Шедевры украинского авангарда, работы знаковых представителей современного искусства, старинные книги и монеты, археологические артефакты XV-XVIII веков – оценить значимость фонда "Мыстецкого Арсенала" можно до 14 апреля
Национальный культурно-художественный и музейный комплекс "Мыстецкий Арсенал" приглашает на открытую выставку "Арсенал SOS/Музейная коллекция". В экспозицию вошли археологические находки с территории самого комплекса, предметы, изъятые Таможенной службой Украины, а также уникальная и поистине бесценная коллекция живописных работ легендарных авангардистов, которую в свое время собрал известный искусствовед, коллекционер, художник и основатель Международного благотворительного фонда своего имени Игорь Дыченко (1946 – 2015).
Фото: Сальвадор Дали, из серии иллюстраций к поэме Овидия "Искусство любви", 1978 (Styler.rbc.ua)
Выставка "Арсенал SOS/Музейная коллекция" призвана в очередной раз обратить внимание общественности на административную проблему комплекса. Причиной беспокойства судьбой "Мыстецкого Арсенала" и будущего его уникальной коллекции является затягивание со стороны Государственного управления делами (ГУД) проведения конкурса на должность генерального директора комплекса, а также неоднократные попытки органа управления изъять из устава "Арсенала" стратегически важное подразделение "Музей".
Фото: Генеральный директор "Мыстецкого Арсенала" Наталья Заболотная (Styler.rbc.ua)
"Уже 10 лет мы стараемся построить музей, на территории которого можно было бы разместить большую часть нашего культурно-художественного фонда – на хранении "Арсенала" в данный момент находится около 3 тыс. экспонатов. Мы организовали экспозицию работ "Арсенал SOS/Музейная коллекция" как своеобразный антикризисный проект. В очередной раз мы стремимся доказать, что "Мыстецкий Арсенал" – это культурная институция, и нельзя просто так ликвидировать наше структурное подразделение "Музей". Поскольку на хранении у нас находится коллекция, аналогов которой нет в Украине. Более того, не каждый мировой музей мог бы похвастаться такой коллекцией", - рассказывает Генеральный директор комплекса Наталья Заболотная.
Администрация "Мыстецкого Арсенала" объясняет: если комплекс лишится своего "музейного статуса", то, согласно государственным нормам, на его территории нельзя будет проводить выставки работ, которые входят в Музейный фонд Украины. Также "Арсенал" не сможет создавать совместные проекты с заграничными музейными площадками государственного подчинения.
Выставка "Арсенал SOS/Музейная коллекция" показывает лишь незначительную часть богатого разнообразия уникальных культурных ценностей, которые находятся в его распоряжении. Словно "вершина айсберга" этого фонда, выставка позволяет насладиться прекрасными образцами мирового авангарда и современного искусства.
Фото: Вадим Меллер, эскиз женского костюма к балету "Ассирийские танцы", 1919 (Styler.rbc.ua)
Большая часть экспозиции состоит из бесценных работ украинских советских авангардистов.
Практически всю свою жизнь, по крупицам, эту коллекцию собирал известный украинский искусствовед и коллекционер Игорь Дыченко. Богатую коллекцию – более 500 живописных и графических произведений – унаследовала его жена – народная артистка Украины Валерия Вирская (скончалась на 86 году своей жизни 27 февраля 2016 года). В конце прошлого года Валерия Семеновна передала коллекцию своего мужа в дар украинскому народу, а распорядителем и хранителем определила "Мыстецкий Арсенал".
Фото: Виктор Зарецкий, портрет Игоря Дыченко, 1964 (Styler.rbc.ua)
"Передавая эту коллекцию Украине, я исполняю желание своего мужа Игоря Дыченко. Он очень любил "Мыстецкий Арсенал" и хотел, чтобы работы из его коллекции хранились и экспонировались именно там, в "Арсенале". Я рада, что смогла это сделать, и уверена, что это правильное решение. Посвятив всю свою жизнь украинской культуре, я знаю, чего стоят эти произведения, и как они могут повлиять на развитие молодых поколений", - говорила в свое время Валерия Вирская.
Фото: Начальник отдела развития музейного дела Ольга Мельник (Styler.rbc.ua)
"Дыченко не любил рассказывать, как собрал свою коллекцию. Всегда отшучивался на эту тему. Много авангардных работ в его коллекции появилось в 70-80-е годы прошлого века, когда авангард не был в почете. Много картин он выменивал или покупал за бесценок, кто-то просто так отдавал, потому что это направление искусства никого толком не интересовало", - говорит Начальник отдела развития музейного дела Ольга Мельник.
Фото: Василий Ермилов, обложка журнала "Авангард", 1929 (Styler.rbc.ua)
Фото: Александр Богомазов, "Тюрьма", 1914 (Styler.rbc.ua)
Фото: Анатолий Петрицкий, "Гавань", 1930-1931 (Styler.rbc.ua)
Фото: Александр Хвостенко-Хвостов, эскиз костюма Обжоры для оперы "Любовь к трём апельсинам", 1926 (Styler.rbc.ua)
Фото: Александр Хвостенко-Хвостов, эскиз костюма Челия для оперы "Любовь к трём апельсинам", 1926 (Styler.rbc.ua)
Фото: Картина Казимира Малевича, словно портрет Моны Лизы в Лувре, соберает вокруг себя наибольшее количество посетителей выставки "Арсенал SOS/Музейная коллекция" (Styler.rbc.ua)
"Супрематическая композиция" Казимира Малевича 1916 года занимает самое почетное место на выставке "Арсенал SOS/Музейная коллекция".
