Игорь Скляревский: "Есть риск, что через 10 лет более миллиона киевлян будут растить своих детей в гетто"
Основатель "Агентів змін" рассказал Styler о непростой ситуации с официальным городским дизайном и объяснил, почему столичные чиновники не справляются со своей работой
В 2014 году киевляне впервые услышали об общественной организации "Агенти змін". Команда дизайнеров во главе с Игорем Скляревским добровольно и абсолютно бесплатно принялась улучшать визуальную часть города. Воспользовавшись лучшими практиками и международным опытом, "агенты" в свободное от работы время прорисовывали схемы киевского метро, отвечали на комментарии "почему линия прямая, а не плавная" и постепенно приучали жителей Киева к красивым и понятным вывескам на домах.
Прошло время, столичный метрополитен обзавелся современными схемами метро и уже ни у кого не возникает желания "растоптать" добрые намерения "агентов". Наоборот, запросов от жителей Киева стало еще больше, а дизайнеров-волонтеров - меньше.
С недавних пор ребята решили полностью посвятить себя городу, отказавшись от высокооплачиваемых позиций в международных компаниях.
Styler встретился с одним из "агентов" - идейным вдохновителем и основателем общественной организации "Агенти змін" Игорем Скляревским. Дизайнер не только рассказал о новых проектах, но и объяснил, почему столичные чиновники бездействуют, и как решить проблему с рекламой в столице. "Рецепт" оказался на удивление прост: работать и думать!
Игорь, если вкратце, кто такие "Агенти змін" и чем они занимаются?
"Агенти змін" - это неприбыльная общественная организация, которая с осени 2014 года занимается улучшением городской среды. Наша команда состоит из шести дизайнеров. У нас есть несколько проектов, связанных с навигацией в городе, но это далеко не все.
Фото: "Подавляющее число наших чиновников работают по принципу "как я сказал, так и будет" - Игорь Скляревский (Виталий Носач, Styler.rbc.ua)
К примеру, сейчас мы работаем над проектом для Киевского городского совета по улучшению публичного пространства на первом этаже здания мэрии.
Не слышали. А что это за проект, в чем его суть?
Киевсовет обратился к нам за консультацией относительно реконструкции первого этажа мэрии. Со своей стороны, мы им объяснили: поскольку это пространство принадлежит всему городу, то прежде чем там что-то делать, неплохо было бы узнать, что киевляне хотели бы там видеть и как они планируют этим пользоваться.
Наверняка многие и не знали, что здание Киевсовета – это публичное пространство, открытое для любого посетителя.
Так сложилось, что мы воспринимаем мэрию как место, где можно получить определенные административные услуги. Но современный city hall – это также место коммуникации между людьми, общественными лидерами, организациями и т.д. Это место, где проявляется демократия, где люди могут общаться не только друг с другом, но и с чиновниками. При этом административные услуги – далеко не самое главное. В здании мэрии могут проводиться лекции, выставки, дискуссии.
Фото: "В какой-то момент мы решили рискнуть, выбрав организацию "Агенти змін" в качестве нашего основного места работы"- Игорь Скляревский (Виталий Носач, Styler.rbc.ua)
Суть нашего проекта для Киевсовета заключается в проведении исследования, в рамках которого разные группы людей поделятся своими ожиданиями, расскажут, как они видят публичное пространство мэрии. Далее мы опубликуем результаты исследования, которые будут доступны каждому.
Также мы организуем воркшоп, в котром смогут принять участие все желающие архитекторы, городские активисты, чиновники. Именно они, а не мы должны вместе создать концепцию нового публичного пространства. Наша роль — дать им данные исследований в качестве фундамента, чтобы они принимали решения не на основе домыслов, а на основании объективных данных.
Вернемся к деятельности "Агентів змін". Ваша организация – это ведь, по сути, волонтерский проект. Изначально у каждого члена команды было постоянное место работы. Как обстоят дела сейчас?
Первый год нашего существования можно назвать волонтерством в чистом виде. У каждого было свое место работы. В свободное время (на выходных, по ночам) мы занимались проектами по улучшению городской навигации. Все происходило абсолютно бесплатно.
