"От А до Я" - столичный активист, "отец" киевских муралов рассказал о процессе создания монументальных настенных работ и посетовал на засилье "совкового" образа мышления, мешающего людям адекватно воспринимать современное искусство
Едва ли не каждую неделю в Киеве появляются новые настенные рисунки – муралы. За процессом следит столичный активист Гео Лерос. Встретиться с создателем международного проекта Art United Us, в рамках которого только в Украине планируется нарисовать 100 муралов, было не так и просто. К счастью, в плотном графике ежедневного перемещения с локации на локацию Гео удалось выкроить свободное время.
"Давай встретимся под "Фламинго" - мурал на стене пятиэтажного дома на бульваре Леси Украинки стал новым ориентиром для киевлян.
Устроившись на летней террасе, говорили о современном искусстве, приятных отзывах, поступающих вперемешку с угрозами, и, конечно же, о муралах.
Фото: "Еще чуть-чуть и закончим" - Гео Лерос (Facebook/geo.ya.1)
Оригинальные по своим сюжетам муралы толковать можно по-разному. К примеру, работа "Аватар" (ул. Братиславская, 12) вызвала смешанные эмоции. Кто-то увидел в ней прямую отсылку к военным действиям, некоторые говорят, что рисунок рассказывает о любви, кто-то считает, что "Аватар" - инопланетный захватчик. Что посоветуешь людям, которые постоянно ищут глубокие смыслы в новых столичных муралах?
Вопрос не в том, что нужно везде искать смыслы. Есть вещи, к которым нужно относиться просто как к искусству. Муралы – это монументальное современное искусство. Кто-то рисует полоски, кто-то – фламинго, кто-то портреты. И при этом каждый художник вкладывает в работу свою душу, свой мир и свою задумку. Поэтому мне кажется не совсем уместным искать некую глубокую ноту ДНК в каждой работе. Нужно к этому относиться просто как к очередному проявлению современного искусству: кому-то нравится, а кому – нет. И на этом все!
Появление мурала, как правило, разделяет жильцов дома на два лагеря – одна часть в восторге, вторая хотела бы увидеть что-то другое...
Постоянно жители дома будут говорить, кому и что нарисовать. Всегда так! К сожалению, указать на ошибки, поделиться "экспертным мнением" готов каждый второй. У большинства наших людей можно проследить своеобразный "ментальный гвоздь" – многие будут рассказывать, как нужно работать, но лишь единицы возьмутся сделать что-то самостоятельно или хотя бы проявить инициативу.
Фото: Новенький – мурал "Каждая река впадает в море", ул. Саксаганского 61 (Facebook/ricky.l.gordon)
Планируете ли в будущем советоваться с жильцами дома относительно тематики муралов?
Нет! Как, к примеру, слесарь, может давать советы художнику и рассказывать, что ему рисовать? Есть команда и друзья проекта, которые утверждают художника, выбирают тот или иной эскиз. И такая практика существует во всем мире, а не только у нас.
Как ты относишься к предложению создать специальную комиссию, которая также занималась бы вопросом монументального искусства в Киеве и других городах?
Негативно! Любая комиссия – это "совок". Кто будут эти люди? Как эту комиссию содержать, оплачивать работу сотрудников? Не верю, что в нее войдут художники, какие-то уважаемые лидеры мнений. Также я не понимаю, почему команда из 5-6 человек должна решать и указывать, что рисовать художнику. Такой подход – это, повторюсь, "совковое мышление".
Как же украинцам избавляться от советского мышления?
Думаю, что в основе проблемы "совка в голове" наших людей лежит низкая средняя зарплата украинцев. Людям нужно больше путешествовать, смотреть, как выглядит Барселона, Париж, Ницца, Нью-Йорк, сравнивать, перенимать лучшее. Это самообразовывает. Именно в путешествиях заключается решение "совковой проблемы".
А как относишься к вопросу декоммунизации в Украине? К примеру, советская мозаика в Киеве и других украинских городах также попадает под действие нового закона...
В Будапеште есть отличный пример борьбы с коммунистическими памятниками. Там создали музей коммунизма под открытым небом. Можно и в Украине создать один такой музей на всю страну. При этом создать его в каком-нибудь абсолютно непривлекательном на сегодняшний день для туристов городе, в котором ничего интересного нет. Музей помог бы привлечь в этот город определенный поток туристов.
