К Международному дню памяти жертв Холокоста редакция Styler решила изучить историю киевских евреев
В День памяти жертв Холокоста Styler решил напомнить о том, как советская антисемитская пропаганда всеми способами отрицала, что развитие Киева неотделимо от истории еврейской общины. А ведь, как оказалось, древнейший оригинальный документ, содержащий упоминание названия Киева, был составлен на древнееврейском языке.
Считается, что история еврейской общины Киева берет начало еще с Х века. И связана она с уникальной находкой, так называемым, Киевским письмом – самым древним свидетельством существования довольно сплоченной, как мы увидим дальше, общины киевских евреев. Официальный документ составлен на древнееврейском языке иудеями Киева.
История этого письма увлекательна. Документ содержит просьбу к евреям других городов пожертвовать денег для выкупа Яакова бен Ханукки. Из письма мы узнаем, что Яаков как-то поручился за своего брата, взявшего деньги у иноверцев. Брат был убит разбойниками. Поэтому долг пришлось отдавать поручителю Яакову. Так как денег у бедолаги не было, его забрали в тюрьму (самое раннее свидетельство существования в Киевской Руси долгового рабства). Своего "брата" еврейская община в беде не оставила. За 60 монет киевские евреи выкупили Яакова. Но для полного освобождения требовалось еще 40 монет. 11 представителей общины составили письмо-просьбу и отправила бен Ханукку собирать недостающую сумму у евреев из других городов Киевской Руси. Есть надежда, что Яакову таки подарили долгожданную свободу.
Важный исторический документ в 1962 году среди коллекции манускриптов Каирского хранилища древних рукописей обнаружил профессор Чикагского университета Норман Голб. Долгие годы Голб вместе со своим коллегой, профессором Гарвардского университета Омельяном Прицаком изучали находку, лишь в 1982 году опубликовав перевод и интерпретацию.
Кроме прочих важных замечаний, Киевского письмо является древнейшим оригинальным памятником с упоминанием названия Киева.
В СССР этот факт принять не могли. Как же этот так, что о "матери городов Русских" впервые говорится на еврейском языке?!
В общем, об открытии Голба-Прицака в "стране советов" знали, но не афишировали.
Впервые перевод Киевского письма с английской трактовки на русский язык появился лишь в 1997 году.
По некоторым данным, в Х веке Киев состоял из трех частей: Гора (холм Кия), Копырев конец и Подол. Копырев конец — историческая местность Киева, расположена в районе пересечения улиц Кудрявской, Петровской, Вознесенского спуска, Кияновского и Несторовского переулков.
Во внутренней части города было двое ворот. Подольские ворота связывали этот район с Подолом. "Жидовские" (Еврейские) ворота связывали с Копыревым концом "город Ярослава". Некоторые районы Копырева конца даже в ХI— ХII вв. так и назывались "Жидове". Однако на Копыревом конце древнего Киева проживали киевские ковары (представители хазарских племен), которые исповедовали иудаизм (считается, что именно из Хазарского каганата в Киев пришли первые иудеи).
Многие отметят, что иудей (религиозное мировоззрение) – это не обязательно еврей (этническая группа). Так почему же ворота назывались "Еврейскими". Историки нашли ответ. Здесь "еврейские" — как раз этноним, указывающий на национальность тех, кто за упомянутыми воротами проживал. То есть в районе Копырева конца проживали как ковары-иудеи, так и евреи-купцы, ведущие торговлю на территории Киева.
Также считается, что поселением киевских евреев было урочище Козары у впадения реки Почайны в Днепр, где, видимо, проживали евреи-выходцы из Хазарии. Так, в записи Ипатьевской летописи за 986 год говорится, что к князю Владимиру прибыли евреи из Хазарского каганата склонять его к обращению Руси в иудаизм.
Также некоторые историки считают, что евреи проживали именно в "элитной" части Киева – возле Жидовских ворот. Все же остальные представители Хазарского каганата (гражданами которого юридически были и еврейские купцы) обитали на другом "конце" Киева, который летописец назвал Козары.
