Светлана Колодий — соосновательница Urban Space 500. Координатор социального проекта GoEast, в прошлом — координатор украинской краудфандинг-платформы Спільнкошт.
А в этом году Светлана — лектор киевского фестиваля Startup Kultur, который был создан благодаря инициативе Goethe-Institut. Она рассказала, как правильно продать свою идею с помощью краудфандинга. А также поделилась проектами на платформе Спільнкошт, которые ее вдохновляют
Есть такое понятие, как мультифункционалист. Это человек, который не может реализовывать себя только в одной профессии или в одной специальности. Поэтому получает удовольствие от соединения разных направлений в своей жизни. Так вот, такой человек — это я.
Я поддержала более 60 проектов на Спільнкошт и с уверенностью могу сказать, что краудфандинг, как инструмент работает. Он создает сообщество людей вокруг проекта, организации или продукта. И помогает популяризовать идею, а впоследствии собрать деньги на ее реализацию.
Краудфандинг нужно использовать в зависимости от миссии вашего проекта. Если вы хотите спасти мир с помощью какой-то инновационной идеи, тогда вам лучше публиковаться на иностранных платформах, таких как Kickstarter и IndieGogo. Но если вы хотите создать образовательный проект или писать книги, продавать их и часть от продаж отдавать в социальные проекты, тогда лучше обратиться к украинской аудитории и платформе Спільнкошт.
Фото: Startup Kultur 2017 (пресс-служба)
Хочу отметить, что украинцы сейчас поддерживают проекты, которые направлены на обучение, развитие детей, создание независимых медиа — все темы четко отображают запрос общества. Но в тоже время проект с новыми технологиями или определенный IT-стартап пройдут мимо нас стороной. Поэтому, важно обращать внимание на то, полезен ли будет ваш проект конкретной аудитории краудфандинг-платформы.
Краудфандинг — это не про деньги. Их можно взять как кредит в банке, одолжить у друзей или заработать на другом проекте. Деньги сами по себе не создают важные вещи. Это всего лишь инструмент, но не цель. К тому же, если вы будете нацелены только на прибыль, у вас не получится создать эффективную кампанию — люди не смогут вам полностью доверять.
Также — это про важные проекты, созданные для людей. Если вы придумаете термо-чашку для кофе, которая будет нравится только вам, но в ее концепции не будет конкретной пользы для людей, тогда ваш проект останется без поддержки.
Краудфандинг — это про доверие. Как только украинцы станут больше доверять друг другу, тогда больше людей будет вкладывать деньги в новые проекты и поддерживать инициативы.
Есть целые книги и сайты о том, как правильно продвигать свою идею. Но наиболее эффективным будет — собрать команду людей с разными ролями (автор идеи, маркетолог, PR-специалист). Тогда эффект от кампании будет синергетическим и эффективным.
Нельзя просто опубликовать проект на платформе и ждать, когда на вас посыпятся деньги. Краудфандинг — это сложный механизм, над которым нужно постоянно работать. Есть такая метафора, что он как велосипед — пока ты крутишь педали, едешь.
Когда есть идея, ее нужно сделать актуальной и хорошенько над ней поработать:
1. Четко расписать, в чем состоит идея.
2. Проработать механизм ее реализации: описать конкретные дальнейшие шаги ее воплощения в жизнь.
3. Создать текст, который вы будете использовать на краудфандинговой платформе и в котором будет четко описано: что вы делаете, для кого и с какой целью.
4. Снять видео — о команде, участниках, продукте.
5. Просчитать бюджет: сколько денег вам нужно для реализации идеи.
6. Спланировать PR-компанию: создать контент-план и медиа-план.
Что вы можете сделать после запуска проекта:
- отправлять имейл-рассылки людям, которым будет интересна ваша идея;
- размещать информацию о проекте в разных социальных группах;
- проводить мероприятия, приглашать друзей, просить писать об этом;
- посещать встречи по нетворкингу, которые в Киеве проходят каждую неделю, делиться своей идей с новыми знакомыми.
Также, когда вы уже запустили проект, не стоит на этом останавливаться. Команда должна работать не покладая рук. Важно рассказывать о проекте в социальных сетях, просить опинион-лидеров шерить ссылки, коммуницировать со СМИ.
Есть такой проект enter.ua — о художниках, которые пешком путешествуют по Украине. Они открывают новые места, останавливаются в небольших хуторах.
Цель проекта — исследовать украинские истины и ценности без фотошопа или монтажа. Показывать реальных людей и действительность, которая их окружает. Что делают художники: фотографируют и снимают то, что их впечатляет. Идут только пешком без точного маршрута. По дороге останавливаются в разных селах, общаются с людьми и записывают диалоги с ними на видео. Их конечная цель: создать проект-спектакль, на основе медиа-арта.
Они уже прошли первые 700 километров. Отсняли несколько видео. Лично мне очень интересно за ними дальше наблюдать.
Недавно был успешным проект Ostriv Lab — это площадка, которая находится в Соломенском районе в городе Киев, где ребята-архитекторы создают пространство для архитекторов и дизайнеров. Их цель — поддерживать молодые таланты, развивать их, обучать и вместе создавать новые предметы в сфере дизайна. Проект Ostriv Lab — масштабный и я верю, что он будет существовать не один год.
Крутой проект — Громадське радіо. Они запустили уже четвертую кампанию и выступают для меня эталоном эффективной коммуникации с обществом. Посмотрите, как они снимают видео и как их поддерживают уже далеко не в первый раз.
В целом я рада, что в Украине столько проектов, которые получают отклик у людей. И я верю, что как только у нас будет еще больше доверия друг к другу, больше открытости, интереса к созданию нового, мы сможем реализовать достаточное количество сильных идей вместе.