Одна из лучших педагогов мира Анна Дудич: "И в Украине можно оснастить школу всем необходимым без денег родителей и даже без местного бюджета"
Об участии в самом престижном конкурсе для учителей, чем отличается постсоветская система образования от американской и о том, как оснастить всю школу самой современной техникой без помощи родителей и государства - в интервью для Styler
В декабре 2016 года вся Украина узнала имя Анны Дудич, учительницы английского языка из Кропивницкого. Она вошла в топ-50 лучших учителей мира, пройдя в полуфинал престижного международного конкурса Global Teacher Prize.
Обладатель премии будет назван 19 марта 2017 на Global Education & Skills Forum в Дубае, а победитель получит 1 миллион долларов. В случае победы украинка намерена потратить призовой фонд на покупку портативных STEAM-лабораторий, оборудованных базовыми инструментами для научных экспериментов и интерактивного обучения.
Global Teacher Prize — ежегодная премия в размере $1 млн, учрежденная в 2014 году Varkey Foundation под патронажем эмира Дубая, вице-президента и премьер-министра ОАЭ — шейха Мохаммеда ибн Рашида Аль Мактума. Она присуждается педагогам, которые за время своей деятельности сделали наибольший вклад в развитие профессии.
В 2017 году украинка Анна Дудич претендует на премию в качестве учителя, использующего инновационные технологии в классическом преподавании.
Кроме смартфонов и планшетов ученики Анны работают с LMS (системой управления обучением) Google Class. Учительница из Кропивницкого предложила в своем проекте идею передвижной лаборатории для учащихся отдаленных сел. Это должен быть микроавтобус, оснащенный ноутбуками, планшетами, интернетом, очками виртуальной реальности, цифровым микроскопом и телескопом.
Анна Дудич на протяжении восемнадцати лет преподает английский в гимназии имени Тараса Шевченко. Является победителем Всеукраинского конкурса "Учитель-новатор-2016", который проводит американская компания по разработке компьютерных программ "Майкрософт Украина".
В марте 2014 года на Международном образовательном форуме компании "Майкрософт" в Барселоне Анна Дудич заняла III место в номинации "Совместная работа". В своей гимназии Анна также является заместителем директора по внедрению STEАM-технологий и координатором программ Connecting Classrooms и PenPal Schools. Деятельность Дудич отмечалась наградами American и British Council, также она является Microsoft Expert Educator.
Анна, как вы узнали о престижном конкурсе Global Teacher Prize? Кто подал вашу кандидатуру к участию в нем?
Увидела информацию о конкурсе в интернете: я подписана на разные учительские сайты и Facebook-сообщества. В 2014 году на Global Teacher Prize меня номинировала заместитель директора моей гимназии. В конкурсе было две опции: можно было самому себя выдвинуть, а можно было и подать чью-то кандидатуру. В тот раз я не прошла. А в 2016 году я уже сама подала документы и прошла в полуфинал.
Все полуфиналисты узнали о результате в электронной переписке раньше появления официальной информации на сайте конкурса. Организаторы сначала сообщили нам эту новость, попросили прислать им наши фотографии, чтобы потом опубликовать на сайте. Попросили, конечно, пару дней не распространять информацию до того, пока результаты не огласят официально.
Какие эмоции испытывали, когда стали известны результаты?
Вначале не прыгала и не радовалась, так как просто не могла даже поверить, что это все правда. А когда уже потом пришло осознание, насколько это глобальная победа, то сразу же пришла радость. Конечно, и гордость была.
Говорят, что конкурсу Global Teacher Prize нет аналогов, он такой единственный в своем роде. В чем его уникальность?
Аналогов этому конкурсу, как вы правильно сказали, нет. Он очень значимый в мире педагогов. Этот конкурс поддерживают всемирно уважаемые люди: и Билл Клинтон, и Стивен Хокинг. В прошлом году оглашал победителя Папа Римский. В конкурсе - мощная судейская команда - жюри из более сотни профессоров, ректоров университетов, успешных бизнесменов, общественных деятелей.
Для этого конкурса важны профессиональные достижения. Причем ни возраст, ни стаж значения не имеют. Там было много молодых учителей, которые имели большие достижения. Это победители конкурсов педагогического мастерства на уровне своих стран, на международном уровне.
