Трагическая история одного дня: события Майдана впервые воссоздали в виртуальной реальности
В Киеве презентовали уникальный проект, который погружает зрителя в события 20 февраля 2014 года, когда на Институтской расстреливали протестующих
В среду 12 сентября в "Планете Кино" состоялся предпоказ проекта Aftermath VR: Euromaidan, над которым команда New Cave Media работала в течение 2017 года.
"Проект рассказывает о трагических событиях утра 20 февраля 2014 года в инновационном формате виртуальной реальности. Надев VR-шлем, каждый может оказаться на Институтской и с помощью архивных материалов, артефактов с Майдана и 360° интервью с очевидцами узнать больше о том, что произошло в "черный четверг", - так описывают проект его разработчики.
Aftermath VR – интерактивный документальный фильм и виртуальный музей под открытым небом. Летом 2017 года проект стал одним из 11 победителей Journalism 360 Challenge и получил грант на разработку от Google News Lab, Knight Foundation и Online News Association. Разработчики проекта сняли сотни тысяч фотографий Институтской и Майдана Независимости, чтобы перенести центр Киева в виртуальную реальность.
Зрители проекта смогут пройти по 200 метрам улицы Институтской. Впервые в истории интерактивная территория такого размера переносится в VR.
Видео: В Киеве презентовали уникальный проект, которая погружает зрителя в события 20 февраля 2014 года на Институтской (video.rbc.ua/Валентина Балабанова)
На предпоказе команда New Cave Media показала бета-версию проекта. Завершить его команда планирует до конца 2018-го года. Styler побывал на события и с'выяснил, чем проект уникален и важен для будущих поколений.
Уникальные события Майдана – впервые в виртуальной реальности
Сергей Полежака и Алексей Фурман – основатели киевской студии имерсивного сторителинга New Cave Media. Они вместе с командой презентовали проект Aftermath VR: Euromaidan.
"Мы с Сергеем когда-то давно познакомились на подготовительных курсах университета. И кто бы мог подумать, что в конце все так сложится! – рассказывает Алексей Фурман. – С 2009 года мы работали новостными фотографами в Украине. Освещали события Евромайдана, начиная с первых его дней. Потом я поехал в Крым, мы с Сергеем в том же 2014-м встретились в оккупированном Донецке. Дальше мы поехали учиться за границу. Сергей – к Дании, я – в Штаты. И когда вернулись в 2016-м, мы встретились с нашим другом Кириллом Жилинским, и так родилась наша студия".
Фото: Сергей Полежака и Алексей Фурман вместе с командой презентовали проект Aftermath VR: Euromaidan (РБК-Украина/Виталий Носач)
Студия занимается уникальными для Украины вещами - иммерсивным сторителингом: помогает в первую очередь брендам рассказывать истории с помощью виртуальной реальности, дополненной реальности, 360-видео. Такие методы помогают зрителю максимально погрузиться в историю, абстрагировавшись от всего вокруг.
"В основе любых из этих историй лежит то, чему мы научились при работе с медиа: это увлекательный рассказ, сторителинг. – говорит Сергей Полежака. – Рассказ журналистских историй – это то, что было с нами с первых дней нашей профессиональной жизни. Мы были первыми в Украине, кто начал использовать 360 видео для рассказа журналистских историй".
Беспрецедентная трагедия в истории государства
Команда в разное время делала мультимедийные проекты для Радио Свобода, Украинской правды. В этих проектах есть текстовая составляющая, фото и 360 видео.
Также они создавали подобные истории для New York Times и департамента Aljazeera, который занимается иммерсивным сторителлингом.
Видео: Aftermath VR: Euromaidan Teaser Trailer UA (Youtube-канал New Cave Media)
"Во время работы мы неоднократно возвращались к одному событию, которое очень важно для всех нас. Это события 20 февраля 2014 года, когда за одно утро погибли 30 человек в самом конце Майдана. Герои Небесной сотни погибли, и ценой их жизни был свергнут преступный режим Януковича. Это беспрецедентное событие в истории Украины, а 20 февраля 2014 года – это беспрецедентная трагедия в истории нашего современного государства, один из самых трагических дней", - рассказывают разработчики проекта.
