Шесть топовых трендов музыкального рынка: мнение эксперта
СЕO karabas.com Максим Плахтий рассказал, что ждет развлекательную индустрию в 2017-2018 годах
Многие эксперты в сфере шоу-бизнеса утверждают, что за последние годы украинская музыкальная индустрия вышла на более высокий и качественный уровень. Этому есть ряд показательных примеров - прошедшие с аншлагами концерты западных и украинских звезд. Styler решил узнать мнение СЕO karabas.com Максима Плахтия об основных трендах музыкального рынка. Что же ждет развлекательную индустрию в 2017-2018 годах?
Фото: Максим Плахтий (пресс-служба)
Тренд №1: качественный контент
Хорошие артисты всегда собирают зал, независимо от стиля, в котором играет музыкант. Если контент качественный и актуальный, люди готовы за него платить, а организатора, в большинстве случаев, ожидает sold-out (аншлаг). Прекрасные примеры: Тина Кароль, Стинг, LP, Foals, Alt-J, Нина Матвиенко, MONATIK. Все эти концерты с успехом состоялись в Киеве в 2017 году и даже при относительно высокой стоимости билета - были полностью распроданы. Такая тенденция постепенно приводит к новой трансформации рынка – организаторам становится выгоднее привезти одного или двух топовых артистов с по-настоящему зрелищным и ярким шоу, чем проводить много "средних" проектов с рисками и слабой отдачей.
Равнение на качество – однозначно один из главных трендов развлекательной индустрии в 2017-2018 годах.
Фото: концерт MONATIK во Дворце спорта (пресс-служба)
Тренд №2: выход на международный уровень
Последние полтора года Украина гораздо четче обозначена на карте мирового шоу-бизнеса как самостоятельная единица, чем еще несколько лет назад. В 2017-м, Киев уже принимал и еще будет принимать артистов, которые приезжают в рамках своих мировых турне - Стинг, Marilyn Manson, 30 seconds to Mars и другие. Киев стоит в их графике наравне с другими европейскими столицами, а Бенджамин Клементайн и вовсе открывает тур своим украинским выступлением. Уникальным опытом для Украины является летний концерт LP, когда популярный западный артист приехал к нам с концертом, находясь на пике своей популярности. Итог - полный зал, запланирован этой зимой второй концерт в большей площадке, Киевский Дворец спорта. Успешный опыт подобных мероприятий открывает для организаторов новое поле для работы с топовыми артистами, поэтому в будущем нас ждет еще больше интересных концертов артистов "класса А".
Украинский концертный рынок уверенно крепнет, иностранные артисты понимают, куда едут и уже не опасаются за свою безопасность, поскольку у них есть успешный пример коллег, а промоутеры ведут себя гораздо увереннее, вступая в переговоры с менеджерами топовых музыкантов.
Фото: LP в Киеве (пресс-служба)
Тренд №3: своя ниша
Ограничения на выступления и ротацию российских артистов, а также опасения после Революции Достоинства западных артистов и их менеджмента приезжать в Украину, сформировали в украинской музыкальной индустрии некий культурный вакуум. Тогда это дало внушительный толчок для развития украинской музыки. Конкуренция на рынке временно сократилась до локального уровня, артисты соперничали только друг с другом, что позволяло любому активному украинскому артисту проявить и зарекомендовать себя. К сожалению, вынуждены констатировать, что "окно возможностей" стремительно закрывается, а ситуация снова меняется.
Как показывает 2017-й год, борьба за внимание и кошелек потребителя идет уже с западными звездами. В этой ситуации есть плюсы и минусы. Положительный момент состоит в том, что качество шоу, которые получает зритель, постоянно повышается. Собрать полный зал сегодня можно только предлагая достойный и востребованный в своем сегменте продукт. Хорошие примеры: Тина Кароль, которая собрала подряд семь дворцов "Украина". Олег Винник, у которого на концертах неизменные аншлаги в любом городе. MONATIK, который буквально за полтора года превратился чуть ли не в главного поп-артиста страны. Все они играют в разных жанрах, но дают своей аудитории контент, который та ждет и за который готова платить. Группы и исполнители начали уделять повышенное внимание качеству своих шоу: музыке, постановкам, техническому оснащению.
Тренд №4: поиск новых форматов
Как и любой другой, гастрольный рынок тоже имеет некую ограниченную емкость и уже находится в стадии насыщения, есть угроза перенасыщения - невозможно продать билетов больше, чем может себе позволить приобрести покупатель, нельзя провести концертов больше, чем публика в состоянии посетить. Именно поэтому промоутеры находятся в постоянном поиске, а на рынке появляются новые форматные мероприятия: цирки, бродвейские постановки, мюзиклы и т.д.
Есть те, кто разрабатывают и внедряют собственные форматы, являясь уже не только организатором, но и сопродюсером шоу - отличный пример: Svitlo Concert, которые сумели привить публике любовь к джазу и классической музыке и закрепить за собой первенство в выбранной нише. Лидером на рынке развлекательно-цирковых шоу можно назвать телеканал СТБ, которые несколько лет успешно реализуют свои проекты с элементами 3D-маппинга, цирковых шоу, мюзиклов. Они постоянно инвестируют деньги в этот формат, благодаря чему могут в будущем занять нишу семейных мероприятий.
Еще один формат мероприятий, который активно продвигается на рынке в этом году - бизнес-форумы. Этой осенью мы наблюдаем целый ряд мероприятий, где в качестве приглашенной звезды заявлен уже не артист, а гуру или успешный предприниматель.
У всех озвученных событий есть один плюс - эффект новизны. Но для того, чтобы посетитель привык к ним и продолжил посещать такие мероприятия в дальнейшем, организаторам необходимо раскручивать сам жанр и постоянно "держать марку". От этого и будет зависеть захочет ли к ним вернуться потребитель.
Тренд №5: столица
Работа с регионами - одна из главных проблем украинского концертного рынка. В плане музыкального и культурного развития слушатели провинции значительно уступают столичным. Если Киев по культурному восприятию постепенно начинает догонять мировое музыкальное сообщество, то в других городах, к сожалению, этот процесс происходит гораздо медленнее. Поэтому пока что при формировании гастрольного графика промоутерам, как и ранее, приходится ограничиваться столицей и выборочно городами-миллионниками. Сложнее станет и украинским артистам, мы уже сейчас наблюдаем отмены концертов в туре в небольших городах. Основные концертные и развлекательные шоу в 2017-2018 годах, как и прежде, будут сосредоточены в столице.
Тренд №6: выделяйся или умри
Фестивали постепенно уходят в сторону четкого позиционирования, ориентации на атмосферу и выстраивания внутренней субкультуры. Завлекать лайнапом стало очень дорого и к тому же более не является перспективным. На рынке уже есть успешные примеры таких городских фестивалей, как "Уличная еда" или "Кураж- базар", где лайнап никогда не являлся принципиальным, а при меньших затратах, такие проекты показывают гораздо большие финансовые результаты. Те организаторы фестивалей, которые настроены на дальнейшее развитие, скорее всего будут двигаться именно в сторону грамотного позиционирования, интересных форматов, продуманных активностей. Потому что 2017-й всех их четко поделил на тех, кто перестроился и заработал на фестивале какие-то деньги и тех, кто потерял деньги и понял, что в будущем для того чтобы выжить, нужно срочно смещать акценты и искать другие пути работы с экономикой мероприятия.