Несомненным "плюсом" будет преподавание ученикам системы ценностей, воспитание в них толерантного отношения к другому мнению, к другим культурам через участие в международных проектах.
Также нужно было рассказать, почему я стала учителем. Не общими фразами, а подкрепить все это фактами. Дать, например, ссылки, где размещены мои проекты, YouTube-страницы. В общем, любые доказательства того, что учитель действительно является примером для своих учеников.
Почему вы решили стать учителем?
Кстати, это был один из вопросов в анкете конкурса. Хорошо помню момент, который сразу же навсегда впечатался в мою память. Это когда я увидела разницу в разных системах обучения Украины и Америки. Мое желание стать учителем, наверно, идет из того времени, когда я сама закончила школу. После 11 класса я поехала учиться по программе обмена FLEX на год в США. Год я училась в американской школе, видела систему обучения, что называется, изнутри.
В США я увидела огромную разницу с постсоветской системой образования. К сожалению, в Украине она во многом до сих пор остается постсоветской. Методы преподавания у нас мало изменились с того времени. А в Америке система образования - "ребенкоцентричная", основанная на индивидуальном подходе.
У детей, которые находятся в этой системе, прямо крылья вырастают, повышается самооценка и уверенность в себе. И вот мне очень захотелось хотя бы некоторые элементы привнести в нашу систему.
Еще на меня очень сильно повлияла моя учительница английского в школе. К сожалению, ее с нами уже нет. Но она всегда остается для меня большим примером.
В чем больше всего вы ощутили разницу между системой образования в США и в Украине?
Американская школа нацелена на то, чтобы создать ситуацию успеха для каждого ученика, независимо от уровня успеваемости. В одной школе вместе с другими детьми учились дети с особенностями. У них был отдельный класс, но они ходили на искусство, музыку и физкультуру вместе со всеми. Все остальные дети очень толерантно к ним относились. Никто не смотрел на них с удивлением или непониманием. Я считаю, нам необходимо пересмотреть наше отношение к деткам с особыми потребностями. Только надо хорошо подумать, как это сделать в наших реалиях.
Это очень нужно, ведь Украина - одна из немногих стран, где люди с аутизмом или синдромом дауна не могут найти себе работу. В то время как во всем мире они получают образование, имеют работу, чувствуют себя комфортно и принимают участие в жизни общества.
У нас часто даже не знают, что такое дислексия. Это трудность в обучении, когда ребенку сложно понять напечатанный текст, и из-за этого страдает правописание. Доказано, что дислектиков в школе - 1 из 10 учеников. Таких детей у нас принято называть теми, кто не успевает или не хочет учиться. А в мире есть большое разнообразие методик, как успешно обучать тех, кто столкнулся с подобными трудностями.
Ваши методы преподавания выходят за рамки украинской системы образования. У вас были какие-либо сложности, когда внедряли новые методики?
Было так, что не все сразу получалось. Но в школе, где я работаю, не было никаких трудностей. Мне очень повезло, что все 18 лет педагогического стажа я работаю в гимназии имени Тараса Шевченко. Там - прекрасный коллектив: и администрация, и заслуженные педагоги, и молодые учителя. Все они понимают, что новые технологии - это потребность нашего времени. Атмосфера поиска чего-то нового была в гимназии с самого начала. Мы, например, работаем по аутентичным учебникам. Используем оксфордские, кембриджские. Пытаемся сделать все, чтобы дети знали иностранный язык.
Я уверена: не надо ждать, пока "спустят" рекомендации Министерства образования. Да, мы имеем программу. Но ее можно воплощать по-разному: можно стандартно и шаблонно, а можно – с креативным подходом, чтобы было интересно и детям, и учителям.
Говорят, что в вашей школе есть большое количество самой разной современной техники, которая помогает детям учиться. Как вам удалось так оснастить классы?
Я вам раскрою секрет: почти все, что у нас в школе есть, куплено не за средства родителей или государства. Процентов 80% из этого оснащения мы получили благодаря разным конкурсам профессионального мастерства.
