Киевлянам показали, как выглядит здание Театра на Подоле, которое в считанные дни превратилось в скандальный объект
В самом центре Андреевского спуска в Киеве закончили первую очередь реконструкции “Театра на Подоле”. Здание пустовало и было заброшенным вот уже десять лет подряд, еще со времен мэра Киева Александра Омельченко. В начале 2016 года строительные работы сдвинулись с мертвой точки: здание наконец-то начали реконструировать. А в конце ноября, когда первая очередь работ приблизилась к концу и завесы с театра были сняты, киевляне внезапно увидели совсем не то, что ожидали.
В конфликте с общественностью
Общественные активисты и пользователи соцсетей быстро разделились на два лагеря: активные сторонники проекта и те, кто категорически против новой задумки, причем критиков нового внешнего вида театра, оказалось гораздо больше. Главным поводом для возмущений стало то, что новый вид здания, по мнению людей, совершенно не вписывается в концепцию всего Андреевского спуска с малоэтажными зданиями 19 века и полностью закрывает вид на древнюю историческую улицу, которую так любят.
Крематорий, коробка, энергоблок – как только не называли новый проект реконструкции театра. Защитники нового вида здания говорят, что практика строительства “аскетичных” зданий из металла и стекла – давно прижившаяся в Европе. С другой стороны, нависающая над улицей “коробка” - это совсем не та архитектура, которая строится в Европе.
Главный архитектор Киева Александр Свистунов поспешил заверить: театр еще не достроен, и откроется только в 2017 году, поэтому проект может быть откорректирован с учетом мнения экспертов и общественности до его открытия весной 2017 года. Но, в то же время, он так и не ответил на вопрос, почему же проект не обсуждали раньше.
Также 29 ноября стало известно, что после развившегося скандала изменить внешний вид здания потребовал мэр Киева Виталий Кличко.
"Архитектурный ансамбль Андреевского спуска – знаковой, исторической улицы – должен быть сохранен! Без учета мнения специалистов и согласования с общественностью это здание не будет сдано в эксплуатацию. Нужно доработать внешний вид здания, чтобы оно не выбивалось из ансамбля домов на спуске, и должны быть учтены рекомендации градостроительного совета", - сказал он.
Никаких магазинов и вывесок
Вскоре после того, как здание оказалось без занавеса и стало доступно для просмотра, застройщики решили показать, как проходит процесс реконструкции и объяснить, каким здание будет в дальнейшем.
Малахов утверждает: театр на Подоле будет пока единственным в Украине театром, в который смогут ходить люди с ограниченными возможностями, а высокотехнологичное оснащение сцены позволит наконец-то приглашать в Украину театральные труппы мирового уровня.
Меценатом выступила компания “Рошен”, которая потратила на реконструкцию театра более 165 миллионов гривен. Проект реализуют также при поддержке Министерства культуры Украины и департамента культуры КМДА. Известный режиссер и художественный руководитель Театра на Подоле Виталий Малахов опровергает слухи о том, что компания-меценат будет претендовать на это здание.
Фото: На первом этаже театра планируют показывать виртуальные экскурсии по Андреевскому спуску (РБК-Украина)
“Никаких магазинов “Рошен” здесь не будет. И никаких кричащих вывесок – тоже. У нас есть все договора, согласно которым меценаты после окончания строительства передают театр общественности города Киева, а общественность передает его нам в управление. Что касается самой архитектуры здания, что мы - противники всяких бутафорий. Мы хотим быть, а не казаться. Мы изначально не хотели, чтобы на фасаде театра были вензеля 19 века, которые Андреевскому спуску абсолютно не присущи. Мы ведь живем с вами в 21 веке, и нужно создавать то, что присуще современности. Мы давали архитектору свои пожелания, и они были учтены. Архитектор Олег Дроздов, работавший над проектом – это профессионал европейского и даже мирового уровня”, - прокомментировал Виталий Малахов.
