Взять электромобиль на тест-драйв в Украине сегодня не проблема. В большинстве случаев за эту возможность так или иначе придется заплатить, зато личный опыт позволит наилучшим образом взвесить все “за” и “против”
17 раз пешеходы и автомобилисты подходили ко мне с вопросами о машине, большинство из них спрашивали “сколько проезжает?”. А проехали мы за две недели около тысячи километров, каждый из которых обошелся в 17,5 копеек. В целом, четырнадцати дней оказалось достаточно для того, чтобы понять, как живется украинскому владельцу электрокара Nissan Leaf.
Рынок электромобилей в Украине далек от того, чтобы именоваться рынком. Инфраструктура - в зачаточном состоянии. Официальный дилер - всего один (BMW i), да и тот появился лишь в июне 2016 года. Никаких налоговых льгот от государства для владельцев эко-транспорта, как в большинстве других стран, не предусмотрено.
Несмотря на все это, около восьми сотен украинцев выбрали для себя транспорт на электричестве. Большинство продаж приходится на подержанные автомобили, а львиную долю в этой статистике занимает Nissan Leaf. Эту модель неофициальные дилеры, в том числе специализирующиеся на электрокарах, везут отовсюду - из Европы, США, Китая…
Фото: Экологичный Nissan Leaf не нарушает гармонию парковой зоны (Виталий Носач, Styler.rbc.ua)
Мы решили выяснить, с чем приходится сталкиваться отважным украинским первопроходцам электрической мобильности, и взяли Nissan Leaf на тест у компании “Оксижен Групп”.
Этот электрокар был создан, чтобы совершить революцию, не меньше. Прежде всего - в сознании современных автомобилистов. И, судя по результатам продаж во всем мире (более 200 тысяч только в 2016 году), со своей задачей он справился.
Дизайн кузова Leaf - предмет споров и обсуждений, но он продиктован двумя целями: привлекать внимание и оптимизировать аэродинамику. И эти пункты выполнены.
Фото: Обтекаемые формы - узнаваемая особенность Nissan Leaf (Виталий Носач, Styler.rbc.ua)
Салон Leaf мало отличается от интерьера любого другого хэтчбека С-класса. Освоиться здесь просто: регулировка руля, зеркал, кресла - все как обычно.
Фото: Салон Leaf - весьма просторный и эргономичный. Даже самые простые версии модели оснащаются электростеклоподъемниками и обогревом кресел (Виталий Носач, Styler.rbc.ua)
Исключение составляют приборная панель и рукоятка переключения режимов движения.
Фото: Джойстик переключает режими движения электрокара: драйв, драйв эко, нейтраль и задний ход (Виталий Носач, Styler.rbc.ua)
Панель приборов состоит из двух экранов, расположенных друг над другом. На верхнем отображается скорость движения, температура за бортом, и символичные “елочки”, наглядно демонстрирующие эффективность вождения. Чем экономнее водитель расходует электричество, тем больше “деревьев” можно “вырастить”.
Фото: Во время стоянки "елочки" в левом углу верхней панели приборов обнуляются и начинают расти вновь после запуска двигателя (Виталий Носач, Styler.rbc.ua)
Нижний экран отображает информацию о степени заряда стартового аккумулятора (слева), тяговой батареи (справа) с ориентировочным запасом хода, который высчитывается на основе данных предыдущего дня. Дуга с кружочками частично выполняет функцию тахометра, которого здесь нет, выражая интенсивность использования или рекуперации электроэнергии.
Фото: Запас хода компьютер просчитывает, основываясь на данных с предыдущей зарядки. Цифра - приблизительная (Виталий Носач, Styler.rbc.ua)
На дисплей в центре нижней панели выводятся также данные одометра, время, необходимое на зарядку батареи, информация о выбранном режиме движения. Меню настроек позволяет вывести на этот экран и другую информацию.
Наш Leaf 2013 года выпуска прибыл в Украину из Америки. На одометре - пробег под 60 тысяч километров. Это означает частичную потерю емкости тяговой батареи - максимум до 15%. В нашем случае от изначальных 160 км осталось 147. Что ж, от поездки в Одессу мы отказались заранее, хотя на дворе и лето, а для городских передвижений в режиме дом-офис-дом такого запаса должно хватить.
Фото: Для зарядки электромобиля можно использовать как обычную розетку на 220 Вольт с заземлением, так и специальные зарядные станции, ускоряющие процесс заполнения аккумулятора (Виталий Носач, Styler.rbc.ua)
В автосалоне нас ждет машина с полностью заряженной батареей. Leaf сообщает, что запас хода у нас - 147 км. Приблизительно. Менеджер поясняет: “В режиме Drive Eco у вас 147 километров, а машина будет возвращать электроэнергию в батарею благодаря системе рекуперации при каждом удобном случае. Включаем режим Drive - пробег падает до 138 км. Кондиционер отнимает еще около 20% - остается 125 км. Кстати, “дворники” и аудиосистема питаются от стартового аккумулятора и на драгоценные километры никак не влияют.
