Своим видением будущего модной индустрии страны со Styler поделились ведущий Юрий Горбунов, политик Игорь Мирошниченко, дизайнеры Алексей Залевский, Лилия Пустовит, травести-дива Монро и другие гости UFW
38-я Неделя Моды в Украине прошла под знаком бунтарства. Модные эксперты рекомендуют сочетать несочетаемое и постоянно экспериментировать, не обращая внимания на мировые тренды.
Однако Неделя Моды – это не только модели, одежда и красота. Ukrainian Fashion Week также представляет собой площадку для дискуссий о настоящем и будущем украинской модной индустрии. Styler решил присоединиться к обсуждению и разобраться в перспективах отечественного дизайна.
Как теперь быть без российского рынка и был ли он действительно так важен для нас? Как заинтересовать европейцев нашими модными брендами? О "выживании" в условиях кризиса, господдержке и патриотизме. На эти и другие вопросы отвечали дизайнеры и гости Ukrainian Fashion Week.
Фото: Дизайнер Ольга Навроцкая, бренд NAVRO (Styler.rbc.ua)
Дизайнер Ольга Навроцкая призналась, что организаторы Московской Недели Моды активно приглашают ее принимать участие в показах. При этом дизайнер уверена, что отечественным законодателям моды пока незачем посещать Россию.
"Думаю, многие наши дизайнеры хотели бы попасть на Неделю Моды в Москве. Только сейчас это очень тонкий момент. К примеру, я считаю себя патриотом своей страны. И мне следовало бы отказаться. С другой стороны, мне советуют ехать и "забирать" оттуда деньги. Если же говорить от души, то сейчас нам не нужно туда ехать. Если же рассматривать ситуацию с практической точки зрения, то нельзя не учесть, что Россия – огромный рынок. Да, там тоже кризис, но рынок там больше и покупательская способность выше", - объясняет свою точку зрения Ольга Навроцкая.
Говоря о трендах, дизайнер не видит сейчас необходимости в подчеркнутой милитаризации одежды.
"Да, был год после Майдана, когда на волне патриотизма дизайнеры активно использовали украинскую символику в своих коллекциях. Тогда это было нужно. Вопреки всему, не взирая ни на что, дизайнеры делают то, что на душе", - подытожила Навроцкая.
Фото: Дизайнер Юлия Полищук, бренд Polishchuk (Styler.rbc.ua)
"Политика и связь украинского дизайна с политическими событиями никогда не считалось трендом. Просто была определенная ситуация в стране, когда на волне патриотизма отечественные дизайнеры использовали это в рамках своего творчества: кто-то от души, а некоторые, к сожалению, для "пиара". Также не нужно забывать, что многие дизайнеры делают действительно хорошие коллекции с подчеркнутыми украинскими мотивами не потому что сейчас это модно, а потому что для них – это ДНК их бренда. Я считаю, что спекуляция на нынешней ситуации в стране - это разовые, недолговечные проекты, у которых нет корней", - говорит Юлия Полищук.
Текущая политико-экономическая ситуация в Украине огорчает дизайнера. Юлия признается – ей страшно смотреть, как разрушаются целые семьи и рушатся жизни. При этом сотрудничество с Россией Полищук советует рассматривать с утилитарной точки зрения.
"Дизайн – это в первую очередь бизнес, и не важно в какой стране он работает. Несколько раз я была в Москве. И хочу сказать, что украинских дизайнеров там очень хорошо принимают. Также посещала Неделю Моды в Лондоне, общалась там с московскими байерами. Опять-таки они любят украинских дизайнеров и готовы покупать наши коллекции. Но сейчас их к нам не пускают и они даже не могут приехать на наши показы".
Фото: Новая коллекция сезона "Осень/Зима 2016-2017", бренд Polishchuk (Styler.rbc.ua)
Юлия Полищук уверена, что нашим дизайнерам уже давно пора выходить на зарубежные рынки. Но для начала необходимо разобраться с ситуацией на внутреннем рынке.
"Проблема у нас одна – наша внутренняя политика. Чтобы думать о внешних продажах, у нас должны быть приняты законы, которые позволят полноценно работать дизайнерам: закупать ткани, вовремя делать поставки, проходить таможню и т.д. Более того, при нынешнем курсе валют практически невозможно работать с Европой. В Украине действительно делают красивые и качественные вещи. Некоторые дизайнеры уже сейчас достойно представляют Украину на международной модной арене, но делают это исключительно за свои деньги", - рассказала Полищук.
