Представители разных конфессий поделились своими рассуждениями на “острую” сегодня тему. Как священнослужители относятся к столичному Маршу Равенства и однополым бракам - в материале Styler
Официально однополые отношения не поддерживает ни одна существующая ныне мировая религия. Отдельные инициативы локальных церквей по разрешению однополых браков случаются, но поддаются критике.
Однополые отношения традиционно рассматривают как грех в христианстве, иудаизме, исламе. Осуждаются они и в буддизме. Но, по словам религиоведов, отношение к этому вопросу у буддистов все-таки более “мягкое”. И называется скорее не грехом, а “неправильным сексуальным поведением”.
К гомосексуалам относились как к грешникам на протяжении практически всей истории христианства – как в православии, так и в католицизме. У мусульман гомосексуальные отношения, согласно единогласному мнению богословов, являются запретными.
В преддверии Марша Равенства в Киеве Styler обратился за комментариями к священнослужителям разных конфессий, чтобы узнать более подробно о позиции церкви насчет гомосексуальности.
Также мы попытались выяснить, есть ли “дружественные” для геев церкви, где церковь регистрирует однополые браки и кто из священнослужителей набрался смелости заявить о своей гомосексуальной ориентации открыто.
О пересмотре мнения по поводу однополых браков заговорили еще во второй половине 19 века. Но до сих пор лояльное отношение представителей церкви к геям и лесбиянкам даже при толерантном отношении в обществе (особенно в Скандинавии, США и отдельных странах центральной Европы) – скорее исключение, чем тенденция, и массового характера не носит.
В последние десятилетия появляется все больше богословов-представителей разных конфессий, оспаривающих официальное церковное осуждение гомосексуальных отношений. Также известно, что некоторые протестантские религиозные организации в Западной Европе, Северной Америке и Океании заявили о непризнании гомосексуального поведения греховным.
Летом 2016 года Папа Франциск заявил, что католической церкви нужно просить прощения у гомосексуалов за ее прежнее отношение к сексуальным меньшинствам. Об этом он сообщил после своего визита в Армению. Он напомнил, что в разных странах и культурах отношение к гомосексуалам разное, но выразил при этом уверенность, что это не должно служить основанием для дискриминации или маргинализации геев. Интересно, что Папа Франциск первым среди своих предшественников употребил термин “гей” вместо “гомосексуал”.
Одной из самых лояльных к гомосексуалам считают Церковь Швеции - крупнейшую христианскую деноминацию Швеции. Это крупнейшая лютеранская церковь Всемирной лютеранской федерации, членами которой являются около 6,4 миллионов людей или чуть более половины населения страны. После 2000 года эта церковь - отделена от государства.
Церковь Швеции начала благословлять однополые браки в 2007 году, а с 2009 года начала их регистрировать. Таким образом, она стала одной из первых в мире церквей, которая начала отходить от гетеросексуального брака как традиционного. Кстати, согласно исследованию 2008 года, 71% шведов считали, что однополые браки нужно разрешить.
В ноябре 2009 года мир облетела новость о том, что Церковь Швеции в сан епископа возвела первую в мире открытую лесбиянку-священнослужителя. 55-летняя Ева Брунне стала первым в мире епископом-лесбиянкой и пятой женщиной-епископом Швеции. Церемонию рукоположения бойкотировали представители некоторых национальных церквей, а архиепископ и глава Церкви Швеции на мероприятии и вовсе не появились, делегировав на него только своих представителей.
“Живите, как вам угодно, но не пытайтесь нас убедить, что это норма”
В Украине православная и католическая церкви резко негативно относятся к однополой любви, а уж тем более – к однополым бракам.
Так, УПЦ (МП) активно призывала не допустить проведения во Львове “Фестиваля равенства” в марте 2016 года, ведь он “пропагандирует грех, растлевающий человеческую душу и тело”. Об этом заявил епископ Львовский и Галицкий Филарет (Кучеров).
“Церковь осуждает содомские грехи. Мы не можем и не будем молчать, когда пропагандируется грех, растлевающий человеческую душу и тело. Господь пришел, чтобы спасти грешников, но Он не давал нам права искать компромиссы с грехом”, – отметил епископ.
Когда сторонники однополых отношений публично заявляют о своей позиции, резко реагирует и греко-католическая церковь. В комментарии для Styler отец Петр Жук, ректор-протоиерей трехсвятительской духовной семинарии УГКЦ объясняет позицию конфессии.
“Если человек живет с таким стремлением, пусть себе живет, и никто не будет за это осуждать. Но когда это происходит на уровне демонстрации, поощрения, то церковь, конечно, будет реагировать. Потому что поощрять грех нельзя. Лично я никогда не имел претензии к таким людям. Но есть претензии только к тому, почему они не пытаются контролировать то, что их побуждает к тем или иным греховным намерениям. Однополые отношения церковь не приемлет. Это не является нормой”, - объясняет протоиерей.
