ua en ru

"Все едут кому как хочется. На дорогах - полный хаос": Сравнение дорог Украины и Индии

"Все едут кому как хочется. На дорогах - полный хаос": Сравнение дорог Украины и Индии Дороги в Украине и Индии (коллаж РБК-Украина)

Действительно ли дороги в Индии лучшие украинских, чем движение транспорта в Дели шокирует иностранцев и почему на индийских дорогах много хаоса – в материале Styler

В Украине часто любят сравнивать качество наших дорог с европейскими. Практически все, кто пересекал границу Украины с любым государством ЕС, замечали: качество дорог в Украине и Европе радикально отличается. Также различается и то, как ведут себя на дорогах сами водители.

Ранее редакция Styler уже сравнивала качество дорог и городского благоустройства в Украине и Польше. Мы также писали о резком контрасте в качестве дорог, который часто замечают при пересечении границы Украины и Беларуси.

В этот раз мы решили сравнить украинские дороги и культуру вождения с аналогичными в отдаленной от нас стране – Индии. Мы попросили сравнить украинские и индийские дороги путешественника с опытом. Игорь Кучер, директор туристической фирмы Nordic Travel, побывал в Индии дважды, и во время поездок был поражен тем, насколько индийские дороги и культура вождения отличается от украинских реалий.

Часто индийская культура вождения просто шокирует иностранцев. В то же время местные жители, кажется, давно привыкли к тому хаосу, шуму и порой полному отсутствию регулирования, с которыми ежедневно сталкиваются водители в Индии. Удивительно, но система, когда никто не соблюдает правила, все равно иногда позволяет избежать ДТП.

Но дороги в Индии хорошие практически везде! Даже в отдаленных селах. Подробнее – в материале Styler.

Отсутствие разметки и непрерывный гул сигналов

По словам Игоря Кучера, дороги в Индии – практически везде хорошего качества. Без огромных ям, без трещин, но... без разметки.

"У нас к разметке все привыкли, но в Индии она практически отсутствует. С ней здесь очень туго. Кто куда едет – надо смотреть по ситуации. Но даже если бы разметка была, не знаю, придерживались бы ее или нет, потому что все привыкли ехать как угодно. Движение на дорогах практически не регулируется. Дороги очень переполнены транспортом. Трафик настолько плотный, что быстро не едет практически никто. Причем как в городах, так и между городами. Особо не видел, чтобы кто-то ехал со скоростью в сто километров в час", - рассказывает он.

alt

Фото: "Таких больших ям на дорогах в Индии, как в Украине, я не видел" - путешественник Игорь Кучер (коллаж РБК-Украина)

В воздухе на дорогах и вблизи дорог в Индии очень много газа, говорит Игорь Кучер.

"Это, пожалуй, самый большой "минус". Водители часто даже не придают значения, на чем едут: машины могут страшно дымить, но на них будут продолжать двигаться дальше. Что-то дымит, что-то разваливается, но едет. Я надевал маску, но она очень быстро темнела от пыли, грязи и загазованности. Дороги - хорошего качества, но они везде забиты легковыми автомобилями, грузовиками, велосипедами, мопедами, рикшами, велорикшами", - пояснил он.

Водители на индийских дорогах привыкли чуть ли не постоянно сигналить, говорит Игорь. Поэтому на проезжей части стоит непрерывный шум сплошных сигналов.

"Сигналят не обязательно со злости. Просто таким образом водители регулируют дорожное движение. Сигнальный гул – постоянный. И местные к нему уже привыкли", - добавляет он.

В Индии, в отличие от Украины, люди сильно не "заморачиваются", какого качества машина: может быть и поцарапана, и бампер может отпадать, вспоминает путешественник.

alt
altaltalt

Фото: Дороги в городе Пуне, штат Махараштра, 2011 год. Все дороги - без выбоин и ям (предоставлено Игорем Кучером)

"В Дели мы ехали на рикше, и на светофоре она наклонилась, водитель не успел затормозить, покатился и сильно ударился в авто впереди. Та машина оказалась новенькой, только что из автосалона, еще даже новые номера не успели поставить. И вот наш водитель изо всех сил влетел в бампер! Вышел тот водитель. Я думал, сейчас он нашего водителя в асфальт со злости закатает. Мы подумали, что дальше уже не поедем, потому что сейчас приедет полиция и будет долго составлять протокол. Но водители переговорили немного и разъехались. Никто полицию не вызвал, и наш водитель пострадавшему денег не платил, потому что тот не требовал. Это очень удивило", - говорит Игорь Кучер.