Фото: Дизайнер Алексей Залевский, бренд ZALEVSKIY (Styler.rbc.ua)
Алексей Залевский также поддерживает своих коллег в вопросе государственной поддержки отечественной модной индустрии. Особенно сейчас этот вопрос особенно актуален.
"То, что происходит с курсом валют – это ужасно. Я пока что стараюсь удерживать старые цены на свою продукцию. Но приходиться их понемногу подымать: мы же все работаем с импортными тканями. В Украине эта отрасль практически не функционирует. Производство ткани из льна вообще "убили". Стало тяжело выживать. Мы же понимаем, что одежда – это не вещь первой необходимости, тем более дизайнерская. Поэтому люди лучше достанут старые вещи и походят в них", - говорит Залевский.
В вопросе внешней политики дизайнер, как всегда, слов не подбирает.
"Я надеюсь, что когда-нибудь этот идиотизм закончится. И хочется, чтобы побыстрее. Не вижу ничего ужасного и оскорбляющего национальную гордость в том, чтобы наши дизайнеры показывались на Московской Неделе Моды. Это абсурдная игра для меня. Понятное дело, что общество может придраться к любому. Это право каждого человека – критиковать. Но и дизайнер имеет право участвовать в той или этой неделе моды. Жизнь продолжается, люди общаются", - делится своей точкой зрения Алексей Залевский.
Фото: Дизайнер Елена Голец, бренд GOLETS (Styler.rbc.ua)
Елена Голец считает, что мода интернациональна и должна работать при любых условиях, направляя развитие страны только вперед.
"Мы не обращаем внимания на политические моменты и движемся вперед. Когда два года назад говорили о том, чтобы не проводить модные показы в Украине, я была против этого. Мы же производство, которое должно работать при любых условиях. Что касается вопроса, ехать нашим дизайнера на недели моды в России или нет, то здесь каждый решает сам для себя. Я пока что работаю в Украине", - подчеркнула дизайнер.
При этом затрагивая тему выхода украинского дизайна на мировой рынок, Елена Голец уверена, что для этого нужно в первую очередь наладить потребление со стороны украинцев.
"Нам еще очень долго нужно прививать культуру внутреннего потребления. Сейчас люди покупают там, где им удобнее и дешевле. Но нужно обращать также внимание на внутренний продукт. Мы говорим, что платье за 8 тыс. грн. – это дорого. В то же время есть украинки, которые покупают платья от иностранных дизайнеров за 2 тыс. евро. Так вот пусть такие берут нашу продукцию за 8 тыс. грн., а для всех остальных есть вторые линии одежды, которая делается с такой же любовью и качеством", - посоветовала Голец.
Фото: Дизайнер Лилия Пустовит (слева). Бренд POUSTOVIT (Styler.rbc.ua)
Лилию Пустовит можно назвать настоящим дизайнером-художником, который через свои коллекции пытается показать окружающим свои волнения относительно актуальных для страны вопросов. Желто-голубые мотивы, молчаливые показы, призывы к действию – Пустовит работает через свои ощущения.
"Я знаю, что меня беспокоит, и я это делаю. Поэтому если я считаю, что мне показ нужно делать в тишине, я делаю это в тишине. Если мне нужно было показать цвета флага, я это делала, не взирая ни на какие тенденции. Как-то я услышала репетицию какого-то показа под украинский фолк, и я понимала, что 10 лет, когда я делала показ под такое, я была очень оригинальна. Сейчас это делают очень многие, это стало тенденцией. И я рада, что сегодня это интересно всем. Все стали патриотами – это очень круто. Но дизайнер должен смотреть в будущее. Меня очень беспокоит будущее страны, поэтому моя последняя коллекция посвящена молодёжи. Это максималисты, они должны менять старые правила и старые системы, которые уже не работают. Это тенденция всего мира, а не только нашей страны. Происходят тектонические сдвиги между двумя эпохами", - говорит Пустовит.
Фото: Ведущий Юрий Горбунов (Styler.rbc.ua)
"Наша мода всегда развивалась и шла вперед в любом случае. Задача врага - сделать все для того, чтобы ничего не развивалось в стране и все остановилось. И если все остановится, значит они победили", - Юрий Горбунов был краток.