Церковь смотрит на такие вопросы в свете Священного Писания, которое является источником нашей веры. Священное Писание говорит, что такую форму поведения Господь не одобряет, говорит священнослужитель.
“Хочет человек жить в своих неестественных отношениях - пусть живет. Мне кажется, украинское общество ничего такого не запрещает. Но когда эти люди представляют неестественное как естественное и прибегают к манипуляциям, то на это будут реагировать и церковь, и простые люди. Им говорят: “Живите, как вам угодно, но не пытайтесь нас убедить, что это норма". Нельзя демонстрировать однополые отношения открыто. Демонстрация - это пропаганда. Это псевдоевропейские ценности”, - добавляет он.
Некоторые священники-геи настолько отважны, что не боятся сказать о своей гомосексуальности открыто. Хорошо понимая, какие последствия для них такая открытость может повлечь. Поэтому подобных случаев “камингаутов” среди служителей церкви - единицы.
В 2008 году в Калифорнии (США) римокатолический священник не только поддержал однополые браки, но и заявил, что сам является геем. Преподобный Джеффри Фарроу из прихода в Святого Петра во время мессы на тему “возлюби соседа своего как самого себя” призвал верующих голосовать против поправки к законам штата, которая должна была запретить однополые браки.
Фото: Преподобный Джеффри Фарроу признался в своей гомосексуальности и сказал, что некоторые церковные деятели прямо игнорируют новейшие достижения науки (wikimedia.org)
В своей проповеди священник сказал: “Предлагая голосовать за Предложение 8 (против однополых браков – ред.), некоторые церковные деятели Калифорнии не только выходят на политическую арену. Они прямо игнорируют новейшие достижения нейрологии, психологии и даже собственные слова Церкви о том, что гомосексуальность является врожденной”.
После окончания мессы преподобный сам признался в гомосексуальности в интервью репортерам телекомпании ABC.
“Я осознаю, что эти слова истины обойдутся мне дорого. Но промолчав, я сделал бы их цену еще выше, став пособником и сообщником морального зла, которое лишает геев и лесбиянок их гражданских прав и самого человеческого достоинства”, - заявил Фарроу.
За такое высказывание священника освободили от исполнения обязанностей и отстранили от должности. Он также лишился зарплаты, пенсионных пособий и медицинского страхования. Ему было запрещено посещать приходы, в которых он служил.
Но Фарроу и далее продолжал публично выступать, защищая права геев, лесбиянок, бисексуалов и трансгендеров. 22 июня 2009 года Законодательная ассамблея Калифорнии выразила признательность Фарроу за его щедрую и неустанную работу в сообществе ЛГБТ.
Как видим, бывает, что нередко официальная позиция церкви отличается от позиции отдельных ее представителей.
Недавно Александр Дедюхин, священник Украинской Православной Церкви Киевского Патриархата (УПЦ КП) написал на своей странице в Facebook, что “гей-парад нисколько не чуднее толпы попов в разноцветных облачениях и прикольных шапках на крестном ходу”.
Мы попросили Александра более детально объяснить свою позицию по поводу Марша Равенства в Киеве и однополым отношениям в целом.
“Лично я не считаю правильными гомосексуальные отношения, но лучший способ это выразить - это игнорировать все их проявления издалека. Что касается Марша, то лично мне не жалко, пускай ходят. Я вообще за то, чтобы ходили все: геи, очкарики, народные депутаты. Мы ведь живем в свободной стране, а в свободной стране должно быть разрешено все, что не вредит другим”, - прокомментировал Дедюхин Марш Равенства.
Он также добавил, что сам в качестве священнослужителя принимал и будет принимать участие в крестных ходах.
Фото: “Мы живем в свободной стране, а в свободной стране должно быть разрешено все, что не вредит другим” - Александр Дедюхин (facebook.com/strierej)
“Но сегодня, если мы будем запрещать марш каких-либо меншин, то завтра кто-то нам скажет: “а давайте запретим крестный ход”. Не нужно забывать, что такое может случиться. Поэтому я не против того, чтобы кто-то выходил заявлять о своих правах. Я не большой специалист в правах геев. Но при этом я понимаю, что гей-парад нельзя однозначно назвать пропагандой однополых отношений. Как заявляется, эти мероприятия – именно о проблеме прав. Это не пропаганда отношений, а борьба за свои права”, - объяснил священнослужитель.
Но, по его словам, на эту ситуацию нужно смотреть комплексно.
