На протяжении многих веков эта историческая улица служила оборонительным укреплением Киева. Сегодня Ярославов Вал – это "музей под открытым небом", где можно изучать архитектуру города конца ХІХ - начала ХХ века
Улица Ярославов Вал расположена в центральной части Киева и пролегает от Владимирской улицы до Львовской площади.
Ее название происходит от дороги под городским валом, насыпанным во времена великого князя Киевского Ярослава Мудрого (978—1054). В XI веке этот вал тянулся вдоль улицы, которой мы и посвятили нашу сегодняшнюю экскурсию. В 1840-50-х годах остатки вала снесли, а на его месте проложили улицу под названием Подвальная (проходила "под валом").
В 1869 году улицу официально назвали Ярославов Вал.
Однако параллельно употреблялось и другое название — Большая Подвальная. В 1928 году улица была названа именем революционера, советского военачальника Климента Ворошилова. В 1957 году ее переименовали в улицу Полупанова — в честь первого советского коменданта Киева, — а в 1963-м улица стала Большой Подвальной. Лишь в 1977 году к ней вернулось название Ярославов Вал.
Сегодня на Ярославовом Валу можно не только посмотреть красивые дома ("замок барона", бывшая караимская кенасса, доходный дом Л. Родзянко), но и прикоснуться к тайнам и легендам, которые еще до сих пор вызывают интерес у киевлян и гостей столицы.
"Замок в миниатюре", разместившийся в историческом центре Киева на пересечении улицы Лысенко и Ярославова Вала, считается одной из визитных карточек столицы. Историю этой усадьбы спешат рассказать все уважающие себя киевские экскурсоводы, приукрасив ее романтическими легендами.
Доходный дом в стиле модернизированной готики был построен в 1896-1898 годах, по проекту архитектора и инженера Николая Добачевского. Заказчиком выступил польский помещик Михаил Подгорский.
Изначально эта территория принадлежала семье начальника артиллерийских гарнизонов Киевского военного округа, генерал-лейтенанта Тараса Калиты. В 1857 году участок получила жена генерала – Анна Герасимовна Калита. В 1858-1861 годах был возведен двухэтажный жилой дом (сегодня – улица Лысенко, 2). На первом этаже было 12 комнат, на втором — 10. Во дворе усадьбы стояли одноэтажные жилые флигели, каменная кухня, каретный сарай. Был и сад, в котором росли 25 фруктовых деревьев и 30 кустов. После смерти генеральши Калиты вся эта недвижимость по завещанию перешла в наследство её детям, а по купчей 1892 года — в собственность помещика Михаила Подгорского.
Увенчанное высоким шпилем здание, украшенное скульптурами фантастических животных, называют одной из красивейших дореволюционных построек Киева. Однако "замком барона" его прозвали не только за "рыцарский вид". Дело в том, что соседний дом принадлежал настоящему барону – Максиму Штейнгелю. Многие горожане ошибочно считали, что барон владеет также и "замком".
На первом этаже доходного дома располагалась кондитерская "У Золотых ворот" (A la porte d’Or). В рекламном объявлении 1898 года говорится: "Английские бисквиты и вафли собственной фабрики. Скоро откроется булочная, кондитерская и кофейня в роскошном, специально обустроенном (по образцу столичных городов) помещении с электрическим освещением. Большой и разнообразный выбор всяких печений к столу и чаю… Развозка продуктов постоянным заказчикам. Дом Подгорского".
Все остальные комнаты сдавались.
В 1907 году усадьбу за 200 тыс. рублей приобрел Карл Ярошинский. Дворянин даже планировал расширить свои новые владения, купив соседние участки по улице Театральной, 4 и 6. В 1910 году Ярошинскому принадлежало уже 1,05 га земли, однако новое строительство так и не состоялось.
В 1915 году доходный дом-замок приобрел меценат и сахарозаводчик Лев Бродский. Как и все предыдущие владельцы, известный предприниматель сдавал свою новую недвижимость в наем (сам проживал в особняке на Липках).
В советский период, после национализации, все квартиры стали коммунальными. Здесь в разное время размещалась окружная милиция, городская военная комендатура и другие учреждения.
Кстати, в 1912 году на первом этаже "замка" чех Йозеф Петраш открыл кинематограф "Уникат" на 100 мест, а в начале 1918 года семь комнат снимала редакция газеты "Наша мысль".
На втором этаже размещались меблированные комнаты – гостиница с обставленными мебелью номерами, сдающимися внаём на длительный срок — господина Лисневича, а в подвале — пекарня Первого Еврейского потребительского общества.
Сегодня здание считается памятником архитектуры и градостроения. Однако "замок барона" критически нуждается в реставрационных работах.
Двухэтажное здание с красивым кованым балконом, построенное в 1870-е годы, когда-то принадлежало барону Максиму Штейнгелю. Архитектором выступил известный зодчий Александр Шиле. Интересно, что сохранившееся до наших дней красивое здание было, по сути, подсобным помещением: дом строился как флигель для прислуги и конюшни на территории главной усадьбы.
