Организатор фестиваля Ирина Буданская рассказала, как собиралась программа Bouquet Kiev Stage и других особенностях локации
С 16 по 26 августа в Киеве проходит новый фестиваль – Bouquet Kiev Stage. О его новом формате, который выходит за рамки обычной суммы концертов, мы поговорили с организатором фестиваля, основателем Дома образования и культуры "Мастер Класс" Ириной Буданской.
Для интернет-пользователей фестиваль Bouquet Kiev Stage начался, фактически, с видеоролика, в котором безлюдный рассветный Киев снят с квадрокоптеров. Помимо того, что это трогательно и красиво, воплотилась ли в нем идея и поэтика фестиваля?
Безусловно, этот ролик – о потребности взглянуть на себя со стороны, выйти из стен своего уютного дома. Желание взглянуть сверху на музыканта, на Софию, на город, на себя – это ведь история о необходимости расширения границ: мировоззренческих, культурных, да каких угодно.
Дом Мастер Класс, которым вы руководите уже десять лет, по сути, все это время аккумулировал энергию, которая теперь потребовала выхода…
Да, у себя мы практически ежедневно встречаемся с большими Художниками и значимыми явлениями в культурной жизни. Нам очень хотелось этим поделиться с остальным миром. Возможно, события, которые еженедельно происходят в нашем небольшом, "кухонном пространстве", переросли в формат фестиваля.
Когда мы задумались о его проведении, почувствовали, как важно, чтобы уникальные культурные явления и уникальные люди, которые их создают, оказались в уникальном месте. Так появились фестивальные площадки – София Киевская и Золотые ворота.
Золотые ворота и София Киевская – все-таки, неочевидные места для классических концертов. Это не концертные залы. Более того, это музеи, и архивация прошлого в них важнее генерирования новых идей. Как появилась идея этих локаций?
Это знаковые для любого украинца места. И не просто на уровне осознания истории! Когда мы в них попадаем, то просто физически ощущаем, что эти пространства – особенные. Хочется, чтобы они раскрывались, чтобы наполнялись жизнью. Место оживает, когда на нем появляются люди и наполняют его голосами, чувствами, музыкой.
Подобное оживление пространства – одна из задач фестиваля.
Как собиралась программа Bouquet Kiev Stage? В ней много участников, которых можно назвать завсегдатаями Мастер Класса, но всех бы вы точно не вместили. Какие были критерии отбора?
Наверное, тон задала сама идея, символика фестиваля – букет. Когда объединяешь вещи, они поначалу могут казаться несочетаемыми, но в композиции, в букете становятся арт-объектом. С фестивалем точно так же – определили хедлайнеров, без которых – никак, а потом уже добавили концерты-сателлиты, помогающие раскрыть идеи центральных событий.
Вы говорите о фестивале в первую очередь как о расширении границ уже известных проектов Мастер Класса. А будет ли что-то новое не только для нового слушателя, но и для постоянного?
Даже для нас самих будет. Мастер-класс по пластическому танцу для людей зрелого возраста – совершенно новая традиция для Украины, которая абсолютно привычна в Западной Европе. Эти мастер классы проведут наши давние и добрые партнеры из Швеции. Очень надеюсь, что через какое-то время для нас подобная практика общения с пожилыми людьми станет привычной историей.
Соединение современных технологий и культурного продукта – тоже вещи для нас новые. Хочется, чтобы они нашли развитие и в следующем фестивале.
Вот вы говорите по поводу следующего фестивале. Значит, уже сейчас чувствуете необходимость его продолжать?
Конечно, да. И то, что в этом фестивале обозначено пунктиром, в следующем пусть раскроет себя на полную. Например, проект "Композиторы играют себя", который состоится 24 августа. Мы планируем, чтобы в следующем году он перерос в отдельные монографические концерты каждого из трех композиторов-участников.
Любая история должна иметь свое продолжение. Чтобы все не закончилось одним ярким событием, которое, конечно же, должно быть в жизни каждого человека. Но событие прошло, а мы живем дальше...
Какой бы вам хотелось видеть идеальный результат фестиваля? Наверняка, не только концерты, которые дарят хорошее настроение и удовольствие от слушания музыки.
Лично для меня важно важно, чтобы изменилось отношение к художнику, который живет рядом. Важно, чтобы ему не нужно было уезжать за признанием. Мы ведь часто не ценим людей, которые живут рядом и не замечаем того, что они делают большие вещи.
Сейчас часто говорят о том, что в стране нет героев... А они есть. Нам просто нужно научиться их увидеть и научиться сказать вслух – это герои. И наши ориентиры.
Когда ты берешь учебник, а в нем все композиторы уже умерли, то не веришь в настоящее.
Да, прошлое отрезано от настоящего, и перспектива на будущее не ясна.
Закругляя разговор, который мы начали со съемок сверху и попыток взглянуть на вещи шире, возвращаясь к теме Софии Киевской, где находится одна из самых высоких точек Киева, и можно залезть на колокольню, посмотреть и ощутить величие Киева и масштабы, я хочу задать еще один вопрос о фестивале в целом. То, что мы услышим в продолжении 11 дней – это лишь миг или бесконечный поток истории музыки?
Любая фестивальная история – это миг. Но в этом миге объединены наши впечатления от мгновения, воспоминания и ожидания. Поэтому верно и первое, и второе утверждение.
Сегодняшний мир отличается переизбытком информации. Каждый потребляет ее столько, сколько способен принять. Кто-то придёт к нам на одно событие, а для другого важно посетить все. Возможно, какой-то один концерт, или одно произведение, или одна тональность может во мне что-то изменить. Изменить на момент концерта или на период длинною в жизнь.
Вопрос с подковыркой. Каждый ли концерт должен что-то менять?
Несомненно, нет. Мы создаем определенное пространство и в нем у каждого своя история. Кто-то посетит просто хороший концерт, а кто-то окунется в другую жизнью; для кого-то достаточно помочить ножку в океане, а кто-то нырнёт с головой, а то и займётся дайвингом.