“Если речь о легализации, то в данном случае надо говорить не только о браках. С точки зрения государства все может решиться очень просто. Чтобы решить проблему наследства или усыновления – пусть для этого будет какой-то, условно говоря, союз. Это могут быть две подружки. Двое друзей. Или совершенно разные люди, которые вместе ведут хозяйство. Ведь не обязательно, чтобы у них были сексуальные отношения! Но сделают это или нет – это вопрос к политикам”, - добавил Дедюхин.
На вопрос о том, стало ли украинское общество, по его мнению, более толерантно относиться к однополым отношениям, священнослужитель ответил отрицательно.
“Я такого не наблюдаю. В общем, ситуация вряд ли изменилась”, - резюмировал он.
В мусульманстве тема гомосексуальности - запретная, говорит шейх Саид Исмагилов, один из наиболее авторитетных духовных лидеров мусульманской общины Украины, муфтий Духовного управления мусульман Украины “Умма” и Президент ВОО “Украинский центр исламоведческих исследований”.
“В Коране это четко прописано. Всевышний Господь обращается к людям, и в первую очередь - к мужчинам: “со своими половыми страстями отправляетесь к мужчинам, оставляя жен ваших, сотворенных для вас Господом, вы люди грешные, преступившие все мыслимые немыслимые запреты” - примерно так говорится в Коране”, - объясняет Саид Исмагилов.
Мусульмане считают однополые связи и публичную демонстрацию этого явлением ненормальным и нездоровым, добавляет он. Мусульманский мир категорически осуждает подобные действия.
“У нас есть правило: если есть такие недостатки, то их надо скрывать, а не выставлять напоказ. Сейчас, к сожалению, тенденция как раз такова, что поведение, которое осуждают все мировые религии, выставляют напоказ”, - говорит он.
Марш Равенства - это не заявление о правах, а однозначно попаганда однополых отношений, считает муфтий.
Фото: “Однажды, еще несколько лет назад, я встретился с представителем католической церкви, и он сказал: “Скоро у вас будут марши гомосексуалов” - Саид Исмагилов (www.facebook.com/openorthodoxuniversit)
“Однажды, еще несколько лет назад, я встретился с представителем католической церкви, и он сказал: “Скоро у вас будут марши гомосексуалов. А религиозных деятелей, которые против этого, будут высмеивать и оскорблять”. Я не поверил и очень удивился. Подумал: как такое может быть в Украине, в стране очень религиозной и высокодуховной? У нас, начиная со времен Оранжевой революции и до Революции Достоинства религиозные организации имели и имеют наибольшее доверие народа. Это очень авторитетный для людей общественный институт. Я не верил, что в нашей стране такое может быть. Но оказалось, священник был прав”, - добавил он.
В целом, гомосексуальность и прочие девиантные отношения - стары как Старый Завет, добавляет он.
“Если мы откроем книгу Старого Завета, то увидим, что эта же ситуация описывалась много тысяч лет назад. Даже примитивные религии, традиционные языческие, осуждали однополые отношения. У них не было понятия добра и зла. Вместо этого были понятия пользы и вреда. И на все, что вредило, накладывали табу. Даже примитивные культы видели, что от однополых отношений не рождаются дети, не увеличивается численность племени, мужчины теряют мужественность. Мы же считаем, что если Бог сотворил мужчину мужчиной, то он должен быть мужчиной. Если сотворил женщиной, то должна быть женщиной”, - сказал Саид Исмагилов.
Отношение православной церкви к “мерзости перед Господом” - общеизвестно. Либеральные православные священники или группы либеральных православных священников – немногочисленны, и на пересмотр позиции всей церкви пока не влияют.
Представители УПЦ говорят, что в позиции по поводу однополых отношений нужно исходить из того, что написано в Священном писании. Такого мнения придерживается и протоиерей Сергий Ющик, первый проректор Киевской духовной Академии УПЦ (МП).
“По апостолу Павлу, однополые отношения - это грех. Мы должны понимать, что ни прелюбодейцы, ни пьяницы, ни лихоимцы, ни люди, живущие однополыми браками, согласно, опять же, апостолу Павлу, не наследуют Царства Божьего. Упоминание об этом есть в Священном Писании. Но это не значит, что мы должны выделить какой-то один из этих грехов и именно за него человека осуждать. Церковь не осуждает человека. Церковь осуждает все эти грехи в целом”, - говорит отец Сергий.
Фото: “По апостолу Павлу, однополые отношения - это грех” - протоиерей Сергий Ющик (rivne.church.ua)
Священник также высказал свое мнение относительно Марша Равенства. По его мнению, здесь следует различать отстаивание фундаментальных прав человека и пропаганду однополых браков.
“О Марше мне трудно что-либо говорить. Дело в том, что под соусом Марша Равенства, когда люди якобы отстаивают свои права, нам может подаваться пропаганда греха. И если мы в данном случае говорим не о защите прав, а о пропаганде греха, то это беда. Нам не стоит забывать о важных социальных явлениях, которые действительно требуют внимания: права мужчины и женщины в семье, насилие в семье. Но эти проблемы в любом случае не стоит ставить в одну категорию с однополыми браками”, - отметил священник.