Алексей Фурман и Сергей Полежака были тесно связаны с журналистикой и коммуникациями, поэтому им было особенно больно наблюдать массовую кампанию по дезинформации, которая развернулась в последующие дни со стороны России.
Фото: Команда New Cave Media, которая работала над проектом Aftermath VR: Euromaidan (РБК-Украина/Виталий Носач)
"Это был далеко не первый и не единственный случай, когда российская пропагандистская машина создавала множество фейков, чтобы отбить у людей желание разобраться в ситуации. Такое случалось и потом, но из-за того, что мы там присутствовали, у нас есть к этой ситуации персональное отношение. Это было наше желание – с одной стороны рассказать о событиях 20 февраля а с другой – уникальные особенности виртуальной реальности стали основой нашего проекта", - говорит Алексей Фурман.
Полное погружение в историю одного дня
В команде New Cave Media объясняют: одна из особенностей виртуальной реальности заключается в том, что она изолирует зрителя от всего, что происходит вокруг. Люди проводят 15-20 минут в VR-очках, разглядывая, проживая историю и максимально в нее погружаясь.
Также люди не только наблюдают определенную историю. Они еще и верят в то, что оказались в этом мире сами. Это и создает тот самый иммерсивный эффект, который дает гораздо больший уровень эмпатии и ощущение диалога с теми, кто эти истории для людей рассказывает.
Фото: Посмотреть проект собрался полный зал (РБК-Украина/Виталий Носач)
В компании решили использовать эту особенность в проекте о Евромайдан, что дало возможность активистам и участникам Революции рассказать о событиях, которые происходили на этой улице. Основа проекта – виртуальный мир. Его в проекте старались сделать максимально реалистичным.
С помощью фотограмметрии создали трехмерные модели как можно более близкими к реальным. На презентации команда показала щит с Майдана – музейный артефакт, который отсканировали и воссоздали в VR. Во время погружения в виртуальную реальность щит и другие объекты можно рассмотреть со всех сторон.
Фото: Во время погружения в виртуальную реальность щит и другие ообъекты можно рассмотреть со всех сторон (РБК-Украина/Виталий Носач)
"Мы начали с 360-видео, а дальше начали изучать технику, которая называется фотограмметрия, - говорят разработчики. - Ее в течение долгого времени используют архитекторы, разработчики компьютерных игр. Мы научились этой технике у наших коллег из Польши. Мы подумали: что если совместить в одном проекте наше желание рассказать историю 20 февраля и те технические навыки, которые мы получили? Подумали: а что будет, если мы отсканируем современную улицу Институтскую, чтобы рассказать эту историю? Мы хотели сделать это в контексте, чтобы не было возможности для мифотворчества. Мы совместили все эти идеи в единый проект, который называется Aftermath VR: Euromaidan".
Воспроизводили все детали, вплоть до оттенка металла моста на Институтской и минимальных царапинах на нем
Сканирование объектов отличается тем, что его надо делать при рассеянном свете. Для этого в идеале должно быть максимально серый сухой облачный день. В результате появляется трехмерная модель или фотоскан, а в случаях, когда фотограмметрия невозможна, команда делает фотографии объекта во всех ракурсах, чтобы иметь четкое представление о пропорциях и о том, из какого материала сделан объект.
При создании проекта команда пыталась воссоздать все особенности материала, вплоть до оттенка металла моста на Институтской и минимальных царапинах на нем.
Фото: Основа проекта – виртуальный мир. Его в проекте старались сделать максимально реалистичным (РБК-Украина/Виталий Носач)
Для максимальной документальности при создании текстуры объекта используют фотографии и пытаются повторить все, заканчивая небольшими мало заметными табличками на Институтской. В итоге получается оптимизированная модель и необходимый набор текстур, которые передают разработчикам. Те в свою очередь добавляют объекты в общий фон.
"Вы оказываетесь в этом самом месте, но уже на настоящий Институтской с прохожими, которые идут мимо вас"
Те, кто погружается в перенесенную в VR Институтскую, замечают желтую линию, которую в команде называют "веревкой для белья". Она выполняет функцию проводника: повторяет путь майдановцев протестующих, которые шли с самого утра с Майдана по улице Институтской.
