Более века назад дома на этой улице принадлежали именитым и богатым киевлянам. Сейчас, как и в то время, улица Городецкого считается одной из самых живописных в Киеве
Около ста лет назад эта небольшая улица (сейчас она не насчитывает и двадцати домов) носила название Николаевская. В то время улицу называли "киевским Монмартром", считали ее местом изысканных ресторанов и кафе, роскошных развлечений и живописных зданий. В то время ее ассоциировали с богемной жизнью, изысканными кафе и неспешными прогулками.
Здесь жили именитые и состоятельные киевляне, а туристы отзывались об этой улице как о месте, где можно неспешно прогуляться и отдохнуть. Впрочем, таковой улица Городецкого является и сейчас.
Улица имени архитектора Городецкого расположилась в самом центре города. Она ведет вниз от площади Ивана Франко до Крещатика, а по бокам к Городецкого примыкают улицы Заньковецкой и Ольгинская.
На Городецкого расположились знаменитый кинотеатр и музыкальная академия, крупные рестораны и небольшие кофейни. Есть здесь и своя "зеленая зона", где можно немного отдохнуть после прогулок.
Начало основания улицы Городецкого датируется 1895 годом. Во многом причиной ее возникновения стала планировка и дальнейшее строительство сада и крупной усадьбы Фридриха Меринга, знаменитого в начале 20 века киевского врача. Усадьба доктора поэтапно строилась, а вместе с ней планировалась и застраивалась улица. Сразу же после ее планировки улицу выложили очень качественной брусчаткой.
Уже за два года строительства улица была сформирована. Здесь появились жилые дома на несколько этажей, гостиница "Континенталь", мебельная фабрика Кимаера и здание, где позже располагалось общество "Работник".
Первоначально улица Городецкого получила название Николевская - в честь императора Николая ІІ. В 1919 году, после прихода в Киев советской власти, улица получила новое название – Карла Маркса. Название оставалось таковым вплоть до 1996 года.
Впрочем, был и период, когда ей возвращали первоначальное название Николаевская: это было в 1941-1944 годах. А вскоре после обретения Украиной независимости улица стала носить название легендарного архитектора Городецкого. Который, кстати, здесь тоже жил.
Современное название, говорят историки, наиболее хорошо подходит этой улице. Ведь именно архитектор Городецкий был одним из тех, кто проектировал здесь многие здания. Георгий Шлейфер и Эдуард-Фердинанд Брадтман – это еще два выдающихся архитектора, которые занимались созданием улицы, по сути, "с нуля".
Во время Второй мировой войны улица сильно пострадала. Киевляне хорошо знают историю о том, как во время оккупации столицы Украины немцами взрывались дома на Крещатике. Кроме того, пострадали и здания №1, 2 по Николаевской (Городецкого). А также дом №3, где жил сам архитектор Городецкий.
Были полностью разрушены и другие здания на этой улице. К большому сожалению, многие из них не удалось восстановить. После войны частично восстановили здание гостиницы "Континенталь".
Прохожих, которые подходят к улице Городецкого со стороны Крещатика и Майдана Независимости, встречает здание №1-3.
"Увидимся у филармонии", - часто говорят, назначая встречу неподалеку от этого здания. На самом деле в этом живописном и заметном издалека доме располагается Национальная музыкальная академия Украины имени Петра Чайковского.
Стоит сказать, знаменитое учебное заведение располагалось здесь далеко не с первого дня своего основания. Сама академия имеет давнюю историю: оно было основано в ноябре 1913 года на базе другой известной тогда образовательной структуры: музыкального училища Киевского отделения Российского музыкального общества.
Созданию академии всячески содействовали легендарные музыканты и композиторы: Сергей Рахманинов, Петр Чайковский и Александр Глазунов. Со временем учебное заведение постепенно расширялось, приобретало самостоятельность и становилось известным среди киевлян.
В разные периоды своего существования академия размещалась в разных помещениях. Когда после окончания Второй мировой войны подобные учреждения стали поэтапно возвращаться из эвакуации. В то время для консерватории выделили здание, расположенное по улице Большой Подвальной, но вскоре она переехала в здание гостиницы "Континенталь", где располагается и сейчас.
Здесь в далеком 1897 году архитекторы Братман и Шлейфер построили роскошную гостиницу "Континенталь". Гостиницу создали действительно комфортной.
Говорят, что в то время стоимость суток проживания в отеле достигала 14-15 рублей, что было сравнимо с месячным заработком рабочего киевской фабрики.
