Как Ostrov Festival преобразил Труханов остров
Прохладное летнее утро. В воздухе пахнет мокрой соломой. Труханов Остров — заповедник свободы в центре Киева. Поросший диким лесом остров, омываемый с обеих сторон широкой поймой реки Днепр. Просторная поляна. К ней ведет извилистая лесная дорога.
Когда-то здесь была зона отдыха: площадки для волейбола и баскетбола, беговые и велосипедные дорожки. В 90-х все это превратилось в руины и поросло диким кустарником. Труханов Остров стал местом бюджетного летнего отдыха горожан: шашлык, пляж, киоски с пивом и сигаретами.
Фото: Пресс-служба фестиваля
Все изменилось в 2013 году. Это было то самое летнее утро. На поляне в глубине острова несколько тысяч танцующих. За пультом их главный кумир — Рикардо Виллалобос. Он играет уже 4-й час к ряду. Уставший, измученный, но все такой же манерный и улыбчивый. Кажется, еще движение и он просто рухнет без сил. Но нет, Рикардо держится. Источник его силы — это музыка. Его опора — благодарная публика, которая приехала из разных уголков страны, чтобы услышать сет чилийца. В Украине Виллалобос бывает не часто.
Бас-бочка разносятся гулким эхом. Люди танцуют на подступах — еще на пешеходном мосту, в 300 метрах от места событий. Одни идут спать, другие "заступают на смену". Приветствуют друг друга; спорят, кто круче: сегодняшний хедлайнер Виллалобос в привычной компании румынского техно-трио или завтрашний гость — Матиас Агуайо. Свой первый Ostrov Festival все они запомнят навсегда.
С вероятными поправками, но тем не менее: Ostrov — первый техно-фестиваль в истории украинской электронной сцены. Масштабный двухдневный рейв, который появился в нужном месте и в нужное время. Среди идеологов фестиваля компания Qiev Dance, в послужном списке которой организация выступлений звезд первой величины: Тиесто, Авичи, Axwell, Карл Кокс, Fatboy Slim. Долгое время Qiev Dance были крупными игроками массовой электронной сцены.
Тогда, в 2013 году они чутко уловили "ветер перемен". В 2011-12м годах на Каzантипе правил балом новый саунд: минималистичный хаус и техно. "Выездные" вечеринки клуба Arma 17, новые звезды стиля из Румынии — Раду, Рареш, Петре Инспереску и собственно тот, кто дал им путевку на большую сцену — Рикардо Виллалобос. Великий Народ разъезжался по домам и тренд постепенно уходил в массы. К лету 13-го стало понятно: "румынское" техно — это новый мейнстрим. Да, новое техно — это куда более сложная музыка, чем тот же евротранс, но численность аудитории ее поклонников говорит сама за себя. Техно больше не элитарное, нишевое явление. А значит, пришло время для масштабного рейва. Так появился Ostrov.
Фото: Пресс-служба фестиваля
С самого начала, важным партнером фестиваля стал Каталин Гинеа — одно из главных лиц румынского агентства Sunrise, ответственного за организацию известного на весь мир фестиваля Sunwaves.
Кроме того, команда фестиваля сразу же усилилась группой «идеологических союзников» из арт-пространства Closer. Только ленивый не проводил параллели этого места с московским клубом Arma 17. Близкая музыкальная философия, схожий формат и один важный проводник — всемирно известная Nastia. С багажом международного опыта и статусом, обретенным в кругах как раз таки тусовки Arma 17, Nastia выступила своего рода ментором для Closer. О клубе начали писать в Resident Advisor и Mixmag. На день рождения Насти здесь запустили свой компактный фестиваль "Стрiчка". За несколько лет он вырос в событие международного значения.
Ostrov Festival стал для Closer стратегически важной площадкой. В тесном взаимодействии оба проекта помогали общему делу — рождению новой волны украинской техно-сцены, пришедшей на смену теряющему позиции минимал и хардкор-техно (клуб "Синема", группировка Techno. UA, рейвы Spartaque и его лейбла I Love Techno).
Фото: Пресс-служба фестиваля
Спустя какое-то время партнером Ostrov Festival стала одесская промо-группа Feeleed: они отвечали за пропаганду "румынского техно" на юге страны. Постепенно вокруг молодого амбициозного проекта Ostrov сформировался крепкий костяк локальных промоутеров и диджеев.
За год в Украине изменилось многое. Kazantip стал вдруг нарицательным словом: слишком уж высок был градус Facebook-баталий. Да и как бы то ни было, Республика Z ситуативно сменила дислокацию на куда более далекую Грузию. Свято место стало вдруг пусто. Промоутерам в Киеве пришлось крепко задуматься: как создать свой достойный локальный фестивальный проект, который не уступал бы предшественникам?
Дебютный Ostrov был событием меньшего масштаба. В Британии его бы назвали midweek rave — вечеринка с размахом длиною в целый уикенд. Но никак не фестиваль. Сами обстоятельства привели создателей фестиваля к решению масштабироваться. Второй Ostrov Festival казался сущим безумием. В то время как клубные промоутеры, глядя на растущий в несколько раз курс доллара, впали в глубокий анабиоз, Ostrov Festival взялся повышать ставки. Еще больше громких имен, еще больше артистов!
Фото: Пресс-служба фестиваля
К проекту подключились самые влиятельные украинской клубы столицы: Boom Boom Room и Decadence House. В лайнапе появилось с дюжину лучших локальных артистов: IO, Nastia, Lola Palmer, Smailov — в последствии ставший главным букером фестиваля, один из его идеологов — Joseph и друзья из Москвы: Наташа Abelle, дуэт SCSI-9. С иностранными гостями решили поступить так: все те же артисты, что были на фестивале год назад во главе с Гаем Гербером и Виллалобосом, и несколько новых имен. Art Department, Джей Хейз, DJ Koze. Последний добрался на Ostrov с третьей попытки. Забыл паспорт, сломал ногу — ходит масса историй о том, как звезда Pampa Records "удивлял" украинских промоутеров.
