За каждым выступлением артиста в прямом эфире стоит кропотливая и изнуряющая работа, напоминает концертный директор певицы Русланы Яна Прядко
На днях в столице Португалии Лиссабоне завершилось масштабное событие - Евровидение 2018. За победу в конкурсе боролись 26 стран: участники "Большой пятерки" (Великобритания, Германия, Франция, Италия, Испания) – страны-основатели и основные спонсоры песенного конкурса, а также представитель Португалии как страны-победителя прошлого года и 20 лучших полуфиналистов.
Победителем стала израильская певица Нетта, и в следующем 2019 году Евровидение пройдет в Иерусалиме.
Яна Прядко, концертный директор певицы Русланы и артиста Александра Рыбака и член Международного жюри от Украины на Евровидении в 2017 году, посещает Евровидение в разных странах уже много лет.
Styler попросил Яну рассказать о закулисье Евровидения - о том, что осталось за кадром и чего не видели зрители на экранах телевизоров. Как оказалось, события, происходящие на бэкстейдже конкурса - не менее интересные, чем прямые эфиры.
"По моим наблюдениям, в Португалии к самому конкурсу отнеслись спокойно. Не было огромного ажиотажа вокруг Евровидения, как это часто происходит в других странах. И те, кто совсем не интересуется Евровидением, могли и не заметить, что в городе оно проходит. Лиссабон не был повсеместно украшен флагами или логотипами: было буквально несколько больших брендированных кубов на центральных площадях, флаги на пути к арене Евровидения и все", - отмечает Яна Прядко.
Еще одной особенностью сцены конкурса в этом году было то, что ставка была сделана на свет, а не на экраны. Хотя было и много спецэффектов, были фейерверки. Но Португалия с точки зрения организации была достаточно скромной, вспоминает концертный директор.
Видео: Евровидение 2018: объявление результатов (Youtube-канал Eurovision Song Contest)
"Многие артисты, журналисты, главы делегаций, которые из года в год ездят на Евровидение, удивились, что во время церемонии открытия не было никаких развлекательных программ. Обычно каждая страна-победитель старается показать какой-то свой колорит, каким-то образом себя представить. В Украине в прошлом году выступили Naoni Orchestra: они играли украинские хиты и всемирно известные песни. А в случае с Португалией на церемонии открытия была только красная дорожка (ее в этом году решили сделать синей). После этого было шампанское и маленькие угощения для команд, небольшое приветственное слово, и все", - отмечает она.
Фото: Яна Прядко с победителем Евровидения 2009 (из личного архива)
Интересно, что в этот раз на Евровидении в полуфиналах не выступали португальские артисты. Не было никаких специальных номеров, которые обычно стараются подготовить те страны, которые принимают у себя конкурс.
"Португальский колорит был представлен на открытии финала - традиционными песнями Фаду (это особенный стиль песен в Португалии). Также пел Сальвадор Собрал, традиционно, победитель прошлогоднего Евровидения. Он выступал с двумя песнями", - вспоминает Яна.
По ее мнению, португальцы относились к конкурсу достаточно щепетильно, но украинская сторона в прошлом году приняла конкурс более душевно и всеми силами старалась показать и раскрыть весь наш колорит. В оформлении Евровидения в Украине использовали максимум музыкальных семплов, комбинаций видеороликов с элементами, показывающими, что такое Украина.
"Те, кто смотрел трансляцию Евровидения в этом году, мог увидеть: для всех участников ролики-визитки перед номерами сняли в разных уголках Португалии, и в этом формате показали страну. Если вспомнить, в Австрии и Швеции Евровидение проходило очень празднично, дружелюбно и гостеприимно. Города всюду были забрендирована логотипами конкурса", - отмечает Яна Прядко.
Евровидение для артиста начинается за две недели до прямых эфиров.
"После того как каждый участник приезжает в страну, у него происходит 3-5 репетиций. Они длятся по 1,5 часа каждая. В это время артист и большая команда всех технических служб оттачивает свет, камеры – все, что мы видим позже в прямом эфире. За коротким выступлением в прямом эфире стоит огромный и кропотливый труд на протяжении двух недель до того. Плюс, конечно же, каждый артист работает в своей стране по подготовке номера. Все камеры на 43 страны – прописываются заранее, все световые картинки, каждый шаг, каждое движение – все это репетируется", - поясняет Яна Прядко.
По ее словам, интересные вещи происходят на сцене, когда по телевидению идут визитки артистов, а зрители в зале могут видеть, что происходит.
