Священники про отличия Великого поста у православных и греко-католиков
Священнослужители православной и греко-католической церкви, а также доктор богословия рассказывают, откуда родом традиции Великого поста и почему воздержание от пищи - лишь небольшая его часть
27 февраля православные верующие и греко-католики переходят на самый строгий пост в году - Великий пост. Он начинается сразу после Масленицы. Великий пост - это самый продолжительный и самый значимый из всех постов в христианстве. На церковном языке он называется святой Четыредесятницей и продолжается 7 недель.
Как известно, слово "пост" произошло от греческого слова "apastia" и дословно переводится как "тот, кто ничего не ест". Это понятие из глубины веков применялось к тем, кто воздерживается от пищи из-за определенных принципов или с целью улучшить состояние здоровья. Впрочем, придерживаться поста советует не только церковь, но и диетологи, однако рекомендации каждый раз отличаются.
Великий пост и у греко-католиков, и у православных верующих - это время подвига души и тела, надлежащей подготовки к Пасхе. На период поста и католики, и православные устанавливают себе собственные правила питания и поведения. Например, это может быть отказ от какой-либо любимой пищи, кофе, алкоголя. Другие могут отказаться не от еды, а привычных им развлечений: на время поста перестают смотреть телевидение или слушать музыку, зато часто посещают богослужения. Однако пятницы остаются днями воздержания даже в тех странах, где в другое время года оно не является обязательным.
Главное отличие католического Великого поста от православного – ограничение количества приемов пищи. Как правило, греко-католикам в дни поста можно есть все, но один раз в день. В более суровые дни верующие отказываются от мяса.
Как появилась традиция Великого поста, какую пищу можно и нельзя употреблять в этот период, какие основные традиции Великого поста - чтобы дать ответы на эти вопросы, Styler обратился к православному и греко-католическому духовенству, а также - к доктору богословия.
Фото: Отец Петр Жук
Отец Петр Жук, ректор-протоиерей трехсвятительской духовной семинарии УГКЦ: "Подражание посту Христа появилось еще в первых христианских общинах, которые возникали в мире"
"Период Великого поста как в греко-католической, так и в православной церкви - он ничем не отличается. Возможно, внешние проявления поста разные, особенно в богослужениях. Есть разные обряды, но сущность та же: это время приготовления к встрече с Воскресением Иисуса Христа", - рассказывает отец Петр.
"Самый первый аспект, откуда церковь взяла основу поста - это пример самого Христа. Мы знаем, что Христос идет в пустыню, а там поститься. Это подражание посту Христа появилось еще в первых христианских общинах, которые возникали в мире. А уже позже, в истории развития христианской церкви, этот пост был установлен перед Пасхой, но в основе он имел именно подражание Христу. Он перед тем, как выйти на проповедь, уходит в пустыню на пару дней, где переживает искушения от нечистого. Мы также как бы призваны то же самое осуществить.
Уже с развитием церкви, когда она устанавливала те или другие важные события, то установила и пост, четко зафиксировав его определенными датами. Этот пост вяжется к сорокадневному посту Иисуса Христа в пустыне. А все остальные - меньше Великого, но играют такую же роль: Рождественский готовит к встрече с родившимся Христом, "петровка" нас готовит к празднику апостола Петра, Великий пост - к Воскресению", - объясняет священнослужитель.
При этом Петр Жук акцентирует внимание на том, что во время поста человек должен думать не просто о своем теле, но и о состоянии души.
"Пост не ради самого поста. Зато это период, когда человек готовится к такой великой дате. Из цели вытекают и средства: человек должен готовиться не только внешне, но и духовно, а церковь в течение многих веков выработала целую систему, которая помогает в этих приготовлениях. Часть этой системы - это отказ от еды. Это только один из небольших аспектов поста. Но главное - это усилие духа над телом, проявление отказа от материального в пользу духовного. Все это является одинаковым и для католической церкви, и для православной. Мы здесь должны понимать, что эта церковь более века была в единстве и создавала свою науку, будучи единственной. Позже произошел раскол, и отсюда - разные календари, разные проявления богослужений. Но в сути они ведут к одному и тому же", - говорит отец Жук.
Также ректор-протоиерей трехсвятительской духовной семинарии УГКЦ рассказал о различных проявлениях Великого поста.
"Первое проявление Великого поста - когда человек акцентирует на духовном, отдавая ему преимущество над материальным. Человек сам выбирает проявления этого в бытовой жизни. Например, очень интересным был один факт. Наш священник исследовал проявление поста и отказа супружеских пар жить половой жизнью во время поста. Интересно было узнать, что детей рождалось меньше после поста. Были даже вот такие проявления отказа от супружеской жизни. Но это не была наука церкви, скорее личное проявление поста, народное.
Второе проявление поста - концентрация и усиление духовного через богослужение. Весь цикл богослужений на время поста меняется, потому что помогает сконцентрироваться на покаянии. Это возможность изменить свою жизнь, чтобы стать ближе к Богу. Призываю всех посетить храмы во время таких богослужений, часть из которых переходят в повечерие.
А крупнейшее проявление поста - это акцентирование внимания на его правдивости. Ибо Господь говорил: "Не все, что входит, нас оскверняет". Поэтому не обязательно как-то плохо на нас влияет только еда. Но и то, от чего мы зависимы. Это все, что нас порабощает. Если меня порабощает телевидение, если я при этом пренебрегаю временем для своего ребенка, семьи, для отцов, то я от этого должен поститься. Я уже не говорю о таких вещах, как любовь к деньгам, курение, чрезмерное употребление алкоголя и так далее. На время поста от них отказываются не потому, что это все вредно. А потому нужно знать: ничто не может над нами господствовать", - пояснил Петр Жук.