В таком режиме мы работали до начала 2016 года. И поняли, что дальше продолжать в том же темпе невозможно. Над каждым проектом приходилось работать очень долго, особенно если ты делаешь его по остаточному принципу. За это время накапливается усталость, люди "выгорают", мотивация падает.
В какой-то момент мы решили рискнуть, выбрав организацию "Агенти змін" в качестве нашего основного места работы.
И за счет чего получается выплачивать зарплаты?
Мы пытаемся собирать деньги с помощью краудфандинга (это приблизительно 1/10 нашего дохода) и поиска спонсоров/ меценатов. Нам это с переменным успехом удается. Однако мы всегда находимся "на грани выживания". К примеру, в этом месяце мы можем выплатить себе з/п, а в следующем, возможно, и нет. Здесь как повезет.
Фото: "Бюджетные деньги "токсичны". Потому что у чиновников, которые эти деньги распределяют, как правило, не все хорошо с репутацией" - Игорь Скляревский (Виталий Носач, Styler.rbc.ua)
При этом на сегодняшний день мы больше ничего себе позволить не можем. Хотя нам очень нужен офис, так как сейчас мы работаем в квартире одного из коллег. Соответственно, по этой причине мы не можем расширяться и делать свою работу еще быстрее. Многие хотели бы к нам присоединиться, но нам элементарно не хватает места.
"Агенти змін" разрабатывают навигацию для Киева. Возможно, следует обратиться за финансовой помощью к городской администрации?
Мы принципиально не используем никаких средств из городского бюджета или бюджетов коммунальных предприятий. И на это есть несколько причин.
Во-первых, бюджетные деньги "токсичны". Потому что у чиновников, которые эти деньги распределяют, как правило, не все хорошо с репутацией. А наша репутация идеальна.
Другими словами, вы не хотите "мараться"?
Можно и так сказать. Во-вторых, мы очень дорожим своей независимостью в принятии профессиональных решений. Если чиновники начнут давать нам деньги, они будут диктовать, что и как нам делать. Нас это вообще не устраивает.
Поэтому наша задача – сохранить независимость, не использовать бюджетные деньги, делать свою работу хорошо и при этом не умереть с голоду.
Судя по всему, отыскать спонсоров не так легко, как хотелось бы. Что останавливает бизнес от вкладывания денег в развитие городской среды?
Есть спонсорство, а есть меценатство. Фактически все те компании, которые нас сейчас финансируют – это меценаты. Спонсоры что-то получают взамен: рекламу, PR и т.д. Но навигация и реклама – это вообще прямые враги.
Фото: "Если компания хочет, чтобы профессиональный сотрудник работал в Киеве, необходимо, чтобы этот город не проигрывал в конкуренции с другими городами" - Игорь Скляревский (Виталий Носач, Styler.rbc.ua)
Так получается, что вкладывать в город сегодня готовы IT-компании. К примеру, нас финансирует сообщество "айтишников" DOU.ua, рекрутинговое IT-агентство INDIGO, компания MacPaw, а также Work.ua. С компанией ЛУН.ua у нас есть общий партнерский проект.
Почему набольшую активность проявляют именно IT-компании?
IT-компании немного по-другому воспринимают свою социальную ответственность. К примеру, я сам когда-то работал в хорошей американской компании арт-директором. За меня конкурировали такие города, как Сан-Франциско, Берлин, Дублин, Амстердам и Киев. То есть я мог выбирать, в каком из этих городов мне работать. У многих других "айтишников" та же история – города конкурируют за них. Если компания хочет, чтобы профессиональный сотрудник работал в Киеве, необходимо, чтобы этот город не проигрывал в конкуренции с другими городами. Поэтому компаниям нужно улучшать Киев.
Если вы зайдете, например, в офис MacPaw, вы увидите перед собой рабочее пространство, которое вполне может конкурировать с офисами Facebook или Google. Это словно другой мир. Открываешь дверь, а там – Сан-Франциско.
Но это в офисе им удалось сделать Сан-Франциско. Следующий логичный шаг – выход за пределы рабочего пространства. Потому что люди, которые у них работают, не проводят в офисе 24 часа в сутки. Дальше они идут в бар, гуляют в парке, ездят в метро.
