ua en ru

"За этим будет стоять очередь": эксперт раскрыла секреты ведения бизнеса в регионах

"За этим будет стоять очередь": эксперт раскрыла секреты ведения бизнеса в регионах Фото: Советы для бизнеса в регионах (pixabay.com/geralt)

Ни один гениальный бренд не мог бы существовать, если бы за ним не стоял гениальный человек, который дарит ему свою энергию, считает Мирослава Козачук

Все знают: начинать новый бизнес в условиях сложной экономической ситуации – непросто. Особенно – когда это ваш первый бизнес, и тем более, когда опыта в управлении собственным делом вы не имели. Но часто это не такая уж и большая проблема, как кажется на первый взгляд, уверена Мирослава Козачук, известный эксперт по франчайзингу.

Мирослава - управляющий партнер компании Franchise Group и Первой школы франчайзинга. Она является ведущим специалистом в области франчайзинга в Украине и за рубежом. Козачук осуществляет операционное управление бизнесом и руководит направлением стратегического консалтинга по развитию франчайзинговых сетей и выхода на международные рынки.

На форуме ресторанного франчайзинга Franchithink, где встретились представители ресторанных франчайзинговых сетей Украины и мира, она рассказала о франчайзинге как катализатор малого и среднего бизнеса.

В перерыве между выступлениями спикеров форума мы пообщались с Мирославой о том, действительно ли существует “чисто украинский франчайзинг”, как этот вид бизнеса может поднять экономику регионов и о том, какие ошибки допускают бизнесмены при покупке франшизы, особенно - когда запускают бизнес впервые.

“Если в небольшой город заходит классный бренд, он точно станет в лучшей локации, которая только может там быть”

По мнению Мирославы Козачук, когда в любом регионе Украины покупают франшизу и открывают кафе, это в любом случае влияет положительно на жителей города. Франчайзинг – это большой катализатор развития малого и среднего бизнеса, уверена она.

"За этим будет стоять очередь": эксперт раскрыла секреты ведения бизнеса в регионахФото: “Франчайзинг - это шанс дать понять регионам, что они живые и что они развиваются” - Мирослава Козачук (facebook.com/mkozacuk)

“С точки зрения клиента, если это кафе хорошее и качественное, то оно становится местом, куда приходят и тусуются. Такие места формируют вкусы, приучают гостя к тому, что услуги предоставляются качественно. Для самого бизнесмена это – создание рабочих мест. И чем больше таких заведений, тем выше инвестиционная привлекательность региона. Это шанс дать понять регионам, что они живые и что они развиваются”, - говорит эксперт.

Но в то же время в Украине за последние годы начала расти культура ведения бизнеса, замечает эксперт.

“Культура ведения бизнеса – это то, что можно “вырастить”. Для этого есть профессиональные площадки, форумы, где люди обмениваются опытом. Это постепенно приносит в регионы определенный прогресс”, - констатирует Мирослава Козачук.

По ее словам, ведение такого бизнеса в крупных областных центрах и в небольших городах во многом отличается и имеет свою специфику.

Один из “плюсов” ведение бизнеса по франшизе в регионах – это то, что в небольшом городе намного проще найти хорошую локацию.

“Для крупных городов поиск хорошей и выгодной локации может действительно быть большой проблемой. Лучшие точки могут быть уже заняты. Некоторые думают: “Вот если бы Крещатик или Майдан были большими по площади, то там можно было бы вместить, соответственно, больше заведений”. Но Майдан есть таким, каким он есть. В регионах с этим проще. Если в небольшой город заходит какой-то классный бренд, то он точно станет в лучшей локации, которая только может там быть”, - говорит Мирослава Козачук.

"Даже самую классную франшизу можно убить, если не заниматься ей постоянно"

После покупки франшизы и запуска бизнеса у себя в городе предприниматели в регионах иногда допускают определенные ошибки.

По просьбе Styler Мирослава Козачук перечисляет основные из них.

"За этим будет стоять очередь": эксперт раскрыла секреты ведения бизнеса в регионахФото: “Даже самую классную в стране франшизу можно убить, если не заниматься им постоянно” - Мирослава Козачук (facebook.com/franchithink)

“Во-первых, это не очень серьезное отношение к самой франшизе, полная уверенность в том что франчезер должен сделать абсолютно все, и даже ежедневно контролировать ваш персонал. Во-вторых, это нежелание отвечать всем заранее прописанным стандартам. Также – не очень высокое понимание франчайзинга в целом. Ведь недостаточно просто накопить деньги и купить готовую бизнес-модель. Если говорить о деньгах, то Украина чрезвычайно богатая страна. Большинство из тех, кто к нам приходит за франшизой, деньги имеет. Но даже самую классную в стране франшизу можно убить, если не заниматься ей постоянно. Как вы управляете этим бизнесом на местах, как его раскручиваете – зависит уже только от вас. Даже если вы купили опыт, который другая компания получала в течение 20 лет”, - говорит она.

В то же время понимание того, как вести этот вид бизнеса, за последние годы точно становится лучше, добавляет Мирослава Козачук.

“Еще когда я начинала заниматься франчайзингом, мы делали по регионам Украины конференции. Там я выходила с докладом о роли франчайзинга в развитии бизнеса. Меня иногда просили повторить вот это слово на “ф”. А потом подходили после доклада и говорили: “О, прикольно, вы чем-то таким занимаетесь. Я слышал, на этом можно деньги заработать. Слышал это слово на “ф”, забыл, как оно точно звучит! Но эти времена ушли, и теперь уже практически все знают, что такое франшиза, и многие легко перечисляют ее виды”, - вспоминает эксперт.