Одновременно задействовать все потребители электроэнергии с самого начала я не рискнул - нужно прицениться. Так что первые два дня Leaf жил в самом щадящем режиме Drive Eco и не требовал пополнять запас электричества. Пара пробных коротких заездов в режиме Drive и “тапка в пол” погоды не сделали.
Фото: Большинство Leaf оборудованы двумя разъемами для зарядки. В нашем случае, вместо порта скоростной зарядки CHAdeMO - заглушка. Шнур для зарядки включен в комплектацию автомобиля (Виталий Носач, Styler.rbc.ua)
Nissan Leaf способен ускоряться и передвигаться быстро, но всеми силами пытается “убедить” вас не делать этого - на высоких скоростях электричество расходуется быстрее. Да и негде законопослушному водителю развивать в городе эти самые высокие скорости, а Leaf - определенно житель мегаполиса.
Арендодатели офисного центра, где базируется редакция Styler, не позволили использовать “свои” розетки для зарядки нашего электрокара. На второй день “радуга счастья” от бесплатных километров немного померкла при мысли о том, что вечером нужно будет искать розетку.
Изучение онлайн-карт электрозаправок мало чем помогло: доступные розетки расположены слишком далеко от дома, а возможность быстрой зарядки в этой конкретной машине отсутствует.
Фото: Электромотор Nissan Leaf расположен в привычном месте под капотом, а тяговая батарея размещена под днищем машины между передней и задней осями (Виталий Носач, Styler.rbc.ua)
По одометру Leaf проехал 129 км, что совпадало с “предсказаниями” бортового компьютера. Итак, после улиточной толкотни через половину города в вечерних тянучках, я наконец добрался почти до самого дома. Многоэтажного. С квартирой на седьмом этаже. Об удлинителе не могло быть и речи.
Ближайшей цивилизованной - и к тому же бесплатной - точкой доступа к электросети оказалась автозаправка “Кло”. На наружных стенках по периметру большого здания, где находятся кассы, магазин и ресторан, размещено около десятка розеток. Кассир, похоже, даже не удивилась моей просьбе подзарядиться. О, дивный новый мир.
Подключаю машину к розетке прямо перед входом в комплекс. Попутно отвечаю на традиционные вопросы про машину от посетителей заправки. На приборной панели слева от руля включаю блокировку зарядного разъема (блокирует штекер в “гнезде”), закрываю машину и отправляюсь в пешую прогулку до дома.
Фото: Три кнопки с изображением электрического штекера выполняют вспомогательные функции при зарядке автомобиля. Так, крайняя слева поможет запрограммировать время прекращения потребления электричества (Виталий Носач, Styler.rbc.ua)
А наутро меня ждет сюрприз. Информационный дисплей, заменяющий в машине традиционную панель механических приборов, сообщает, что запас хода у нас - целых 154 км. Последнее - радует. Сказалась спокойная манера вождения, и компьютер, исходя из вчерашних данных, предположил, что доступные в батарее киловатты позволят преодолеть расстояние на семь километров большее, чем в прошлый раз.
Следующий визит на АЗС “Кло” мы с Nissan Leaf нанесли ровно через два дня после первого. На этот раз за кассой оказалась другая девушка, но про меня она уже все знала:
- Здравствуйте. Можно поставить машину на зарядку?
- Да, можно, но только на час, не больше.
- Позавчера оставлял на ночь…
- Да. Но мы по этому вопросу связывались с директором, он сказал, что можно только на час.
- Давайте я денег заплачу за зарядку.
- Нам сказали никаких денег не брать, заряжать можете бесплатно, но только на всю ночь нельзя ставить.
Вот так. Но мне повезло - на соседней с заправкой СТО удалось договориться о подключении машины к розетке на всю ночь. К тому же, в закрытом помещении с сигнализацией. Возвращаюсь на заправку за машиной. За те 30 минут, что машина была подключена к сети, запас хода вырос примерно на столько же, сколько я прошел пешком в поисках розетки. Отключаюсь, сворачиваю кабель, прячу его в багажник и еду на станцию техобслуживания.
Фото: Объем багажника Leaf - 330 литров. Сиденья складываются в пропорции 60:40, образуя ступеньку с полом багажника и позволяя разместить поклажу объемом до 680 литров (Виталий Носач, Styler.rbc.ua)
Здесь оказалось, что для Leaf подходит не каждая розетка - только имеющая заземление. Благо, такая на СТО нашлась. До утра оставляю машину на “электрошнурке” в запертой ремзоне. Утром с владельцем СТО мы сошлись на 50 гривнах в качестве оплаты.
