“Экспонат руками не трогать”: Как сделать украинские музеи по-настоящему европейскими
Почему польская музейная культура ушла далеко вперед, какими музеями может действительно гордиться Украина и как улучшить состояние украинских музеев – в материале Styler
Музеи любой страны традиционно являются тем местом, которое привлекает многих туристов. Иногда именно они становятся как раз тем самым поводом, который заставляет иностранца посетить ту или иную страну.
Практически во всем мире известны Лувр, в Париже, Метрополитен-музей в Нью-Йорке или Британский музей в Лондоне. Это уже не только музеи, а и бренды, которые каждый год посещают миллионы туристов.
Европейские музеи практически всегда переполнены молодежью и являются настоящим украшением городов. Также все более популярной становится учебная практика на базе музеев. Люди самых разных возрастов приходят в музеи не только посмотреть экспозиции, но и послушать лекции, мастер-классы или встретиться там с известной и интересной им личностью.
Фото: Будний день, очередь в музей Анны Франк, Амстердам (скриншот google.com.ua/maps)
Музеи в Европе ценят и любят, а открытие новой экспозиции становится большим событием для всего города, а иногда и для всей страны. В то же время и в Украине есть интереснейшие музеи. Но все-таки большинство из них, особенно в регионах, пребывают в плачевном состоянии.
Styler решил рассказать, как развиваются музеи соседней с нами страны Польши и расспросил украинских музейных экспертов о том, какими музеями может гордиться Украина. Также мы узнали, что мешает сделать украинские музеи не хуже тех, которые уже давно есть в Европе.
В европейских музеях назначают встречи за чашечкой кофе
После вступления Польши в ЕС музейная сфера этой страны стала развиваться очень стремительно. На строительство новых музеев в Польше миллионы евро стали выделять фонды Евросоюза и местные органы власти. Культура и развитие музеев стали одним из главных приоритетов государства, а финансирование музейной сфере по количеству денег в Польше не уступает финансированию больниц и армии.
Пожалуй, главное отличие украинских музеев от польских – это то, что новых центров у нас практически не строят. В то время как в Польше чуть ли не каждый год возводят новое здание для музея, галереи или культурного центра.
Один из самых ярких тому примеров – музей истории польских евреев, расположенный в Варшаве на территории бывшего варшавского гетто. Музей открыл свои двери в 2013 году и произвел настоящий фурор. Невероятно красивое футуристическое здание спроектировала группа финских архитекторов под руководством Райнера Маламяки. С момента открытия музея публике доступна потрясающая мультимедийная выставка, которая рассказывает тысячелетнюю историю евреев на польских землях.
Фото: Футуристический дизайн интерьера музея истории польских евреев в Варшаве (inyourpocket.com)
Экспозиции музея действительно не оставляют равнодушными посетителей. Интересно, что оригинальных экспонатов здесь не так много, чтобы разместить их на каждом квадратном метре здания. Вместо оригинальных экспонатов посетители могут полистать страницы древних документов на мультимедийном экране, а в это время их будут окружать звуки той эпохи, о которой они читают.
Один из залов музея оформлен в виде шумной улицы и старого центрального рынка, на котором торгуются и покупают рыбу, хлеб и молоко. Вокруг прилавков во весь рост – экраны с анимацией. Второй зал сделан в виде узкой улицы с брусчаткой, оригинальными трамвайными путями и фонарями времен 19 века.
Фото: Музей истории польских евреев - знаковое место в Варшаве (cdn.timesofisrael.com)
Именно такие подходы к экспозиции полностью разрушают шаблоны и былые представления о том, каким должен быть музей. Если раньше просто сооружали помещения для хранения экспонатов, то главный тренд музеев 21 века – это создание нестандартного пространства, интерактивных выставок и интересных зданий из стекла, металла или любых других материалов.
В таких музеях в уютном кресле можно почитать книгу, дотронуться к экспонатам руками, здесь свободно можно фотографировать и оставаться в музее не час-два, а сколько захочется. И, кроме того, можно посмотреть фильм или лекцию, оставить на время посещения выставки в уютной детской комнате или назначить в нем встречу за чашечкой кофе.
