В 2015 году столичная подземка отпраздновала свое 55-летие. За это время киевский метрополитен "оброс" своими мифами, легендами и увлекательными фактами
Метрополитен остается самым популярным видом общественного транспорта в Киеве. Не так давно администрация столичной подземки поделилась впечатляющей статистикой. Оказалось, что всего за полгода услугами киевского метро воспользовались 236 миллионов пассажиров – весь Киев 50 раз проехался в голубых вагонах.
При этом самой популярной остается красная линия. От "Лесной" до "Академгородка" за 6 месяцев проехалось 97,9 миллионов человек. Синей веткой воспользовались 82 миллиона 546 тысяч пассажиров, а зеленой - 55,8 миллионов. Данные впечатляют!
Ежедневно более 1 млн киевлян и гостей столицы опускаются в прохладное "подземелье", чтобы быстро и "без пробок" добраться до пункта назначения. Однако мало кто задумывается о богатой истории Киевского метрополитена, который в 2015 году отпраздновал свое 55-летие. За столь весомый период столичная подземка успела обзавестись собственными мифами и легендами. Чего только стоит история о секретной линии метро под зданиями Верховной Рады и Кабмина, которую уже давно смакуют столичные экскурсоводы! К слову, сами сотрудники Киевского метрополитена информацию о существовании такой ветки не отрицают, но и особо на эту тему не разглагольствуют.
Посетив экскурсию по ночному метрополитену, Styler продолжает исследовать историю столичной подземки. Оказалось, что про интересные факты о стратегическом объекте Киева можно написать отдельный справочник.
Проект о строительстве в Киеве подземной железной дороги рассматривался еще в далеком 1884 году. Тогда хотели провести тоннель от пристани на Днепре до железнодорожного вокзала через Почтовую площадь и Бессарабку. Однако фантастическая идея так и осталась всего лишь идеей.
О смелом проекте вспомнили только в 1916 году, а затем еще раз в 1918 году, когда гетман Украины Павло Скоропадский задумал превратить Зверинец (местность на территории Печерского района) в "наилучший район города". Скоропадский не успел реализовать проект, так как власть перешла к Симону Петлюре, которому было не до метро.
Только в 1936 году планы по строительству метро в Киеве стали приобретать некую правдоподобность. В июле Президиум Киевского горсовета получил дипломную работу выпускника Московского института инженеров транспорта "Проект Киевского метрополитена". За свой труд студент получил премию, а мысль о строительстве киевской подземки закрепилась. Через два года, в 1938 году даже стартовали предварительные работы. Однако начало Второй мировой войны разрушило грандиозные планы.
В феврале 1945 года Совет народных комиссаров СССР принял постановление о строительстве метрополитена в Киеве. В том же году выбрали три главных направления: Святошино – Бровары, Куреновка – Сталинка (Демиевка), Сырец – Печерск. К строительным работам приступили только в 1949 году.
Интересно, что запустить первую очередь метро планировали уже в 1950 году. Однако протестировать новый вид транспорта киевляне смогли через 10 лет.
6 ноября 1960 года в эксплуатацию запустили первый участок киевского метро длиной 5,2 км с пятью станциями: "Вокзальная", "Университет", "Крещатик", "Арсенальная", "Днепр".
Первым машинистом первого поезда в столичном метрополитене был киевлянин Иван Андреевич Виноградов. Ему уже больше 87 лет.
Сегодня все эти станции считаются памятниками архитектуры местного значения. Еще две станции – "Золотые ворота" и "Лыбедская" – в 2011 году были внесены в список "вновь выявленных объектов культурного наследия Киева".
За строительство второй линии киевского метро – Куренёвско-Красноармейская линия – взялись в начале 1970-х годов. Строительство самой молодой третьей линии – Сырецко-Печерская – было начато в 1981 году, однако первый участок открыли лишь 31 декабря 1989 года.
Долгие годы обсуждается возможность строительства четвертой ветки Киевского метрополитена в сторону жилого массива Троещина. При этом о строительстве так называемой Подольско-Вигуровской линии задумывались еще в 1970-х годах. Так что история эта не нова.