Еще через год — в 2015 — Ostrov Festival начал обрастать всеми атрибутами настоящего фестиваля: собственная философия, миссия и концепция, которую разделяла и принимала аудитория. Да, зарубежные звезды электронной сцены все так же живо интересовали любителей танцев, но они больше не были теми китами, на которых держался весь проект. На ту самую, окруженную зеленью поляну на Трухановом Острове прибыли Карл Крэйг и дуэт Booka Shade. Ажиотаж был обеспечен, и организаторы принялись глубже изучать локальную электронную сцену.
На Ostrov появилась отдельная сцена давних соратников — клуба Closer и отдельная UA Stage, в числе хедлайнеров которой теперь значились не только украинские техно-диджеи, но и live проекты. Для многих неожиданно на фестивале выступили хайповые ONUKA и Cepasa, основатели которых — Ната Жижченко и Паша Ленченко еще несколько лет назад вместе играли в дип-хаус трио Tomato Jaws.
Наконец, в 2016 году Ostrov Festival заявил о себе в полный рост. В клубной иерархии все работает предельно понятно: ты просто должен привезти несколько диджеев экстра-класса, чтобы всерьез заявить о себе на международном уровне. Ostrov не стал размениваться по мелочам и привез сразу и Диксона, и Tale of Us. Наконец, долетел до Киева DJ Koze. Гурманов удивило появление в лайнапе Radio Slave и Мэтью Джонсона, а довершением этого впечатляющего набора стал "крестный папа" техно-музыки Хуан Аткинс. Об Ostrov Festival заговорили далеко за пределами Украины.
Так, сама собой родилась концепция пятого юбилейного Ostrov Festival — проект должен был во что бы то ни стало утвердить свой международный статус. Само собой, лайнап по такому случаю — еще круче. Игорь Smailov потрудился на славу: Бен Клок, Мано Ле Таф, HVOB, Hito, модный Rødhåd, лучший лайв-перформер по версии RA — Kink, знаменитые Cobblestone Jazz, Соня Мунир.
В процессе подготовки организаторам пришла смелая идея: Ostrov объявил, что дарит в этом году бесплатные билеты всем зарубежным гостям фестиваля. Миша Бессинный, один из организаторов Ostrov рассказывает, что уже через несколько часов после публикации объявления на почту пришло более сотни заявок из разных стран от Польши и Грузии до Бразилии и Австралии.
Предложение оказалось действительно очень выгодным. Состав артистов, который ничем не уступает любому европейскому фестивалю, интересная локация; город, в котором есть что посмотреть, и есть где весело провести время. Все это еще и с бонусным билетом! Почему бы и не прилететь?
На текущий момент количество заявок уже перевалило за тысячу. По предварительным прогнозам, организаторы Ostrov ждут на юбилей не менее 400 гостей из России. Миша признается, что внимательно следит за всем, что происходит на местной сцене: "Мы, конечно, следим за тем, что происходит на российском техно-рынке. Очень надеемся, что у истории c Arma и Outline будет позитивный финал. Мы также интересуемся тем, что слушает аудитория в России, следим за громкими привозами в Space, Gazgolder, "Бессонницу", "Рабицу" и другие площадки. Это в какой-то степени помогает нам самим формировать свои взгляды на современное состояние техно-культуры".
К слову, в этом году фестиваль посетит Антон Кубиков. Он выступит в рамках опять-таки юбилейного шоукейса киевского винилового лейбла Artreform. Его идеолог Женя Joss с нетерпением ждет это событие: "В прошлом году я впервые выступил на Ostrov. Играл часов 6 или 7, привез 4 кейса с пластинками. Незабываемая ночь! Тогда и решил — в следующем году подготовимся основательно".
Лейбл Artreform недавно выпустил 25-й релиз. Им стала 3-трековая EP проекта SCSI-9. Поэтому выступление Антона Кубикова именно в рамках этого шоукейса отнюдь не случайно.
Важно отметить, что фестивалю Ostrov удалось объединить между собой всех тех украинских артистов, что в обход локальной сцены добились успеха за рубежом и в прежние годы мало интересовались происходящим в своей стране. В этом году на фестивале выступят звезды лейбла Life and Death — украинский техно — дуэт Woo York, чей аналоговый лайв-сет покорил Европу. Etapp Kyle, дуэт Artbat — частые гости клуба Destino на Ибице и любимчики Maceo Plex и Solomun; диджей и продюсер Pahatam, работающий с Иваном Дорном, the Dark Wood — новый лайв-проект Игоря Smailov’а и, конечно же, Nastia.
"Мы надеемся, что с проведением таких фестивалей как Ostrov и других техно-вечеринок, мы зададим какое-то движение, стимулируя появление новых интересных лиц в техно-культуре. Кроме того, мы каждый год даём возможность молодым артистам выступить на большой сцене, для большого количества людей. Это очень важно", — говорит Миша.
Нет повода сомневаться в его словах. Так это и работает. Еще несколько лет назад молодой техно-фестиваль впервые знакомил украинскую аудиторию с музыкой Виллалобоса или Матиаса Агуайо. А уже этим летом в Киев летят поклонники электронной музыки из разных стран мира, чтобы услышать выступления многих интересных локальных артистов. Mission is possible!
Купить билеты на фестиваль можно по ссылке.