Фронтмен украинской группы "Антитела" рассказал, как в свое время коллектив отказался от "российской истории" и не жалеет ли об этом, как ребята покоряли Америку и что из этого вышло, и какое отношение к их творчеству имеет борщ
Музыкант и волонтер Тарас Тополя - это, без преувеличения, один из самых откровенных украинских артистов, который честно озвучивает свое отношение к выступлениям наших певцов в России и наоборот, к современной проблеме "псевдо-волонтерства" и вообще прямолинейно перечисляет "болевые точки" современного украинского общества .
С лидером группы "Антитела" мы встретились в столичном пространстве "АртПРИЧАЛ" на Подоле.
Певец поделился не только своей общественной позицией. Styler также поинтересовался творческими планами коллектива, интересными проектами и "зарубежным будущим" "Антител".
Вторая часть видео интервью ниже по тексту
В сентябре появилась информация, что в группе "Антитела" сменился бас-гитарист Никита Астраханцев и барабанщик Денис Швец. С чем связаны такие изменения? Возможно, возникли какие-то творческие противоречия, или есть другие причины?
Коллектив, в котором есть пять музыкантов, живет своей жизнью, часто – очень бурной внутри. И пять творческих личностей имеют свои взгляды на творческий путь команды, на то, в каком направлении двигаться, как развиваться. И время от времени "Антитела" обновляют свой состав. Кому-то становится не интересно быть в коллективе, кто-то перестает, скажем, конструктивно и позитивно дополнять команду... То есть это определенный комплекс причин, почему так или иначе "Антитела" меняют свой состав.
В этот раз у нас все достаточно тривиально. Еще весной, в финале тура "Солнце", Денис Швец сказал, что хочет начать другой творческий путь, попробовать себя в других проектах, потому что ему интересно играть другую музыку... Мы вместе с ним нашли нашего нового барабанщика Дмитрия Водовозова, которым очень гордимся. То есть Денис сделал свой отход от команды очень мягким и по-настоящему дружеским. Он сейчас играет в джазовых проектах.
Важно отметить, что "Антитела" для всех участников команды – это приоритет. Даже если кто-то из музыкантов принимает участие в других проектах, он всегда должен считаться с гастрольным графиком "Антител", с графиком съемок или интервью. Это не всегда комфортно для музыкантов, которые хотят развивать себя в разных музыкальных направлениях.
Так вот Денис Швец принял такое решение, сказал, что у него другие внутренние перспективы развития, он по-другому видит себя в музыке. Мы это приняли и остались в хороших отношениях.
А как насчет ситуации с Никитой Астраханцевым?
Что касается бас-гитариста. Здесь также все достаточно просто. Сколько бы не звучало комментариев с его стороны, все участники команды знают настоящую причину, почему он без согласования со всеми сделал заявление и покинул коллектив. Все эти причины нам известны, и они очень приземленные и простые, к сожалению. Но мы не хотим выносить это на всеобщее обозрение, это вообще не то, "о чем" "Антитела". Это абсолютно бытовые причины, на которых даже не хочется заострять внимание. Ушел - удачи!
Фото: Фронтмен группы "Антитела" Тарас Тополя (РБК-Украина)
Кстати, в 2014 году коллектив покинул бас-гитарист Виктор Раевский. Тогда говорили, что это связано с его политической позицией.
Это на самом деле не новость. Кто знаком или следит за Виктором Раевским на его странице в соцсети, видит, что там очень много околополитических и бытовых дискуссий. Он любит вспомнить свое прошлое в Украине и сравнить его со своей реальностью в Санкт-Петербурге, а теперь в Москве. Очевидно, что его определенные идеологические взгляды не совпадали и не совпадают с нашими. При том, я акцентирую на этом, он как был, так и остается высококлассным музыкантом.
Вы продолжаете поддерживать с ним отношения?
На бытовом уровне. Стараемся политические темы и тему конфликта Украины с Россией в наших разговорах не трогать. И мы искренне желаем ему удачи, где бы он ни был - в России, или Америке, куда мы ему желаем перебраться, ведь со своим талантом он бы очень удачно вписался в ту картину музыкального мира.
Он свободная личность со своими взглядами, имеет право делать то, что считает нужным.
В мае завершился Всеукраинский тур "Сонце" в поддержку одноименного альбома. Также летом группа представила новый клип "Фари"... И как-то о деятельности коллектива стало меньше слышно. Ушли в творческий отпуск?
На самом деле лето было очень насыщенное фестивалями. Мы даже целенаправленно отказались от участия в трех-четырех фестивалях. Потому что нас было многовато в музыкальном пространстве. Есть такое понятие как перенасыщение.