Поэтому такие компании начинают улучшать городскую среду. Они понимают, что финансирование наших проектов – это инвестиция в улучшение Киева, в его конкурентное преимущество.
К сожалению, пока что только IT-компании считают эту мотивацию достаточной. Другие начинают размышлять, окупятся ли их вложения или нет. Да, с экономической точки зрения, не окупятся. Здесь нужно понимать, что это их социальная ответственность. Определенную выгоду меценат, безусловно, получит. Но она не будет пропорциональная вложенным деньгам.
Как вы видите деятельность "Агентів змін" в перспективе? Захочется ли вам и вашей команде проработать на таком "безбюджетном уровне" еще несколько лет?
То, что сегодня нам не хватает денег – это наши недоработки. Мы считаем, что можно собрать столько средств, сколько необходимо для нормальной работы.
Мы всегда открыто говорим о том, чем занимаемся. Детально рассказываем о наших проектах, каждом этапе своей деятельности.
Фото: "К сожалению, подавляющее большинство чиновников вообще не понимают своей роли" - Игорь Скляревский (Виталий Носач, Styler.rbc.ua)
Хочу подчеркнуть, что "Агенти змін" все делают публично. Взять, к примеру, официальный городской дизайн. Появление новых табличек, навигации и т.д. всегда происходит без ведома горожан. Нас ставят перед фактом. Если вы зададитесь целью узнать имя конкретного автора всего этого, то вряд ли у вас это получится.
В отличие от городской администрации, мы всегда показываем промежуточные результаты своей работы. Все знают наши имена, могут напрямую к нам обратиться, высказав свои замечания.
Столичная администрация приглашает вашу команду присоединиться к одной из структур КГГА?
Нет. Да мы и не согласимся. Мы сами знаем, как построить свою работу.
Как бы вы могли оценить деятельность КГГА в плане благоустройства города?
Есть проблема, которая лежит в корне всех остальных проблем столичной администрации. К сожалению, подавляющее большинство чиновников вообще не понимают своей роли.
Многие чиновники уверены, что заняв свою должность, они автоматически получили "лицензию на принятие решений". То есть теперь они будут решать, как и что будет происходить в городе. Но это не так! Это не их задача.
Роль чиновника заключается в том, чтобы обеспечить процесс изменений. Прежде чем что-то улучшать, необходимо выяснить, что именно. Далее найти для этого ресурсы (финансовые, человеческие и т.д.). Все это нужно свести воедино, скоординировать процесс, обеспечить диалог между людьми. Именно жители города должны договориться и принять окончательное решение, а чиновник – организовать этот процесс.
Я не встречал ни одного наделенного такими полномочиями человека, который бы абсолютно четко для себя понимал эту функцию. Подавляющее число наших чиновников работают по принципу "как я сказал, так и будет".
Во-вторых, уровень экспертизы и профессионализма наших госслужащих довольно низкий. Некоторые решения принимаются, так скажем, на уровне домохозяек.
Что вы имеете в виду?
Взять, к примеру, одну из недавних инициатив КГГА – "украсить" светофоры светодиодными лентами, которые якобы помогут сократить количество нарушений, потому что водители будут видеть такие светофоры издалека. Основная идея заключается в том, что цвет светофора будет дублироваться на его опорах.
Фото: Светофоры со светодиодными гирляндами будут тестировать на нескольких столичных улицах (Facebook/ilyasagaidak)
Один из заместителей мэра публикует эту новость на своей Facebook-страничке. Пользователи соцсети невероятно радуются. Публикация набирает кучу лайков, перепостов. Все пишут, как это прикольно. Но "прикольно" — это не критерий для принятия решений в четырехмиллионном европейском городе!
Решение запустить этот проект в пилот принимается на уровне фейсбука.
При этом я подозреваю, что в транспортном департаменте КГГА ни один человек не знает о существовании Венской конвенции о дорожных знаках и сигналах, которую Верховный Совет ратифицировал еще в 1978 году. В этом документе прописано, что нельзя размещать что-либо на дорожном знаке, его опоре или любом другом приспособлении. Уже давно существуют различные безопасные приспособления, которые помогают увеличивать видимость и заметность светофоров.
Для того, чтобы это выяснить, мне понадобилось несколько минут на "погуглить". Почему этого никто не сделал в КГГА? Вот вам и уровень компетенции во время принятия решений.
