Главные ошибки начинающих бизнесменов, полезные советы об открытии первого бизнеса и о том, почему многие украинцы до сих пор не научились быть предпринимателями - в интервью эксперта для Styler
Надежда Перевизнык – независимый специалист сферы, которую традиционно называют “реклама-маркетинг-пиар”. С 2006 года Надя прошла весь возможный опыт в украинском маркетинге: работала в топовых рекламных агентствах и бизнесах. Также имеет многолетний опыт работы в ресторанной сфере, в частности, является соучредителем заведения “PR Bar” на столичном Подоле.
Сейчас Надя Перевизнык консультирует тех, кто решил начать собственный бизнес. По ее словам, в последнее время интерес к экспертной мысли в Украине высок, и это - хорошая тенденция.
На форуме ресторанного франчайзинга Franchithink, который состоялся в Киеве на днях, Надежда Перевизнык рассказывала о роли бренда для франшизы. На одной площадке во время Franchithink встретились представители ресторанных франчайзинговых сетей Украины и мира, а также инвесторы (владельцы заведений) франчайзи, поставщики и другие эксперты ресторанного рынка.
Во время форума мы пообщались с Надей о том, в каком положении сейчас находится украинский бизнес и почему франшиза - это лучший вариант для начинающих бизнесменов. Также эксперт перечислила дня нас наиболее распространенные ошибки при открытии собственного дела и поделилась собственными рецептами-советами для тех, кто начинает бизнес впервые в жизни.
По словам Нади Перевизнык, франшиза - это именно тот вид бизнеса, где брендирование - крайне важное.
“Роль бренда в франшизе - чрезвычайная. Бренды уже стали символами нового мира. Надпись “Пепси” в пластиковой бутылке понимают и в Буэнос-Айресе, и в Жмеринке. Это уже не просто названия, но и символические элементы глобального мира. Бренд имеет много определений, но во франчайзинге мне больше всего нравится, что бренд – это обещание качества.
Потому что когда ты в Азии и не знаешь, можно ли съесть сэндвичи на улице, то в первый день пойдешь в общеизвестное заведение. У меня когда-то было именно так. Я впервые была в Бомбее, увидела Subway и сразу же побежала туда. Конечно, потом и местные самосы на улице я ела. Но все равно: когда ты смотришь на вывеску знаменитого в мире бренда, то твои рецепторы сразу "чувствуют", как пахнет и вкусный бургер или кофе”, - пояснила Перевозчик.
Фото: На форуме Franchitnink эксперты обсудили новейшие тренды отрасли (facebook.com/franchithink)
Владельцу франшизы в любом случае надо разбираться в брендинге, уверена эксперт. Это - обязательный пункт, от которого зависит будущее бренда.
“Оглядываясь на свой первый опыт бизнеса, понимаю: покупка франшизы для “первого раза” – это очень удачный вариант. Если вы не знаете, предприниматель вы или нет в принципе, то франшиза – именно то, что вам нужно. Она минимизирует очень много рисков. Но, конечно, не гарантирует успеха. Потому что если вы не умеете составлять и контролировать бизнес-процессы, не умеете договариваться с людьми, не разбираетесь в финансах, то будет очень сложно. И франшиза – это хороший тест-драйв, который это вам покажет. Потому что, может, на самом деле вместо предпринимательства вам надо преподавать или заниматься чем-то творческим. Собственное дело – это отдельный вид человеческой деятельности”, - подчеркивает она.
Но, по ее словам, франшиза – это не магия, и не надо рассчитывать, что успех с ней будет обязательным, молниеносным. Франшиза - это бизнес, которым надо заниматься, просто рисков прогореть чуть меньше, говорит Перевозчик.
Часто у начинающих бизнесменов бывают завышенные ожидания относительно их нового дела, замечает эксперт. Особенно это касается людей, которые ни дня не работали в той сфере, в которой собираются зарабатывать.
“Например, приходит человек с финансов. Скажем, аналитик среднего звена. Хочет кофейню. Но он никогда в жизни не руководил даже двумя-тремя людьми, совсем не знает гастрономической сферы. Он просто работал в компании, где ему хорошо платили, и это позволило ему отложить пару тысяч долларов, и сейчас он хочет кофейню. Когда я спрашиваю, а зачем в вашей кофейне будут дополнительно именно книги, ответа нет. Говорю ему: "похоже, вы через шесть-девять месяцев закроетесь, потратив накопленные 10 тысяч долларов”, - рассказывает Надя Перевизнык.