Фото: "Мурал "Лабиринт" никто закрашивать не будет. Это "Ящик Пандоры", который открывать не стоит" - Гео Лерос (streetartunitedstates.com)
Возвращаемся к теме столичных муралов. Как решился вопрос с муралом "Лабиринт" на ул. Дмитриевской 62/20? На своей страничке в Facebook ты сказал, что тебе позвонили из администрации Гройсмана и попросили работу закрасить.
Ситуация следующая. В 8 утра мне позвонил неизвестный номер: (067)0000060. Человек представился помощником премьер-министра Украины и сказал, что мурал "Лабиринт" нужно закрасить, так как он "ущемляет мировоззрение одной религиозной организации". Я сообщил о случившемся на своей Facebook-странице.
Буквально через два дня со мной связались из администрации нашего премьера и сказали, что они никакого отношения к звонку не имеют, это какая-то провокация.
Я тогда на всякий случай сказал, что они могут взять на себя персональную ответственность и закрасить мурал, если они считают это необходимым. Но если они так сделают, то это будет лучший PR на мировом уровне для проекта Art United Us. К слову, работа "Лабиринт" вошла в мировой топ-10 муралов по версии интернет-издания
StreetArtNews, специализирующегося на уличном искусстве.
Сейчас вопрос снят. "Лабиринт" никто закрашивать не будет. Это "Ящик Пандоры", который открывать не стоит.
Фото: "Сначала некоторые нам говорили, что "Девушка в вышиванке" - это шароварщина, что нужно использовать более современные мотивы" - Гео Лерос (Facebook/geo.ya.1)
На стене 18-этажного дома по адресу бульвар Леси Украинки, 36б в прошлом году появился мурал с девушкой в вышиванке. Мурал приняли неоднозначно. Многие были в восторге, но все же некоторые посчитали работу "непрофессиональной" с точки зрения исполнения...
Да, критика была, как всегда! Сначала некоторые нам говорили, что "Девушка в вышиванке" - это шароварщина, что нужно использовать более современные мотивы. Здесь надо понимать, что любой художник, приезжая в страну, где он будет создавать свою работу, старается вникнуть в ее историю и культурную составляющую. Он не будет рисовать бургеры, "ланосы" или "макдональдсы". При этом мы свои идеи художнику не навязываем. Если мы начнем диктовать свои правила, то нужно быть готовым платить художнику гонорар.
Что касается идей. Большинство художников довольно категоричны. Они могут предложить 1-2 варианта своих работ. Если нам нравится, то мы продолжаем сотрудничать. От некоторых работ за время проекта приходилось отказываться.
Случались ли подобные конфликтные ситуации с другими муралами?
Конечно, критика есть. Когда рисовали "Фламинго" на бульваре Л. Украинки, к нам подъехал мужчина с личным водителем и своей женой. Подошел к нам и стал выяснять, кто нам дал разрешение рисовать мурал. Даже полицию вызвал. В какой-то момент, пока мы выясняли вопрос с полицейскими, жена этого мужчины начинает на меня просто орать и говорить, что лучше бы мы Иисуса нарисовали, Бога восхваляли. Как оказалось, этот же мужчина приезжал на ул. Дмитриевскую, когда там создавали работу "Лабиринт", и также выражал там свои претензии.
Фото: "Когда рисовали "Фламинго" на бульваре Л. Украинки, нам сказали, что лучше бы мы Иисуса нарисовали, Бога восхваляли" - Гео Лерос (Facebook/geo.ya.1)
К слову, насколько легко получить разрешение у столичной администрации на подобный проект?
На самом деле, администрация Киева поддерживает любые хорошие проекты. Речь не идет о том, что кто-то "помазанник" или еще что-то в этом духе. Я сделал хорошую презентацию проекта, объяснил, что к нам приедут не дилетанты, а всемирно признанные художники.
К примеру, итальянский художник "2501", который создал здесь, в Киеве на Троещине, самый высокий мурал в мире, сразу же улетел на персональную выставку в США, а затем - в Мексику. Это всемирно уважаемый художник.
