О своем решении уйти с должности главы НТКУ, перспективах Общественного вещания в Украине и о сокращении его финансирования - в интервью для Styer
1 ноября стало известно, что Генеральный директор Национальной телекомпании Украины Зураб Аласания написал заявление об увольнении по собственному желанию с должности главы НТКУ. Причинами своего решения он называет урезание в бюджете НТКУ средств, предназначенных на развитие общественного вещания в Украине.
"Власть (руками Минфина) учла бюджет Евровидения в бюджет НСТУ на 2017 год. То есть, от 1,2 млрд грн, предусмотренных законом для развития Общественного вещателя в 2017 году, государство отбирает 450 млн грн расходов на Евровидение, 250 млн грн отбирает в виде платы за трансляцию, 149 млн грн, отбирает расходами, и 46 млн грн коммунальными платежами забирает город. Еще 112 млн грн априори идут на международную деятельность (Олимпиады, чемпионаты мира и т.д.). В остатке - 193 млн грн. Власть, ты серьезно?", – добавил он.
"На перестройку 32 устаревших морально, физически и технически предприятий? С нулем на производство и средней зарплатой в 2300 грн из того остатка? И после этого говорить стране и миру, что мы строим Общественное?", - отметил глава НТКУ.
Аласания подчеркнул, что его решение "не является шантажом власти, оно является предположением, что в переходный период компанию должен возглавить человек более компромиссный, гибкий, способный договариваться и справляться с противоположными интересами".
Днем позже, 2 ноября, Кабинет министров Украины принял отставку Зураба Аласании с должности генерального директора Национальной телерадиокомпании Украины. Соответствующее решение было принято на заседании правительства.
Журналисты и эксперты уже высказывают мысли о том, что с уходом Аласании с должности главы НТКУ из эфира могут исчезнуть программы журналистских расследований, которые критиковали власть. Но, в то же время, по мнению главы Госкомтелерадио Олега Наливайко, отставка Аласании на термины создания Общественного вещания не повлияет.
В связи с заявлением об увольнении генерального директора НТКУ, журналисты, общественные активисты и народные депутаты объединились в коалицию "За общественное вещание" и обратились с требованием обеспечить полноценное финансирование общественного вещателя в объеме, гарантированном законом.
Styler встретился с экс-директором НТКУ, чтобы выяснить детали его решения уйти с должности и узнать, возможно ли продолжить реформу Общественного вещания а также как будут выбирать новое руководство НТКУ.
Зураб Григорьевич, действительно ли причиной вашего решения уйти с должности главы НТКУ стало внезапное решение власти об урезании средств, предусмотренных на финансирование Общественного вещания? Были ли другие решающие факторы?
Так и есть, главной причиной было именно урезание бюджета. Ведь снаружи понятия не имеют, что тут у нас происходит. Думают, что регулирование всех процессов - это мои проблемы. Но ведь проблемы общественного телевидения – это проблемы общие. Кто хоть раз имел дело с бюджетом, знает, какой это кошмар - там, в системе. Но вышло так, что я недооценил глубину той пропасти, к которой мы подошли. Но что я? Главное, что денег теперь недополучат люди.
Получается, что об этой финансовой пропасти стало известно только недавно?
Нет, можно было бороться, и мы потихонечку боролись. Снаружи было недовольство, ведь со стороны все процессы создания Общественного вещания выглядели долгими. Мол, два года уже прошло. Но я знаю все процессы: они ужасно долгие, но шаг за шагом работа делается. Могу уверенно сказать: сейчас мы точно идем по правильному пути. Зимой будет следующий этап перехода к общественному: телерадиоорганизации объединяются в одно юридическое лицо. А это практически один из последних шагов к тому, к чему мы так стремимся.
Но когда я впервые увидел проект бюджета, который Минфин написал, то понял, что они очень технично включили Евровидение в бюджет будущего года. Тогда стало ясно: вот здесь парни на повороте нас и хлопнули. Мы себе боремся со старой заскорузлой системой, а тут бац – еще и такой "подарок". Я понял: этот удар был пропущен. И какой теперь смысл создавать юридическое лицо, если новый руководитель окажется без денег? И не важно, что это за человек будет – я или кто-то другой.
Но финансирование Евровидения должно проходить отдельно, ведь выделение денег на общественное телевидение утверждено соответствующим законом. Откуда тогда такое решение об уменьшении финансирования?
Конечно, нужно было финансировать Евровидение отдельно. Государство это берет на себя, так всегда было. Они сказали: стране нужно Евровидение. Прекрасно! Но почему вы лезете в законный бюджет? Закон ведь сами писали, и там четко прописано, сколько денег нужно выделять на общественное вещание. Поймите: я ведь не борюсь за огромные цифры. Речь идет только о выживании. Систему сломать так просто невозможно. Ее надо постепенно оптимизировать, а это тоже требует денег. Ничего не поделаешь, это рынок.
