Как хоумскулинг изменил способ обучения мальчика и жизнь в целом - рассказывает мама, журналист и художница Ольга Бартыш
О домашнем обучении ребенка задумывается все больше родителей в Украине. Однако далеко не каждый решается внедрить такой опыт в реальной жизни.
Львовянка Ольга Бартыш всегда считала, что жизнь строго по принятым в социуме стандартам отнюдь не приносит пользы личности. Именно поэтому Ольга довольно легко решается на идеи, которые другим принять бывает не так просто.
Несколько лет назад женщина уволилась с работы, переехала с семьей из Киева обратно в родной Львов и решила заниматься тем, к чему больше всего лежит душа: начала писать картины. Сейчас ее работы успешно продаются.
Семья живет в собственной просторной квартире в пригороде Львова. Недавно у них родился второй мальчик: старший на девять лет сын сразу нашел общий язык с братом.
Матвей учится дома с осени 2016 года. По словам мамы, это очень положительно повлияло на мальчика: ему стало намного интереснее получать новые знания, улучшилось настроение и состояние здоровья. А еще он нашел время на собственный кулинарный YouTube-канал MikoChef, который с помощью родителей понемногу наполняется вкусными рецептами.
О том, как родители приняли такое решение, несмотря на существующие в обществе стереотипы, как мальчик сдает все контрольные работы и аттестацию, и нравится ли Матвею учиться дома сейчас – в интервью Ольги Бартыш для Styler.
"Матвей в школу не ходит с октября прошлого года. Учится дома, но закреплен по документам и по аттестации за львовской школой "Лидер". Это обычная государственная школа - одна из немногих, где есть возможность ученикам и их родителям выбирать различные формы обучения. Наша форма - экстернат. Учимся, как и другие дети, полностью бесплатно. Матвей закреплен за классом с учительницей. Каждую четверть мы сдаем контрольные по всем предметам. У нас есть график на год и мы знаем, в какие дни проходят консультации с учителями".
"Вопрос о том, чтобы Матвей учился дома, тянулся у нас еще с его первого класса. Свою роль сыграло и то, что когда я слышу о каком-то интересном и полезном опыте, то мне сразу хочется попробовать. Но прежде всего было жаль, что ребенок - такой свободный, такой творческий и чистый, а здесь его даже с первого класса загружают, давят, дают много ненужного", - говорит Ольга Бартыш.
"Все мы говорим об индивидуальном подходе для детей, но в школах, к сожалению, в силу объективных причин все для всех одинаково".
"Мы тогда жили в Киеве, и я понятия не имела, как это все делается. Я не имела на тот момент поддержки, было мало информации. По этой причине переход на домашнее обучение мне казался чем-то невероятно тяжелым. К тому же, было мало таких родителей, которые бы подобную идею поддерживали. Это сейчас их гораздо больше", - вспоминает мать двоих детей.
"Мой муж сначала был против, чтобы Матвей учился дома. Но я себе эту идейку грела, лелеяла, понемногу собирала информацию и таки доказала свою правоту. Теперь муж соглашается, что мы сделали правильно".
Ольга вспоминает, как давление "отбило" всякое желание сына учиться.
"Раньше сын хорошо знал математику. Помню, во втором классе я писала на своей странице в Facebook, что он устно добавляет и вычитает трехзначные числа в течение нескольких секунд, без столбиков, без калькуляторов. Например, на вопрос "сколько будет 387 + 292" тратил всего десять секунд. Ребенку это явно шло легко и нравилось. Но со временем этот интерес просто пропал и он невзлюбил даже математику".
"Пропало вообще желание учиться. Он просто ненавидел выполнять домашнее задание: все через принуждение. Перестал читать, больше не хотел даже слушать, как я ему читаю, хотя еще совсем недавно без книжки ребенок просто не засыпал. Сколько я потом всего не делала, чтобы вернуть интерес к книгам, и покупали всякое-разное, и игры придумывали, поощряли подарками - ничего не помогало. Отказался читать на отрез... Сейчас уже ничего не делаю. Просто сами с мужем читаем. Надеюсь, со временем любовь к книгам у ребенка вернется", - рассказывает Ольга.
"Интересно, что в трех школах, которые мы изменили, ни разу не было никакой стычки или скандала с учителями или детьми. Матвей - очень послушный мальчик, сокровище для школы. Словно солдатик, следовал указаниям и молчал".
"Про домашнее обучение я много читала в интернете, общалась с другими родителями. Понемногу убеждала мужа, давала ему читать статьи. Мы действительно взвесили все "за" и "против", пока сказали сыну: "Все, не хочешь ходить – не ходи. Точка. Надо жить, как хочешь, а не как надо".
Затем родители Матвея забрали документы из школы. За эти месяцы Матвей ни разу не захотел обратно.
"Вот как раз в эти дни мы сдавали ДПА. Это государственная итоговая аттестация, обязательная для окончания 4 класса. Сдавали украинский язык, еще будет математика и литературное чтение – три предмета. ДПА Матвей сдавал вместе с другими детьми, потому что эта аттестация требует личного присутствия".
"Все контрольные в течение года можно сдавать по электронной почте. Наша школа находится рядом, и ничего не стоит туда приехать. Но если бы мы жили за границей или в другом городе, то это очень удобно: прислали контрольную на почту - и все. А приезжать можно только на экзамены. А у детей они не так часто: в 4, 9 и 11 классах”.