Эксперт советует: нужно постоянно следить за тенденциями в бизнесе.
К примеру, если не отслеживать, как часто в Украине меняется регуляторная политика и не оптимизировать налоги, можно на прибыль вообще не выйти.
Также стоит слушать практикующих бизнесменов, говорит Надежда. Если они говорят, что рентабельность того или иного бизнеса - год-полтора, то это значит, что очень маловероятно, что он окупится раньше этого срока.
"И не стоит думать, что во всех бедах неудачного бизнеса виновата экономическая и политическая ситуация в Украине", - подчеркивает эксперт.
“Свежие статистические данные: несмотря на безвиз, 69% украинцев не были за рубежом. Большинство думает, что в западном мире – все чуть ли не идеально. Но там есть свои проблемы. В этом “идеальном мире” Apple таскают по судам Евросоюза за сокрытие налогов в Еврозоне на миллионы долларов. Идеального мира нет, и в каждой стране - своя специфика. Конечно, в северной и центральной Европе больше подспорья для стабильного бизнеса, но и это - не панацея”, - объясняет она.
“Украинцы сейчас снова учатся делать бизнес, потому что у нас все “отбила” советская власть. Мы довольно-таки трудолюбивая нация, которая в силу исторического процесса пострадала. В Украине “совок” отбил понятия частной собственности и ответственности за нее. Сейчас мы возвращаем себе этот ген, когда постепенно возрождается уважение и понимание к имуществу. Нашу ситуацию можно сравнить с тем, какие процессы происходили в Европе и в Америке после Второй Мировой. Мы сейчас – это 1960-е, 70-е, максимально - 80-е капиталистического мира. Но точно не 90-е”, - делится мнением эксперт.
Несмотря на то, что украинцы до сих пор не очень умеют вести бизнес, переживать за это не стоит: за последние годы парадигма бизнеса не изменилась: то, как он делался в 90х - к глобализации, к интернету, распада СССР и – эта эпоха уже ушла.
“Поэтому наше незнание, в принципе, не является таким критичным. Нам сейчас надо очень быстро учиться делать бизнес в новом мире – в мире четвертой научно-технической революции, в мире ценностей. И это плюс. Но пока многие украинцы не умеют делать бизнес, и не хотят учиться. Это то, что меня беспокоит”, - говорит она.
Украинцы часто считают нужным не прорабатывать базу для нового бизнеса перед тем, как запустить его, говорит Надежда Перевизнык.
Зато в Украине чаще действует правило: “давайте начнем, потом разберемся“.
“Перед тем, как делать бизнес, надо сделать достаточно “домашней работы”, поговорить с действующими бизнесменами в этой сфере, с юристами, с бухгалтерами. Прочитать от трех и больше книг по теме. Выспрашивать цифры, интересоваться новыми данными. Все эти шаги при открытии бизнеса осуществляют далеко не всегда. Перед тем, как открыть заведение, вы должны 3-9 месяцев готовиться, как каторжники! А потом уже говорить, что кофейня-книжный магазин открывает свои двери”, - подчеркивает она.
С другой стороны, сейчас в Украине есть большой запрос на экспертное мнение, бизнес-консалтинг. И это - хорошая тенденция, говорит Надежда.
Часто даже тем, кто не вовлечен в бизнес детально, может заметить: ведение собственного дела в крупных городах и районных центрах Украины много в чем отличается. Заметно, что в меньших городах предприниматели проявляют мало активности, говорит она.
“Я не понимаю, почему именно так в маленьких городах все происходит. Ведь интернет у всех везде один: можно пройти онлайн-курсы новых бизнес-школ, не выходя из дома. Ты приезжаешь в Киев на семинар, возвращаешься в свой город, и... ничего не делаешь! Вводить что-то новое и полезное можно, живя в небольшом городе. Вон в моем родном Стрые, Львовской области, знакомый предприниматель открыл кафе с трендовым свежеобжаренным кофе. Все это реально. Но многое зависит от человека. Есть страх, есть опасения. Это нормально, но это - в голове. Поэтому Предприниматели – это отдельный вид людей, которые их, страхи, преодолевают. Обычно это проактивные люди, ответственные и бесстрашные”, - говорит эксперт.
“Главное – не бояться начинать. Надо достаточно работать, пробовать. Не бояться поражений: падать, вставать, падать и снова вставать. Можно начинать с малого и потом, оглядываясь на себя, увидеть: вы достигли многого! Мыслить глобально, действовать локально”, - подчеркивает она.