О предстоящей лекции "Музыка и смерть", о перспективах украинского музыкального рынка, "монстрах войны" и отношении к запретам - в интервью Михаила Козырева для Styler
Имя музыкального эксперта, продюсера, радио- и телеведущего Михаила Козырева прочно закрепилось в "музыкальных биографиях" многих культовых в наши дни как украинских, так и российских артистов. Именно благодаря ему слушатели популярных радиостанций "Наше Радио" и Maximum впервые познакомились с творчеством "Океан Ельзи", 5'nizza, Земфиры.
Да и сегодня с подачи Михаила Козырева в эфире российского телеканала "Дождь" звучат песни Джамалы, Димы Шурова, Монатика, ONUKA и многих других украинских исполнителей.
Михаил вдохновил участников "Квартета И" на создание спектакля, а затем и фильма, "День радио", где сыграл самого себя. Интересно, что именно он создавал легендарный плейлист к фильму "Брат-2".
Сейчас Козырев продюсирует сразу несколько проектов на телеканале "Дождь", ведет прямые эфиры и не забывает о своей "музыкальной миссии", помогая молодым талантливым исполнителям найти своего слушателя.
9 ноября музыкальный эксперт посетит Киев с авторской лекцией-беседой "Музыка и смерть", во время которой вместе со зрителями попытается изучить "внутренних демонов" артистов, которые покончили жизнь самоубийством.
Styler удалось связаться с Михаилом перед его приездом в столицу. И поговорить не только о предстоящей лекции, но также затронуть другие, волнующие сегодня украинцев, вопросы. Михаил поделился своими наблюдениями о развитии украинского музыкального рынка, откровенно рассказал, что думает о запретах на въезд для артистов из РФ, "миротворческих списках" и блокаде концертов. А также объяснил, почему так важно не пускать в себя "монстра войны".
"Герои, о которых я буду рассказывать, сознательно выбирают путь в темноту. Часто это противоречит логике выживания" - Михаил Козырев (фото: пресс-служба)
Михаил, вы уже не первый раз посещаете Украину с тематической лекцией: в мае общались с публикой на тему "Музыка Протеста", в ноябре поговорите о "Музыке и смерти". Если коротко, о чем эта лекция? Пока что веет грустью и депрессивностью.
Еще с подросткового возраста меня завораживала история того, как некий "демон" преследует моих любимых музыкантов. Он заставляет их уходить из жизни задолго до того, как им положено судьбой.
Все музыканты проходят через один и тот же цикл: поначалу наступает резкое испытание славой, после – испытание деньгами, а вслед за этим приходит испытание алкоголем, наркотиками и другими пороками. Некоторые через это проходят успешно - в какой-то момент они хватаются за "спасательный шнур" и находят путь из трясины. А некоторые не находят. Во время лекции "Музыка и смерть" я попытаюсь сравнить определенные случаи ухода из жизни великих музыкантов.
Герои, о которых я буду рассказывать, сознательно выбирают путь в темноту. Часто это противоречит логике выживания: у каждого из них, как правило, есть дети, семьи, любимые. И все это пускается под откос. Что заставляет их делать такой выбор? Это то, что я попытаюсь исследовать и о чем я буду говорить. Надо сказать, что я в первый раз прочитаю эту лекцию.
То есть именно в Киеве состоится премьера вашей лекции?
Да! Надеюсь, она пройдет успешно и заранее обращусь к зрителям - не судите меня слишком строго и подготовьте вопросы, искать ответы будем вместе.
Лето 2017 омрачила новость о самоубийстве вокалиста группы Linkin Park Честера Беннингтона. Причины такого решения озвучивались разные: от наркотической зависимости до травм детства и скрытой депрессии. Могли бы поделиться своими наблюдениями по этому поводу?
В некоторых его интервью сквозит отчаяние непонятости, что ли. И в этом отчаянии есть и какой-то барьер отчуждения, который он, скорее всего, сам себе выстроил. Сложно предположить, что музыкант такого калибра и такой степени успеха недополучал адреналина и любви на концертах, но очевидно, он нуждался в понимании на каком-то более глубинном уровне.
А с другой стороны, я думаю, ключевым моментом такого решения была смерть его коллеги и близкого друга Криса Корнелла. Это произвело на Беннингтона шокирующее впечатление. Думаю, что именно с этого момента "внутренний счетчик" и включился. Именно тогда он впервые глубоко задумался о том, что и для него это - "выход".
Но ведь этот "счетчик" должен был как-то сформироваться. Наверняка мысли о самоубийстве не возникают из ниоткуда, должна быть какая-то действительно серьезная причина.
У Беннингтона было шестеро детей! Мы не можем говорить, что он не был окутан любовью. Я не говорю сейчас о любимой женщине. С ней могли случаться разные ссоры, разногласия и т.д. Но дети любят тебя просто за то, что ты их папа. Он жил окруженный этой теплотой и любовью. И вот это одна из тех вещей, которую я не могу для себя объяснить и осилить своим умом: как можно уйти из жизни, когда у тебя шесть детей?!