Фото: Политик Игорь Мирошниченко с женой во время проведения Украинской Недели Моды (Styler.rbc.ua)
Игорь Мирошниченко следует советам жены и поддерживает дизайнера Елену Голец, считая, что ее коллекции являются более доступными для среднего класса украинцев. Политику кажется, что большинство отечественных дизайнеров гонятся за пафосом и большими деньгами.
"Наши дизайнеры могут достойно представить себя не только в России. Нужно избавляться от "совкового" виденья и не думать о том, что мы можем конкурировать исключительно в пределах рынка бывшего постсоветского пространства. Я уверен, что Украина - это Европа, и поэтому она и наши дизайнеры должны конкурировать на европейском рынке. Москва, поверьте мне, в ближайшее время окажется там, где ей и место, - на задворках Европы и мира как в политике, так и в моде", - выразил свое мнение Мирошниченко.
Фото: Куратор проекта International Fashion Showcase (одна из центральных платформ London Fashion Week) Александра Димитриевич (Styler.rbc.ua)
Вопрос отказа от российского рынка Димитриевич считает очень сложным и сегодня неоправданным. Каждый бренд должен сам для себя сделать выбор - работать ему с Россией или нет.
"Москва не стала столицей моды восточно-европейского региона. Понятно, что там рынок больше и попасть туда легче. Для наших дизайнеров это большой соблазн. Но я еще не слышала от украинских дизайнеров о каких-то особо успешных продажах в Россия. Все равно многие ориентируются на Запад – это совершенно другой уровень. Нужно стараться показать свои коллекции в Париже, Лондоне, принять участие в локальных трейд-шоу. Необходимо смотреть на рынки, которые более конкурентоспособны и дают больше отдачи", - советует Александра Димитриевич.
Затрагивая вопрос доступности коллекций и стоимости изделий, эксперт вспоминает о неверной бизнес-стратегии многих отечественных брендов.
"Нашим дизайнерам не хватает правильной бизнес-стратегии и планирования. В плане креативности у нас проблем нет. Но когда дело доходит до бизнеса, то замечаем отсутствие должного образования, команды. Государственная поддержка также важна. Начнем с того, что у нас практически не поддерживается малый бизнес. Очень сложно дизайнеру стать на ноги и реализовать свой бренд. Это требует больших денежных вложений. По той же причине повышается цена продукции. Приходится возить ткани из Франции, Италии. При этом нет поставок маленьких объемов по хорошей цене", - говорит Димитриевич.
Фото: Главный редактор ELLE Украина Соня Забуга (Styler.rbc.ua)
"Дизайнеры всегда ориентированы на рынок в целом. Кто-то нацелен исключительно на украинскую аудитория. К примеру, Андре Тан, у него это принципиальная позиция. Есть дизайнеры, как Лилия Литковская, которые смотрят на зарубежный рынок. Так, бренд Литковской – это действительно хороший качественный товар на экспорт. Дизайнер сам для себя решает, насколько уместно продаваться в той или иной стране. Я думаю, что мы должны быть более ориентированы на европейский рынок. Да, наши дизайнеры могут иметь какие-то точки продаж в России, но это не есть главная цель или задача. Это просто плюс к остальному портфолио", - подчеркнула Забуга.
Фото: Травести-дива Монро (Styler.rbc.ua)
Монро считает, что каждый дизайнер сам вправе выбирать, продаваться в России или нет. Рынок большой и модная индустрия там продолжается развиваться активными темпами.
"Я отслеживаю тенденции в мировом дизайне, а Украина уже давно является неотъемлемой частью мирового модного сообщества. Наши украинский дизайнеры задают тон в моде однозначно. Я вам объясню один факт, который замалчивают. Очень многие дизайнеры, которое не представлены на сезонах моды, уже давно продаются за границей, это Нью-Йорк, Гонконг, Амстердам. Они представлены в интренет-магазинах. Также некоторые наши дизайнеры, минуя украинский рынок, выходят сразу на зарубежный. Для этого им достаточно принять участие в нескольких модных показах. К примеру, Ирина Джус прекрасно "продается" за границей. Именно эта тенденция меня очень радует. Только вот платежеспособность украинцев очень упала. Да и одежда от наших дизайнеров очень дорогая. Поэтому сейчас вновь популярный секонд-хенды и различные стоковые магазины", - говорит Монро.
По теме: Семья Порошенко посетила показ UFW в поддержку детей с особыми потребностями