Выступление MELOVIN (Youtube-канал Eurovision Song Contest)
"В этот момент на сцену выбегают около 40-50 человек персонала. Они уносят все декорации предыдущего номера. Уборщицы убирают, моют полы: должны быть идеально чистыми, зеркальными и без каких-либо следов. В это же время устанавливаются новые декорации".
На сцене появляются лазерные метки, которые указывают, где должен стоять тот или иной предмет декорации или микрофон.
"Лазерные метки прописаны на каждый номер: здесь микрофонная стойка, здесь барабаны, здесь – декорации. Все эти движения на сцене происходят, в то время как по телевизору зритель видит, как артист в данном случае ходит по Португалии и представляет свой номер".
Яна вспоминает: есть всего около тридцати секунд, чтобы убрать все декорации от предыдущего номера и установить все необходимое для следующего.
Перед прямыми эфирами Евровидения всегда проходит четыре больших репетиции полуфинала и финала: артисты приезжают в арену в 9 утра и уезжают только ближе к полуночи.
"Никто не делает поблажек для артиста, даже если он в своей стране – суперзвезда. Все работает как часы. Перед репетицией им делают грим и прически, затем происходит дневная репетиция – в точности то, что мы видим в эфире. Затем – вечерняя репетиция. И так – четыре раза. Это изматывает артиста и морально, и физически. Не у каждого хватает сил аккумулировать энергию, чтобы делать одно и то же на протяжении двух недель, да еще и идеально выглядеть в финалах и полуфиналах. Поэтому, если звучат замечания о том, что артист уставший – это не просто так возникло", - рассказывает Яна Прядко.
Все приезжающие на Евровидение артисты должны строго придерживаться правил конкурса и участвовать во всех репетициях. Исключения не делают практически ни для кого, замечает Яна.
"Пожалуй, единственное исключение из правил было для Сальвадора Собрала. Случай с Сальвадором для Евровидения скорее уникальный: в целом никто не делает поблажек для артиста, даже если он в своей стране – суперзвезда. На всех репетициях в Киеве пела сестра Сальвадора Собрала приехал только на генеральную репетицию по причине плохого состояния здоровья. Возможно, оргкомитет принял такое решение, ведь номер Сальвадора не требовал спецэффектов и декораций: певец просто стоял на сцене перед микрофоном", - предполагает Яна.
Яна Прядко напоминает: Израиль три раза победил на Евровидении с периодичностью в двадцать лет. В этот раз главная статуэтка конкурса досталась израильской певице Netta.
"В прошлый раз Dana International победила двадцать лет назад, а до этого Израиль побеждал в 1979 году", – напоминает она.
Выступление Нетты Барзилай на Евровидении 2018, которое принесло ей победу (Youtube-канал Eurovision Song Contest)
"С периода, когда мы погрузились в Евровидение вместе с Русланой с 2004 года, можно проследить, как тренды конкурса меняются. Если раньше прошлый победитель во многом задавал тон на следующий конкурс, то в этом году, как мне кажется, были самые разноплановые участники! Например, после победы Русланы в следующем 2005 году много кто стал делать номера с барабанами, с похожей хореографией. Ранее тот, кто побеждал, во многом задавал тон номерам и песням других участников в следующем году. В этом же году все участники были очень разноплановые. Считаю, что Нетта в этом году победила, потому что она находится четко в трендах сегодняшнего времени", - считает Яна Прядко.
Фото: Яна Прядко с MELOVIN и Игорем Кондратюком (из личного архива)
Украинский артист MELOVIN по итогам голосования на Евровидении 2018 занял 17 место.
По мнению Яны Прядко, в этот раз жюри конкурса голосовало очень неожиданно. Их баллы очень отличались от оценок зрителей. Порой –кардинально. А вот когда Евровидение проходило в Киеве, на 90% оценки жюри были близки к оценкам зрителей.
"Для меня было шоком, насколько в этом году оценки жюри далеки от того, как оценили участников зрители. Это касается нашего MELOVIN'а и Александра Рыбака. Было заметно, что жюри подходило к оцениванию очень субъективно. На мой взгляд, голосовали за то, что им лично нравится. Мне кажется, это не совсем правильно. Ведь в оценке профессионального жюри должен быть комплекс многих качеств", - говорит она.
На ее взгляд, MELOVIN показал на Евровидении просто отличное выступление.
"Ведь, откровенно говоря, практически половина участников конкурса не попадала в ноты. А MELOVIN выступил просто прекрасно", - замечает она.
Видео: Кто стал победителем Евровидения 2018 (video.rbc.ua)
Ранее Игорь Кондратюк заметил, что MELOVIN – самый недооцененный жюри участник Евровидения.