Как выяснилось, в Украине есть тоже немало музеев, рассказывающих об истории евреев. Например, это и музей Шолом-Алейхема в Киеве, и Черновицкий музей истории и культуры евреев Буковины. Также - Музей культуры еврейского народа и истории Холокоста в Кривом Роге и Еврейский музей Одессы. Музей евреев Херсонщины представляет экспонаты, рассказывающие о двухсотлетней истории еврейской общины, а в Центре Юдаики в Киеве всегда можно узнать интересные данные о еврейской культуре в Украине.
Видео: Музей истории польских евреев (Youtube.com/Muzeum Historii Żydów Polskich)
К сожалению, многие из этих музеев имеют небольшие площади, которых недостаточно для того, чтобы показать все экспонаты. Да и обновления экспозиции и капитальные ремонты лишь за редким исключением происходили в них еще во времена СССР. Часто такие музеи финансируют или меценаты, или энтузиасты и настоящие любители своего дела. Но о системном финансирование речь заходит редко.
Один из самых интересных музеев Украины, посвященных еврейской тематике, находится в Киеве по улице Большая Васильковская, 5. Открывшись в 2009 году, музей Шолом-Алейхема стал первым государственным музеем на территории Украины, который посвящен еврейской тематике. Вопрос о создании такого музея в Киеве назревал давно, но воплотить идею в жизнь удалось только в 2000х. Основная экспозиция музея – это увлекательный рассказ о жизни и творчестве легендарного писателя и общественного деятеля, а еще – о культуре еврейского народа.
Фото: Интересные экспозиции музея Шолом-Алейхема в Киеве (sholom-aleichem.kiev.ua)
К сожалению музеи еврейской культуры пока не владеют тем запасом техники и оснащения, которая позволила бы сделать их такими интерактивными, как музей истории польских евреев в Варшаве.
Многие музеи Украины экспонируют только 5% своих коллекций
Музеями в Украине до сих пор не занимаются стратегически, а музейный менеджмент вообще отсутствует как явление, считает Сергей Кролевец, глава Всеукраинской ассоциации музеев и заповедников. По его мнению, украинские музеи по этим и другим причинам пока далеки от европейских.
Одна из больших проблем украинских музеев состоит в том, что они до сих пор не могут полностью управлять своими деньгами, которые получают от реализации музейных услуг – билетов за вход, экскурсий, продажи сувениров. Согласно Бюджетному кодексу, эти деньги считают бюджетными.
Фото: Краеведческий музей Конотопа на Сумщине имеет более 24 тысяч экспонатов, но находится в старом и ничем не примечательном помещении (wikipedia.org)
"Даже во времена СССР музеи часто сами могли распоряжаться своими деньгами. А сейчас, когда у нас уже рыночная экономика, музеи ограничены в правах. Это в то время, когда при европейских музеях открываются кафе, книжные магазины, продают качественные сувениры. Это позволяет зарабатывать и регулярно обновлять техническое оснащение. И, соответственно, становиться интересным местом для посетителей, конкурировать с другими музеями. Это уже давно стало нормой в других странах. А у нас этого нет. И именно поэтому наши музеи в большинстве своем негибкие, непривлекательные и неинтересные", - говорит Сергей Кролевец.
По его словам, большинство музеев Украины используют свой старый потенциал. А если и обновляются, то не кардинально, а лишь на минимум возможностей. Да и то не всегда. Как и при коммунизме, так и уже после обретения Украиной независимости, новые помещения для музеев у нас практически не строили и не строят, говорит эксперт.
Фото: Национальный музей Перемишльщины, Польша, находится в очень интересном здании (wikipedia.org)
Во многих случаях проблема совсем не в недостатке экспонатов или коллекций, которые музей показывает гостям. Экспонатов в украинских музеях может быть целое множество. Но часто нет возможности их показать из-за недостатка площадей музея. Известно, что на данный момент многие музеи экспонируют только 5% своих коллекций. А, кроме того, знаем много случаев, когда даже из небольших помещений музей просто выселяют.