"Украина, к сожалению, не является привлекательной для инвестиций. Но мы над этим работаем"

Не секрет, что развивать собственный бренд или вести приобретенную франшизу в Украине сложнее, чем, скажем, в ЕС или США.

На форуме даже звучали мнения о том, что есть “чисто украинский франчайзинг”, когда участники бизнеса должны искать выхода из непростой ситуации, которая сложилась у нас в стране.

"За этим будет стоять очередь": эксперт раскрыла секреты ведения бизнеса в регионахФото: “Франшиза – это успешная бизнес-модель, которую ты покупаешь, но заниматься ею должен самостоятельно. Это ежедневная тяжелая работа” - Мирослава Козачук (facebook.com/mkozacuk)

“Наверное, чисто украинский франчайзинг - это не такое уж и преувеличение. Вот сегодня, скажем, к нам приехали выступить иностранные спикеры. В этом бизнесе им было проще по трем причинам. Во-первых, они проходили свои этапы становления в развитых странах. Они развивались там, где давно укоренилась деловая этика бизнеса и культура его ведения. В-третьих, они имеют на это деньги, если не свои, то под очень низкий процент кредитования. Украина ни одного из этих фактов пока не имеет. Украина, к сожалению, не является привлекательной для инвестиций, но мы тоже над этим работаем. В частности, скоро запустим программу кредитования такого вида бизнеса с одним из украинских банков. И даже тот факт, что мы привезли на Franchithink пять международных спикеров из штатов, из Европы, говорит о том, что Украина им интересна”, - говорит Мирослава.

Она советует предпринимателям из регионов максимально часто бывать на профильных мероприятиях – семинарах, форумах, мастер-классах.

“Наш проект “Первая школа франчайнизга” уже выпустил 120 владельцев бизнеса. Это шаг за шагом формирует у украинцев понимание, что бизнес – это не только о деньгах, но и о прозрачных отношениях, о своем партнере. Это всегда именно о двух сторонах”, - говорит Козачук.

"Ни один гениальный бренд не мог бы существовать, если бы за ним не стояло гениального человека, который дарит ему свою энергию"

Владельцам франшизы постоянно надо работать над брендом, говорит Мирослава Козачук.

“Это общеизвестно: сначала инвестируются деньги в то, чтобы создать по-настоящему качественный продукт. Если ты создал что-то действительно уникальное – за ним будет стоять очередь. Все должно быть продумано до мельчайших деталей. Ты как владелец бизнеса все стандарты юридически защищаешь, финансово считаешь, дизайном оформляешь. Должна быть проделана кропотливая работа”, - советует она.

“Мне говорили: “Вот вы так все хорошо рассказываете, а на самом же деле это обычный салон красоты!” Да, это обычный салон красоты, таких салонов красоты в Киеве штук двести. Но только один человек смог это все развить до таких масштабов, потому что очень любит свое дело и двигает его вперед. Знаменитый украинский маркетолог Андрей Федорив говорит: “за каждым брэндом должен стоять живой человек, который его своими эмоциями и своей энергией постоянно поддерживает”. Это не просто слова, а тезис, который работает в реальной жизни, - говорит Мирослава Козачук.

"За этим будет стоять очередь": эксперт раскрыла секреты ведения бизнеса в регионахФото: “Ты как владелец франшизы все стандарты юридически защищаешь, финансово считаешь, дизайном оформляешь” - Мирослава Козачук (facebook.com/mkozacuk)

“А это уже мое собственное мнение: ни один гениальный бренд не мог бы существовать, если бы за ним не стояло гениального человека, который дарит ему свою энергию. И, конечно, нужна хорошая команда управляющих. Потому что все бренды построили люди. Ни один бренд не построился вот так, “из воздуха”. За каждым успешным брендом всегда стоит один человек, а с ним - группа людей, которая ежедневно выполняет огромный, просто колоссальный объем работы. Этот хлеб попадает к нам в тарелку, и казалось бы, все так просто. Но для этого должна вырасти пшеница, должны сложиться хорошие погодные условия, люди должны перетереть муку, правильно смешать ингредиенты и испечь этот хлеб. Так же каждый бренд должен пройти много этапов своего становления, чтобы в итоге выйти на бизнес-рынок”, - утверждает она.

"Франчайзинг – это как жениться или выйти замуж"

Конечно, при открытии собственного дела у многих есть страхи, есть опасения – получится или нет. Но все эти страхи - только у нас в голове, говорит Мирослава Козачук.

“И все границы – тоже в нашей голове. За недавний период мы вывели на зарубежные рынки 12 украинских брендов. Они прекрасно работают в других странах. Некоторые из них в определенных странах даже являются лидерами своего сегмента. Более того: часть из них зашли в одну страну, а потом открылись сразу в четырех. Поэтому – все зависит именно от нас”, - считает эксперт.

“Если подвестиитог, то франчайзинг – это как жениться или выйти замуж. Ведь это поиск идеального партнера. Все должно быть идеально подобрано: по ценностям, различным общим вещам, которые символизируют любовь к своему делу. Не может любой, кто имеет деньги, развивать такой вид бизнеса. Ну и собственно те, кто имеет деньги, должны работать так, чтобы дело приносило удовольствие и радость” - подводит итог Мирослава Козачук.

Кстати, известная маркетолог Надежда Перевозчик дала советы о том, как розпрочати собственное дело.