ua en ru

Экзотический фрукт: тест-драйв Citroen C4 Cactus

Экзотический фрукт: тест-драйв Citroen C4 Cactus Фото: В 70-х любимыми машинами хиппи были VW Beatle и VW Transporter. Сегодня у Citroen C4 Cactus есть все шансы завоевать популярность у хипстеров (Виталий Носач, Styler.rbc.ua)

Имя этого автомобиля, как и его внешность, мало кого оставляет равнодушным. Мы решили выяснить, что за растение, этот французский Cactus, и с чем его едят

Тест-драйв Citroen C4 Cactus показал, что этот автомобиль способен освежить чувства не хуже, чем мохито со льдом в летнюю жару. Помимо прочего, он удивляет цифрой 3,5. Это не время разгона до сотни, а показатель расхода топлива.

Неприхотливое растение

Кактусы бывают разные. Одни достигают гигантских размеров, другие радуют взор прекрасными цветами, третьи используются как строительный материал. Есть кактусы без колючек, с листвой, разветвленные как канделябр, похожие на деревья, гигантские “столбы”, крошечные “шарики” диаметром в сантиметр, стелющиеся по земле колючие плети; есть среди них и съедобные, и лечебные…

Но главное, что у всех кактусов есть общая отличительная особенность - они приспособлены к длительной засухе и “с умом” расходуют свои запасы воды.

Вместе с кукурузой, табаком и картофелем американские индейцы доколумбового периода культивировали один из видов кактуса - Опунцию инжирную. Сейчас плоды этого растения по-прежнему весьма популярны в Мексике и латинской Америке, а также в странах Средиземноморья. Одно из названий этих плодов - “цабар”, или “сабра” - даже стало прозвищем для уроженцев Израиля.

Кактус Опунция служит кормом и местом обитания для насекомого кошениль, из которого производят пищевой краситель кармин.

Экзотический фрукт: тест-драйв Citroen C4 Cactus

Фото: Драконов фрукт - экзотическое лакомство, растущее на одном из видов кактусов (byyy.ru)

Вкусные плоды еще одного вида кактусов, известные под названием “питайя”, “питахайя” или “драконов фрукт”, можно встретить даже на полках крупных украинских супермаркетов.

Именно с такими красивыми, полезными и вкусными кактусами хочется сравнивать Citroen C4 Cactus.

Кактус из семейства цитрусовых

Этот автомобиль был задуман как экономичный, экологичный, яркий и доступный. Пьер Монферрини, ответственный за бюджетную линейку C-line, описал C4 Cactus как легкий экономичный хэтчбек со стилистическими элементами кроссовера.

Маркетинговые исследования, предшествовавшие появлению Cactus, показали, что для покупателей такого класса автомобилей первостепенное значение имеют эффектный дизайн, высокий уровень комфорта и технологичность в сочетании с доступной стоимостью владения. В каких странах проводились исследования - не уточняется, но можно предположить, что анкетирование устроили европейским водителям.

Дизайнеры, бесспорно, справились с задачей на “отлично”. Комфорт, технологичность и экономичность - забота инженеров. Эти параметры мы и проверим. Но сначала посмотрим, откуда вообще взялся “Кактус” в семействе “цитрусовых” Citroen.

Этапы созревания

В основе модели лежит платформа PSA PF1, на которой построены также Citroen C3, DS3 и C-Elysée, а также три модели Peugeot - хэтчбек 208, кросс-хэтч 2008 и седан Peugeot 301. Гамму моторов “Кактус” также делит с французским собратом - Peugeot 2008. Все остальное - свое, особенное.

До своего дебюта C4 Cactus прошел несколько этапов развития. Первый концепт Citroen C4 Cactus был представлен публике в 2007 году. Нужно очень постараться, чтобы найти в этой округлой “панде” черты современного Cactus.

Экзотический фрукт: тест-драйв Citroen C4 Cactus

Фото: Citroen C4 Cactus Concept 2007 (auto-owners.ru)

Еще один промежуточный этап “дозревания” продемонстрировал концептуальный Citroen Lacoste, показанный в 2010 году. Пляжный крузер получил раздельные фары-полоски и ультралегкий кузов - эти решения были использованы и в следующем прототипе Cactus, показанном спустя три года.