К слову, на дорожных знаках и рекламных вывесок быть не должно. Вообще реклама в городе – еще один болезненный для Киева вопрос. Как найти компромисс между бизнесом, городом и горожанами?
У нас есть игроки рекламного рынка, у которых довольно мощное лобби в Киевсовете. С другой стороны, есть совершенно четко сформулированный общественный запрос по расчищенную всей этой "рекламной грязи". Сейчас КГГА находится на стыке двух сторон. И это нормально. Это их работа – разруливать подобные ситуации. Всегда власть находится между противоборствующими интересами.
В возникшей ситуации необходимо прописать правила игры. Мало просто издать постановление, в котором будет говориться, что вот эта улица будет нулевой зоной для размещения рекламы, а вот эта – первой зоной. Необходимо обосновать это решение. А для этого нужно как минимум провести исследования. К примеру, игроки рекламного рынка и чиновники должны знать, что размещение рекламы на расстоянии, скажем, 20 метров от светофора увеличивает количество ДТП на 15%. Именно поэтому ближе размещать рекламные вывески нельзя. Это будет четкий и обоснованный ответ рекламодателю.
У нас же вообще непонятно, как принимаются подобные решения, и кто контролирует их выполнение.
Но ведь такие исследования уже существуют в других странах?
Конечно! Можно позаимствовать опыт других европейских городов.
К сожалению, у наших властей либо не хватает компетенции, чтобы это работу сделать, либо они вообще не знают, что такие исследования в принципе необходимо провести.
Если столичная администрация этого не сделает, то проблема с рекламой в городе не решится. Потому что если их постановление не будет содержать четкие критерии, его смогут легко оспорить игроки рекламного рынка. Как результат, это постановление либо вообще "задавят", либо придут к какому-нибудь невыгодному для города компромиссу, который глобально ситуацию не изменит.
Любая проблема решаема. Нужно просто много работать и думать.
Специально к проведению в Киеве Евро-2012 вы, еще не будучи одним из "агентов", предложили свой вариант дизайна табличек для навигации в городе. Тогда город все равно выбрал желто-голубые знаки. Удалось хотя бы частично реализовать ваш проект?
Проект никуда не продвинулся. Была предложена альтернативная концепция городской навигации для пешеходов. Однако ее не приняли.
Однако в связи с процессом декоммунизации в Киеве переименовали немало улиц. Так вот у "Агентів змін" есть свой концепт дизайна адресных табличек.
Фото: Концепт адресных табличек, разработанных Игорем Скляревским специально к Евро-2012 (Facebook/igor.skliarevsky)
В ближайшее время мы надеемся подписать с КГГА меморандум о том, что этот концепт будет реализован уже в конкретный проект. Тогда мы сможем разработать дизайн табличек для исторической застройки Киева и его окраин. Всю работу мы сделаем бесплатно. А изготовление табличек, их размещение – это уже будет утверждать КГГА.
Сейчас мы хотим прописать четкий механизм принятия решений относительно финального дизайна этих табличек. Для нас важно, чтобы такое решение было объективным, а не зависело от вкусов отдельно взятых должностных лиц.
С "Агентами змін" многие киевляне познакомились благодаря вашим проектам для столичного метро. Уже этим летом на станциях "Крещатик" и "Майдан Незалежности" начнут появляться первые тестовые элементы новой системы навигации: инфостенды с картой района, указатели на дверях и т.д. А ведь все началось с разработки новой схемы метро. Она уже считается официальной схемой?
Да, конечно! Еще прошлым летом она стала официальной схемой Киевского метрополитена. Размещена во всех вагонах.
Сейчас мы тестируем линейную схему метро, которую можно увидеть над дверями в некоторых вагонах.
Что не так с действующей линейной схемой? Кажется, что ее сложно испортить.
Во-первых, она прозрачная и зачастую размещается на окнах. А графику можно сделать хорошо читаемой либо на светлом, либо на темном фоне. Столичное метро ездит и под, и над землей. Поэтому в одном из вариантов линейную схему сложно рассмотреть.
Первое, что мы предложили – размещать схему не на окнах, а над дверями. Так как окна предназначены для того, чтобы сквозь них смотреть, а не заклеивать их рекламой и прочими объявлениями.