Фото: "Хочется соскучиться друг за другом. Поэтому делаем паузы в выступлениях. Но это совсем не значит, что мы не работаем на студии" - Тарас Тополя (РБК-Украина)
То есть дали публике возможность немножко отдохнуть от коллектива?
Да, отдохнуть от "Антител", от живых выступлений команды. Хотя нас очень часто приглашают на дни городов. По сути, каждые выходные у нас заняты. Но это не сольные выступления, а появление в рамках открытых мероприятий, на площадях городов и т.д.
"Антитела" никуда не исчезали! Есть очень много запросов на наши выступления.
В Киеве было около десятка мероприятий, от которых мы отказались в течение весны-лета. Ведь у нас весной была главное событие – наш сольный концерт на вертолетной площадке. И следующее главное событие будет где-то через год. И это также будет масштабная локация.
Артист - поклонник. Хочется соскучиться друг за другом. Поэтому делаем паузы в выступлениях. Но это совсем не значит, что мы не работаем на студии. Мы работаем, постоянно идет процесс утверждения демоверсией песен, подготовка новых релизов.
Песни сейчас пишутся?
И очень активно! Более того, у нас начинается немного новая история с заграницей. Намечается на весну тур Америкой и Канадой. Это будет около 15 городов, которые мы посетим с сольными выступлениями. Это будут новые синглы, которые мы представим скоро, и песни с предыдущих пластинок.
Относительно тура "Солнце". Исправьте, если не права. Вы посетили 40 городов Украины, верно? А также выступили в городах США и Канады?
43 города Украиной и 8 городов Америка-Канада.
Расскажите, как вас встречала иностранная публика, много ли людей приходило, насколько большие залы собирали.
Я не люблю целенаправленно нагонять какого-то пафоса и украшать определенные цифры и факты. С Америкой, как и с Украиной, все просто - люди приходят тогда, когда они хотят услышать знакомые композиции.
Есть такая особенность: украинцы Америки и украинцы Канады воспринимают культурную волну с Украины немного с опозданием, потому что у них нет соответствующего информационного поля. Поэтому для нас было очень важно, что наконец-то "Антитела" полюбили те люди, которые живут там. Люди, для которых гораздо более привычнее слушать "Були на селі" группы "ВВ", первые альбомы "Океана Ельзи". Люди, которые выехали в 90-х-2000-х годах туда, и теперь для них "Антитела" - это что-то молодое и свежее, к которому они относятся с опаской, но они все равно пришли на наши концерты. Они выходили под впечатлением, мол, современная украинская музыка может быть без "шароварного привкуса", без "сельской романтики".
Видео: "Антитіла" - "Танцюй" (YouTube/АНТИТІЛА)
Если в Нью-Йорке, Чикаго на нас пришло около 500 человек, то в других городах чуть меньше. Общеизвестно, что на такие концерты приходят в основном украинцы Америки, которые понимают язык, понимают, о чем мы поем. Но они приводят с собой и американцев.
Очень запомнился концерт в Миннеаполисе. Тогда пришло около 200 человек, но была настолько дружеская атмосфера, настолько искренне и по-домашнему нас встретили. Люди были рады, что к ним приехала современная украинская музыка. И мы были рады тому приему.
Хрестоматийный пример. В Миннеаполисе мы выступали в известном баре живой музыки Bunkers Music Bar, с которого начинал Принс. И охранник там настоящий индеец. У него фактурный разбитый нос, шрам, огромные кулаки... Он привык к своей музыке, к темнокожей музыке приловчился. И тут приехали какие-то странные люди, поют на непонятном языке интересные песни. И вот он стоял на входе. Поначалу просто слушал, потом начал подтанцовывать, а потом в конце, когда все разошлись, он подошел к нам. Много эмоций и нецензуры было, но это было такое восхищение с его стороны. Он не мог представить, что приедут какие-то пацаны не американцы и просто "порвут" зал и его лично.
Это очень приятно. В такие моменты понимаешь, что музыка интернациональна, она объединяет.
Это вообще впервые "Антитела" посетили с концертами Америку?
Да.
Кстати, на официальной YouTube-странице группы встречается немало комментариев от поклонников, мол, "Антитела" - это "будущий "Океан Ельзи", вы скоро "переплюнете" эту группу. Как вообще относитесь к таким сравнениям? Или не любите, когда вас сравнивают с другими коллективами?
Во-первых, хочу отметить, что у "Антител" никогда не было такой цели – "переплюнуть" кого-то или как-то подсидеть, перерасти. У каждой творческой единицы, как группа "Океан Ельзи" или "Антитела", есть свой творческий путь, история.
Не скажу, что мне приятно, когда меня или "Антитела" сравнивают с кем-то. Но я должен отметить, что с творческой стороны ОЕ - это явление в украинской музыке. Святослав Вакарчук сделал очень много для современной украинской музыки. И он, и команда, которая шла вместе с ним, менеджмент и его любимый человек, который с ним рядом.