Экзотический фрукт: тест-драйв Citroen C4 Cactus

Фото: Citroen Lacoste Concept 2010 (conceptcarz.com)

В Citroеn C4 Cactus Concept 2013 года уже были все характерные черты будущей машины: форма кузова, воздушные бамперы AirBump на дверях и бамперах для защиты от царапин, двухъярусное освещение, компоновка и дизайн салона. Он воплотил в себе идеи двух предыдущих концептов и стал полноценным прообразом для серийной модели.

Экзотический фрукт: тест-драйв Citroen C4 Cactus

Фото: Citroen C4 Cactus Concept 2013 (revistacoche.blogspot.com)

Осенью 2014 года на международном автосалоне в Париже компания Citroеn показала уже не только серийный Cactus, но и следующий возможный этап его улучшения - концепт C4 Cactus Airflow 2L с воздушной системой Hybrid Air. “Воздушные двигатели”, оптимизированная аэродинамика и облегченный кузов позволили добиться впечатляющего показателя расхода топлива - 2 литра на 100 км. Некоторые решения французы пообещали воплотить в будущих серийных моделях марки, но ни словом не обмолвились о появлении именно C4 Cactus с расходом в два литра.

Экзотический фрукт: тест-драйв Citroen C4 Cactus

Фото: Citroen C4 Cactus Airflow 2L Concept (newspress.co.uk)

В феврале 2015 года на очередное автошоу французы привезли еще один экзотический прототип - Citroеn Cactus M. На этот раз кросс-хэтчбек превратили в двухдверный кросс-родстер. Основой для машины послужил серийный C4 Cactus, а источником вдохновения - историческая модель Mehari, выпускавшаяся с 1968 по 1988 годы.

Экзотический фрукт: тест-драйв Citroen C4 Cactus

Фото: Citroеn Cactus M Concept (newspress.co.uk)

Так выглядел оригинальный Сitroen Мehari, выпускавшийся на протяжении 20 лет. Автомобиль приводился в движение 2-цилиндровым оппозитным двигателем объемом 602 кубических сантиметра, который обеспечивал 570-килограммовой машине неплохие динамические характеристики. Неприхотливая машинка без окон и дверей была очень популярна в развивающихся странах благодаря своей надежности и дешевизне. В Европе Mehari пользовался популярностью у пляжников, серферов, фермеров, лесников и охотников, а также состоял на службе французской полиции.

Экзотический фрукт: тест-драйв Citroen C4 Cactus

Фото: Сitroen Мehari 1968-88 (citroenvie.com)

Позднее руководство Сitroen решило использовать броский запоминающийся дизайн Cactus для кузова возрожденного Мehari, который в серийном исполнении стал гибридом и поступил в продажу под именем Е-Мehari.

Экзотический фрукт: тест-драйв Citroen C4 Cactus

Фото: Сitroen Е-Мehari (st.ilfattoquotidiano.it)

Одним из последних перевоплощений Citroen C4 Cactus стал концепт полноприводной версии, получившей приставку Adventure к названию.

Экзотический фрукт: тест-драйв Citroen C4 Cactus

Фото: Citroen C4 Cactus Adventure Concept (newspress.co.uk)

О том, что у Cactus есть будущее, говорит и тот факт, что хэтчбек Citroen C3 нового поколения, представленный в 2016 году, оказался эдаким бейби-Cactus.

Экзотический фрукт: тест-драйв Citroen C4 Cactus

Фото: Citroen C3 (newspress.co.uk)

Двухъярусные фары а-ля Кактус встречаются также в минивэнах Citroen C4 Picasso и Citroen Grand C4 Picasso, но эти автомобили далеки от образов мирного бунтаря и беззаботного пляжника, в которых предстают C3 и Е-Мehari.

Пляжная вечеринка

Впрочем, дух летней беззаботности не чужд и Citroen C4 Cactus. Недаром ведь он назван именем растения, которое часто встречается на морских побережьях. Для закрепления эффекта Citroen, совместно с одним из ведущих производителей экипировки для серфинга, подготовил особую версию C4 Cactus Rip Curl. Уж тут доска на крыше - обязательный атрибут.