Старинный дворянский, баронский и графский род Штейнгелей обосновался в Киеве с 1877 года. Перебравшись сюда из Эстляндии, Максим Васильевич Штейнгель купил себе двухэтажный особняк на Ярославовом Валу, 3. Именно здесь находилась его винная лавка, где можно было приобрести произведенное бароном вино из выращенного в его имении близ Туапсе винограда.
Кроме того, Максим Штейнгель в 1885 году основал на улице Кузнечной (сегодня – Антоновича) фирму "Русская фабрика металлических полотенец", где изготавливали проволочные решетки, металлические матрасы, половики, сита и т. п. Позднее барон взялся за еще один прибыльный бизнес, став совладельцем и членом правления акционерного общества Юзефовско-Николаевского сахарного завода.
Сегодня в бывшем особняке располагается "Индия-хаус" - резиденция посла Индии в Украине.
Кстати, в семье Штейнгелей также был посол. Член I Государственной думы Российской империи от города Киева, посол Украинской державы в Берлине Фёдор Рудольфович Штейнгель был сыном Рудольфа Штейнгеля – младшего брата Максима Васильевича Штейнгеля.
О красивом оранжевом здании с элементами модерна, увенчанном декоративной "шапкой", информации в архивах мало. Известно, что построено оно было в 1907 году в качестве доходного дома. Принадлежал дом врачу Иосифу Матвеевичу Гарлинскому. Здесь находилось его медицинское заведение "Институт физических методов лечения".
Сегодня в помещениях бывшего доходного дома располагается физиотерапевтическая городская поликлиника №1.
Примечательно, что внутреннее убранство здания, также оформленное в стиле модерн, довольно хорошо сохранилось до наших дней. Лепнина, лестничные пролеты, двери, перила – все это возвращает посетителей в ХХ век.
В длинном одноэтажном особнячке сегодня размещаются офисы, а когда-то здесь проживали выдающиеся медики Василий Образцов и Николай Стражеско.
В 1850-х годах этот участок земли приобрел надворный советник Петр Никитич Бобырь. В 1859 году по проекту инженера Авринского здесь был возведен одноэтажный особняк на десять комнат.
В 1875 году особняк приобрел артиллерист Илья Слепушкин, несколько видоизменив фасад постройки. Следует отметить, что супруга нового домовладельца, Мария Николаевна Киселевская, принадлежала к старинному роду потомков Адама Киселя, политического и военного деятеля Речи Посполитой, киевского воеводы в 1649—1653 годах.
В 1895 году дом купил профессор Киевского университета, новатор в области методов диагностики заболеваний сердечно-сосудистой и пищеварительной систем Василий Парменович Образцов.
Образцов состоял председателем киевского Физико-медицинского общества, Киевского общества врачей, создал вместе с Феофилом Яновским киевскую терапевтическую школу.
Помимо диссертации издал ряд работ, преимущественно по диагностике. Разработал методы глубокой скользящей пальпации органов брюшной полости, выстукивания грудной клетки одним пальцем. В 1909 году Образцов стал первым в мире доктором, подробно описавшим клиническую картину тромбоза (в соавторстве со своим учеником Н. Д. Стражеско), а в 1910 году – клиническую картину инфаркта миокарда.
Также в особняке вместе со своим учителем работал и жил еще один выдающийся медицинский деятель, терапевт Николай Стражеско. Кстати, он был зятем Образцова.
Именем Стражеско назван Киевский институт кардиологии – им же и основанный. В 1916 году, после смерти супруги Александры Александровны, на которую был оформлен дом, Образцов отказался от своей части наследства в пользу единственной дочери Натальи Васильевны и ее супруга Николая Дмитриевича Стражеско, который к тому времени проживал по Фундуклеевской, 60.
Николай Стражеско был похоронен на Лукьяновском кладбище в Киеве рядом со своим тестем Василием Парменовичем Образцовым.
Безусловно, прогуливаясь по исторической улице, нельзя пропустить этот архитектурный шедевр Владислава Городецкого.
Кенасса в Киеве была построена в 1898-1902 годах по проекту архитектора Городецкого и инженера Антона Страуса в необычном мавританском стиле, по заказу киевской общины караимов, которых считают потомками древних хазар. Инициатором строительства выступил меценат, табачный фабрикант, глава общины киевских караимов Соломон Коген – по благословлению киевского газзана Иосифа Султанского.
Караимская община Киева в 1896 году насчитывала около 800 человек. Для покупки земельного участка под кенассу Соломон Коген выделил 35 тыс. рублей. В 1897 году Соломона разбил паралич, что не помешало ему продолжать лично руководить делами.
Умер Соломон Коген в 1900 году. В завещании он предусмотрел средства для завершения строительства храма. Дело Соломона Когена продолжил его брат Моисей. Всего на постройку было израсходовано около 200 тыс. рублей – колоссальная на то время сумма.