Евровидение - это престиж страны, с этим никто не будет спорить. Но почему за наш счет? Ведь общественное телевидение уже не власти принадлежит, а людям. Но, несмотря на все это, у нас просто забирают 450 миллионов.
То есть вас поставили перед фактом, и никаких обсуждений не было?
Обсуждение – да. Профильный комитет сразу все понял, поднял кипиш, но это ничего не изменило. Вот я своим уходом, хлопнув дверью, надеялся, что на проблему обратят внимание. Обратили. На следующий день, то есть сегодня, 2 ноября, заседание правительства начали именно с этого вопроса. Но, как мне кажется, пока с этого толку не будет. Вчера коллеги тоже здесь собирались, упрекали меня. Говорили: "Ну что ты заранее кипиш поднял? Вот в декабре будут принимать решение по этому самому бюджету. Давай коалицию создадим ближе к тому времени". Но ближе к тому времени я бы уже сидел в тюрьме из-за Евровидения. Оно мне надо?
Параллельно мы решаем наши текущие проблемы. К примеру, взять тот же прием на работу экспатов. Мне говорят: пожалуйста, тариф Кабмина - 1473 гривны. И мы еле-еле доторговались, что за два месяца 150 тыс. грн может составлять премия. Но что такое эта сумма сегодня? Это чуть больше 2,5 тысячи долларов. Ребята таких денег не рассматривают в принципе. Ведь это профессионалы, и таких в мире – считанное количество. Как мы позовем их к нам работать? У меня уже сейчас девятнадцать человек работает бесплатно наших. Ведь с иностранцами никакого договора сегодня я заключить не могу. И если не иностранный, а украинский профессионал на коммерческом канале получает 15-18 тысяч, то как им идти работать к нам?
Все мы понимаем, что во времена войны сумасшедшие траты, пусть даже и на престижный международный конкурс – это нонсенс. Но на достойном уровне представить страну нужно. Самое интересное, что в смету это все прекрасно помещается, все расчитано. Но многих в украинском правительстве просто жаба душит: "Как это? Да у нас президент меньше денег получает!". Но почему меня должна волновать зарплата президента, если мне людям нужно платить зарплаты? Власть общественное вещание не волнует. Зато оно волнует меня.
Вы ранее говорили: "Если я уйду, то вся эта система, которую мы строим, может развалиться"…
Это было ужасное нахальство с моей стороны - так говорить. Но страна в этом смысле пока что живет, как раньше при СССР: все работает на персоналиях, нет системной работы. К сожалению, институт пока что построить не удалось, вы же видите. Поэтому - да, эти процессы связаны персонально со мной здесь и сейчас примерно так, как вся украинская железная дорога связана напрямую с Бальчуном. Но пойдет несколько лет, и моя фамилия совершенно будет не важна. Это как раз будет тот результат, основа которого заложена уже сейчас.
Сейчас назначат промежуточное руководство на четыре месяца. Мне будет любопытно посмотреть на человека, который придет на должность. С одной стороны, такое временное назначение гарантирует хорошее отношение к общественному от Кабмина, а это крайне важно. Это важно для человека, который будет ими назначен и ими управляем. Это будет важно для того, чтобы хорошо провести Евровидение.
Но это временные меры. А как будут развиваться процессы дальше?
Совершено верно, Евровидение закончится. А дальше будут выборы нового руководителя НТКУ. И главу будет назначать уже Наблюдательный совет, как по закону и положено. И кто бы не стал директором, моя задача состоит в том, чтобы отвоевать для него этот чертов бюджет. Но кто бы им не стал, без денег ничего новый глава сделать не сможет. Но надо понимать: если реформа общественного вещания не будет принята в январе то, вероятнее всего, не будет принята совсем никогда.
Но можно ли рассчитывать на то, что Наблюдательный совет выберет новое руководство честным путем?
Я слежу за Наблюдательным советом уже год и вижу: то, каким он был раньше, и каков он сейчас – это две большие разницы. Ранее там в медиа вообще никто не ориентировался, и многие просто приходили туда защищать свою сферу. Медицину, например. А защищать, в их понимании, было – значит создать о своей сфере программу и потом ее показывать. Но теперь там хорошая коммуникация, там прислушиваются и хорошо ориентируются в процессах. Там прониклись реальными проблемами и уже готовы всерьез рассматривать концепции развития, а не воспринимать все как черное и белое. Все так, как и должно быть.
Можно ли назвать возникшую ситуацию провалом реформы?
