины Владимир Омелян заявил: чтобы закончить все обещанные работы до конца года, понадобится дополнительно еще 500 млн грн. Вновь кто-то просчитался. Но это уже другой вопрос. Остается надеяться, что до второй палатки Саакашвили дело не дойдет.
Начнем с "ноу-хау". Добившись невероятными усилиями желанных средств на ремонт печальной трассы, теперь нужно показать, что работа продвигается живо, бодро и весело, а главное – без коррупции и "отмывания денег". Для этого возле каждого участка, где проходят ремонтные работы, установили камеры, чтобы каждый желающий, усомнившись в обещаниях губернатора Одесской области, мог лично проверить – да, процесс идет и ровные дорогие не за горами.
По словам самого Саакашвили, это впервые, когда "люди в прямом эфире видели, как ремонтируется трасса Одесса-Рени". Далее харизматичный губернатор в привычной для себя манере добавил: "… чтобы разные вице-премьеры, которым не принесли откаты, не рассказывали, что мы проект провалили".
Сегодня установлено уже четыре камеры: на 89-93, 109-115 и 210-215 километрах от Одессы. Также планируется установка "наблюдательных пунктов" (работают они, кстати, на солнечных батареях) и на других участках, где проходит ремонт.
Камеры есть – это подтверждаем. Работы действительно проходят в оживленном режиме.
Проезжая по обновленным участкам трассы М-15, сердце замирает. Вначале приходит удивление, так как без плохих дорог уже сложно представить себе путешествие по Украине. Дальше начинаешь искать подвохи, пытаясь оценить качество дорожного полотна, толщину покрытия и прочие параметры. Измерив толщину на глаз и сравнив ее со старыми участками, даже без профильных знаний и образования можно сделать вывод, что новая дорога однозначно лучше, хотя еще и не дотягивает до европейских стандартов.
Следующий этап – радость от положительных изменений и какой-то страх за будущее этой дороги.
К сожалению, проблема с мчащимися фурами еще не решена. Водители опасаются: если не будет ужесточен контроль за весом таких транспортных средств и не будут установлены контрольные весы на разных участках трассы, то новое дорожное полотно уже через пару лет вновь придет в непригодность. Саакашвили обещает ситуацию разрешить.
Некоторые участки дороги наглядно демонстрируют, что будет, если обещание не выполнят. Участки трассы, отремонтированные относительно недавно, снова покрылись высокими буграми и глубокими провалами.
Местные жители и водители подтверждают, что стратегическая трасса стала портиться именно после активного передвижения фур.
Житель села Холмское (Арцизский район Одесской области) Федор рассказал, что в советское время дорога была ровная и хорошая. А когда по ней одна за другой стали проноситься фуры, покрытие быстро пришло в непригодность.
Кстати, сегодня именно участок трассы М-15 от Татарбунар до Измаила и дальше до границы с Румынией и Молдовой можно назвать самым "убогим и убитым". Но об этом позже.
Итак, объехав Одессу, попадаем к старту путешествия.
Начало обнадеживает. Вперед на несколько десятков километров растянулась вполне стандартная для Украины дорога – местами залатанная, местами гладка и спокойная, а где-то разбитая, но не критично.
Безусловно, назвать трассу Одесса-Рени международной магистралью как-то язык не поворачивается. Однако Михаил Саакашвили вновь пообещал, что в некоторых местах трассу планируют расширять хотя бы до четырех полос, устанавливать на пути электронные табло и фонари. Судя по увиденному, сегодня еще рано ожидать выполнения обещанных планов. На данный момент Одесса-Рени больше похожа на проселочную дорогу.
На 31 километре можно увидеть небольшие ремонтные работы. Однако местные объясняют, что за "красивой картинкой" нужно ехать на 80-й километр. Туда и отправляемся, пересекая небольшую часть Молдовы.
Одесская область состоит из двух частей, отделенных друг от друга Днестровским лиманом. Именно на этом перекрестке водителям предстоит на время покинуть Украину, заехать на несколько минут в Молдову и вновь продолжить путь по Украине.
Раньше так называемая Бессарабия (южная часть Одесской области) была отдельной Измаильской областью, которая в 1954 году была присоединена к Одесской. Две больших территории связаны друг с другом всего двумя дорогами: вдоль побережья через Затоку и через Днестр.
Кстати, в 2015 году местные сепаратисты приняли попытку создания "Бессарабской народной республики" на базе девяти районов. Даже был найден "кандидат" на Южную Бессарабию. К счастью, деятельность диверсантов удалось остановить. Однако на территории Бессарабии еще до сих пор преобладают "сепарские" настроения. Жители уверены, что украинские власти давно не интересуются судьбой этого района, пустив все на самотек. Судить сложно, однако хорошая дорога могла бы частично поспособствовать решению проблемы местного сепаратизма…
Делать крюк через Затоку – долго. Поэтому большинство водителей выбирают участок через Днестр. На этом пути около 10 км трассы проходят по территории Молдовы.
Процедура пересечения Молдовы проста. Без напряга, одним словом.
На КПП вам выдают талончик, где на скорую руку записано время пересечения границы, количество человек в транспортном средстве и номер машины. При этом авто не проверяют и дополнительных вопросов не задают.