Безусловно, проект Art United Us также дает возможность украинским муралистам реализовать свои работы.
Где берете финансирование? Помогает ли в этом вопросе городская администрация?
Нет, все делается исключительно за счет частных инвесторов. Стоимость одного мурала колеблется в пределах 2-4 тыс. долларов. Все зависит от того, откуда летит художник, какие краски он использует, какая высота дома (от этого зависит высота лифта). Также мы платим художнику суточные.
Фото: Активист Гео Лерос и художник Alex Maksiov на фоне мурала "Синица", ул. Ивана Франко, 12 (Facebook/geo.ya.1)
Можно ли увлечение современным искусством сделать прибыльным делом?
Мне очень нравится фильм Бэнкси про уличных художников "Выход через сувенирную лавку". Лента рассказывает о персонаже Тьерри – режиссере-документалисте, снимавшего Бэнкси за работой. В какой-то момент Бэнкси посоветовал ему заняться искусством. Тьерри вернулся в Лос-Анджелес, заложил свой дом и магазин, и нанял других дизайнеров, которые сделали ему коллажи. Как результат, Тьерри внес в уже готовые работы несколько правок и продал их по 10, 20 и даже 100 тыс. долларов, став миллионером.
А на уличном искусстве можно заработать?
В Лос-Анджелесе существует коммерческий мурализм. Это когда компания не вешает рекламный баннер, а нанимает художника, оплачивает ему гонорар, и он создает работу рекламного характера. Уверен, что это принципиально новый уровень рекламного бизнеса.
В Украине пока что все упирается в цифры. За рекламный баннер 10х10 метров вы заплатите около 1000 долларов. А гонорар художника составит 10-15 тыс. долларов, потому что это уникальная заказная работа. К тому же, художник не может нарисовать какой-то "ширпотреб". Нужно сделать качественный мурал.
Фото: В Киеве итальянский художник "2501" нарисовал один из самых высоких муралов в мире. Мурал украсил стену 26-этажного дома по адресу проспект Маяковского, 1В (graffitistreet.com)
Будут ли появляться муралы в глубинках спальных районов Киева?
Мы уже над этим работаем. Вот, добрались до Троещины. Уже в этом году муралы появятся в Дарницком, Голосеевском и других районах Киева.
В Киеве появляется все больше муралов, созданных иностранными художниками. А как на счет художников из Украины?
Сейчас в Украине только зарождается современное монументальное искусство. При этом у нас уже есть художники-муралисты, которые вызывают гордость и могут достойно представлять Украину на международной арене.
Перспективный художник Alex Maksiov. В прошлом году он нарисовал огромного стрижа на стене 16-этажного дома по улице Академика Булаховского, 40. В этом году совсем недавно завершил свою очередную работу (синица с лампочкой) на ул. Ивана Франко, 12.
Также могу выделить художников их Харькова – Гребенюк и Брицев.
Фото: "В основе проблемы "совка в голове" наших людей лежит низкая средняя зарплата украинцев" - Гео Лерос (Facebook/geo.ya.1)
Расскажи об идее создать "кольцо" из 100 муралов, которые появятся в разных странах мира. Примут ли украинские муралисты участие?
В рамках проекта Art United Us планируем создать 200 муралов. 100 появятся в Украине (около 90 будут украшать Киев). Еще 100 работ нарисуем в разных странах, образовав таким образом "кольцо мира". При этом охватим от 30 до 40 стран. Таким необычным способом решили привлечь внимание мировой общественности к проблеме войны и агрессии. Помогать в этом будет монументальное искусство.
К созданию "кольца мира" присоединятся около 60 художников из Украины. Для большинства из них это будет отличный шанс заявить о себе и своем творчестве перед мировой аудиторией.
Сейчас присматриваемся к нашим художникам, их работам, стилистике. Мы получаем очень много писем со всей Украины. Скажу честно, из 100 человек выбираем 1-2. Но это тоже шанс.
Фото: "Рисунок – это 1 мм краски, который никак не портит здание. Это ведь не надстройка какая-то, облицовку мы не портим" - Гео Лерос (Facebook/geo.ya.1)
Как подходите к выбору домов для муралов? В прошлом году на улице Спасской, 6а бразильский художник Nunca нарисовал казака, объединив своей работой две культуры: украинскую и бразильскую. Как оказалось, дом, на стене которого появился мурал, - это памятник архитектуры.