По планам линия должна была пролегать от Жулян до Лесного массива. Пересадка на Куренёвско-Красноармейскую линию была запланирована на станции "Контрактовая площадь", на Сырецко-Печерскую линию – на станции "Львовская брама".
Долгожданный запуск метрополитена – событие важное. Поэтому в первые дни воспользоваться услугами столичной подземки могли только получившие специальные приглашение киевляне.
Кроме того, на второй день после открытия (7 ноября) подземка работала с 14-ти до 20-ти часов. Открыта она была для пионеров и школьников. А вот регулярные подземные перевозки начались 12 ноября.
За проезд на то время необходимо было заплатить 50 копеек. Такой тариф просуществовал до 1 января 1961 года. После денежной реформы стоимость проездных талонов составляла 5 копеек, продержавшись на этой отметке 30 лет.
Талоны погашались контролерами путем отрывания нижней части билета. Такая система вызывала очереди на входе. Поэтому в сентябре 1961 года на станции "Университет" заработали первые контрольные пункты, принимавшие монеты 5 копеек.
Весной 1991 года стоимость проезда в метро выросла в три раза – до 15 копеек. При этом часть турникетов принимала 15-ти копеечные монеты, а часть – три пятака.
С началом в Украине гиперинфляции стоимость проезда в метро менялась "со скоростью света". В феврале 1995 года тариф за одну поездку составлял 7000 карбованцев, а в феврале 1996 год – 20 000 карбованцев.
После денежной реформы (1996 год) тариф составил 20 копеек. На сегодняшний день одна поездка в метро обходится киевлянам в 4 грн.
Фото: Эволюция жетонов Киевского метрополитена (oldkiev.ho.ua)
К слову, "классические" пластмассовые зеленые жетоны были введены в 2000 году. До этого пользовались металлическими жетонами (введены в оборот в октябре 1992 года), которые в 1994 году были заменены на пластмассовые жетоны голубого цвета.
Киев невозможно представить без работы метрополитена, который считается одним из символов столицы. В настоящее время метрополитен состоит из трех действующих линий общей протяженностью почти 70 километров и 52 действующих станций, платформы которых рассчитаны на пятивагонные поезда. В центре города линии имеют три пересадочных узла.
Столичная подземка - это еще и масса интересных фактов.
К примеру, "будильщица" (дежурная комнаты отдыха) - самая необычная профессия Киевского метрополитена. Она - пунктуальна, как часы. Ведь именно этот человек будит машиниста, чтобы он вовремя вывел поезд на линию. Именно ее первой видит руководитель поезда после сладких снов, если остался ночевать в депо. И именно от нее зависит, каким будет его настроение в течение дня.
Одним из важнейших и базовым направлением для работы метро является связь. В подземке существует более 10 видов связи. В частности: поездная, энергодиспетчерская, электромеханическая, эскалаторная, миждиспетчерская, туннельная, стрелочная, селекторная, служебная, местная, административно-хозяйственная, мобильно-технологическая и тому подобное. Надежную работу всех обеспечивает специальное подразделение - Служба информационных технологий и связи.
За 55 лет работы столичного метрополитена свои названия сменили 13 станций. Причем одна из них даже дважды. Так, до 1991 года "Майдан Независимости" киевляне изначально знали как "Площадь Калинина", а затем "Площадь Октябрьской революции". "Завод Большевик", например, был переименован в "Шулявскую", "Комсомольская" стала "Черниговской", а "Октябрьская" - "Берестейской".
Об украинском языке в киевском метрополитене киевляне задумывались еще в момент открытия первых станций столичной подземки. Один из преподавателей Киевского университета добивался того, чтобы все объявления в метро звучали исключительно на украинском языке.
Однако в 1980-х годах метрополитен вновь зазвучал на русском. Ситуация изменилась лишь в 1987 году, но частично. С этого периода до июля 1990 года объявления в столичной подземки были двуязычными: прибытие поездов на станции оглашали на украинском языке, отправление – на русском. Такой компромисс просуществовал до августа 1990 года, когда все объявления стали делать на украинском.
В 2012 году объявления стали частично дублировать на английском языке. Даже было время, когда станции оглашались детьми.