"В Европе музеям принадлежат лучшие дворцы и замки, для них строят самые лучшие современные помещения. Но вспомните хотя бы один случай, когда у нас за последние года музей строили с нуля! Исключение составляет разве что музей Истории Украины во Второй мировой войне, и то его строили давно", - объясняет Сергей Кролевец.
Экономия средств из госбюджета и постоянный поиск принципиально новых финансовых источников - вот цель всех музейных реформ Европы, говорит он.
"В музеях человек должен быть в центре внимания. Музей – это точно такой же сервис, как и все другие. Он должен быть комфортным и уютным, интересным. Музейная работа - это обеспечение движения информации, которая содержится в музейных предметах, и которая таким образом становится знанием. Музеи производят знания. А естественное право каждого человека это право на информацию, на правдивые знания", - подчеркивает эксперт.
Фото: Европейский центр Солидарности в польском городе Гданськ имеет множество интерактивных экспозиций (pomorskie.travel)
Постоянная проблема украинских музеев – не достаток денег на их развитие. Большую часть финансирования тратят на зарплату, охрану и коммунальные платежи музеев, но на развитие музеев практически ничего не остается. В то время как на зарплаты сотрудникам у нас выделяют около 809% средств из общего количества денег, выделенных на музеи, то в европейских странах это показатель составляет всего 5-10%. В ЕС музеи "окупают" себя сами, конкурируя между собой.
Музей, по крыше котрого катаются на скейтбордах
Энтузиасты и настоящие любители свого дела, которые пытаются сделать все, чтобы музеи розвивались каждый год сталкиваются с недостатком выделяемых на музеи средств и становятся буквально заложниками ситуации: обновлять экспозицию не могут, а повышение цен за входной билет может оттолкнуть посетителей.
В Польше предлагают посмотреть на эту проблему глобально. Прежде всего – изменить государственный поход к функционированию музеев. Им нужно дать максимум свободы и возможностей для развития. Многие музеи Польши развиваются по грантовым программам или за средства ЕС, и тогда госбюджет вообще не выделяет денег на строительство нового здания музея. Практически в любом городе Польши, гуляя по парку или улице, можно заметить табличку "построено на средства ЕС". Впрочем, вкладывать деньги в развиите культуры Польши Евросоюз начала еще до вступления этой страны в ЕС.
"После вступления в ЕС, когда появились новые возможности финансирования культурных проектов, стало намного легче, – говорит культурный менеджер Малгожата Хайто. – Так, в 2005 году мы получили грант на международный проект по развитию новых рабочих мест в креативном секторе. Это дало нам возможности для обмена опытом и знакомства с передовыми практиками".
Фото: Национальный музей в Щецине спроектирован с принципиально новым подходом к городскому пространству (djournal.com.uа)
В небольшом польском городе Щецин, находящемся недалеко от границы с Германией, на площади Солидарности построили масштабное современное здание - Национальный музей в Центре диалога Щецина. Это место быстро стало не только историческим учреждением, но и местом отдыха туристов и жителей города. Например, необычная плавно поднимающаяся из земли форма музея позволяет использовать наклоны для катания на скейтбордах.
Город Щецин до 1945 года принадлежал Германии. А во время войны пострадал значительно больше, чем другие польские города. Много зданий были разрушены. А в 1970 годах на главной площади Щецина погибли протестующий рабочие. Это место стало для поляков символом борьбы за свободу, поэтому сооружение здесь музея стало важным событием для города.
Фото: Пространство музея как бы поднимается из земли и становится неотъемлемой частью городской площади (djournal.com.uа)
Дизайн-студия, проектировавшая здание, решила спрятать музей под землей. Пространство сделали общественным, но и сохранили индивидуальность здания. В итоге получился не просто музей, а целый квартал, посвященный истории города. С одной стороны музей как бы поднимает площадь, а с другой – открывается для движения шумной улицы. Крыша музея – это часть самой площади. Кстати, в городе Щецин существует множество инициатив, которые нацелены популяризировать город среди туристов.