Фото: Линейная схема метро, разработанная "Агентами змін" (сверху), и официальная на сегодняшний день линейная схема метро (снизу)
Во-вторых, на старых схемах названия станций размещены по диагонали. Каждый день миллионы людей вынуждены сворачивать шеи, чтобы их прочесть. Это неправильно.
Мы расширили схемы как раз по формату дверей, поэтому все названия можно разместить горизонтально. Надписи стали крупнее. Они набраны шрифтом, который был специально создан для навигационных схем. Цвета линий адаптированы для потребностей дальтоников. Также на новых схемах есть информация о пересадках на другие станции, городскую электричку и скоростной трамвай. Еще на тестовые схемы мы добавили так называемый "культурный слой" – графические ориентиры по наиболее значимым достопримечательностям, которые можно отыскать возле определенных станций метро.
Сейчас мы тестируем линейные схемы, собираем отзывы.
Кстати, насколько эффективно работает обратная связь?
Она очень хорошо работает. Нам присылают массу отзывов.
Например, весь процесс разработки новой схемы метро занял у нас семь месяцев. При этом для того, чтобы создать эту схему, достаточно 1–1,5 месяца. Все остальное время мы собирали отзывы будущих пользователей, старались услышать мнение каждого.
Фото: Официальна схема линий Киевского метро, разработанная "Агентами змін" (metro.kiev.ua)
Сначала мы опубликовали карту метро в интернете. В течение трех месяцев она обсуждалась. Люди критиковали, вносили предложения, задавали вопросы. Уходило много времени на объяснения. Но очень важно это делать. Люди вправе интересоваться тем, чем им предстоит пользоваться. К сожалению, зачастую чиновники не придают этому значения.
Очень важно, чтобы люди видели промежуточные этапы работы и могли на нее повлиять. Фактически каждый становится нашим соавтором.
После всех правок и пожеланий мы развесили тестовые схемы в нескольких вагонах, и еще четыре месяца принимали отзывы пассажиров. Только после этого новая схема метро была официально внедрена.
Иностранные гости присылали свои отзывы?
От иностранцев отзывов не поступало. Но мы получали рецензии от иностранных дизайнеров, которые разрабатывали схемы метро Вашингтона, Парижа, Москвы.
Как решаете вопрос с транслитерацией и переводами? Когда разрабатывалась новая схема метро, это была очень важная проблема, которая собрала немало критики.
Логика очень проста. В случае с названиями вообще не о чем спорить. Названия не переводятся, а транслитерируются.
Основные споры возникают вокруг так называемых родовых значений (улица, проспект, бульвар, площадь и т.д.).
Негодуют по поводу того, что эти слова мы не переводим, а транслитерируем. Многим кажется, что набранное латиницей украинское слово звучит смешно и нелепо. Но наша задача – сделать карты и схемы удобными также для иностранных туристов. А иностранцам как раз не нужен перевод.
Фото: "Очень важно, чтобы люди видели промежуточные этапы работы и могли на нее повлиять. Фактически каждый становится нашим соавтором" - Игорь Скляревский (Виталий Носач, Styler.rbc.ua)
Например, фразу "Поштова площа" иностранец воспринимает как цельное название. Услышав "Поштова площа", он должен прочитать на схеме "Poshtova ploscha", а не "Poshtova square". Для него "Poshtova ploscha" и "Poshtova square" - это два разных названия. Турист элементарно может не понять, что это одно и тоже. Вот почему мы выбираем транслитерацию, а не перевод.
Поэтому очень хочется, чтобы перед критикой люди поставили себя на место пользователя.
Вы показываете иностранцам свои новые разработки?
Конечно, мы проводим такие тестирования.
Карта местности на тестовых навигационных стендах, которые вскоре появятся на станциях "Крещатик" и "Майдан незалежности", также получила критику из-за своей ориентации относительно зрителя, а не традиционной на север...
Да, и мы объяснили это свое решение. Для того, чтобы понять, ориентировать карту на север или относительно пользователя, мы прочли 15–20 научных исследований по когнитивной психологии пространственного ориентирования. И выяснили, что лучший выбор – ориентация относительно пользователя. Если что-то находится впереди зрителя, на карте это будет сверху, если справа – то справа и т.д.