Гостиница "Континенталь" быстро стала известной как среди именитых и богатых киевлян, так и среди иностранцев. В ней останавливались и знаменитости. Известно, что в "Континентале" жили Федор Шаляпин и Осип Мандельштам.
К сожалению, во время Второй мировой войны здание гостиницы было сожжено. К его восстановлению смогли приступить только в 1955 году, и уже после реконструкции здание выглядит таким, каким мы привыкли видеть его и сейчас.
В наше время в концертном зале Национальной музыкальной академии проходят не только концерты, но и театральные спектакли. Академия зарекомендовала себя как престижное учебное заведение для тех, кто хочет начать карьеру профессионального музыканта.
Эти два дома были построены практически одновременно - в 1897 году. В тот период доходные дома очень активно строили во многих городах Российской империи: для предпринимателей это было выгодной инвестицией.
Между владельцами доходных домов Киева, конечно же, существовала и своя конкуренция. Каждый владелец пытался заполучить своего клиента и подороже сдать помещения своего дома. Здания соревновались и удобствами: позже многие из них были оборудованы лифтами, отоплением, электрикой и даже прачечной, а со швейцаром можно было связаться с помощью разных акустических устройств.
Эти два доходных дома на Городецкого (тогда – Николаевской) пользовались популярностью у местных предпринимателей. Первые этажи зданий обычно "уходили" под магазины, а на верхних размещались юридические конторы.
Через какой-то десяток лет рядом с этими двумя зданиями появился и жилой дом №9, принадлежавший строительному подрядчику Гинзбургу. Его "дом-небоскреб", речь о котором пойдет позже, стал самым высоким жилым зданием Российской империи.
Здание кинотеатра открыли в 1964 году. В то время кинотеатр "Украина" стал первым широкоформатным кинотеатром Киева. В нем оборудовали два зала: большой, на 700 метров. И второй, поменьше – на 220 мест.
Вестибюль, где располагается касса, был изолирован от главного входа. Это позволяло не создавать столпотворений в то время, когда люди спешат на киносеанс или выходят из зала после просмотра фильма.
Примечательно, что в 1965 году именно здесь состоялась премьера фильма "Тени забытых предков". Во время презентации фильма Иван Дзюба, Вячеслав Черновол и Василий Стус вышли на сцену кинотеатра и обратились к открытым протестом против политики СССР. Они также рассказали о том, что долгое время замалчивали власти: об арестах интеллигенции и многочисленных преступлениях советского режима. В обновленном и теперь уже привычном киевлянам виде кинотеатр открылся в феврале 2001 года.
На месте кинотеатра ранее располагался цирк Крутикова. Здание располагалось здесь с 1903 по 1941 год. В начале ХХ века в этом месте, на изгибе улицы, появилось здание цирка Крутикова — единственное на то время в Европе двухэтажное здание цирка.
Таким образом, уже к началу ХХ столетия в этом месте сложился ансамбль, состоящий из роскошных жилых и общественных зданий. Тогда в Киеве таким зданиям не было аналогов.
Известный киевлянин XIX века Петр Крутиков давно мечтал об отдельном своего цирка здании. Специально для этого он купил землю и выделил на строительство дома крупную на то время сумму: 325 000 рублей. После периода строительных работ, в 1903 году здесь появилось роскошное здание цирка "Гиппо-палас".
Это увлекательное место быстро полюбилось киевлянам. Среди жителей города быстро распространилась информация о том, что в Киеве появилось современный цирк со всевозможными новшествами, и люди охотно покупали билеты на представления.
Интересно, что в то время цирк был самым большим в Европе. Сюда киевляне регулярно ходили смотреть представления на протяжении двадцати лет.
Современное и роскошное здание цирка вмещало более 2000 зрителей, а его сцена могла трансформироваться. У цирка был красивый купол из стекла, а сидения сделали максимально удобными. В цирке было электрическое освещение и паровое отопление. А еще именно в этом цирке ввели одно из передовых новшеств того времени – гардеробную.
Здание цирка было сконструировано с хорошей акустикой. На его сцене читали свои произведения Александр Куприн и Владимир Маяковский, выступали оперные певцы Титта Руффо и Федор Шаляпин.
Говорят, что с приходом большевиков в город сам Крутиков поспешно сбежал из страны, но потом цирк все же продолжал регулярно принимать зрителей вплоть до войны. Во время боевых действий в 1941 году, к большому сожалению, цирк был разрушен.
Это роскошного вида здание было известно среди киевлян начала ХХ века как имение строительного подрядчика и миллионера Льва Гинзбурга. Через несколько лет после окончания строительства здание так и прозвали: домом Гинзбурга.