Продолжая тему "звездной депрессивности". Насколько этому способствует общественное давление – травля?
Знаю многих артистов, которым это вообще по барабану. Вплоть до того, что они ничего о себе не читают в прессе, да и телевизор не смотрят в принципе. Есть артисты, которые очень болезненно относятся к полемике вокруг себя в соцсетях, к мнению каких-то общественных институтов, лидеров мнений. Такие есть и среди моих друзей-артистов, иногда мне приходилось едва ли не ночью звонить и их успокаивать. У многих артистов "обнаженная кожа". Поэтому, конечно, этот "фактор травли" порой играет очень серьезное значение.
"Людям необходимо сохранять трезвость ума и неприятие войны в своей душе, не пускать туда войну" - Михаил Козырев (фото: пресс-служба)
В украинской музыкальной тусовке одна из топовых тем сегодня – срыв концертов Сергея Бабкина. Под давлением активистов Сергей назвал правительство России агрессором, а также признал оккупацию Крыма. Вы поделились на своей страничке колонкой главреда Karabas Live Игоря Панасова, который сказал, если вкратце, что Бабкин – настоящий храбрец, и не на того сейчас устроили гонения активисты. В свою очередь вы автора поддержали, отписав, что "те, кто срывают концерты и травят Бабкина – твари". Затем ваш комментарий подхватил журналист Айдер Муждабаев, сказав, что подобное заявление с вашей стороны – это "заявка на запрет на въезд в Украину"… Теперь слово за вами. Вы как-то отреагировали на высказывание Муждабаева?
Нет, не отреагировал! Дело в том, что я косвенно узнал об этом, мне друзья прислали скриншот его поста. С Айдером мы давно не общаемся. Какое-то время я наблюдал, как мой бывший приятель и коллега просто "съезжает с катушек". Но потом мне стало скучно, и я понял, что трачу свои эмоции в пустоту.
Мне неприятно, что люди становятся провокаторами, своевременно "обозначая" государственным службам, на кого нужно обратить внимание. Мне лично это отвратительно. По крайней мере я очень надеюсь, что государственные чиновники не настолько слетели с катушек, как Айдер.
К слову, Айдер как-то привел вашу цитату: "Не впускайте в себя войну", предполагая, что вы советуете украинцам "отпустить, не злиться и мириться". Расскажите, что же вы имели в виду?
Людям необходимо сохранять трезвость ума и неприятие войны в своей душе, не пускать туда войну. То есть не пускать ее на личностном уровне, не поддаваться разрушению.
Я понимаю всю глубину кризиса, в которую вошли взаимоотношения между нашими странами. Хотя давно и четко высказал свое категорическое неприятие внешней и внутренней политики нынешней власти РФ. В отличие от многих других журналистов, я никогда не работал в изданиях, которые хвалили Путина, я его всегда критиковал и продолжаю это делать... Но при этом я считаю, что музыка – это связующий мост даже в самых тяжелых и критических ситуациях. Она противостоит войне.
И лично я стараюсь сохранить вот тот "мостик взаимопонимания", который может быть основан хотя бы на музыке.
Именно это сейчас происходит вокруг Сергея Бабкина. С момента своего образования группа 5'nizza была своеобразным "символом" того, как украинцы и россияне друг к другу относятся. Она проложила этот мост, пусть и непрочный, между двумя странами задолго до того, как началась трагедия. И сейчас требовать от Бабкина публичного покаяния и признания очевидных вещей могут только люди с глубоко корыстными и жестокими мотивами. Думаю, я вновь подпишусь под тем же самым определение, которое я им уже давал. И добавлю, что никто не имеет права отменять концерты артиста! Если только он со сцены не призывает к насилию.
Национализм неприемлем нигде, он никогда еще не приносил ничего хорошего людям.
Если люди не хотят слышать артиста, они не покупают на него билет. Если хотят, то покупают. И это единственный объективный показатель отношения к артисту. Потому я считаю, что все эти составления списков, запреты концертов – это признак того, что чудовище войны сожрало тех людей, которые этим занимаются.
Мы должны за собой следить, мы не можем превратиться в чудовища. Вот это мой миротворческий посыл, с которым я приехал и в прошлый раз с лекцией "Музыка протеста", и приезжаю и в этот.
И все же, насколько уместна любая военная тематика в песнях? Конечно, когда люди поют о мире - это хорошо. Но с другой стороны, это ведь тоже своеобразная пропаганда.
Лично я считаю, что песня должна быть написана с высоким посылом прекращения войны, ее непринятия.
Каждый раз, когда какие-то сиюминутные обстоятельства заставляют музыкантов писать "скороспелые агитки", как правило, это никакого отношения к искусству не имеет. Когда слушаешь такие песни и понимаешь, что пройдут годы и артист будет их сам стыдиться.
Яркий пример – бывший участник "Агаты Кристи" Вадим Самойлов, который написал песню "За Донбасс". Или творчество последних лет Юлии Чичериной. Хотя в обоих случаях творчеством это особо назвать нельзя. Это агитационные ролики.