Фото: "Не скажу, что мне приятно, когда меня или "Антитела" сравнивают с кем-то" - Тарас Тополя (РБК-Украина)
Но есть очень важное различие между "Антителами" и группой ОЕ - в истории.
"Океан Ельзи" в свое время очень удачно представил Украину на российском рынке. Вся эта история с Мишей Козыревым (ред. – российский журналист, критик, радиоведущий, который активно продвигал песни ОЕ на русском радио), с саундтреком к фильму "Брат 2", с фестивалям российскими и, в ней, собственно, шел рядом Климов (ред. - в 1997 году известный продюсер Виталий Климов взялся за "раскрутку" "Океана Ельзи"). То есть вся та штука, которая закрутилась вокруг ОЕ в России в конце 90-х-начале 2000-х годов, она, очевидно, дала очень сильный толчок популярности и для Украины. Потому что на тот момент это было единое культурное пространство.
Но у "Антител" этого нет. И вряд ли будет. Мы в 2013 году начинали свою российскую историю и очень удачно. Мы стремились к этому, я никогда этого не скрывал. У нас все удавалось. Мы наконец попали в топ-чарты на "Наше Радио", мы наконец получили живой эфир на "Наше Радио" – 1,5 часа играли вживую. Мы собирали клубы, например, "16 тонн" в Москве. Мы познакомились с Леонидом Бурлаковым (ред. - российский музыкальный продюсер, работал с "Мумий Тролль", "Земфира"), были у него дома, общались относительно будущих планов и он был готов нам помочь и поддержать. Более того, нас наконец в 2014 году пригласили на фестиваль "Нашествие", о котором мы мечтали...
А потом началась аннексия Крыма. И эта вся история схлопнулась. Нам даже не нужно было себе что-то доказывать, у нас не было никаких моральных сомнений внутри, что эту историю нужно закрыть на данный момент. Мы с мирной реальности перешли в военную.
Поэтому есть такое отличие от многих команд, которые использовали Москву для своей популяризации. "Антитела" этого не сделали сознательно, хотя и очень хотели. Но обстоятельства так сложились – началась война.
В 2013-14 годах у "Антител" действительно была возможность стать популярными в России. Ваши песни использовались в фильмах, вы получали престижные номинации, активно записывали русскоязычные песни. То есть определенная аудитория фанатов успела сформироваться. Конечно, сейчас неуместно спрашивать, не скучаете ли по этому. Но почувствовали ли вы какой-то "удар" по своей аудитории на тот момент, когда принципиально закрыли для себя Россию?
Надо понимать, что когда это произошло (ред. – активные боевые действия на востоке Украины), была весна 2014 года. Фестиваль "Нашествие" планировался на лето. Но то, что происходило на востоке Украины в тот момент, те новости и факты, сотнями гибли люди... Выбор был очевиден. Не было даже никаких раздумий, ехать или не ехать.
Если быть откровенным, внутри была в какой-то момент настоящая такая ненависть. Она была по отношению к тем правителям России, которые позволили и организовали все то, что они делали. То есть никогда не было ненависти, скажем, повально к россиянам. Была ненависть именно к тем, кто ими руководит и кто ведется на все это. И к тем, кто поддерживает такую политику.
Тарас, вы вообще один из немногих украинских артистов, кто очень откровенно выразил свою проукраинскую позицию. При этом во многих интервью вы говорили, что не осуждаете артистов, которые выступают в России и в оккупированном Крыму. Изменилась ли позиция сейчас, когда, к примеру, сайт "Миротворца" буквально ежедневно пополняется новыми как российскими, так и украинскими исполнителями? И порой складывается такое впечатление, что все эти запреты просто не действуют.
Я, как гражданин правового государства и вообще как юрист по образованию, считаю, что такие отношения должны регулироваться определенными правовыми нормами. Если на государственном уровне есть определенная политика, которая ложится проекцией на сферу шоу-бизнеса и на культурную сферу, то она должна быть формализована в определенных нормативно-правовых актах. Если таких актов нет, которые связаны с пересечением границы или с другими подобными вещами, то вступает в силу уже морально-этическая составляющая. А она у каждого своя. Для кого-то что-то является приемлемым, а для других – нет.
Фото: "Мне кажется, что эта "политика запретов и заслонов" является необходимой в такое непростое время, чтобы дать возможность вдохнуть украинскому свежему, новому" - Тарас Тополя (РБК-Украина)
Так вот я всегда, отвечая на этот вопрос, говорю, что я никогда не был ментором или судьей чужих судеб и чужих поступков. Я могу просто наблюдать. У меня однозначно есть определенная своя точка зрения и позиция, которую я могу озвучивать где-то на кухне за столом в частной беседе. Но публично осуждать, рассказывать кому что делать и тыкать пальцем, что этот враг, а этот – нет, никогда я себе такого не позволял и не позволю.