На желтой линии размещается контент: линейно и хронологически. Это позволяет синхронизировать движение майдановцев с архивными фотографиями. В результате длительная и кропотливая работа формирует полноценную историю, которая состоит из фото и видео. Постепенно, минута за минутой, рассказывается история 20 февраля.
Фото: Сейчас команда работает над четвертым разделом, который покажет трагические события Майдана. Тогда возле выхода со станции метро Крещатик за несколько часов были смертельно ранены 30 человек (РБК-Украина/Виталий Носач)
Начинаются описываемые события примерно с 8.53 утра того трагического дня, когда милиция отступает, а протестующие начинают наступать. На данный момент история заканчивается возле Октябрьского дворца, когда печально известная "черная рота" начинает отступать в сторону правительственного квартала. Но это не конец истории: сейчас команда работает над четвертым разделом, который покажет трагические события Майдана. Тогда возле выхода со станции метро Крещатик за несколько часов были смертельно ранены 30 человек.
Для того, чтобы не превратить весь проект на хронику событий, а сделать из нее полноценную историю, команда прибегла к необычному сочетанию разных методик. Так, в 3D-модели мы обычно видим не анимированный пустой мир. Из-за этого невозможно поставить в это пространство людей, которые бы что-то показывали или рассказывали.
Поэтому команда отсняла серию 360-видео интервью с очевидцами событий Майдана 20 февраля и поставила их в эту 3D модель таким образом, чтобы они способом мозаики вели от одной истории к другой и рассказывали, что происходило вокруг них того трагического дня.
Фото: Начинаются описываемые события примерно с 8.53 утро того трагического дня, когда милиция отступает, а протестующие начинают наступать (РБК-Украина/Виталий Носач)
"Когда вы идете по 3D-модели, то видите сферу, активируете ее и оказываетесь в этом самом месте, но уже в настоящий Институтской с прохожими, которые идут мимо, с человеком, который вспоминает те события персонально для вас", - говорит Сергей Полежака.
"Мы сохранили улицу Институтскую в VR для будущих поколений"
Во время работы над проектом Aftermath VR: Euromaidan команда New Cave Media получила множество фото - и видеоматериалов от украинских журналистов, фотографов и операторов, которые присутствовали в тот день на Майдане и на Институтской.
Участники команды пересмотрели гигабайты информации и сформировали из них историю трагического утра 20 февраля 2014 года. Проекту помогает также Музей Майдана, предоставляя для сканирования и фотографирования артефакты Революции.
Фото: “Нас часто спрашивают: "Можно ли у вас поднять кусок брусчатки и бросить его? А "Молотова" бросить можно?” (РБК-Украина/Виталий Носач)
"Когда мы готовили проект, то еще не знали о том, что улица будет перестраиваться в рамках сооружения Мемориала Героям Небесной Сотни., - говорит Алексей Фурман. - Мы отсканировали Институтскую в том виде, какой она была осенью 2017 и весной 2018 года. Мы сохранили улицу Институтскую в VR для будущих поколений. Нас часто спрашивают: "Можно ли у вас поднять кусок брусчатки и бросить его? А "Молотова" бросить можно?”. К сожалению или к счастью, в этом проекте у нас нет такой геймификации. Это не компьютерная игра, не смотря на то, что мы делали ее на так называемом "игровом" движке".
Разработчики планируют завершить проект Aftermath VR: Euromaidan до конца этого года. Пока же посмотреть бета-версию проекта можно абсолютно бесплатно в "Планете Кино" на протяжении месяца, начиная с 13 сентября.
Видео: Наши отважные девушки в рядах украинской армии (video.rbc.ua)
"Без фальсификаций истории и "советской" ментальности": эксклюзивное интервью Игоря Пошивайло о том, каким хотят создать Музей Майдана в Киеве.
"Осознал, что нация нуждается в "хирургах", потому что таблетки уже не действуют": откровенная история врача-участника Майдана.