Было бы желание! И в Украине можно оснастить школу всем необходимым без денег родителей и даже без местного бюджета.
К примеру, очки виртуальной реальности в нашей школе одни на весь город. Их я получила как приз от крупной корпорации, которая разрабатывает такие очки именно для их использования в образовании. В конкурсе нужно было ответить на вопрос, как бы я использовала эти очки во время урока. Я написала и выиграла. Мне прислали посылку из США.
Наш школьный ноутбук – это от компании Microsoft за участие в их глобальном форуме. А планшеты – от компании, которая пропагандирует вовлечение учеников в социально значимые проекты. Мы разработали с учениками проект, как утеплить свою школу. Весь этот проект я описала на английском, отправила на конкурс и получила шесть планшетов.
Проектор я получила за то, что провела вебинар для коллег с использованием новых технологий. Но ведь не только я так мыслю. Наши учителя физики и химии выиграли в конкурсе на местном уровне, получили за это мультимедийную доску.
Наверно, самое большое достижение – это то, что дети нашей школы приняли участие в международном конкурсе молодых школьных предпринимателей. Дети разработали бизнес-план и модель предприятия. Проект получил второе место во всемирном конкурсе и грант в размере двух тысяч долларов.
Когда закончится учебный год, ребята хотят построить рекреацию – интернет кафе. Ведь не все в Кропивницком имеют доступ к скоростному интернету. А там дети могут поучаствовать в скайп-конференции, поискать информацию для реферата. Но это будет не просто интернет-зал, а свободное пространство с красивой уютной мебелью. Это будет проект на деньги, заработанные учениками своим умом, своим интеллектом. Дизайн пространства изъявила желание разработать наша бывшая ученица, у которой сейчас свое дизайнерское агентство в Лондоне. Когда она узнала об этом, то сказала, что поможет с удовольствием.
С чего начинать подобные изменения тому учителю, который живет в небольшом городке и не имеет доступа ни к новым технологиям, ни к информации о том, какие есть конкурсы?
Прежде всего необходимо подписаться на разные учительские сообщества. Там всегда происходит живая дискуссия, можно спросить совет, узнать, как кто-то уже ранее использовал какую-то идею. Стоит прослушивать вебинары. Ведь это можно делать, не выходя из дома. Отслеживать конкурсы и программы от Microsoft, British Council. Там множество информации для учителей (и не обязательно на английском) про гранты, проекты, к которым можно присоединиться.
Многие говорят, что в нашей системе образования не происходит системных изменений. Вы как педагог ощутили какие-то изменения в последние годы?
Изменения есть, я их вижу. Например, недавно впервые за много лет в Министерстве спросили самих учителей, чего они хотят и как видят систему образования. Когда меняли государственные программы, то были просьбы и нам присоединиться к процессу. Раньше учителей никто не приглашал. А в этот раз свои советы мог дать каждый учитель. И к нам прислушивались, пожелания учитывали.
Но в целом у нас пока что система образования нацелена на механическое запоминание цифр и дат, а не на понимание, как это все использовать в жизни. В других странах, наоборот, меньше учат на память. В эпоху цифровых технологий в этом нет острой необходимости, ведь можно за секунду проверить все в интернете. Нужно знать, как использовать свои знания. Иногда родители этого не понимают. Говорят, мол, мы же заучивали даты, когда сами в школах учились.
Нужно уметь вести с ними диалог, уметь объяснить. И главное - показывать результат. Во всем мире проектная учеба, мейкерство – это уже не редкость и не новинка. Это становится нормой, а у нас – пока нет. Если кто-то у нас такое и использует, то это считается чем-то неординарным.
Чего очень не хватает педагогам на всех уровнях, как в большом городе, так и в селе - так это поездок в иностранные школы. Ведь чтобы знать, чего мы хотим, надо иметь какие-то примеры. А этих примеров мы не видим. Невероятный опыт дает приезд в иностранную школу и то, когда учитель видит всю систему сам. Мы не можем сказать, как сделать, потому что не видели, как может быть. Я была в частных и государственных школах на Мальте, в Британии, сама училась в США. Везде свои плюсы и минусы. Но если все сравнить и взять лучшее, то будет отлично.