Всегда привожу пример. У команды Depeche Mode, которую я очень люблю, есть в песне слова "try walking in my shoes". Фразеологизм, который означает: надень мою обувь и попробуй походи в ней, а только тогда говори что-то, и осуждай, и делай выводы.
Поэтому в отношении тех артистов, которые ездят выступать в Москву во время того, как идут боевые действия на востоке Украины, получают там премии, становятся популярными, это абсолютно осознанный их выбор, они получают свои дивиденды с этого, дивиденды популярности и финансовые - мы же говорим о шоу-бизнесе.
Более того, это неглупые люди... Они осознают, что делают, имеют определенные последствия, прогнозы, движутся вперед так, как они считают нужным, и получают ожидаемую реакцию на свои поступки в Украине. И если быть полностью откровенным, они не спрашивают меня, как им поступать. А если не спрашивают, то зачем мне давать какие-то комментарии.
Возникают ли на этой почве какие-то конфликты с вашими коллегами в Украине? Когда встречаетесь на какой-то тусовке...
Не возникают. Проведу красную линию сразу. Я по таким тусовкам почти не хожу. Считаю это пустой тратой времени.
Хорошо, если меня, или моего друга-клавишника Сергея Вусыка, или всю команду "Антител" можно увидеть на какой-то премии, где мы пройдемся по красной дорожке. Ну потому что так надо - показать, что ты там где-то мелькаешь на фоне, что ты все еще в шоу-бизнесе, чем-то занимаешься.
Фото: "Семья, мое будущее вместе с детьми перевешивает всю эту пыль" - Тарас Тополя (РБК-Украина)
На тусовках я почти не бываю. У меня есть четкие приоритеты в жизни. Это творчество – все, что связано с "Антителами", продвижение группы. Это отнимает очень много времени и сил. И все, что не забирает группа, забирает семья. Это воспитание с женой двух детей. Пока они маленькие, они требуют очень много внимания, они готовы просто тотально забирать на себя внимание и нужно им его давать. Потому что время летит, а если ты сейчас этого не дашь, то через год уже будет другой ребенок, ему будет совсем другое нужно.
И когда я ставлю на весы... Но уже даже и не ставлю. Когда-то вот поставил, и оно просто перевесило все с этими тусовками, временами псевдоэлитарной движухой, которая мне в чем-то даже отвратительна... Семья, мое будущее вместе с детьми перевешивает всю эту пыль.
Поэтому могу сходить на премьеру какого-то фильма, если это интересная художественная акция, что-то важное с точки зрения перспективы культурного развития страны. А просто какое-то событие, чтобы светиться перед камерами – абсолютно мне не интересно это делать. И я не могу себя даже заставить.
Завершим тему с выступлениями. В Верховной Раде хотят запретить на законодательном уровне поездки украинских артистов в РФ и российских в Украину. А недавно приняли закон, согласно которому российский артист может выступить в Украине лишь с разрешения СБУ. Как относитесь к такому решению? Считаете его слишком радикальным или наоборот верным в наших реалиях?
Очевидно, что артисты, которые приезжают в Крым не с украинской территории, они нарушают законы Украины. Вопрос, как реагирует государство Украина на нарушение этих законов, это уже не моя компетенция. Но факт остается фактом. Запрещать им въезжать в Украину или нет, запрещать, но "не очень" - это дело, как мне кажется, компетентных органов. Я могу лишь наблюдать. Стратегически, с позиции охраны своего музыкального рынка и своего культурного пространства, давно нужно было дать пространство для того, чтобы украинское начало подниматься.
Украина – это кладезь талантов. Я это повторяю, и повторяю! Донором всего Советского союза были и остаемся донорами талантов всего СНГ. Вы посмотрите, именно с Украины талантливые комики, артисты.. Они повсюду: и в Беларуси, и в России, и в Казахстане. А Украина первой своих Талантов никогда не любила, впрочем и до сих пор так, к сожалению, остается: пока Москва не заценит - Киев и носа не повернет. Нужно менять это.
И очевидно, что здесь должны быть определенные преференции для украинского, как то квоты, к примеру, и какие-то определенные барьеры для того, чтобы гораздо сильная, мощная страна, с которой мы соседствуем на севере, имея гораздо больший ресурс финансовый и медийный, чтобы она не давила и не задавила.
По-настоящему популярным в Украине всегда можно было стать только после того, как ты стал популярным в Москве. Это общеизвестный факт. И именно поэтому все туда пытались попасть, в том числе "Антитела".