На данный момент это одна из двух наиболее известных работ легендарного художника-авангардиста украинско-польского происхождения, которые находятся в Украине (по крайней мере, на государственном учете). Одно из произведений Малевича сейчас хранится в Харьковской области в Пархомовском историко-художественный музей (село Пархомовка).
Говорят, что "Супрематическую композицию" в 70-80-е годы на территорию Украины подпольно привезли коллекционеры из Москвы. Именно у них Дыченко и приобрел столь ценный экземпляр своей коллекции.
Конкурировать по важности с картиной Малевича могут разве что уникальные иллюстрации одного из самых известных представителей сюрреализма Сальвадора Дали.
Более 10 бесценных работ испанского художника в свое время также находились в коллекции Игоря Дыченко.
Фото: Сальвадор Дали, Площадь Вогезов, 1958 (Styler.rbc.ua)
Организаторы выставки акцентируют внимание на черно-белой работе "Площадь Вогезов", исполненной в технике офорт. История – или легенда – гласит, что Дыченко привез гравюру из Швеции. Игорь Сергеевич рассказывал, что купил ее в обычном магазине. Когда перевозил покупку в Украину, таможенники спросили у коллекционера, что за картину он везет. Дыченко честно признался: "Везу Дали". Сотрудники таможенной службы только посмеялись и отмахнулись.
Также творчество Дали на выставке "Арсенал SOS/Музейная коллекция" представлено иллюстрациями к поэме Овидия "Искусство любви".
Фото: Иллюстрации Сальвадора Дали на выставке "Арсенал SOS/Музейная коллекция" (Styler.rbc.ua)
Фото: Иллюстрация Сальвадора Дали на выставке "Арсенал SOS/Музейная коллекция" (Styler.rbc.ua)
Около 40 предметов на выставке – это конфискованные украинскими таможенниками вещи (монеты, книги).
Особенную ценность выставки представляют римские монеты, которые пока что находятся на временном хранении у "Мыстецкого Арсенала". Находки еще нужно хорошо почистить и отреставрировать.
Фото: На выставке "Арсенал SOS/Музейная коллекция" можно вблизи рассмотреть настоящие римские монеты (Styler.rbc.ua)
Эти монеты – больше 620 штук – украинские таможенники изъяли у гражданина Литвы, который пытался вывезти ценные находки в бензобаке своего мотоцикла. Монеты, как могут предположить эксперты, были найдены "черными археологами" на юге Украины, возможно, в Крыму. Быть может, это даже какой-то подводный клад. К сожалению, точной информации эксперты дать не могут, так как "черная археология" – дело варварское и об исторической ценности особо не печется.
"Когда "черный археолог" изымает предмет из земли, находка одномоментно теряет свою научную ценность. Никто из таких расхитителей не проводит необходимые исследования, научно обоснованные раскопки, даже место не фиксируют. К сожалению, найденный таким образом предмет – это просто красивая древняя вещь", - объясняет Ольга Мельник.
Фото: Служебник, 1666 год. Типография Львовского Ставропигийского Успенского братства. Поступил с Таможенной службы Украины (Styler.rbc.ua)
Фото: Месяцеслов, 1794 год. Типография Ясна Гура-Ченстохова. Поступил с Таможенной службы Украины (Styler.rbc.ua)
Керамика XV-XVIII вв. демонстрирует культурное богатство комплекса "Мыстецкий Арсенал".
Как рассказывает Наталья Заболотная, очень много предметов нашли в атриуме "Арсенала" во время раскопок. В свое время было исследовано 8 тис. квадратных метров территории. При этом еще остается более 9 гектаров, которые администрация исследовать не имеет право.
Фото: Керамика XVII-XVIII вв., найденная на территории "Мыстецкого Арсенала" (Styler.rbc.ua)
"Я всегда говорю, что ценность "Мыстецкого Арсенала" невероятно многовекторная. Даже само по себе здание, которому уже 220 лет, представляет собой "подарок истории". Наша задача – осознать, насколько важен этот подарок для следующих поколений, сохранить его и возвеличить", - подчеркивает Наталья Заболотная.
Фото: Керамика XVII-XVIII вв., найденная на территории "Мыстецкого Арсенала" (Styler.rbc.ua)
На выставке "Арсенал SOS/Музейная коллекция" также представлены работы "будущих Дали и Малевичей". Станислав Силантьев, Николай Маценко, Зоя Орлова, Леся Хоменко, Борис Михайлов и ряд других современных художников с радостью приняли участие в выставке.
Фото: Выставка "Арсенал SOS/Музейная коллекция" (Styler.rbc.ua)
Выставка "Арсенал SOS/Музейная коллекция" продлится до 14 апреля. Вход свободный. Приходите и поддержите культурное будущее Украины!
"За пять лет "Мыстецкий Арсенал" посетили три миллиона киевлян и гостий столицы. Как по мне, с такими показателями посещаемости и культурных событий никого и рядом не стоял. Это аномально успешный проект, успех которого обеспечила команда комплекса", - говорит владелец фамильной типографии Huss и основатель фонда ArtHuss Константин Кожемяка.
"Мыстецкий Арсенал", на сегодня, является неотъемлемой частью культурного процесса в Украине и главной государственной платформой современного украинского искусства - того искусства, благодаря которому Украина может общаться на одном языке с Европой", - с открытого письмао художников в поддержку "Мыстецкого Арсенала".