Вы ведь наверняка были в других городах. Как дизайнер, навигацию какого города считаете наиболее эффективной?
Если говорить о метро, то, безусловно, очень хорошая схема метро в Лондоне и Барселоне. Неплохо работает система навигации в метрополитене Парижа, при этом схема метро у них ужасная.
Понимаете, мало какие европейские наработки применимы к Киевскому метро. В советское время метрополитен проектировался совершенно по-другому принципу.
Фото: "Во всем мире, за малым исключением, станции метро – это совершенно утилитарная вещь. А у нас – архитектура" - Игорь Скляревский (Виталий Носач, Styler.rbc.ua)
Например, во всем мире, кроме стран бывшего СССР, пересадочный узел в метро – это одна станция с единым названием. Через одну и ту же станцию может проходить много линий. То есть поезда разных линий останавливаются на одной станции, которая носит одно название.
У нас же чтобы попасть на другую линию метро, необходимо перемещаться сразу по нескольким станциям. Принцип мышления в этом плане у нас другой. Поэтому нельзя взять наработки Барселоны и использовать их у нас.
Также во всем мире, за малым исключением, станции метро – это совершенно утилитарная вещь, без украшательств. Есть платформа с каким-то минималистичным оформлением, где главное – это навигация. А у нас – архитектура. Наши станции похожи на музеи, где современная система навигации смотрится чуждо. Из-за этого возникают определенные сложности,которые нужно как-то решать.
Над какими еще проектами работают "Агенти змін"?
Есть проект по велонавигации на ВДНХ. Сейчас администрация комплекса ищет финансирование на изготовление разработанных нами табличек.
Совместно с ЛУН.ua работаем над проектом "Киевский стандарт". Это очень амбициозный проект, в рамках которого мы разрабатываем многотомное пособие по благоустройству жилых кварталов возле новостроек.
Проблема состоит в том, что даже жилье бизнес-класса по качеству благоустройства территории находится на уровне застройки западноевропейских городов в 60–70-х годах прошлого века. Эксперименты эти были очень неудачные. Поэтому в конце 1980-х – начале 1990-х такие районы сносили. Так было, к примеру, в Британии.
А что с этими районами было не так?
Было проведено большое количество исследований, которые показали: от того, как спроектировано пространство между домами и чем оно заполнено, кардинально меняется способ и качество жизни людей, проживающих в этих домах. Это пространство влияет на взаимодействие между людьми, их времяпрепровождение.
Фото: "Складывается впечатление, что после 10 лет ребенок превращается в пенсионера, которому кроме лавочек больше ничего не нужно"- Игорь Скляревский (Виталий Носач, Styler.rbc.ua)
Если столичные застройщики будут в таком же темпе продолжать строить дома по стандартам 1960-х годов, то есть риск, что через 10 лет более миллиона киевлян будут растить своих детей в гетто. Все дворы будут запаркованы, людям негде будет общаться. Семьи будут жить по своим ульям. Не будет никакого движения, публичной жизни в таких дворах.
Зачастую в наших дворах кроме детских площадок, рассчитанных на детей 3-10 лет, больше ничего нет. Складывается впечатление, что после 10 лет ребенок превращается в пенсионера, которому кроме лавочек больше ничего не нужно. То есть человеку в возрасте от 10 до 60 лет в киевских дворах делать нечего. Необходимо оживить социальную жизнь во дворе.
И вы все это будете исследовать?
Да, проект "Киевский стандарт" призван научить застройщика строить по-другому. Конечно, мы понимаем, что они не станут в один момент все делать правильно. Поэтому мы пытаемся найти такие рецепты, которые соответствовали бы стратегии "Выиграл-Выиграл" (win-win), когда жители получают благоустройство, а застройщики на этом больше заработают. И такие решения есть.
Мы провели исследование, поговорили с большим количеством застройщиков, архитекторами, ландшафтными дизайнерами, людьми, которые собираются покупать квартиры. На это у нас ушло четыре месяца. Сейчас занимаемся анализом, нахождением причинно-следственных связей между этой информацией. Далее мы напишем пособие с конкретными рецептами решения проблем.