Сейчас все понемногу меняется. И мне кажется, что эта "политика запретов и заслонов", порой радикальная, иногда не очень, она является необходимой в такое непростое время, чтобы дать возможность вдохнуть украинскому свежему, новому и дать возможность украинскому себя донести и показать перед людьми.
В одном из последних интервью вы отмечали, что как-то на творческом пути "Антител" возник перерыв и вам "рекомендовали" скорее "вернуться в музыку", мол, коллектив "занимался не тем, чем нужно было заниматься". Речь шла о вашей волонтерской деятельности?
Мы очень много занимались волонтерством. Занимались вынужденно, потому что к нам очень часто обращались, и мы не имели права отказать. Это занимало очень много времени, сил. Мы стали экспертами в тепловизорах, бронежилетах, баллистике, медицине.
Верно ли понимаю, что такая ситуация возникла еще до начала вашего тура "Солнце"?
Это был еще 2014-15 год. Это было даже еще до альбома "Все красиво", он писался очень непросто.
К вам за помощью обращались бойцы и волонтеры?
Да, сарафанное радио срабатывало. На тот момент было не до музыки. Физически просто не было времени, и вообще как-то не писалась музыка.
Без преувеличения могу сказать, что в итоге на данный момент мы с помощью наших друзей, неравнодушных людей, уже собрали более 10 млн грн, которые мы трансформировали в необходимое на фронт.
"Антитела" приглашали выступать на прифронтовых территориях?
Очень часто мы отказывались от таких выступлений, потому что у нас возникало много вопросов, как у волонтеров, которые действительно знали о состоянии дел и ездили на "передок", привозили все необходимое. И когда нам предлагали и говорили: "Ребята, давайте мы вас на два дня вырвем и вы поедете попоете где-нибудь в Славянске или Краматорске, Артемовске". А мы знали, что за эти два-три дня можем проехать 10-12 точек, привезти на "передок" то, что действительно спасет жизнь, а не просто развлечь солдат в тылу, то мы, конечно, выставляли приоритет себе другой. Именно поэтому мы очень мало выступали там.
Видео: "Антитіла" - "Їдем. Їдем" (YouTube/АНТИТІЛА)
Смотрите, выступать в "красной зоне" никто никогда не давал. Дико было бы, когда идут боевые действия, обстрелы, и здесь какое-то выступление, сцена. То есть никто этого в принципе не позволял. Эти все выступления происходили в тылу. И возникал вопрос: где были нужнее "Антитела"? На тот момент мы были нужнее на "передке" вместе с простыми вещами: буржуйками, носками, апельсинами, тепловизорами, бинтами... А не поющими!
Поэтому мы почти никогда не выступали в зоне АТО. До сих пор мы относимся очень придирчиво к любым благотворительным акциям, связанным с выступлениями. Потому что очень часто делают акцию ради акции.
То есть вы не считаете это уместным?
Я считаю это уместным, но должно быть правильное место и время. Было много таких вариантов, когда это и бойцам не надо было на тот момент. Или, например, волонтеры просят приехать в госпиталь с выступлением. А там только что борт раненых зашел. Спрашиваю, а им надо эта музыка, вы уверены? А мне говорят, ну давайте мы у них спросим. Так вы у них еще и не спрашивали?! Так кому нужны "Антитела" – вам, волонтерам госпиталя, или действительно бойцам?
И когда начинаешь это выяснять, то по сути 80% этой "активности музыкальной волонтерской" в зоне АТО, которую вы слышите и видите, она не нужна бойцам, а только тем, кто это организовывает и тем, кто там выступает. А если копнуть еще глубже, то нужно солдатам немного другое. И поэтому мы к этому относимся, возможно, даже немного резко, но мы имеем на это право.
Но вы продолжаете заниматься волонтерской деятельностью?
Мы, конкретно с Сергеем Вусыком, уже месяца три не были там, на фронте. Но у нас есть благотворительный фонд "Вільні-ЮА", Катя Нечаева директор этого фонда, есть волонтеры. Саша Благой вообще как пчелка-труженица каждые две недели на своей машине отвозит все необходимое по чуть-чуть на фронт. Потому что сборы сейчас гораздо меньше финансово, чем раньше. Поэтому к запросам по обеспечению мы относимся очень скрупулезно – только то, что действительно нужно.
Вы говорите, что финансовых сборов стало меньше. В последнее время слышим об этом от многих волонтеров, что действительно за последние полгода-год в разные фонды помощи бойцам АТО стало поступать намного меньше средств. Как считаете, с чем это может быть связано?
Много причин, почему так произошло.