Не стану просчитывать экономическую выгоду владения электрокаром по сравнению с традиционным автомобилем. Во-первых, потому, что эти цифры могут существенно отличаться в зависимости от множества факторов. Во-вторых, потому, что Nissan Leaf - машина для тех, кто умеет считать и планировать: время, расходы, маршруты передвижений и так далее. Тем, кто не привык этого делать, Nissan Leaf поможет развить этот полезный навык.
Фото: Задний диван вмещает троих пассажиров, но высокий центральный тоннель отнимает часть пространства в ногах для человека, сидящего посередине. Рост водителя - 178 см, на заднем диване он сидит "сам за собой" (Виталий Носач, Styler.rbc.ua)
В моем режиме передвижений заряжаться нужно раз в два дня: длина маршрута дом-работа-дом составляет 42 км, плюс почти столько же необходимо на ежедневные бытовые и хозяйственные поездки.
До конца тест-драйва мне пришлось потреблять электричество:
Отмечу, что к зарядке сети “ТОКА” подключиться не удалось, поскольку для пользования ею нужно зарегистрироваться и получить карту участника клуба (регистрация, карта и зарядка - бесплатны).
Приведу еще несколько наблюдений и фактов:
За две недели, проведенные с Nissan Leaf, заряжать его довелось пять раз. При этом платить за зарядку пришлось всего три раза, а общая сумма составила 175 гривен. При пробеге под 1000 км. Примерно столько может проехать среднестатистический современный автомобиль с бензиновым двигателем на одном баке топлива. Такая заправка обойдется владельцу бензинового автомобиля примерно в 1000 гривен. Будь у меня частный дом или гараж, стоимость зарядки батарей была бы еще на порядок ниже - всего пару десятков гривен.
А потому ценник в $18 500 за тестовый Nissan Leaf кажется не таким уж страшным, хотя за эти деньги и можно найти интересные предложения в сегменте бензиновых и дизельных автомобилей.
Фото: Днище Nissan Leaf - практически идеально ровное, а на заднем бампере расположены дефлекторы, как и другие решения в форме кузова, помогающие оптимизировать направление воздушных потоков, для улучшения аэродинамики (Виталий Носач, Styler.rbc.ua)
Стоимость эксплуатации, даже при довольно высокой стартовой цене и отсутствии государственных льгот, гораздо ниже, чем у обычных автомобилей. Через 4-6 лет после покупки переплата за “электро” по сравнению с более дешевым бензиновым или дизельным автомобилем, нивелируется. И начинается настоящая экономия.
Фото: Nissan Leaf (Виталий Носач, Styler.rbc.ua)
Автономный пробег на одном заряде и скорость зарядки - главные аргументы “против” для тех, кто задумался о покупке электромобиля. Но даже с такой базовой моделью электрокара, как наш тестовый Leaf, существенных трудностей они не создавали. Главное - правильно соотносить потребности с возможностями и не выдвигать электрокару завышенные требования. Например, отказаться от поездки на машине в Одессу...
Кстати, хотя бы частично решить вопрос автономности можно при помощи дополнительных аксессуаров - блоков скоростной зарядки и стационарных экспрес-зарядных станций от “Оксижен Групп”, на которых аккумулятор можно зарядить на 80% всего за 30 минут, если машина оборудована разъемом скоростной зарядки CHAdeMO.
К тому же, некоторые неофициальные дилеры предлагают новые Nissan Leaf 2016 года выпуска с увеличенным до 250 км запасом хода. Правда, цена таких машин достигает $40 тысяч.
Следующий этап электрической независимости будет уже на уровне Tesla S с запасом хода до 350 км (у базовой версии) и с соответствующим ценником.
Будущему владельцу не обязательно быть дипломированным специалистом в области электросистем - Nissan Leaf, как хороший смартфон или ноутбук, позволяет пользователю выполнять свои задачи без навыков в программировании и инженерных познаний.
Как и первые смартфоны, Leaf требует частой зарядки; как первые ноутбуки уступали в производительности стационарным ПК, этот электрокар в чем-то отстает от машин с ДВС. Тем не менее и смартфоны, и лэптопы очень быстро вытеснили кнопочные телефоны и громоздкие компьютеры.
К другим положительным характеристикам электрокара можно отнести тишину в салоне, приятную динамику и ощущение причастности к революции, цель которой - сделать мир лучше.
Так что покупка подержанного электрокара, такого как Nissan Leaf, - это вопрос готовности человека мириться с некоторыми неудобствами ради того, чтобы идти в ногу с прогрессом.
Кстати, ранее мы писали о том, что Nissan Leaf научился читать и показывать мысли водителя.