Как бы там ни было, эти споры только лишний раз подчеркивают, что в Киеве X века еврейская община чувствовала себя уверенно.
Как видим, история Киева тесно связана с историей еврейской общины. О дальнейшем положении евреев в Киеве можно рассказывать долго. Известные евреи путешественники Вениамин Тудельский и Петахия из Регенсбурга в XII веке говорили, что Киев - город большой еврейской диаспоры. Однако жилось им в древнем городе не так и сладко. Известно, что в начале XII веке еврейский квартал пережил пожар, а в коне XII века (в 1169 году) – ограбление дружинами Андрея Боголюбского.
О положении евреев Киева в период татаро-монгольского ига достоверных сведений не сохранилось. Однако можно догадаться, что община, впрочем, как и весь город, была разгромлена.
Во время польско-литовского правления евреем было разрешено селиться в городе. Несмотря на это евреи были депортированы дважды в 1495 и 1619 годах. Из документов XV века мы узнаем, что киевские евреи — сборщики податей, владевшие значительным имуществом.
Во время Хмельницкого восстания в 1648 году большинство евреев Киева, ровно как и других городов Украины были убиты Запорожскими казаками. После захвата Киева Российской Империей евреем было запрещено селиться в городе (запрет был снят в 1793 году).
В XIX – начале XX веков еврейская община процветала и была одной из самых больших общин Украины. Именно на этом периоде мы бы хотели остановиться.
Благодаря еврейским меценатам в Киеве появлялись синагоги, рынки, учебные и медицинские заведения, различные здания, многие из которых украшают столицу и служат киевлянам по сей день.
Перечислить десятки различных учреждений, сооруженных на средства еврейских меценатов, нам вряд ли удастся. Поэтому сосредоточим внимание на основных памятниках еврейского наследия в Киеве.
Начнем, пожалуй, с наиболее важного для евреев столицы сооружения. Киевская синагога – одна из ключевых архитектурных изюминок не только улицы Шота Руставели, но и Киева.
Здание построено по проекту известного архитектора Георгия Шлейфера. Открытие синагоги (24 августа/5 сентября 1898 год) приурочили к 50-летию со дня рождения сахаропромышленника Лазаря Бродского, который и профинансировал строительство центра религиозной жизни еврейской общины в Киеве.
При строительстве синагоги не обошлось без хитростей. Так, в то время киевским евреям не разрешали возводить монументальные религиозные постройки. Единственное "послабление" - приспосабливать под молельни уже готовые здания. Шлейфер пошел на хитрость: здание спроектировано так, чтобы одна его сторона смахивала на жилой дом, а за главный фасад выдали боковой.
Известный общественный деятель, меценат, член совета Общества взаимного кредита, директор Киевского общества водоснабжения Бродский вложил в проект 150 тыс. рублей – колоссальные на то время деньги.
О существовании синагоги в советское время не могло быть и речи. Поэтому в 1926 году синагогу закрыли, передав здание под клуб кустарей. Затем здесь находился Государственный еврейский театр юного зрителя и Центральная еврейская библиотека. Однако после Второй мировой войны бывшая синагога окончательно утратила свой статус. Здесь работал театр эстрады и миниатюр, театр юного зрителя, кинотеатр, а с 1955 года – детский кукольный театр. В 90-е годы еврейская религиозная община вновь заняла часть здания. При этом в нем продолжал функционировать кукольный театр. Только в марте 2000 года киевская хоральная синагога вновь вернулась к своему целевому назначению.
Изначально в здании одного из старейших кинотеатров Киева располагался молельный иудейский дом, построенный в 1898-1899 годах. Архитектором выступил известный столичный зодчий Владимир Николаев. Молельный дом был построен на средства Льва Бродского – младшего брата сахарного магната и мецената Лазаря Бродского.
До начала революции здание формально считалось частной собственностью Льва Бродского, бесплатно предоставленной для нужд иудейской общины. С приходом советской власти в здании обустроили спортзал для студентов техникума физкультуры. После Второй мировой войны здесь заседали члены клуба полиграфистов. В 1958 году здание перестроили в кинотеатр.