Мне за них стыдно.
Наверняка вы в курсе, что база "Миротворца" буквально каждую неделю пополняется новыми российскими исполнителями? Существенно ли это влияет на их творчество, возможно, "бьет по кошельку", популярности? Или такие ограничения на них никак не влияют?
В первую очередь эти запреты бьют не по музыкантам, а по зрителям. Этот список лишает украинцев возможности услышать и увидеть своих любимых артистов, которые никакого отношения к войне не имеют. В этом смысле это очень похоже на политику Путина: "Бей своих, чтобы чужие боялись". Мы будем таким образом сужать их культурный горизонт и делать их периферийными.
Вообще для меня самым оглушительным в этой череде отмен и запретов был концерт группы "Дельфин" в Киеве без солиста Андрея Лысикова. Опять-таки, где "Дельфин", а где война?! Это две вещи, которые стоят так далеко друг от друга, насколько это возможно. Это невероятно талантливый, мудрый и всегда отрицающий войну человек. Удивительный случай, когда зал пел песни без артиста, и это во многом было для меня квинтэссенцией вот этого "разорванного времени", когда из-за невозможности выступить артист присутствует на сцене виртуально. Он был озвучен голосами тысяч его поклонников. В результате этот абсурдный запрет породил настолько трагическое и символическое действие как концерт без артиста, концерт-караоке.
"Абсолютно очевидно, что есть невероятный подъем украинской музыки, связанный с Майданом" - Михаил Козырев (фото: пресс-служба)
"Наше радио" в свое время сыграло немаловажную роль в популярности "Океана Ельзи" как в России, так и в Украине. И с тех пор вы дружите со Святославом Вакарчуком. В последнее время Святославу даже пророчат пост президента Украины. Как вы считаете, стоит ли вообще музыканту вмешиваться в политику?
Отрешиться от своей дружбы со Славой в ответе на этот вопрос я не могу, поэтому я просто очень надеюсь, что сия участь его минет. Что у него хватит трезвости, самооценки и мудрости, чтобы ни в коем случае ни в какую политику не ходить.
Но отмечу, что моя любовь к Святославу существенно больше, чем моя любовь к общественно-социальному устройству Украины. Я Славу очень ценю как друга.
О трендах. Гнойный, Фэйс, Фараон, Хан Замай, Монеточка… Их творчество – это что-то "на грани добра и зла". Тот момент, когда хочется сказать "а вот в наше время такого не было". Как думаете, именно за такими "вау-артистами" будущее музыкального рынка?
Я не рискну предсказывать будущее. Все же я ориентируюсь не на тренды, а на калибр каждого артиста по отдельности. Среди них есть некоторые точно одаренные личности, которые пришли всерьез и надолго. А есть "звездочки-однодневки", о которых никто и не вспомнит.
Например, Oxxxymiron - это очевидно мега-явление. Гнойного, думаю, через пару лет никто и не вспомнит даже. Самое яркое – его прозвище.
Вы наверняка следите за развитием украинского музыкального рынка, особенно после Майдана, когда украинцы начали решительно отгораживаться от российского влияния. Как оцениваете развитие украинского шоу-биза сегодня?
Слежу конечно, поскольку исповедую принцип, что музыка объединяет. Да, в свое время я поспособствовал карьере многих украинских артистов в России. И продолжаю делать это на телеканале "Дождь". Я дружу с большинством ярких украинских звезд. Как только у них выходит новый клип, они сами мне пишут, и мы его ставим в ротацию.
То есть количество украинских артистов, которые играют в эфире "Дождя", едва ли не такое же, как и российских. Ни разу за последние годы я не встретил какого-то упрека или претензии, мол, "зачем вы играете столько украинских песен, очистите ротацию".
Абсолютно очевидно, что есть невероятный подъем украинской музыки, связанный с Майданом. Кроме того, в Украине потрясающий продакшн. Украинские компании стали создавать клипы для западных музыкантов.
Кого выделяете среди молодых украинских исполнителей для себя лично?
Меня восхищает все, что делают Джамала, Дима Шуров, Павло Шевчук, вся замечательная плеяда музыкантов, которая выросла из "Океана Ельзи". Мне очень нравится то, что делает Андрей Хлывнюк. Впечатляет "мастерская и кузница талантов" Юры Бардаша, особенно его эксперимент с группой "Грибы". Это удивительный эксперимент не только по степени популярности, но и по сроку жизни проекта. Показатель того, насколько сегодня темпы восприятия ускорились. Поэтому любому проекту очень важно сильно "хайпануть", а потом исчезнуть. Не знаю, насколько это можно назвать трендом. По-моему, это правильная стратегическая задумка самого Бардаша.
Еще одна группа, которую я обнаружил недавно и она мне очень понравилась, также оказалась "из кухни" Бардаша. Это группа "Метель" и их клип "Я была там, где не был ты". Это просто реинкарнация питерского рока конца 80-х, такой здоровый панковский дух.
В общем, прилетает из Украины очень много хороших проектов и музыкантов.