Пожалуй, полицию в Индии вызывают лишь при каких-то серьезных ДТП, предполагает он. В этой стране каждый сам отвечает за свое авто, а добиться компенсации за испорченную машину часто даже не пытаются. Вместо этого - просто едут дальше.

Асфальт кладут квадратами, а автомобилисты регулируют движение самостоятельно

Игоря во время поездки удивило хорошее качество асфальта, который прокладывают в деревнях и городах Индии. По словам путешественника, ям не видно ни в большом городе, ни вне его.

"Асфальт в Индии – очень классный. Покрытие меняют частями, кладут квадратами. Но все равно дороги хорошие. В Мумбаи много тротуарной плитки. Асфальт в Индии в основном темный. Такого цвета, как у нас свежий, только что проложенный асфальт. У нас со временем он меняет цвет, а в Индии таким и остается", - рассказывает Игорь Кучер.

Ему интересно было наблюдать, как за городом по хорошим дорогам ходят коровы и козы. Выглядит это очень колоритно.

altaltalt

Фото: В Украине делают чаще ямочный ремонт, тогда как в Индии асфальт кладут крупными квадратами (РБК-Украина)

"Если говорить в целом, то дороги в Индии лучше по качеству, но там радикально другая культура поведения водителей. На первый взгляд, все едут, кому как хочется, сигналят. Регулирование отсутствует. Но потом ты понимаешь, что эта схема каким-то образом работает! По дорогам ежедневно проезжает огромное количество авто на дорогах, намного больше, чем у нас. Но водители ведут себя культурно, не подрезают друг друга. Как-то они регулируют движение самостоятельно. Привыкли, когда все едут с разной скоростью. Представьте: здесь быстро едут автобусы, между ними – медленные мопеды. Между мопедами - еще рикши, которые двигаются со скоростью максимум 40 километров в час. А между ними – велосипеды, которые едут еще медленнее. Каждый едет по-разному, каждого нужно как-то обходить", - добавил путешественник.

"Ты просто набираешься смелости и переходишь улицу. Другого выхода нет"

Переходить дорогу пешеходу, который не привык к индийским дорогам, бывает сложно и даже очень страшно. Пешеходные переходы просто отсутствуют, и приходится просто идти прямо. Но при этом недовольства у водителей нет, пешеходов воспринимают нормально, и машины приостанавливаются или объезжают их.

Но нельзя говорить, что движение машин в Индии не регулируется совсем. А в некоторых местах крупных городов были заметны регулировщики, отметил путешественник. Но все равно нетипичным выглядит то, что сами водители привыкли регулировать движение в зависимости от того, как развиваются события на дороге. Для Украины это явление очень необычное, говорит он.

"Хаоса на украинских дорогах точно меньше", - констатирует Игорь.

altaltalt
altaltaltalt

Фото: Дороги в городках и деревнях Индии тоже хорошего качества. Часто можно заметить, как по дорогам ходят коровы и козы (предоставлено Игорем Кучером)

"Ты просто набираешься смелости и переходишь улицу. Другого выхода нет, - говорит Игорь. – Сначала страшновато, но потом уже привыкаешь и просто прешь по дороге, а мимо тебя едут машины. Мы один раз сами арендовали мопед. Ехали по ненасыщенным дорогам, но небольшой кусок надо было проехать все-таки по насыщенной дороге. И те несколько километров я никогда не забуду! Это был невероятный адреналин, когда едешь и чувствуешь себя муравьем, который кто-то может в любой момент раздавить. Но при этом все тебя объезжают, пропускают", - вспоминает Игорь.

Транспорт Индии и Украины похож тем, что в нем часто уступают места. В первую очередь – женщинам. Но вот в автобусах Индии женщины часто сидят отдельно от мужчин. Если рядом есть два свободных места, есть большая вероятность, что мужчина сядет рядом с мужчиной, а женщина – с женщиной.

altФото: Типичная для Индии ситуация: велосипеды часто перевозят на крыше автобуса (предоставлено Игорем Кучером)

Также дети любят усаживаться на колени кого-то из пассажиров, часто даже не спрашивая разрешения.

"В индийском городском транспорте нет такого понятия, когда каждый сам по себе. Вам часто помогают залезть в автобус, помогают поднять и забрасывают ваши сумки. Часто видел, как из автобуса люди соскакивают прямо во время движения, когда автобус еще не остановился. Или заскакивают в транспорт, даже когда он начал двигаться", - говорит Игорь Кучер.

Дороги в Индии лучше, чем в Украине. Но в то же время на наших дорогах совсем нет такого хаоса, пыли и загазованности, с которыми каждый день сталкиваются в Индии, подводит итог путешественник.

Напомним, эксперт рассказал о том, почему украинская железная дорога пребывает в ужасном состоянии.