Здание крупного крытого рынка в центре Киева было построено в 1910-1912 годах по проекту архитектора польского происхождения Генриха Гая на средства известного киевского сахарозаводчика еврея Лазаря Бродского, завещанные им после смерти. Стоимость строительства оценивалась в 500 000 руб. при том, что весь городской бюджет составлял 2 000 000 руб.
С именем известного благотворителя Лазаря Бродского связано немало важных построек Киева. На его средства содержалась еврейская больница в Киеве, учебные учреждения. Он поддерживал деятельность Бактериологического института, трамвайного сообщения. И это лишь "вершина айсберга".
Интересно, что местность, где построили Бессарабский рынок (назван в честь региона Бессарабии, отвоеванного Российской империей у Турции), носила дурную славу. Киевляне опасались появляться здесь поздно вечером. На пустыре собирались разбойники и другие маргиналы. В конце XIX века местная власть взялась за благоустройство местности. Здесь хотели установить памятник Б. Хмельницкому. Однако из-за стихийных торговцев, облюбовавших площадь, от идеи пришлось отказаться. В начале ХХ века торговлю на площади решили упорядочить. И завертелось!
И вновь мы вспоминаем имя почетного гражданина Киева Лазаря Бродского. Как оказалось, в ноябре 1896 года на частном заседании, состоявшемся в доме Бродского, с участием представителей городской власти, администрации Юго-Западной железной дороги, инженеров и промышленников было принято решение построить в городе Политехнический институт. Учебное заведение не должно было уступать политехам в Цюрихе, Мюнхене или Вене.
Как результат, сегодня столичный политех считается самым большим университетом Украины по количеству студентов, а также входит в первую тройку рейтинга отечественных вузов.
На основание института были собраны добровольные пожертвования на общую сумму больше 1 млн рублей при стоимости строительства и оборудования института 2 650 000 рублей. Среди организаций и людей, которые внесли средства были: Киевская городская Дума - 300 тыс. руб., Терещенко с сыновьями – 150 тыс. руб., Л. Бродский – 100 тыс. руб., купец Николай Хряков – 75 тыс. руб., Киевский земельный банк - 15 тыс. руб., Общество Красиловского сахарного завода – 2 тыс. руб. В целом - 139 обществ, банков, заводов, учреждений, отдельных граждан.
Главный корпус был торжественно заложен 30 августа 1898 года. На второй день после этого торжества, 31 августа 1898 года, состоялось открытие Киевского политехнического института. Автором проекта первых зданий Киевского политехнического института был архитектор Иероним Китнер.
В бесплатном училище могли получить начальное образование еврейские мальчики из бедных семей, а также сироты.
Здание под училище было построено в 1910-1911 годах по проекту архитектора Ф. Эссена. Финансировал строительство еще один еврейский общественный деятель и меценат Давид Марголин. Известный киевский сахарозаводчик он также был депутатом в киевской городской думе, управляющим Общества киевской городской железной дороги, основателем Киевского газового общества и общества водоснабжения.
Учебный корпус для обучения 300-400 еврейских мальчиков возвели на Константиновской улице (сегодня – Константиновская, 37).
Теперь в здании находится средняя школа №10.
Когда-то это была Киевская еврейская больница, построенная полностью на пожертвования, львиную долю которых выделила семья купцов евреев Бродских. Однако следует отметить, что больница смогла появиться благодаря ходатайству князя, генерал-губернатора Илариона Васильчикова. В ноябре 1861 года Александр II утвердил постановление "Об учреждении в Киеве больницы для неимущих евреев". Уже в 1862 году состоялось открытие больницы. Поначалу персонал больницы довольствовался арендованными помещениями в урочище Гончары-Кожемяки на Подоле.
В 1883 году сахарозаводчик Израиль Бродский пожертвовал 150 тыс. рублей на покупку земельного участка площадью в три десятины и строительство на нем специальных больничных зданий (на 112 коек против прежних 20). Так начался новый этап развития еврейской больницы Киева.