"Если семья едет за границу, то надо просто написать заявление, типа: "Мы на некоторое время уезжаем в другую страну, ребенок не может посещать учебу, по этим причинам просим разрешить отсрочить школьное обучение". Через год, например, вернуться и догнать детей в обучении. То есть за год можно пройти два, а то и три класса! Без потерь можно жить за границей, проходить все обучения в интернете и закончить при этом украинскую школу, побывав в ней всего несколько раз", - объясняет Ольга Бартыш.
"С пятого класса начнутся новые предметы, но это не проблема. Дистанционно можно учиться даже до самого 11 класса. Такие предметы как физика, химия и история – можно учить по "Скайпу" или в группе. Сейчас у нас так проходит биология. По пятницам утром встречаемся с преподавателем во Львове, в Стрыйском парке. Учительница с детьми прямо там занимается: два часа биолог ходит с ними по парку. Изучают растения, исследуют окружающую среду. Это значительно круче, чем бы они в это время изучали биологию, сидя за партой. В парке – вот где настоящая биология! Они в бинокли рассматривают природу, ищут следы и гнезда. Матвей, когда приходит, то восторженно рассказывает, что видел и о чем узнал. Ребенку это явно интересно. Прививается желание учиться и познавать все".
"Матвей сейчас посещает кучу кружков. Мы все эти кружки собрали в один день, по пятницам: занимается с утра до шести вечера. Ходит на то, что ему нравится: театр, музыка, анимация. Также в другие дни - плавание".
"Немного есть в Украине школ, которые поддерживают такую форму обучения. Кажется, по установленным правилам, это должно было быть едва ли не в каждой школе. Но у нас по-одному написано, по-другому делано. Во Львове только "Лидер" принимает детей бесплатно, их там примерно 15-20 человек. Знаю, что есть пара таких школ в Киеве, одна – в Виннице. Есть также несколько частных школ, но они платные - по несколько тысяч гривен в год".
"На мой взгляд, наиболее оптимально и просто идеально – все-таки ходить в школу, но альтернативную, где в классе по 5 учеников. В Киеве знаю несколько таких школ. Там очень одомашненная обстановка. Туда ребенок может ходить три раза в неделю и проводить там целый день. Математика, лепка, йога, психология – активные занятия сменяются интеллектуальными. Домашних заданий нет, зато в классе – полная погруженность в учебу".
"Не могу не заметить, что запрос от родителей на домашнее обучение ежегодно растет. Родители чаще стали об этом задумываться, поэтому надо об этом рассказывать, чтобы им не было так страшно".
"У сына много друзей, целая стая мальчишек во дворе бегает. Когда каникулы, то они каждый день играют. А в период обучения в 5-6 вечера на улицу постоянно вместе ходят".
Но женщина говорит и о недостатках домашнего обучения.
"Единственный недостаток хоумскулинга – ребенку порой бывает скучно, когда на улице никого нет и надо ждать, пока дети сделают домашние задания и выйдут на улицу. Но здесь не идет речь о социализации. Потому что общения со сверстниками у него достаточно".
"Матвей по темпераменту – интроверт, может часами играть в "Лего". Поэтому даже в том, что "скучно", катастрофы особо нет. Дома всегда есть чем заняться. Но если ребенок явный лидер, активный очень, то наверняка не стоит его забирать на домашнее обучение. Все остальное в хоумскулинге - это только "плюсы".
"Обучение дома до сих пор всех удивляет. По крайней мере здесь, во Львове. Родители, все мои родные с таким решением уже смирились. Но моя мама сначала была категорически против. Она всю жизнь проработала шеф-поваром в школьной столовой, дружит с учителями. Она совсем не понимала, как это так – учиться дома. "Разве ребенок болен, чтобы дома учиться?!", - так она думала. Но сейчас есть понимание, и все к такому привыкли".
Фото: "Я занимают тем, что люблю, это приносит мне и духовные, и материальные блага" - Ольшга Бартыш (facebook.com/shytrab)
"У нашей семьи постепенно формируется другой круг общения. Среди друзей есть много людей, для которых это норма. Но еще год назад люди нас спрашивали: "Как это возможно?”. "Вы что, поссорились с учителем?”. "А что, он болен?".
"Даже сами учителя удивлялись, когда мы забирали документы. Хоть они и знают о существовании такой формы обучения, но их все равно удивляет факт такого решения", - признается Ольга.
"Люди привыкли шаблонно жить, шаблонно воспитывать детей. Чтобы перейти на домашнее обучение в украинской среде, в семье на самом деле должно быть много отваги. Надо не бояться быть "белой вороной", не бояться, что кто-то осудит. Об этом надо как можно чаще говорить. Ведь ничего тут страшного нет: ребенок живет дальше. Мой ребенок стал счастливее, умнее, веселее и здоровее".
"Мы летом семьей поедем в Турцию на месяц. Дальше - в Польшу. Вообще хотим много путешествовать. Например, по полгода жить в разных странах. Муж работает дистанционно. Я тоже осуществила свою мечту – работа меня не держит в офисе, я сама рассчитываю свою время".
"Теперь точно знаю, что главное – очень сильно захотеть чего-то. И тогда все будет. Я давно хотела жить так, как хочу сама, а не так, как принято в социуме. Понемногу иду к этому. И, кажется, у нас с семьей это получается", - подытожила Ольга Бартыш.