Да, была такой прецедент. Конечно же, мы не рисуем на памятниках архитектуры. Всегда проверяем дома в специальной базе. Дом на ул. Спасская, 6а также проверили. В реестре его не оказалось, специальной таблички на его фасаде также не было. Поэтому мы начали рисовать. Позже оказалось, что дом действительно относится к памятникам архитектуры. С конца 90-х это здание, которое до этого числилось под номером 6, стало числиться как Спасская, 6а. И чиновники забыли внести соответствующие изменения в реестр.
Мы оказались заложниками ситуации. Не нужно думать, что мы специально пришли разрисовывать памятник архитектуры. Мурал все же дорисовали. Следует отметить, что рисунок – это 1 мм краски, который никак не портит здание. Это ведь не надстройка какая-то, облицовку мы не портим.
Интересно, что в Копенгагене, к примеру, очень много украшенных муралами исторических домов. Там с этим проблем нет.
Кто будет дальше следить за сохранностью столичных муралов?
Очень надеюсь, что администрация согласится внести каждую работу на баланс города как культурное наследие. Будем обсуждать этот вопрос с городскими чиновниками. Конечно, я считаю, что муралы – это также украшение города, и они могут быть его "визитной карточкой".
Что касается сохранности муралов, то с ними все будет хорошо еще десятки лет. Мы всегда думаем, где, на чем и как рисуем, чтобы работа максимально долго продержалась.
Фото: "Хотим создать несколько работ в зоне АТО. Наша цель – привлечь таким способом внимание мировой общественности к ситуации на востоке Украины" - Гео Лерос (Facebook/geo.ya.1)
Будете ли как-то отдельно освещать тему военных действий на востоке Украины через призму монументального искусства?
Хотим создать несколько работ в зоне АТО. С точки зрения безопасности, не могу сказать, где именно. Конечно, муралы там долго не продержатся. Но наша цель – привлечь внимание мировой общественности к ситуации на востоке Украины.
Большинство людей за рубежом вообще не понимают, что происходит в Украине. Наблюдается полная дезинформация. Некоторые уверены, что это гражданский конфликт – украинцы воюют сами с собой.
У иностранных муралистов в соцсетях есть тысячи подписчиков, их читают журналисты, лидеры мнений, активисты. Поэтому Украине не помешает, если к освещению ситуации присоединятся также художники.
К слову, какое у иностранных художников складывается мнение о Киеве, когда они к нам приезжают?
Всем очень нравится Киев! О людях хорошо отзываются. Правда, многие жалуются на большое количество рекламы, которая портит город.
Ты ведь и сам много путешествуешь. Как считаешь, что можно было бы улучшить в Киеве?
Я бы облагородил центр города. Убрал кондиционеры с фасадов, "самопальные" балконы, убрал громоздкие террасы. Хочешь террасу – поставь столики, стулья, зонтики, убирая их в конце рабочего дня. Только не нужно создавать эти ужасные пристройки, которые полностью загораживают путь.
Фото: "Дизайнерские лавочки - это "неблагодарная" история, и больше я в это ввязываться не хочу" - Гео Лерос (Facebook/geo.ya.1)
К слову, ты ведь не только муралами занимаешься? В прошлом году реализовал отличный проект, создав новые дизайнерские лавочки для парка им. Т Шевченко в центре Киева. Будешь ли продолжать в этом направлении?
Нет! Это "неблагодарная" история, и больше я в это ввязываться не хочу.
Возможно, будут какие-то новые столичные проекты именно в направлении искусства?
Мы еще хотим создать для Киева несколько больших скульптур или арт-объектов. Кроме муралов, хочется сделать что-то еще монументальное. Знаете, как большая "капля ртути" в Чикаго авторства Аниша Капура. Вот хочется что-то подобное в Киеве увидеть.
Уже ведем переговоры со скульпторами. Возможно, в этом году сможем запустить этот проект. Но для реализации подобных идей очень тяжело найти инвесторов.
Над чем работаете сейчас?
Над собой!
Кстати, Styler предлагает проголосовать за самый красивый мурал Киева.