В 1885 году состоялось торжественное открытие административного здания и четырех корпусов больницы по ул. Багговутовская, 1.
Далее благотворительную деятельность своего отца продолжили его сыновья – Лазарь и Лев Бродские. На территории больницы появлялись новые здания, возведение которых происходило также за счет других богатых представителей еврейской общины.
В 1981 году появляется Общество помощи больным детям, возглавляла которое супруга управляющего Киевским удельным имуществом Софья Лихарева.
Члены общества смогли собрать только 10 тыс. руб. пожертвований на строительство детской клиники. Тогда Лихарева обратилась к уже знакомому нам меценату Льву Бродскому. Он пожертвовал еще 60 тыс. руб. На эти деньги в 1898 году на ул. Бульварно-Кудрявская, 20 и было возведено здание детской амбулатории. Сегодня в особнячке находится Президиум Академии искусств Украины.
К сожалению, ни здания школы, ни самого храма нам уже не увидеть. Храм разрушили в 30-х годах ХХ века. Школу стерли с лица земли во время уничтожения небольшого поселка на Трухановом острове немецкими войсками.
Сейчас на месте школы и храма можно отыскать разве что фундамент, где в январе 2016 года был установлен памятный крест.
Если здания до наших дней не сохранились, зачем же тогда включать их подборку?
Предыстория такова. Школу, рассчитанную на 150 детей, в 1909 году построил за собственные средства еврейский меценат Давид Марголин к 50-летию общества пароходства. Марголин хотел, чтобы школа носила его имя, а он был ее почетным попечителем. Взамен на это меценат передал бы учебное заведения в распоряжение города. Местные власти "взбунтовались", так как не желали, чтобы школа носила имя еврея. Тогда Марголин вверил свою школу Киевскому благотворительному обществу, управляла которым супруга генерал-губернатора Елизавета Сергеевна Трепова.
Школу открыли. После Терепова попросила Марголина также построить Храм Божьей матери для жителей Труханова острова. Освятили храм, названный именем небесной покровительницы Треповой, в 1910 году.
Примечательно, что это был уникальный как для царской России, так и для Киева случай, когда строительство православного храма профинансировал иноверец, да еще и еврей.
Кажется, что список благих дел еврейских меценатов можно продолжать бесконечно. Именно к концу ХІХ века среди киевских купцов первой гильдии преобладали евреи (если в 1883 году каждый двадцать девятый купец был из евреев, то спустя одиннадцать лет — почти каждый третий). Безусловно, такое положенгие вещей не могло не вызывать определенную зависть со стороны высших чинов власти. Сложно было отыскать отрасль, в которой не было бы предприятий, принадлежавшим евреям. Банковская деятельность, пароходство, сахарная и деревообрабатывающая промышленность, транспортное сообщение, водоснабжение и т.д.
Долгие годы царский режим всячески притеснял положение еврейской общины. По сути, только большой капитал мог позволить евреям чувствовать себя комфортно в Киеве. Тем не менее, это не помешало киевским евреям сделать для города немало хорошего. Многие известные евреи-предприниматели и архитекторы зарекомендовали себя как почетные меценаты и благотворители: Бродские, Гинзбург, Михельсон, Марголин и многие другие.
Безусловно, подымая тему еврейского Киева, нельзя не вспомнить его самую печальную и "черную полосу".
Бабий Яр – поистине страшное место. Во время нацисткой оккупации большая часть евреев бежали из города. К сожалению, не все.
За два дня 29 и 30 сентября 1941 года зондеркоманда "4а" под командованием штандартенфюрера Пауля Блобеля расстреляли в киевском овраге 33 771 человека (это количество не включает малолетних детей до 3-х лет, которых тоже убивали в эти два дня) – почти все еврейское население Киева.
На этом расстрелы не прекратились. Дальнейшие расстрелы евреев прошли 1 и 2 октября, 8 октября и 11 октября 1941.
Бабий Яр, как и многие памятники жертвам Холокоста, должен стать вечным напоминанием будущим поколениям об ужасах Второй мировой войны, о страшном истреблении еврейского населения.