Исследователи выяснили рацион людей 8 тысяч лет назад Фото: коллаж РБК-Украина

Раскопки в Чаталхеюке в Центральной Анатолии ведутся уже более 25 лет

Анализ липидов (жиров, масел и воска), впитанных археологической керамикой, вызвал революцию в изучении прошлых диет и кулинарных практик. Так, международная группа исследователей из Института человеческого развития Общества Макса Планка, Свободного университета Берлина и Йоркского университета смогла уточнить детали диеты жителей поселения Чаталхеюк эпохи керамического неолита и энеолита в Центральной Анатолии, пишет Nature Communications.

Отмечается, что это поселение существовало в период с 7400 по 5600 годы до нашей эры. Как ранее считали археологи, с после заселения началось разведение сельскохозяйственных угодий, однако, как показали поздние находки, жители Чаталхеюка вели охотничье-собирательский образ жизни.

Исследователи проводят раскопками на месте этой доисторической стоянки уже более ветверти века. Археологи смогли провести тщательную работу над сосудами древних людей (5900 до 5800 года до н. э.), найденными в Западном кургане поселения. На внутренней поверхности этой керамической посуды были обнаружены остатки белка от содержимого чаш.

Фото: nature.com

После их анализа выяснилось, что в чашах жители Чаталхеюка хранили зерна, бобовые, мясо и молочные продукты, анализ позволил даже определить, какое именно мясо и какой вид растительной пищи это был (продукты из козьего молока, молока овец, мясо коров и оленей). Хотя кости этих животных ранее уже были найдены на раскопках, анализ жиров в посуде впервые помог определить, какие конкретно виды разводило население Чаталхеюка - кроме продуктов животного происхождения, в чашах обнаружились остатки зерновых культур (ячмень, пшеница), а также бобовых (в основном горох).

Фото: nature.com

Любопытно, что в одном из сосудов ученые обнаружили остатки белков, характерных для молочной сыворотки. Это значит, что люди 8 тысяч лет назад уже знали технологии превращения молока в творог и сыворотку.

Как сообщалось ранее, недавно на Арабатской стрелке археологи раскопали древнее захоронение воина сармата - этот всадник был похоронен около 2 тысяч лет назад головой на северо-запад, с ним был железный меч и кувшин.

Перед этим вблизи Каховского водохранилища, на Мамай-горе исследователи обнаружили уникальное парное захоронение скифов.

Также мы писали о том, что британские ученые из Йоркского университета проанализировали останки 35 неандертальцев и обнаружили, что те выживали даже после тяжелых травм, что было бы невозможным без развитой для того периода медицины.