“Меня все хотят подтолкнуть к тому, чтобы я сказал, что проект здания со мной не согласовывали. Но нет! Все согласовано. Мы театр антибуржуазный. Что это значит? Это значит, что мы не хотим, чтобы в театр приходили смотреть одежду. Мы хотим, чтобы приходили смотреть спектакль. Театр имеет скромный аскетичный дизайн, где главное – спектакль. Так все и планировалось. Знаменитый украинский писатель и драматург Анатолий Исакович Крым передал мне записку. В ней сказано: "И теперь мы должны будем смотреть на отвратительную тень нависающего сооружения из металла и болтов, которое нависнет над городом как чернильное пятно. Из коллективного письма французской интеллигенции по поводу открытия Эйфелевой башни. В 1889 году”, - добавил режиссер.
У актеров театра не было гримерок
По словам Малахова, главное преимущество здания в том, что актеры Театра на Подоле, долго не имеющие своего помещения, наконец получат возможность проводить репетиции и давать спектакли в хороших условиях.
"Здание в первую очередь заслужили артисты. Когда мы работали в Гостином Дворе, то актеры гримировались в гримерках, которые сами же они и выкопали под сценой. Люди не могли выйти в туалет до конца спектакля. Мы обычно выдаем около 45 спектаклей в месяц. Во дворце Украина у нас две маленькие гримерки, гримируются много лет в коридорах. Не было места, где хранить декорации. Каждое утром их туда завозим, а вечером – вывозим. И так – все время. Поэтому свое помещение заслужили в первую очередь актеры", - добавил Малахов.
Здание будущего театра изнутри
В новом здании будет фойе, которое будет работать все время, а не в течение пятнадцати минут между первым и вторым актом спектакля.
В помещении будет также магазин с книгами, небольшая кофейня и, конечно же, театральная касса. Предполагается также создание виртуального тура по Андреевскому спуску, который может посмотреть каждый желающий.
Когда предыдущее здание театра было готово на 75%, то оказалось, что в нем практически нет места для сцены. По словам Виталия Малахова, к “Евро-2012” собирались открыть только фасад, а о самом доме – забыть. В теперешнем проекте за основу решили взять место для сцены, а остальное включить, если поместится.
Впервые за всю историю реконструкций театра в Украине в Театре на Подоле планируют внедрить технологию жестких кулис, которая сформирует еще две параллельные поверхности по бокам. Они дадут возможность использовать новые сценографические элементы. В частности, можно будет использовать проекции, которые будут расширять или наоборот сужать пространство. Театр будет вмещать 260-280 зрителей.
Прорабатывалась и система архитектурной акустики. Предусматривалась система, которая, помимо звука в зале, позволит проводить качественную звукозапись в режиме реального времени. Новая система управления театральным светом, которая позволит сэкономить до 30-40% емкости линии, которые здесь прокладываются. Тогда можно будет использовать театральный прожектор любого типа.
"Из той же плоти, что и Андреевский спуск"
Архитектор театра Олег Дроздов, на которого обрушилась лавина критики в Facebook, успел уже несколько раз прокомментировать ситуацию.
“Первое, что мы сделали как как ответственные авторы идеи – это продумали все так, чтобы финансовые ресурсы были потрачены максимально эффективно. В итоге пришли к некому компромиссному решению. Нам нужно было увеличить количество посадочных мест, расширить место для перформанса. И сделать так, чтобы в театр было удобно заходить с улицы".
"В здании мы использовали две архаичные техники. Первая оказалась не так простой – нужно было найти старый кирпич, мы его понемногу покупали небольшими фрагментами. Второй материал – это фальцевый титан. Дом состоит из той же плоти, что и Андреевский спуск. Сейчас, когда со здания только сняли защитное покорытие, он выглядит как глянец. Но через пару лет это будет металл с зеленоватым оттенком, который очень близок по виду к старым европейским бронзовым памятникам”, - рассказал Дроздов.
По поводу того, что здание не вписывается в архитектуру Андреевского спуска и выглядит слишком радикально, архитектор напомнил, что новые здания давно привыкли строить в историческом центре Парижа, Праги или Берлина.
“Это архитектура сегодняшнего дня. Вернее, архитектура последних столетий. Ведь все люди всегда живут в конкретной эпохе, а ей свойственен свой стиль, свое видение, отношение к одежде, транспорту. Наш театр - это своего рода диалог с Андреевским спуском. Для Украины эта практика новая. Как раз новизной я могу объяснить резонанс, который вызвало новое здание”, - подытожил Олег Дроздов.