Освящение кенассы совершил 27 января 1902 года гахам Таврический и Одесский Самуил Пампулов.
Сооружение украшено куполом и чрезвычайной красоты лепными украшениями работы итальянца Элио Саля, выполненные из довольно дорогого на то время материала — цемента. На цоколе исчезнувшего купола до сих пор можно рассмотреть лепной орнамент в виде бесконечной свастики, но для этого надо перейти на противоположную сторону улицы.
В советское время кенассу закрыли, а деятельность общины была прекращена.
С 1926 года в здании бывшей кенассы разместилось учреждение политпросвета, позднее — Кукольный театр. С 1952 года здесь находился кинотеатр "Заря". В 1968 году здание было реконструировано.
К сожалению, сегодня кенасса утратила свой изначально царственный вид. Храму не хватает существенной детали — сферического купола со шпилем. Кроме того, в 1970-е годы к кенассе было пристроено небольшое помещение, через которое можно было пройти в здание, минуя центральный вход.
С 1981 года в здании кенассы находится Дом актера Национального союза театральных деятелей.
В 1920-30-хх годах здесь проживал известный украиснкий живописец, первый ректор Украинской академии искусств, профессор Киевского художественного института Федор Кричевский.
Федор Григорьевич воспитал в Украине целое поколение живописцев, в числе его учеников были Т. Яблонская, В. Костецкий, Г. Мелихов, С. Григорьев. Будучи одним из деятелей реформы художественного образования, Кричевский стал организатором Киевского художественного института. Его мастерская там была очень популярной. Учеников привлекал художественный и педагогический авторитет выдающегося украинского живописца.
В годы немецкой оккупации Кричевский был председателем Союза украинских художников, но ни он, ни его жена не были выданы немцам, несмотря на их еврейское происхождение. В 1944 году Федор Григорьевич пытался выехать за рубеж, но поезд, в котором он ехал, не успел отойти далеко от Кенигсберга и попал в окружение.
Кричевский был арестован органами НКВД. После освобождения жил в ссылке в селе Ирпень под Киевом, где и умер, вероятно, от голода в 1947 году, несмотря на помощь, которую оказывала ему Татьяна Яблонская.
Сегодня в здании находится посольство Польши в Украине.
Как указано на памятной табличке, в 1903-1928 годах в этом доме жил и работал выдающийся ученый, основатель украинской терапевтической школы, организатор санаторно-курортного лечения в Украине и службы скорой медицинской помощи в Киеве, общественный деятель Феофил Гаврилович Яновский.
Одна из главных заслуг Яновского — внедрение микробиологических методов исследования в клинику внутренних болезней. Он был одним из основателей фтизиатрии как отдельной отрасли клинической медицины и редактором первого руководства по туберкулёзу (1923 год).
При активном участии Феофила Гавриловича были организованы санатории для туберкулезных и легочных больных, а также Киевский институт туберкулеза (ныне Национальный институт фтизиатрии и пульмонологии имени Ф. Г. Яновского).
Интересно, что Яновского называли добрейшим из врачей, слагая целые легенды о его добродетелях. Говорят, он никогда не брал деньги с бедных за свою работу, и даже неоднократно направлял им пожертвования.
Когда в 1928 году "святой доктор" умер, в последний путь на Лукьяновское кладбище его провожала целая толпа народа, во главе которой шли православный священник, раввин и мулла.
Это серое пятиэтажное здание называют "особняком Сикорских" по ошибке. В действительности этот дом для высоких военных чинов был построен на месте особняка, принадлежавшего семье Сикорских.
Городская усадьба состояла из самого особняка, выходящего на улицу (не сохранился), и трехэтажного флигельного здания (Ярославов Вал, 15-б).
Снесенный особняк был построен в конце XIX века, а с 1904 года сдавался под музыкально-драматическую школу Николая Витальевича Лысенко, где преподавал сам композитор и его соратники.
Семья Сикорских обитала на первом этаже флигельного дома. Квартира занимала шесть комнат, одну из которых отдали прислуге. Еще одна комната была реквизирована после 1918 года. Именно в этом доме прошло детство известного ученого изобретателя, авиаконструктора Игоря Сикорского, а теперь, по словам местных жителей, здание намеренно доводят до разрушения, чтобы освободить место под новую стройплощадку.
Прогулка по этой исторической улице превращается в захватывающее путешествие. Здесь буквально каждый дом – это "музей" со своей историей. Из новых зданий – только пару домов посольств, остальное – исторические памятники.
Вторая часть прогулки "Сам себе экскурсововод: прогулка по улице Ярославов Вал в Киеве (день второй)" обещает быть не менее интересной. Вы узнаете, в каком доме после женитьбы жили Климент Квитка и Леся Украинка, познакомитесь с еще одной постройкой, принадлежавшей именитой семье Терещенко. Кроме того, мы посвятим вас в детали театральной жизни улицы.