С одной стороны я понимаю, что потребности бойцов никуда не делись, а государство во многих позициях как не обеспечивало, так и не обеспечивает. Но есть определенные очень важные вещи.
Первое это то, что каждый из нас с вами, я надеюсь, платит налоги. И на эти налоги в том числе должна обеспечиваться армия. Нормальный человек, который мыслит и проводит определенный анализ, рано или поздно задаст себе вопрос: почему я, заплатив уже все эти налоги, должен забирать из своего семейного бюджета, забирать от одежды для ребенка, лечения или отдыха, развития моей семьи, забирать эти средства и передавать их на армию, если в принципе давно уже это должно делать государство?
Каждый год растет "военный бюджет", а он растет. Очевидно, что он не является достаточным, но он растет. То есть должен наступить момент, когда обеспечение ВСУ будет на необходимом уровне, исходя из современных условий войны.
И именно поэтому многие люди, задавая себе этот вопрос и не найдя ответ, перестают помогать.
Фото: "Многие волонтеры, скажем так, опорочили само понятие волонтерства. Сделали волонтерство ради волонтерства" - Тарас Тополя (РБК-Украина)
Очень много людей не может уложить в голове две парадигмы: у нас "как бы" и война, но она не формализована никак. То есть где-то на внешних фронтах (в штаб-квартире ООН, в Брюсселе, в общении с лидерами ЕС, с американскими лидерами) у нас есть война. А с другой стороны - вот внутренняя ситуация у многих вызывает немало вопросов. А почему так, а где же тогда та стена с Россией, на которую кое-кто выделил кучу денег? Почему не перекрывается контрабанда? Ведь каждый, кто связан так или иначе с зоной АТО, знает, что там происходит и как. Вопрос с энергетической безопасностью, что мы здесь "вроде и воюем", но уголь нам все-таки нужен. И эти все блокады...
Вся эта "информационная пыль", которая стоит вокруг факта вооруженного конфликта на востоке, она затмевает глаза, и очень трудно в этом разобраться. А когда тебе трудно разобраться, когда ты чувствуешь хотя бы легкую нотку недоверия, то тебе трудно отдать деньги.
Поэтому много есть факторов, почему снизилась помощь.
Очень много волонтеров, скажем так, опорочили само понятие волонтерства. Сделали волонтерство ради волонтерства. Лишь бы что-то собирать, проводить какую-то деятельность. Надо оно - не надо. Уже все вжились в роль и трудно из нее выйти. Немало же людей, до того как заняться волонтерством, были непубличными лицами: кто-то крутил гайки, на СТО работал, бухгалтером был. И тут он стал в Facebook популярным. С ним все советуются, спрашивают, благодарят. Это так же "ловушка эгоизма". Когда ты волонтер и когда ты становишься вдруг очень кому-то нужным, тебе дают какие-то медальки, грамоты. Некоторые себе даже удостоверение участника боевых действий сделали.
Также и эта сторона повлияла на то, что люди стали с подозрением относиться к волонтерству.
Кстати, вам никаких наград не давали?
Если честно, нет ничего у меня. Но давали нам бойцы, начальники частей, подразделений от себя грамоты, которыми мы очень гордимся. Они висят у нас в благотворительном фонде.
Но на каком-то государственном уровне абсолютно ничего нет. Мне смешно со всего этого, поэтому я никогда к этому и не рвался.
Вы еще в прошлом году спели песню "Не сумуй" с военным Александром Рожко, приглашали его даже на некоторые свои выступления. Поддерживаете с ним связь сегодня?
13 октября у нас будет совместное выступление в Академии сухопутных войск во Львове.
Галя Гузьо, инициатор проекта "Песни войны", будет его финализировать, будет выпускаться диск и мы будем выступать, петь вместе. Часто мы эту песню пели на своих концертах, когда это было уместно. Когда это не просто развлекательное мероприятие, корпоратив. А опен-эйр, большое количество людей и есть возможность донести определенную идею. Мы поем эту песню, потому что она очень удачно стала в реальность и она очень удачно отражает ее.
Видео: "ПісніВійни", Олександр Рожко и Тарас Тополя – "Не сумуй" (YouTube/MusicVideoUA)
Возможно, планируете добавить эту песню в свой альбом?
Здесь две стороны медали. В первую очередь, артист, кроме того, что он является ролевой моделью и определенным таким идейным фарватером, он должен выполнять развлекательную функцию, которая дает человеку возможность проявить эмпатию, или какую-то эмоцию светлую, потанцевать, попеть, возможно, и поплакать. И тут надо держать баланс между легкой сутью, которую дает артист через свою музыку, и тяжелыми смыслами, которые так или иначе нужно заворачивать в свои песни, потому что без этого нельзя. Так вот в этом балансе мне меньше всего хочется милитаристской риторики, этого хватает и так.