Экзотический фрукт: тест-драйв Citroen C4 Cactus

Фото: Citroen C4 Cactus Rip Curl (hellocar.ru)

На песчаном пляже C4 Cactus - в своей стихии. Мощный мотор лишь усложняет задачу при движении по песку и может обеспечить проходимость разве что в сочетании с полным приводом. Ни то, ни другое C4 Cactus не требуется - вместо дорогих и тяжелых агрегатов он использует простое решение: легкий кузов. У кросс-хэтча 82-сильный мотор и передний привод, но благодаря весу всего в 965 кг он без труда пробирается по зыбкой поверхности.

Капля влаги

Конечно, значительно большую часть времени владельцы этого автомобиля проводят на асфальте. И тут проявляются другие преимущества C4 Cactus - экономичность и комфорт.

Экзотический фрукт: тест-драйв Citroen C4 Cactus

Фото: Citroen C4 Cactus (Виталий Носач, Styler.rbc.ua)

Cactus оснащается 1,2-литровым трехцилиндровым двигателем PureTech. Каждая его “лошадка” везет меньше 12 кг.

Практически все время тест-драйва наш Cactus провел в городе. На 600 км удалось добиться показателя расхода в 7,1 л/100 км, хотя сбросить пару лишних литров представляется вполне возможным. Была и загородная поездка за 140 км от Киева. Как только мы покинули пределы города, я обнулил показания борткомпьютера. Двигаясь со скоростью, близкой к максимальной, Cactus израсходовал меньше 8 литров топлива на 146 километров пути.

Экзотический фрукт: тест-драйв Citroen C4 Cactus

Фото: Citroen C4 Cactus (Виталий Носач, Styler.rbc.ua)

На обратной дороге я решил ехать медленней. На выезде снова обнулил показания борткомпьютера, ехал с круиз-контролем на скорости 80 км/ч. Дорога заняла почти в два раза больше времени, но это неудобство легко компенсировала полученная в результате цифра расхода - 3,7 литра на 100 км. К сожалению, этот результат не удалось зафиксировать на фото - случайное нажатие кнопки очистило историю поездки.

Экзотический фрукт: тест-драйв Citroen C4 Cactus

Фото: Citroen C4 Cactus (Виталий Носач, Styler.rbc.ua)

И в городе, и на трассе трехцилиндровый бензиновый двигатель Citroen C4 Cactus не досаждает чрезмерным шумом. Роботизированная 5-ступенчатая коробка передач при переключении вверх делает заметные паузы - создатели пожертвовали динамикой автомобиля в угоду экономичности. Однако подрулевые лепестки ручного режима переключения передач позволяют держать трансмиссию в динамичном режиме, принудительно понижая передачи, например при обгоне или движении под гору. Эффект от кик-дауна менее действенный, поскольку понижает передачу после некоторой паузы.

Экзотический фрукт: тест-драйв Citroen C4 Cactus

Фото: Citroen C4 Cactus (Виталий Носач, Styler.rbc.ua)

Говоря о трансмиссии, нельзя не отметить необычный блок управления ею. За переключение режимов движения отвечают три кнопки: драйв, задний ход и нейтраль. Традиционный режим “паркинг” отсутствует, во время стоянки нужно переключиться на нейтральную передачу и задействовать ручник.

Экзотический фрукт: тест-драйв Citroen C4 Cactus

Фото: Citroen C4 Cactus (Виталий Носач, Styler.rbc.ua)

Подобный минимализм в салоне Citroen C4 Cactus повсюду. Центральный дисплей на плоской торпедо принял на себя обязанности пульта управления большинством систем автомобиля, сведя количество кнопок к минимуму. С его помощью можно управлять температурой в салоне, музыкой, навигацией, функциями беспроводной телефонной связи, борткомпьютером и другими настройками автомобиля.

Экзотический фрукт: тест-драйв Citroen C4 Cactus

Фото: Citroen C4 Cactus (Виталий Носач, Styler.rbc.ua)

Задние двери оснащены форточками, вместо привычных окон со стеклоподъемниками. Дверные карты выполнены из цельного куска пластика с минимумом декоративных элекментов.