К слову, в год своего основания (1912) это здание стало самым высоким жилым домом в Российской империи, и пока его не подорвали нквдисты в годы второй мировой вместе с другими домами в центре Киева, этот "небоскреб" считался также самым высоким в Украине. После войны дом сохранился, но частично.
В Киеве Гинзбурга, известного предпринимателя, называли "королем подрядчиков". И не даром. Ведь ему действительно принадлежит весомый вклад в появлении живописной архитектуры в центре Киева.
Из объявления о сдаче в аренду квартиры в Доме Гинзбурга, 1905 год:
“Семь комнат, третий этаж, лифт, балконы, телефон, электричество, ванная, паровое отопление, камин, шикарная меблировка, комната прислуги, посыльный для особых поручений, камердинер, швейцар, доставка писем, газет и журналов, стоянка экипажей и гараж, холодильные камеры в подвальном помещении. До 700 рублей в год”.
Киевская опера, Дом учителя и Филармония, Национальный художественный музей и Николаевский костел появились в Киеве по его инициативе. Строительная контора Гинзбурга также спроектировала Театр имени Ивана Франко, который находится рядом с улицей Городецкого. А еще – главный корпус КПИ, костел святого Николая и знаменитую караимскую кенасу на улице Ярославов вал.
Известно, что после революции многие выдающиеся жители Киева поспешно выезжали из страны. Но Гинзбург остался верным Киеву и не покинул город. Его вместе с сотрудниками строительного бюро приглашали проектировать здания в Чикаго и Оксфорде, но он предпочитал оставаться в своем родном городе.
Когда в 1926 году Гинзбург умер, некролог для него написал сам Осип Мандельштам: "Мученики частного капитала чтут память знаменитого подрядчика Гинзбурга, баснословного домовладельца, который умер нищим в советской больнице".
Неподалеку от поворота с Городецкого на улицу Марии Заньковецкой находится небольшой скверик. Стоит сказать, "зеленый уголок" в этом месте – очень небольших размеров, поэтому его трудно назвать парком. Тем не менее, в этом уютном месте можно присесть за один из столиков в располагающихся здесь кафе и сделать небольшой перерыв во время прогулки.
Интересно, что в этом сквере также находится необычная скульптура – памятник муравью. Если подойти к скульптуре, становится заметно, что муравей держит в лапках крутящуюся монету с надписью "На удачу" и "На щастя". Этот памятник появился на улице Городецкого сравнительно недавно: в конце весны 2015 года.
Фото: Скульптура муравья, который держит в лапках монетку, находится в небольшом скверике напротив кинотеатра (РБК-Украина)
Создал памятник муравью киевский скульптор Дмитрий Ив. По словам самого автора, муравей приносит счастье и удачу, символизируя при этом трудолюбие и упорство украинцев. Если покрутить монетку, можно узнать будущее. Но, к слову, прогноз точно не будет негативным, так как здесь всегда выпадает один из двух вариантов: или удача, или счастье.
Кстати, буквально в нескольких метрах от зеленых насаждений и напротив кинотеатра "Украина" стоит уже ставший легендарным двухэтажный английский автобус красного цвета.
Он стоит здесь уже в течение долгих лет. Автобус настолько тесно "вписался" в колорит улицы Городецкого, что сейчас мало кто представит ее без автобуса.
Многие жители города уверены: без него улица не выглядела бы такой самобытной и колоритной. Но, как оказалось, не все знают, что находится внутри автобуса.
Интерьер автобуса переоборудован под кассу, где продают билеты на самые разные спектакли и концерты в столице. Сам автобус – из раритетных автомобилей. Routemaster Bus в такой комплектации выпустили еще в 1965 году. Автобус по сей день активно фотографируют и даже изображают его на городских пейзажах.
Этот дом строили под руководством архитектора Городецкого в конце 19 века. Дом возводили в два этапа: первую часть работ окончили в 1897 году, и вторую – в 1911-м. Изысканного вида дом в стиле модерн украшает город и является одним из самых красивых на улице Городецкого.
Что только не размещалось в этом здании в разное время за долгую историю его существования! Еще до революции 1917 года, через некоторое время после строительства дома, в нем "поселился" литературно-артистический клуб, где практически каждый мог попробовать себя в разных творческих ипостасях: прочитать свой стих или рассказ, сыграть в мини-спектакле.
Позже в доме №11 был профсоюз работников искусств. Говорят, что в этом профсоюзе до войны и оккупации города немцами состояли практически все представители творческой интеллигенции Киева.