Сергей Ющик подчеркивает, что это его собственное мнение, но в нем он не позволяет себе выходить за рамки Священного Писания.
“Священное Писание говорит нам, что мы не имеем права любить грех, но в то же время обязаны уважать человека, который совершает грех. Потому что каждый человек имеет право на покаяние. Нельзя указывать пальцем на того или другого человека и говорить: "Посмотрите, вот этот человек поступает так, а не иначе!”.
По его словам, не надо ходить и публично говорить о том или ином человеке, что он грешит. Потому что каждый грешник имеет право на оправдание.
“Это моя позиция как приходского священника. Но содомия - это грех. И это факт. Рекламировать грех нельзя”, - отметил протоиерей.
В каждой конфессии найдется церковь, которая негласно поддерживает и однополые отношения, и однополые браки. Но обычно это мало где документируется, об этом редко говорят открыто. А геи и лесбиянки в большинстве случаев узнают о такой церкви скорее с помощью “сарафанного радио”, чем из объявления у входа в храм.
Существует международная гражданская организация GALIP Foundation, которая “призвана нести послание о любви и примирении Бога к сообществу геев, лесбиянок, бисексуалов и трансгендеров”. Организация была основана в 1999 году девушкой по имени Элейн и ее женой. За это время они придумали и воплотили в жизнь много волонтерских проектов.
На сайте организации можно найти церкви, в которых хорошо относятся к однополым отношениям. Организация предлагает для этого термин - “welcoming churches”. Большинство из предлагаемых организацией церквей находятся в США и Канаде.
На ресурсе собрана информация о церквях, где к геям и лесбиянкам относятся дружественно – будь-то исламская мечеть, буддийский монастырь или православный храм. Также есть информация, в каких церквях могут венчать однополые пары. Это происходит, как правило, в странах, где однополые браки разрешены законом.
Фото: Свячщенник Эндрю Кейн, открытый гей, вступивший в брак со своим партнером, позже был избран в Генеральный синод Англиканской церкви (telegraph.co.uk)
Ирландец Бернард Линч - первый в мире священник, который официально вступил в гражданское партнерство, а позже - заключил брак. В одной из своих публикаций он пишет:
“Много лесбиянок и геев хотят не просто посещать церковь, но и создавать собственные формы религиозной практики, отражающие их неповторимый опыт и стиль жизни. Такие церкви, как американские “Церковь Достоинства”, “Общинная Церковь Метрополии”, Движение лесбиянок и геев-христиан в США, а также “Церковь поисков”, которая действует в Великобритании, - лишь отдельные образцы происходящих изменений”.
Кстати, в 2003 году в России произошел случай, связанный с венчанием однополой пары, который буквально всколыхнувший “традиционную” общественность и вызвавший самый настоящий скандал в РПЦ. В Нижнем Новгороде православный священник обвенчал пару гомосексуалов. Этот случай стал первым публично известным в России, когда гей-пару обвенчали по всем традициям православной церкви. Ранее двое мужчин из Нижнего Новгорода, Денис Гоголев и Михаил Морозов, открыто заявляли о своих отношениях и рассказывали об этом в теле эфирах.
Говорят, что нижегородский священник обвенчал пару за 15 тысяч рублей. Позже священнослужитель Владимир Энерт, который и проводил обряд, категорически отрицал свою вину. Мол, его “подставили”. Но слова оправдания не помогли священнику избежать наказания: после проведенного епархией расследования событий вскоре он был запрещен в священнослужении.
Один из венчавшихся, Денис Гоголев позже рассказал прессе, что часовня, в которой проходил обряд, была немедленно разрушена. В считанные дни ее буквально разобрали по кусочкам.
Отец Петр Жук, ректор-протоиерей трехсвятительской духовной семинарии УГКЦ говорит, что в традиционной церкви, которая соблюдает все каноны, гей-пару никогда бы не повенчали.
“Есть традиционные церкви, которые базируются на учении, которое не меняется столетиями. А есть те, которые восстают против слова, данного Богом. Мне сложно назвать их традиционной церковью. В Украине, если десять людей объединяются, то уже могут создать церковь. Меня не интересует, как они себя назовут. Но было бы интересно узнать, на чем они базируются. Обычно церковь опирается на слово Божье. А там – какие ориентиры? Но церковь ли это, или просто организация? Они создают медийный прецедент. Или, может, ориентируются на политическую ситуацию? Скажем, какая-то церковь разрешила венчания однополых пар. Но действительно ли это настоящая церковь? Это большой вопрос”, - резюмирует священнослужитель.