ua en ru

В Запорожье подняли со дна и отреставрировали казацкие корабли XVII и XVIII века

В Запорожье подняли со дна и отреставрировали казацкие корабли XVII и XVIII века Фото: Отреставрированные судна отправятся в музей (РБК-Украина)

Уникальные образцы затонувшего днепровского флота обрели вторую жизнь

Два года, день за днем, сотрудники национального заповедника "Хортица" в Запорожье реставрировали дюбель-шлюпку 1737 года и байдак конца 19-го века. В будущем старинные украинские корабли составят часть экспозиции пока еще несуществующего музея судоходства на Днепре.

Впервые в независимой Украине о затонувших кораблях заговорили в 1999 году, когда подводные археологи совместно с российским музыкантом Андреем Макаревичем достали со речного дна "казацкую чайку" 1730 года. Тогда новость наделала много шума, но на финансировании исследований это не сказалось. Впрочем, стоит отметить, что исследовать затонувшие судна начали еще во времена СССР, в 60-х годах прошлого столетия.

Еще одну попытку запорожские историки предприняли в 2004 году, когда опять-таки при поддержке Макаревича подняли "бригантину".

История двух других суден – дюбель-шлюпки и байдака начинается в 2010 году. Первое нашли у берегов Хортицы, второе – на дне Десны в Черниговской области.

"Этот корабль брал участие в российско-турецкой войне 1735-1739 годов и затонул скорей всего весной 1739 года. Здесь на Днепре была целая флотилия таких судов", - рассказал один из участников проекта Виктор Кривоносов.

Назначение байдака было более прозаичным – судно использовали для грузовых перевозок. Корабль не имел столь славную историю, что, скорей всего и позволило ему лучше сохраниться.

В Запорожье подняли со дна и отреставрировали казацкие корабли XVII и XVIII века

Фото: Реставрация заняла два года (РБК-Украина)

"Я вообще по жизни оптимист, но когда увидел результаты подъема этих кораблей, не представлял, что их можно будет привести в порядок. К сожалению, время неумолимо", – признался Кривоносов.

В особенности время не пощадило дюбель-шлюпку, которую буквально восстанавливали по частям – носовую часть взяли с одного поднятого судна, кормовую – с другого. Части нанизывали на так называемый стальной каркас. Доска за доской судна обретали второе дыхание.

В Запорожье подняли со дна и отреставрировали казацкие корабли XVII и XVIII векаВ Запорожье подняли со дна и отреставрировали казацкие корабли XVII и XVIII векаВ Запорожье подняли со дна и отреставрировали казацкие корабли XVII и XVIII векаВ Запорожье подняли со дна и отреставрировали казацкие корабли XVII и XVIII векаВ Запорожье подняли со дна и отреставрировали казацкие корабли XVII и XVIII векаВ Запорожье подняли со дна и отреставрировали казацкие корабли XVII и XVIII векаВ Запорожье подняли со дна и отреставрировали казацкие корабли XVII и XVIII векаВ Запорожье подняли со дна и отреставрировали казацкие корабли XVII и XVIII векаВ Запорожье подняли со дна и отреставрировали казацкие корабли XVII и XVIII векаВ Запорожье подняли со дна и отреставрировали казацкие корабли XVII и XVIII векаВ Запорожье подняли со дна и отреставрировали казацкие корабли XVII и XVIII векаВ Запорожье подняли со дна и отреставрировали казацкие корабли XVII и XVIII века

Фото: Изначальный вид суден не давал надежду на успешную реставрацию (РБК-Украина)

На реставрацию двух кораблей за два года запорожские историки потратили около 70 тыс. долларов. Деньги выделило посольство США на грантовой основе. С этим, кстати, связана интересная история. В своем время основатель американского флота Джон Пол Джонс принимал участие в Лиманской битве 1788 года вместе с запорожскими казаками. Тогда же и был посвящен в "украинские рыцари". Время прошло, а след в истории остался – в 2012 году американский посол в Украине Джон Теффт во время визита в Запорожье захотел посмотреть на знаменитую казацкую чайку. Вполне возможно, что именно этот случай помог в последствии историкам получить необходимое финансирование.

Дальнейшая судьба старинных украинских суден пока неизвестна. По словам историков, ил Днепра хранит еще множество сокровищ, которые только предстоит увидеть. В стенах реставрационного павильона с 2004 года своей очереди на восстановление дожидается бригантина, а запорожские историки продолжают мечтать о музее судоходства.