Проехав около 10 км по территории Молдовы, необходимо отдать талончик пограничнику. На этом вся "сложность" заканчивается.
Сказать, что заехав в Молдову, вы попадаете в "дорожное счастье", нельзя. Дорога на этом участке ничем не отличает от той, которая проходит по территории Украины.
Подтверждение активной работы встречаем на 87 километре. Катки и "камазы" деловито снуют туда-сюда на радость проезжающих мимо водителей.
К слову, все рабочие и водители воспринимают человека с камерой позитивно и с улыбкой. Некоторые даже останавливались и желали удачи, надеясь, что благодаря огласке работы не остановятся, а обещания чиновников не "канут в Лету".
Настроение от увиденного подымается. Ровные еще дымящиеся дороги вызывают чувство гордости. В кое-то время можно пролететь с ветерком на скорости больше 40 км в час.
Хорошее настроение и ветер в лицо заканчиваются за Татарбунарами. С первыми ямами метровой глубины понимаешь, за что трассу М-15 называют худшей в Украине. Но и несколько глубоких ям по пути – еще не самое худшее.
Настоящий "дорожный ад" начинается за селом Спасское (Татарбунарский район Одесской области), где-то на 160-м километре.
Дорогой увиденную трагедию назвать сложно. Это просто "каша" из бугров, ям и раскрошенного асфальта. О быстром передвижении можно забыть, перемещаясь со скоростью 20-30 км в час. Кому надоело прыгать по ухабам, переезжают на обочину, двигаясь дальше по проселочным дорогам – уж лучше ехать по земле, нежели "гробить" автомобиль и спины пассажиров.
Удивительно, но по такой дороге ездят не только фуры и легковые авто, но и автобусы, везущие измученных длительной поездкой туристов в Румынию и дальше. К сожалению, но именно такими дорогами Украина встречает иностранных гостей.
В целом трасса Одесса-Рени – это своеобразный экстрим. И если украинцы привыкли к своим "американским горкам", то европейца сшитая из лоскутков всех оттенков серого и покореженная дорога шокирует.
Не следует забывать, что М-15 – это стратегическая трасса международного значение, которая на сегодняшний день значительно подрывает престиж страны. Да и экономика региона также страдает. На автофорумах водители советуют иностранцам добираться в Украину через Молдову. Да, так, возможно, дольше, придется дополнительно простоять на границах, однако авто и нервы будут целы.
За время поездки, а это больше шести часов, по трассе Одесса-Рени нам встречались в основном фуры. За редким исключением со стороны румынской границы ехали авто с иностранными номерами. Скорее всего, европейцы уже давно знают о проблемной трассе, предпочитая проезжать сквозь Молдову.
Чтобы не останавливаться на печальной ноте, Styler также решил проверить состояние молдавских дорог. Хотя, к такому решению подталкивал больше не эксперимент, а перспектива возвращаться обратно по "убитой" трассе Одесса-Рени.
Джурджулешты – небольшой пропускной пункт на границе Украины с Молдовой. Трасса М-15 пролегает по молдавской части еще около 3-х км, упирается в границу с Румынией, а дальше пролегает под названием трасса Е-87 на территории Румынии.
Поздно вечером добравшись до границы, пришлось постоять на нейтральной территории около 50 минут. Хотя водители уточняли, что преодолевали эту остановку максимум минут за десять.
Молдавских пограничников очень удивила компания людей, которые едут из Украины в Украину через Молдову. Возникло много вопросов и подозрений. Однако объяснив ситуацию и признавшись, что ехать еще шесть часов обратно по трассе Одессе-Рени ночью не хочется, все вопросы исчезли. Пограничники хитро улыбнулись, пожелали удачи и пропустили на свою территорию.
Дороги Молдовы встретили неприятностями. Для разнообразия протестировали сразу несколько дорог: R34 и R38. Ни одна, ни вторая качеством не порадовала. Здесь нет настолько глубоких ям и коварных оврагов, как на трассе Одесса-Рени, однако и ровных поверхностей также не встретить.
Местные жители успокаивают: хорошими трассы Молдовы становятся ближе к Кишиневу и за ним. А первые 20-30 км дорог от южной границы – не самое лучшее "достояние" молдаван. Да и пограничники говорят, что за хорошими дорогами нужно ехать в соседнюю Румынию.
Фото: Украинцы не одиноки в своей "дорожной беде". Дороги Молдовы не лучше (Виталий Носач, РБК-Украина)
Возвращаясь к проблемам трассы Одесса-Рени, следует отметить, что в целом дорога по прежнему комфортной поездкой не радует – путь от Одессы до Рени занял столько же времени, как от Киева до Одессы!
Ремонтные работы ведутся, однако выборочно и, так скажем, не на перспективу. Перегруженные фуры продолжают ездить и если не решить вопрос контроля веса, то и новые участки стоимостью 1,1 млрд грн грозят превратиться в гористый ландшафт. Все же хочется, чтобы ремонтные работы на трассе Одесса-Рени не превратились в очередную PR-кампанию местных чиновников, а повышали престиж страны в глазах иностранцев, да и самих украинцев.