Даже когда "Антитела" поют о войне, а у нас есть как минимум 4 такие песни, там ни разу не встречается прямого посыла, все в метафорах, в двойных смыслах. Чтобы человек смог включить воображение и сам дойти, о чем же поется. Поэтому, как по мне, симбиоз военных и артистов является актуальным в данный момент, в настоящее время, ситуации. Но долго на этом я бы не хотел двигаться вперед, потому что военные – это военные, а артисты – это артисты. Каждый должен делать свое дело и не спекулировать!
Вернемся к вашему творчеству, к последнему клипу "Фари". Он получился достаточно ироничный, там есть герой, который ремонтирует дороги, и есть антигерой, который эти дороги разрушает. Это о чем-то наболевшем, отсылка к нашим ужасным дорогам?
Эта песня конечно не о дорогах. Мы были в Нью-Йорке, собирались ехать в Миннеаполис. Нам позвонили режиссеры Дима Манифест и Дмитрий Шмурак и предложили эту идею - аналогию с Бэтменом. Вот когда зажигается в небе знак "идут работы", наш герой Асфальтмен бросает дела и идет спасать людей.
Видео: "Антитіла" - "Фари" (YouTube/АНТИТІЛА)
Поскольку я автомобилист со стажем, за рулем, кажется, с 2005 года, эта тема мне близка. Хотя надо отметить, что за последние пару лет я, как коренной киевлянин, могу честно сказать: столько дорог не ремонтировалось уже давно. На самом деле идет такой прогресс, что я боюсь сглазить. Я очень верю, что когда-то этот клип станет неактуальным. Все будут смотреть и не понимать, о чем это – "смотрите, какие гладкие дороги у нас".
Так вот эту идею нам озвучили, когда мы были в Америке. Вернувшись, мы решили ее снять и "подурагонить" немного. Клип получился такой комичный, иногда по-детски наивный.
А вообще, по вашему мнению, каких супергероев не хватает сейчас Украине?
Украине не хватает квалифицированных кадров во всех сферах. Есть вот реальный сектор экономики, где делают станки, машины, плавят металл, строят ракеты, двигатели. И есть "нереальный сектор"... И вот насчет креативного класса, у нас очень мало профессионалов и очень много условных "хипстеров" в последнее время.
Любой, у кого есть смартфон, своя точка зрения (это очень важно), сегодня может себе позволить снять однокомнатную квартиру, главное на Печерске, купить себе латте или смузи, назваться стартапером, залезть в коворкинг и предлагать свои "услуги" другим людям. К сожалению, у нас очень много таких персонажей, которые никаким боком не касаются чего-то профессионального и действительно стоящего. Одна лишь обертка, а сути - нет. Полное дилетантство даже в банальных вещах.
И вот Facebook, как пену, вынес на поверхность немало таких людей в разных сферах.
Это одна из проблем, мне кажется. Когда ты хочешь получить реальный результат в любом вопросе, а все заканчивается на пустых разговорах и бредових дефинициях.
Фото: "У нас очень много таких персонажей, которые никаким боком не касаются чего-то профессионального и действительно стоящего. Одна лишь обертка, а сути - нет" - Тарас Тополя (РБК-Украина)
Вторая проблема. У нас очень много украинцев, и собственно я так же не исключение, очень любят объединяться против кого-то. Вот дайте мне во что-то упереться рогом, против кого-то ополчиться... Когда этот кто-то исчезает, нет против кого объединяться, то надо уже ради чего-то. А вот когда надо ради чего-то, то включается украинская традиция "моя хата с краю", "как не съем, то понадкусываю", и конечно критиканство. Вот раздать советы, кому что делать, где и как.
Еще такое понятие, наверное со времен "союза" осталось, но оно не теряет своей актуальности, – "парешать". У нас любую проблему украинец может "парешать".
И получается, что когда кто-то критикует-критикует, а потом наступает момент, когда он уже сам может принять решение и действительно что-то менять, то он становится абсолютно похож на того, кого раньше критиковал. И никуда не деваются категории "парешать", кумовство, возможность обойти закон.
Пожалуй, одной из главных проблем Украины является отсутствие верховенства права, нормальной судебной системы, когда за все "парешать", за все неправомерные коррупционные поступки должно быть конкретное публичное наказание, которую бы все видели и понимали. А ее нет.
И вот если бы нас всех поставить немного "на место", мне кажется, что мы бы зажили по-другому. И это очень видно даже по банальному примеру, когда в какой-то момент не было дорожной полиции на дорогах.