Экзотический фрукт: тест-драйв Citroen C4 Cactus

Фото: Citroen C4 Cactus (Виталий Носач, Styler.rbc.ua)

Задний диван, хоть и складывается, лишен каких либо регулировок. Эти и другие решения помогли избавиться от лишних килограммов веса и снизить потребление топлива.

Кактус - не овощ

Даже спокойные украинцы, садясь за руль, становятся агрессивней. Особенно в больших городах. На наших дорогах движение в рамках скоростных ограничений считается чем-то чуть ли не постыдным. Со светофора мы стартуем на всех парах - под визг колес и разлетающиеся во все стороны крошки асфальта из ям. Двигаться в потоке, по нашим понятиям, нужно на расстоянии 20 см при любой скорости. Чтобы перестроиться в соседний ряд нужно долго ехать с включенным поворотником, заглядывать в глаза водителю, перед которым собираешься вклиниться, а потом, понизившись на две передачи, все-таки подрезать его. После чего обязательно сказать “извини-спасибо”, моргнув аварийкой.

Экзотический фрукт: тест-драйв Citroen C4 Cactus

Фото: Citroen C4 Cactus (Виталий Носач, Styler.rbc.ua)

Попробуйте включить сигнал аварийной остановки в Париже - водители двадцати машин, едущих сзади, станут испуганно тормозить “в пол”. Со светофора в Милане стартуют с такой скоростью, что разгон до 100 км/ч занял бы 3 минуты. Расстояние между движущимися машинами в Лиссабоне позволяет уместить в промежутке два автомобиля. В большинстве городов максимальная разрешенная скорость - 60 км/ч. И именно с такой скоростью движется поток.

Экзотический фрукт: тест-драйв Citroen C4 Cactus

Фото: Citroen C4 Cactus (Виталий Носач, Styler.rbc.ua)

А паркуются европейцы впритирку, порой не оставляя даже миллиметра между бамперами стоящих рядом машин. Именно потому все контактные места С4 Cactus закрыли мягкими пластиковыми накладками AirBump, которые и меняются легко, и стоят гораздо дешевле рихтовки/покраски.

Тем, кто готов ездить по-европейски, Cactus придется по вкусу. С доской для серфинга на крыше или детским креслом на заднем сидении, этот автомобиль способен стать другом и помощником для людей молодых и прогрессивных.

Экзотический фрукт: тест-драйв Citroen C4 Cactus

Фото: Citroen C4 Cactus (Виталий Носач, Styler.rbc.ua)

Базовая версия кросс-хэтча обойдется в 417 900 гривен. За такие деньги ни один из конкурентов не предлагает автоматическую трансмиссию. В топливной эффективности с C4 Cactus может потягаться разве что дизельный Fiat 500L, у которого расход в смешанном режиме заявлен на уровне 4 литров на 100 км, против 4,3 л/100 км у Citroen.


По уровню дружелюбия во внешности с C4 Cactus могут сравниться разве что итальянцы - 500L и 500X. Ярко выраженный стиль - у Renault Captur. Необычные формы - у Kia Soul и Nissan Juke. У Citroen C4 Cactus есть все, чтобы покупатель сделал выбор в его пользу: на уровне эмоций он берет своим нетривиальным смелым дизайном, а на уровне рационального подхода - привлекательными цифрами экономической выгоды.

Citroen C4 Cactus и конкуренты

Марка, модель Трансмиссия Мощность, л.с.

Расход в смешанном

режиме, л/100 км

Цена, грн

Citroen C4 Cactus РКПП 82 4,3 417 900
Fiat 500L АКПП 85 4 493 700
Fiat 500X МКПП 110 6,4 485 000
Kia Soul МКПП 124 7,3 428 220
Nissan Juke МКПП 94 6 395 190
Opel Mokka МКПП 115 6,9 595 000
Peugeot 2008 АКПП 110 5,2 479 500
Renault Captur АКПП 115 6 501 157

Читайте также наш тест-драйв Nissan Leaf: электрическая зависимость, или дневник экомана.