Фото: Один из входов в музей Щецина (djournal.com.ua)
Подобные инновационные музеи в Польше строятся "с нуля" регулярно. А тем временем открытие хотя бы одного нового музея в Украине – случаи единичные. Одно из таких исключений – Национальный музей "Мемориал жертв Голодомора" в Киеве. Этот мемориальный комплекс посвящен трагедии Голодомора 1932-1933 годов на территории Украины.
Мемориал построили в 2008-2010 годах. Теперь это место часто посещают не только туристы, но и иностранные делегации, ведь это место включено в Государственный Протокол и Церемониал Украины.
Фото: "Мемориал Жертв Голодомора" - важнейший музей, который должен посетить каждый украинец (memorialholodomor.org.ua)
"Мемориал Жертв Голодомора" действительно стоит посетить каждому украинцу чтобы узнать об ужасающих фактах искусственно организованного голода на украинских землях. Экспозиция музея также имеет интерактив: она оснащена несколькими экранами и мониторами. На которых можно полистать исторические документы и просмотреть фото драматических событий, которым посвящен музей.
Завершение экспозиции музея Голодомора специально спроектировано таким образом, чтобы перед посетителями открылся колокол, символизирующий память о жертвах Голодомора, и также отсюда открывается живописный вид на Киев. Это символизирует жизнь, которая продолжается, вопреки всем бедствиям и горю.
Фото: Выход из музея Голодомора задуман таким образом, чтобы туристам открывался вид на Киев (prostir.museum)
Подобных хорошо продуманных и интересных музеев остро не хватает не только большим, но и маленьким городам Украины, говорят эксперты.
"Нельзя сказать, что один музей важен, а другой – нет. Каждый город Украины чем-то уникален и достоин хорошего музея", - подчеркивает Сергей Кролевец.
"Сидим иногда зимой в неотапливаемом помещении"
"С музеями у нас все плохо. К нам ходят разве что школьники, да и то – только когда им предлагают учителя. Мы пытаемся своими силами организовать выставки картин, выставки работ наших местных фотографов. Привозим гостей из области, часто это все приходится делать за свой счет. Такие поездки далеко не всегда окупаются, ведь люди на такие выставки массово не идут даже при символической плате за вход. Из года в год у нас нет ремонта. Сидим иногда зимой в неотапливаемом помещении", - анонимно признается один из сотрудников музея небольшого города.
Кстати, в разговоре с сотрудником музея выяснилось, что его руководство не считает нужным вести страницу музея в соцсетях и создавать даже самый простой сайт. "Если хотите – делайте, но денег у нас на это нет", - отреагировала дирекция на такое предложение.
Фото: Роскошная Львовская национальная галерея искусств поражает богатством экспонатов (restmap.com.ua)
Кроме того, есть и другая проблема: краеведческими музеями в небольших городах мало интересуются местные жители. Людей небольшого города редко удается "раскачать" и заинтересовать, если ресурсы музея ограничены, признается собеседник.
"Мы придумывали много разных выставок, презентаций. Я прозванивал знакомых, приглашал прийти даже бесплатно. Но подавляющее большинство находило причины, чтобы не приходить. Такое происходит не один раз, а случается систематически", - сожалеет сотрудник музея.
Кстати, есть в Украине и музеи, получившие международное признание и известность. Например, PinchukArtCentre имеет статус международного центра современного искусства, в котором ежегодно проходят выставки знаменитых художников со всех уголков мира.
Фото: PinchukArtCentre - одна из "визитных карточек" Киева (bigfoto.in.ua)
Еще один прекрасный пример – Львовская национальная галерея искусств имени Потоцких. Сегодня она является одним из самых богатых музеев Украины, собрание фондов которого насчитывает более 62 тысяч произведений мирового и национального масштаба искусства, начиная от античных времен и до наших дней. Также здесь есть уникальные коллекции европейского искусства, украинского портрета XVI-XIX столетий, икон, мебели и львовской скульптуры.