Фото: "Одной из главных проблем Украины является отсутствие верховенства права, когда за все "парешать", за все неправомерные коррупционные поступки должно быть конкретное публичное наказание" - Тарас Тополя (РБК-Украина)
Я человек, который ездит спокойно по дорогам, хотя я умею включить режим "нид фор спид" и привезти мою любимую в аэропорт за 15 минут, когда это нужно. Но, как правило, еду спокойно, размеренно, стараюсь не нарушать ПДД. Помню, как только исчезло ГАИ, на дорогах начался твориться "кромешный ад". Такого хамства, пренебрежения правилами, этикой человеческой - я еще никогда не встречал. И это продолжалось года два. Сейчас вот снова ввели дорожную полицию, я надеюсь, они приструнят это. Надеюсь, появится много камер на дорогах, будут присылать "письма счастья", которые будут бить этим хамам по карманам.
Но, опять же, это очень хорошо характеризует темные стороны нашего общества. С одной стороны, нам надо пряник (сознательное гражданское общество, плюрализм мнений, верховенство права и право на самовыражение). А с другой стороны - должен быть кнут. Хорошая резкая, которая бы била по рукам.
Вы упомянули, что сейчас активно работаете над новым альбомом, пишете песни. Возможно, уже есть название, какие-то детали?
Ничего нет. Есть массив идей, каких-то наработок. Но новых песен есть три, а демоверсией больше 10.
Есть одна такая идея, которую "Антитела" хотят реализовать не только как творческая единица, но и заручиться поддержкой наших партнеров в Министерстве иностранных дел, в Минкульте. Мы собираем платформу из этих людей, чтобы запустить за рубежом онлайн - и офлайн-рекламную кампанию украинского борща. Но сделать это в современном саунде и без "шароварщины".
В плане? Реклама настоящего борща?
Да, борща, которого нет больше нигде в мире. Мы привыкли, что вот в Японии есть суши, а когда были в Америке, то облизывали пальцы от мексиканской еды. И в Украине есть так же своя кухня, которая может занять достойное место рядом с кухнями мира. Голубцы, вареники, борщ... Это не должно восприниматься как нечто сельское, примитивное. Это глубинные кулинарные традиции, которые бы массу туристов привлекли в Украину.
Фото: "Не будьте скупы на любовь!" - Тарас Тополя (РБК-Украина)
Тарас, вы также упомянули о своих мальчиках, Марке и Романе, которых воспитываете вместе с женой Еленой (певица Alyosha). Вы две творческие личности, часто бываете на концертах, не дома. Кто помогает с мальчиками?
Нам очень помогают наши бабушки и дедушки, мы без них вообще бы не справились.
То есть к услугам нянечек не обращаетесь?
Нет, с маленьким Марком сидит няня. Живет с нами в одной квартире, мы выделили отдельную комнату няне, которая постоянно с младшеньким. Постоянно, это когда мы не можем. Когда нам надо отлучиться на пару часов или даже суток.
От каких принципов в воспитании детей отталкиваетесь?
Пытаемся договариваться. Общаться с Романом, со старшим. Почему тебе не нравится, а давай какой-то другой вариант... Но все равно есть некая грань, за которой уже есть императив – так сказал отец и мама, значит, должен слушаться, потому что мы взрослые, мы понимаем, что так лучше. Но всегда мы стараемся аргументировать и разъяснять свою позицию. Дети у нас очень смышлеными растут. Но конечно есть моменты истерик, каких-то недовольств нашими действиями.
Но, что бы я посоветовал родителям - не будьте скупы на любовь!
Несмотря на то, что у нас мальчики, мы постоянно их обнимаем, целуем, на ночь говорим, что мы их любим, что мы счастливы, что они у нас есть, они самые лучшие. Они, как цветы, открываются. Потому что любое живое существо, человек любит ласку, от которой он расцветает.
И вы чувствуете со стороны детей такую любовь?
Конечно! И они не скупятся на эти слова.
Нет такого, что вот если мальчики, значит мы должны в спартанских условиях их воспитывать. Хотя у нас есть определенное расписание, процедуры и обязанности, например, у старшего Романа. Иногда он не хочет в детсад ходит, иногда плачет. Но все это перекрывается атмосферой любви к нашим детям. И у нас в семье спокойно все, несмотря на ненормированный график, у нас нет скандалов, затяжных истерик.
Сколько старшему Роману?
4,5 года.
Чему учится сейчас?
У него определенные занятия дома, изучает английский язык. Считать умеет, читать по слогам. Буквы знает.
Ходит в детсад, там они танцуют, также учат английский язык.
Вот последние два месяца ходит на спортивную секцию. Я очень боялся, что ему будет еще рано. Но привели к тренеру и он сказал, что Рома влился в детский коллектив, ему интересно. Я занимаюсь, к сожалению, очень редко. Это боевое каратэ кудо. И вот Рома тоже начал ходить туда.