Дом-памятник архитектуры 1895-1897 годов, расположенный по этому адресу, построен по проекту архитектора Городецкого в стиле неоренессанс. Городецкий проектировал это здание совместно с известным на то время техником Мартином Клугом.
Здание известно прежде всего тем, что здесь размещался торговый дом мебельной фабрики Иосифа Кимаева, а позже, но все еще до войны – восьмая обувная фабрика города Киева. Во время второй мировой здание сильно пострадало и лишь частично сохранился его фасад.
Интересно, что сейчас первый этаж здания оборудован под "верхний"” вход на станцию метро "Крещатик". Также в этом здании сейчас размещено Министерство юстиции Украины.
Но вернемся в период истории Киева, когда этого дома еще не было: во вторую половину XIX века. Как-то раз, благодаря хорошим навыкам коммерсанта, австрийцу Иосифу Кимаеру удалось выиграть конкурс на поставку кресел в киевский Оперный театр. Позже мебель его фабрики приобрела и гостиница "Континенталь", а далее – театр Соловцова и контора Госбанка на Институтской.
В Киеве фабрика Кимаера довольно быстро "обрастала" заказами: они поставляли мебель и в квартиры именитых киевлян. Со временем, приобретя в городе хорошую репутацию, Кимаер в 1884 году открыл здесь и фабрику. Уже через несколько лет ее считали одной из самых крупных в регионе.
На Городецкого (тогда - Николаевской) размещался целый комплекс "мебельного короля": склады, сама фабрика и доходный дом с фирменным магазином. Если присмотреться к фронтону здания №13, то над ним будет заметна сохранившаяся надпись – "1884". Но это не год постройки дома, а дата основания фабрики. Сам дом, напомним, был выстроен в 1895-1897 годах.
Этот дом в 1901 году построил архитектор Эдуард Брадтман по заказу прусского барона Вильгельма Гессельбейна. Коричневый каменный дом с масками и лепниной на фасаде быстро стал неотъемлемой частью улицы Николаевской.
Известно, что барону Гессельбейну принадлежали также и другие участки рядом с домом, но решил продать их в 1907 году за 28 тысяч рублей коллежскому асессору Демченко.
Рядом, на углу улиц Николевской и нынешней Заньковецкой находился известное на весь Киев заведение "Аполло", где часто собиралась творческая интеллигенция. Дом пережил две мировые войны и годы оккупации Киева немцами.
Что же известно об архитекторе этого здания? Эдуард-Фердинанд Брадтман родился в 1856 году в Санкт-Петербурге. Отучившись в Петербургской Академии художеств, он переехал в Киев и достаточно быстро стал заметной фигурой в архитектурной и общественной жизни города.
С начала 1906 года и до революции 1917 Брадтман занимал пост преподавателя Художественного училища. Одновременно он работал экспертом Киевского кредитного общества по оценке недвижимости и техником Приказа общественного призрения (да, даже такое общество существовало в то время!) С 1898 года он, совместно с Владимиром Николаевым и Александром Кривошеевым работает в должности городского архитектора.
Работа в этой должности была для архитектора знаковой. Ведь именно в те годы он смог реализовать немалое количество проектов зданий, многие из которых сохранились до наших времен. Как мы уже знаем, совместно с другим известным архитектором Георгием Шлейфером участвовал в застройке усадьбы Меринга: сооружал гостиницу "Континенталь", которая находилась в самом начале нынешней улицы Городецкого.
Также он спроектировал театр Соловцова и дом Гинзбурга на Николаевской улице. Кроме того, его авторству принадлежит один из самых известных туристам киевских особняков – "Дом плачущей вдовы" на Лютеранской улице.
В 1913 году Эдуард Петрович разработал проект больницы на Павловской улице, переработанный затем инженером Михельсоном. Закладка здания состоялась 20 октября 1913 года. Эта больница существует и поныне. Последние годы перед революцией Брадтман жил в собственном особняке по улице Малодорогожицкой, 6 (сейчас – улица Герцена).
После революции Эдуард Петрович остался в Киеве и работал районным архитектором. Кажется, последние упоминания о нем в архивах встречаются в 1920 году. Точная дата его смерти неизвестна.
Сейчас живописный памятник архитектуры, созданный Брадтманом, остро нуждается в реставрации, ведь в некоторых местах стены заметно обсыпался, а балконы поржавели. Но, несмотря на обветшалость здания, многие жители Киева и туристы утверждают: пожалуй, это самое красивое здание на улице Городецкого. Так это или нет – решать вам.
К слову, неподалеку находится улица Лютеранская. Появившись на картах Киева в начале XIX века, она навсегда закрепила за собой статус элитарности и аристократичности.