Я бы так не сказал. Еще рано так утверждать. Это говорить тяжело и больно, но народ Украины не загорелся идеей общественного телевидения. Если бы люди требовали такое вещание, если бы вопрос постоянно звучал и был на повестке дня, тогда политики подняли бы этот вопрос с последних ступеней в своей agenda на одну из первых. Это было бы одним из приоритетов, и хлопать мне дверью не надо было бы.
Тут еще я, видимо, не умею хорошо с ними коммуницировать и доносить эту информацию. И получается, что они думают: "Народ не кипишует, не требует общественного вещания, ну тогда и хрен с ним". Люди вместо общественного требуют шоу, которыми их каждый день кормят на коммерческих телеканалах. Шоу, в которых детей насилуют родители. Парадокс: люди это ненавидят и при этом смотрят. А наши новости людям скучны, потому что в них нет кипиша. Но ведь новости и должны быть таковыми. Вам скучно? Правильно. Новость и должна быть скучной. Мы сообщаем вам факты, и точка.
Если бы не урезали деньги, удалось бы завершить реформу в ближайшее время?
Если бы не отобрали часть денег, мы бы реформу догрызли. Но сейчас возникла эта дурацкая ловушка, когда у одного забираем и другое финансируем. Евровидение закончится, но после праздника убирать надо будет нам, и процесс этот будет долгий.
Получается, что денег людям не дает власть, а виноват я. Два года ко мне люди относились с ненавистью. Кроме того, сейчас уже понятно, что в феврале зарплаты не будет совсем. Вот такие у нас юридические казусы в стране. Мы уже не будем НТКУ: 5 января будет создано НСТУ, чтобы в последующем получать предусмотренные бюджетом средства на обеспечение своей деятельности. Такое преобразование означает, что будет бюджетный паспорт, и все процессы переоформления обычно занимают до двух месяцев. В принципе, все могут сделать раньше, но даже при таких условиях все равно получается, что январь по зарплатам уже остается в провале.
Представляете, как мне прожить, если 7 тысяч людей меня ненавидят? Ведь, пока система остается советской, должна быть фигура, которая финансовые процессы олицетворяет. Как правило, это генеральный директор. Но дело еще и в том, что зарплаты останутся такими же нищенскими и в дальнейшем. Получается, что на рынке труда мы не конкурентоспособны.
Представители власти натыкаются на то, что два года их отсюда откровенно посылают. Никто нам не может сказать, что показывать, а что - не показывать. То, что мы ни от кого не зависим – это они знают и очень хорошо чувствуют. Честно говоря, я их не осуждаю: это ведь политика. Я просто никак не могу смириться с таким отношением к нам.
Но при этом существуют телеканалы, на которых политики очень даже могут высказывать и продвигать свою позицию.
Рейтинги этих телеканалов можно определить только по шести крупным городам Украины. Но в стране – 42 миллиона людей, и не надо нас дурить. Наша аудитория – остальная часть страны. Я не говорю, что вокруг должно быть сплошное общественное телевидение. Но вы посмотрите на рейтинг доверия к телеканалам. Не на рейтинг смотрения, а на рейтинг доверия. И тогда все поймете. Общественный вещатель должен быть, и у зрителя всегда должен быть выбор, всегда должно быть право переключить на тот канал, который точно не будет ему врать. А к нам сейчас ни один политик не может что-то диктовать. Как сказал прекрасный Евгений Глибовицкий, это коммерческие каналы должны равняться на рейтинги общественного телевидения.
Такой сценарий еще возможно реализовать?
Это все у нас будет, вы только дайте нам состояться, деньги не забирайте. Весь все, что сейчас делается – делается на коленках. Если раньше у нас было в запасе три-четыре года, то теперь нет и этого. Если нас снова с бюджетом обманут, то ничего не будет.
На Западе общественное вещание – это совсем другая культура. Там людей никто особо даже не спрашивает. Например, в Германии включили счета за общественное вещание прямо в счета за электроэнергию. Там это просто по умолчанию происходит. Причем если раньше брали с домохозяйств по принципу "есть телевизор – есть плата", то сейчас говорят, у вас телевизор вот здесь, в гаджетах. За общественное вещание будет платить любой гражданин, есть у него телевизор или нет. Около 2 триллионов евро годовой бюджет. А у меня из 1,2 миллиарда гривен отбирают кусок, и это - на 32 предприятия по всей стране. На роскошь ведь никто не претендует. Просто дайте людям то, что предусмотрено по закону, который вы сами же и написали.
Все текущие задачи, которые мы решаем, к тому же накладывающиеся на советское мышление. И поэтому на реформы надо время и терпение, а терпения ни у кого не хватает. Давайте посмотрим, что эти ребята сделают за четыре месяца. Если вдруг все наладится, то будет вообще прекрасно.