Фото: Протоиерей Сергей Ющик
Протоиерей Сергий Ющик, первый протектор Киевской духовной Академии УПЦ: "Пост дается человеку, чтобы он смирил свое тело, а не умертвил его"
"Прежде всего, Великий пост – это первый многодневный пост в истории православной церкви в целом. Он берет свое начало по аналогии ветхозаветных постов праведников пророка Моисея, пророка Илии. И, самое главное, по примеру самого Иисуса Христа, поскольку Христос проводил 40-дневный пост.
Великий пост в православной церкви состоит из двух частей. Первая часть – это сорок дней поста. И вторая часть – это непосредственно страстная неделя. И, соответственно, мы имеем таким образом семь недель поста, которым православная церковь готовится к празднику Воскресения Иисуса Христа", - рассказывает Сергей Ющик.
Однако протоиерей соглашается, что на традицию Великого поста влияет и современность.
"Конечно, мы понимаем, что современные тенденции могут влиять на форму реализации поста. Но базовый устав поста был сформирован еще 1500 лет назад, и непосредственно касается всех православных верующих. Это, прежде всего, особенность богослужения. Потому что есть такие службы, которые совершаются только в дни Великого поста. И, конечно, является сам устав поста, который был сформирован в уважаемой традиции аскетической жизни церкви, что предполагает удержангие от пище вплоть до сухоедения.
То есть, по большому счету, устав предусматривает с понедельника по пятницу – сухоедение. Это значит - употребление пищи даже без растительного масла. Суббота и воскресенье – уже с маслом. И только дважды на пост (на Благовещение и Вход Господень в Иерусалим) разрешается пища с рыбой. Но, конечно, главная особенность – это богослужебный устав, который отличает Великий пост среди всех постов православной церкви".
Styler также поинтересовался у священнослужителя, что не стоит употреблять во время Великого поста православным.
"В Великий пост нельзя употреблять мясо, молоко, яйца. Устав дает нам идеал, к которому каждый православный должен стремиться, но уже сам человек в силу своих возможностей и обстоятельств формирует свой собственный аскетический подвиг. Ведь есть болезни, есть определенные социальные положения, социальные обязанности человека, которые не могут в полной мере реализовать пост. Потому как поститься - каждый решает для себя сам.
Пост дается человеку, чтобы он смирил свое тело, а не умертвил его. Для того, чтобы человек смог сам себе доказать, как говорят народным языком, кто дома хозяин – холодильник или человек. Если кто-то не может пройти мимо холодильника и даже поднимает об этом определенные дискуссии или даже ссоры дома, то ясно, кто главный.
Пост – это не только кулинарный период. Это еще и период воздержания. Пост у православных всегда воспринимался как период отсутствия гуляний. Надо помнить: ограничения в пище – это лишь первый шаг, который смиряет тело, чтобы оно не рвалось к гульбе, к ссорам. Православный человек должен в пост прочитывать одну главу священного писания ежедневно. Пост – это прежде всего период возрождения духа человека, чтобы человек понял, что он может управлять своей строптивой плотью", - заключает Сергей Ющик.
Фото: Василий Рудейко
Василий Рудейко, доктор богословия, заместитель председателя Патриаршей литургической комиссии УГКЦ: "В Великий пост важно никого не принуждать к воздержанию от пищи"
"В нашем литургическом году византийской традиции существует четыре поста, так называемых Четыредесятницы, из которых пост перед Пасхой - самый длинный и самый сложный по своей структуре. Кроме Великого поста, он же 40-дневный пост, есть еще пост перед Рождеством, пост перед успением Пресвятой Богородицы. А также пост перед праздником Верховных апостолов Петра и Павла. Каждый из них в определенной степени определяет основные циклы праздников в литургическом году. Эти традиции начались довольно давно, с установления празднований Пасхи. Празднику Пасхи сначала предшествовал однодневный пост. Это был пост великой субботы, и сегодня он считается центральным постным днем Великого поста", - рассказывает Василий Рудейко.
"Посту предшествует Мясопустная суббота, после которой нельзя потреблять мясо, и Сыропустное воскресенье, после которого не потребляются молочные продукты, вплоть до Воскресения. Несмотря на то, что сейчас церковь не предусматривает уже таких строгих постов, каждый сам для себя должен определить собственный стиль поста. Надо помнить, что потребление или не потребление пищи не является центральным аспектом любого поста. Воздержание от пищи - лишь один из аспектов. Важным является время, которое мы выделяем для Господа в течение постных дней. Связь с Богом - это главное, а отказ от определенной пищи - им мы укрепляем эту связь.
В Великий пост важно никого не принуждать к воздержанию от еды или еще чего. Человек должен сам "дорасти" до поста, иначе это будет просто диетой. Если человек сам "не доросла" до внутренней необходимости отказа от чего-то, то любое принуждение его к чему-либо будет "неугодным" в глазах Господа. Человек должен самостоятельно и лишь по собственной воле начать поститься. Особенно это касается детей: их тоже не надо заставлять. В таких случаях дети сами часто берут пример со своих родителей, которые придерживаются поста", - объясняет доктор богословия.