ru ua

"Искусство войны" не приблизило Гогольфест к триумфу

Автор:

Главное событие первого дня фестиваля пополнило список организаторских провалов

Есть ситуации, в которых уместно применить искусство мира, в некоторых даже искусство любви. Но большинство житейских ситуаций "разруливаются" искусством войны.

С этого искусства начал свой Гогольфест Влад Троицкий, применим его и мы в первом репортаже о фестивальных событиях.

"Искусство войны" не приблизило Гогольфест к триумфу

Фото: Ржавую голову Гоголя, "звезду" прошлых фестивалей, дораскрашивали в день открытия

Бывало ли у вас, что вы сидите на средненьком филармоническом концерте, и вам невыносимо скучно? И вы начинаете разглядывать детали одежды девушек, если повезет, то вид из окна, а если повезет еще больше - то и почитывать захваченную с собой книжицу. В антракте уходите, бросив знакомому: "Ты останешься на второй акт этой... художественной самодеятельности?"

То же самое, только за 1/5 минимальной зарплаты, предложили публике создатели перформанса "Искусство войны".

Сцена была разбита на два уровня, а также на две половины, образуя такой себе мультиэкран из четырех пространств. Справа сверху играл камерный ансамбль, слева снизу - пианист Алексей Ботвинов (который умудрился испортить даже "Пассакалью" Генделя из программы музыкальной школы).

Рядом с пианистом сидела актриса театра "Дах" и в паузах между музыкой чеканным голосом зачитывала отрывки из классического китайского трактата Сунь-Цзы "Искусство войны", написанного еще до нашей эры.

Слева сверху группа пластичных девушек в платьях то трусили простыни, то производили манипуляции с какими-то сколоченными из досок заборчиками, то усаживались шеренгой на край помоста и передавали друг другу яблоки, то оживленно пускали бумажные самолетики, то спускались по лестнице в правый нижний квадрат тосковать на чемоданах.

"Искусство войны" не приблизило Гогольфест к триумфу

Фото: "Непобедимость зависит от тебя, уязвимость врага - от него", - Сунь Цзы

При этом на сцену были направлены лучи некой видеопроекции, время от времени заливающие ее то красным, то синим цвета, а то и кадрами марширующих военных или крушения башен-близнецов 11 сентября в Нью-Йорке.

После антракта девушки переместились за сцену и устроили на экране, закрывавшем их от зрителей, театр теней. В ритме сомнамбул перемещались, увеличиваясь и уменьшаясь в размерах, а в конце - когда на экран спроецировали подвижную воду, долженствовавшую, надо полагать, символизировать, что любая война рано или поздно закончится - красиво стали снимать с себя платья.

Я смотрела на все это из-за экрана, потому что возвращаться на свое место в зале совсем не хотелось. Особенно после того, как мой маститый коллега-критик ушел, попрощавшись той самой фразой про "художественную самодеятельность".

Совсем не того мы ожидали от Троицкого, постановщика действа. Ажиотаж вокруг него так старательно нагнетался, что перед началом у входа в павильон образовалось самое настоящее столпотворение - причем, не без мордобития. Две девушки натурально подрались за право скорее попасть внутрь и занять более выгодное для созерцания место.

Надо полагать, большинство зрителей досидели до конца просто потому, что у них не укладывалось в голове, как можно покинуть место, за которое они сражались, как львы. Ну и министр культуры Вячеслав Кириленко досидел до конца - а что делать.

"Искусство войны" не приблизило Гогольфест к триумфу

Фото: Всем врагам назло, мы не перестанем ждать чуда каждый день по 27 сентября включительно

Влад Троицкий стоял возле выхода из павильона и, казалось, в фестивальном угаре был совершенно амбивалентен. На вопрос, доволен ли он представлением, режиссер остановил на моем лице свой древний взгляд и изрек: "Я, как всякая скотина... после совокупления печальна".

Ну как критиковать такого витального человека, вот скажите? Поэтому Styler завершает свой первый репортаж с Гогольфеста-2015 искусством мира. Мы верим, что Троицкий просто слишком буквально последовал совету генерала Сунь-Цзы: "Если ты искусен, придуривайся неумелым".